2.Мотивационно-целевой. а) определение темы урока; б) целеполагание. | Учитель подводит детей к формулированию темы урока через актуализацию знаний. Примерные вопросы: - что доказывает сходство живой и неживой природы? - какие неорганические вещества входят в состав клетки? - какую роль играют в клетке вода и минеральные соли? - какие вещества, кроме неорганических, входят в состав клетки? - можете ли вы определить тему сегодняшнего урока? Учитель продолжает вести диалог: -что вам известно о белках и углеводах? Что хотели бы узнать? Перед детьми учитель ставит проблемные вопросы, тем самым вызывая интерес к изучаемому: - Почему опасно белковое голодание? - Почему можно умереть от высокой температуры? - Что общего между шляпочным грибом, речным раком и комнатной мухой? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, используя знания, полученные ими на предыдущих уроках, а также свой субъектный опыт. С помощью учителя определяют тему урока. Дети пытаются отвечать на вопросы учителя и испытывают некоторые затруднения. Появляется необходимость в изучении нового материала. С помощью учителя они формулируют цели урока: - изучить строение и функции белков; -изучить функции углеводов. |
3.Организационно-деятельностный. | Учитель проводит беседу о химическом составе клетки, опираясь на субъектный опыт учащихся. Формулирует определение жизни по Ф.Энгельсу. Задает вопрос: - почему такое значение придается белкам? Учитель предлагает (на выбор) практическую работу по нахождению белков и углеводов в представленных продуктах или чтение соответствующего материала в учебнике и его фиксирование в виде схемы, таблицы, описания (на выбор). Далее учитель рассказывает о строении белковой молекулы, демонстрирует ее модель. Задает вопрос: - каким образом 20 аминокислот могут составить тысячи разных белковых молекул? - как такая огромная молекула умещается в клетке? Учитель рассказывает о структуре белка. На доске рисует схемы. Далее учитель предлагает изучить функции белка в группах или парах (можно индивидуально). Зафиксировать изучаемое в виде таблицы, схемы, в свободном варианте (на выбор). Функции: строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая, регуляторная. Учитель констатирует факт: норма потребления белка в сутки 100г Вопрос: чем опасно белковое голодание? Учитель предлагает вспомнить, что происходит с яйцом при варке. Задает вопрос: - может ли твердый белок вареного яйца опять стать жидким? Как вы думаете, почему? Предлагает провести опыт(нагреть белок куриного яйца). Учитель рассказывает о свойствах белка: денатурации и ренатурации. Задает вопрос: - так почему же для человека опасна высокая температура, когда он болеет? Далее учитель предлагает в группах или парах изучить функции углеводов и зафиксировать изученное в тетрадях. Перед этим учитель приводит общую формулу углеводов, объясняя, почему они так называются. Учитель возвращает детей к вопросу, поставленному в начале урока:- так что же общего между шляпочным грибом, речным раком и комнатной мухой? | Учащиеся включаются в беседу, пытаются ответить на вопрос учителя. Учащиеся выбирают форму самостоятельной работы, выполняют ее. Делают записи в тетради: белки –полимеры – М1-М2-М3-М4-, где М- мономеры-аминокислоты, которых 20. Учащиеся сравнивают аминокислоты и буквы алфавита (с помощью учителя). Высказывают предположения и переходят к изучению структуры белка. Делают записи в тетрадях. Учащиеся изучают функции белка по учебнику, делают соответствующие записи в тетрадях. Учащиеся вспоминают разнообразные функции белков, делают выводы об опасности белкового голодания. Отвечают на проблемный вопрос. Учащиеся отвечают, что жидкий белок превращается в твердый, меняется цвет. Отвечают на первую часть вопроса и затрудняются ответить на вторую часть Учащиеся отвечают на поставленный еще в начале урока проблемный вопрос: - потому что разрушается структура белка и он не может выполнять своих функций. Выбирают форму работы. Изучают и фиксируют. Углеводы: моносахариды, дисахариды и полисахариды. Функции: строительная и энергетическая. Учащиеся отвечают на поставленный проблемный вопрос: - и шляпочный гриб, и речной рак, и комнатная муха состоят из углевода хитина. |
4.Рефлексивно-оценочный. 5.Домашнее задание. | Учитель проводит тестирование по изученному материалу, таким образом определяя уровень усвоения нового материала. Оценки за урок выставляются не по конечному результату, а по работе учащегося в течение всего урока. Результаты тестирования будут влиять на определение учащимися своего уровня в домашнем задании. Примерный тест (да-нет): 1.Углеводы и белки –это органические вещества. 2. Белки не являются полимерами. 3.Насчитывают 80 аминокислот. 4.Выделяют 2 структуры белковой молекулы. 5.Ренатурация – это восстановление утраченной структуры белковой молекулой. 6. В состав углеводов входят углерод, кислород и водород. 7.Глюкоза – это моносахарид. 8. Хитин относится к дисахаридам. 9.Углеводы выполняют только строительную функцию. 10 Гликоген – это животный крахмал. Далее учитель проводит беседу. Примерные вопросы: - что вам понравилось на уроке; - какие затруднения вы испытали; - кто вам оказывал большую помощь – учитель или товарищ; - как вам больше нравилось работать – индивидуально, в паре, группе; - что для вас было особенно интересным сегодня? Учитель предлагает учащимся самим определить свой уровень в выборе домашнего задания. Это будет зависеть во многом от уровня усвоения материала на уроке. Кто-то ограничится чтением опорного конспекта, сделанного на уроке, кому-то нужно будет поучить материал по учебнику. Обязательно учитель предлагает творческие задания: составить кроссворд, чайнворд по новому материалу; сделать сообщение об интересующем углеводе; Можно предложить приготовить презентацию о белках как основе жизни. Все зависит от уровня детей. | Выполняют тест, проверяют по ключу. Делают для себя выводы об уровне усвоения нового материала и в соответствии с этим определяют для себя свой уровень в домашнем задании. Учащиеся проводят рефлексию своей деятельности на уроке. Дети выбирают свой уровень домашнего задания. |