kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опорно-двигательная система (животные)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить эволюцию строения опорно-двигательной системы животных.

Просмотр содержимого документа
«Опорно-двигательная система (животные)»

Технологическая карта урока биологии

Класс: 7

Тема урока: Опорно-двигательная система (животные)

Тип урока по дидактической цели: урок «открытия нового знания»

Цель дидактическая: Создать условия для осознания и осмысления новой информации путем исследовательской деятельности.

Цель предметная: изучить эволюцию строения ОДС животных, систематизировав знания о строении ОДС животных разных систематических групп.

Задачи:

Образовательные:

  • выявить функции ОДС животных и причины эволюционных изменений ОДС;

  • обосновать взаимосвязь строения и функций ОДС животных;

  • сравнить строение ОДС животных разных систематических групп, выявить усложнения (одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные – хордовые, бесчерепные – позвоночные, разные классы позвоночных – круглоротые, хрящевые рыбы, костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

  • объяснить причины различий и обосновать приспособленность ОДС животных к различным условиям среды обитания, местообитаний.

Развивающие:

  • развить умение работать с рисунками (учебник, слайды презентации), образцами наружных и внутренних скелетов (анализировать их содержание, описывать строение скелетов, сравнивать скелеты различных организмов…);

  • развить умение приводить примеры животных (с различными типами скелетов);

развить способность понимать целесообразность эволюционных изменений развивать мышление, коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • продолжить воспитание чувств любви к природе, восхищения ее мудростью, целесообразностью;

  • воспитывать чувство ответственности за успешность своей учебы, стремление к самообразованию, саморазвитию.

Основные понятия: «опорно-двигательная система», «наружный скелет», «внутренний скелет», «осевой скелет», «позвоночник», «позвонок», «скелет конечностей», «пояса конечностей», «кость», «сустав», «череп».

Планируемые результаты:

Личностные: Развитие толерантности, адекватного отношения к одноклассникам, при работе в одной группе, повышение заинтересованности данным биологическим вопросом.

Метапредметные: развитие умения устанавливать причинно-следственную связь, в вопросе эволюции животных, извлекать необходимую информацию из различных источников (учебник, слайдовая презентация, тетради, модели скелета).

Предметные: Выработка алгоритма работы с биологическим оборудованием, умения оперировать понятиями и знаниями в области эволюции животных и человека.


№ п/п (название этапа)


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Развитие универсальных учебных действий

1. Организа-ционно – мотивационный

Здравствуйте ребята!

Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока можно сидя, громко, чётко, чтоб все вас слышали


Учащиеся настраиваются на работу, сосредотачиваются.

Личностные:

Понимание важности знаний, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения

Регулятивные: формирование мотивационной саморегуляции к преодолению трудностей.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

2.Актуализация знаний по пройденному материалу.










Я знаю, что на прошлом уроке вы начали изучение нового раздела.


Какой раздел вы начали изучать?


Предлагает определить ключевое слово урока.

(На доске перевернутая карточка с ключевым словом Эволюция)

Что это?


Эволюцию каких органов животных вы уже проследили на предыдущем уроке?

Внимательно слушают, отвечают на вопросы


- эволюция строения и функций органов и их систем.


- Процесс постепенного развития животных от низших к высшим, постепенное усложнение строения, образа жизни, и функций организма в целом.

- эволюцию покровов тела

Личностные:

умение сотрудничать с одноклассниками в данной учебной ситуации

Коммуникативные:

умение формулировать высказывание,







3.Постановка учебной

задачи.

От изучения внешних покровов переходим к изучению внутренних систем органов (образно говоря, рассмотрели животное внешне, теперь пытаемся заглянуть вглубь)


И наша задача с вами сегодня на уроке перебросить мостик от внешнего строения к внутреннему строению.

Давайте посмотрим видео и определим, а какая система органов является нашим мостиком.

Значит какая тема урока?

Эволюция опорно-двигательной системы.

Какая есть логика в последовательности изучения учебного материала нашего раздела?

Мы помним понятие «кожно-мускульный мешок», помним, что у членистоногих мышцы обычно крепятся к наружному скелету, логично после их изучения перейти именно к этой теме

Учитель формулирует тему урока и предлагает учащимся поработать над постановкой цели и задач урока

(приём «Домысливание»)

Какая главная цель стоит перед нами?

Проследить эволюцию опорно-двигательной системы, систематизировав знания о строении ОДС животных разных систематических групп.

После просмотра презентации ребята отвечают на вопросы, рассуждают, опираясь на уже имеющиеся знания.










- Опорно-двигательная система



Называют тему урока.


Так как покровы часто являются частью ОДС

(Формулируют цель и задачи урока, которые хотели бы достигнуть на уроке.

Озвучивают цель и задачи урока.)

Личностные:

Осознание неполноты знаний,

проявление интереса к новому.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения известного с неизвестным.

Познавательные: определение познавательной цели, определение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: умение работать с информацией на опережение

4.Изучение нового материала






































































































Ребятам предлагаются вопросы. Организуется работа с учебником



- Докажите, что организму необходима ОДС?



- Почему скелет и мускулатура, такие разные структуры, объединяются в одну систему органов?


- Объясните причины эволюции ОДС, изменений в ней с течение времени. 






Постановка проблемного вопроса.



В каком направлении шла эволюция ОДС?


В эволюции ОДС можно выделить

несколько этапов. Давайте вместе проследим за эволюционным развитие ОДС.



1. одноклеточные – многоклеточные беспозвоночные

Посмотрите внимательно на слайд и ответьте на вопрос: что объединяет животных на слайде?


2. беспозвоночные – хордовые

Организует работу в парах. Раздает карточки с силуэтами животных каждой паре ребят. Распределите животных на 2 категории, предложив самостоятельно признак для классификации, используя учебник.


Организует индивидуальную работу по выявлению достоинств и недостатков наружного и внутреннего скелетов с последующими обсуждением, выводами



Давайте обратим внимание на эволюционные возможности внутреннего скелета, появившегося у хордовых животных



Скелет большинства позвоночных образован костями, хрящами, сухожилиями.
Кости состоят из органических и неорганических веществ и обладают большой прочностью.


Физминутка


3. бесчерепные – позвоночные
Организует индивидуальную работу с текстом учебника и информацией на слайдах презентации.

Мы помним, что хордовые делятся на низших и высших. Каковы «минусы» ОДС низших хордовых и «плюсы» ОДС высших хордовых?






Самостоятельная индивидуальная работа с учебником по выявлению особенностей строения позвонка (рис. 147 учебника на стр. 195,) с последующим выводом о прогрессивном значении появления позвонков в осевом скелете


Найдите место в учебнике, где описывается объект, представленный на слайде. Объясните, какое отношение он имеет к нашему уроку.


Итак, мы с вами практически достигли цели нашего урока. Осталось подняться на последнюю ступеньку. Давайте проследим изменения скелетов у позвоночных разных систематических групп

4. разные систематические группы позвоночных – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие

Организует групповую работу с учебником, и карточкой (5 групп выявляют особенности скелетов рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, выполняют соответствующие задания в карточках) с последующим обсуждением выводов об основных направлениях эволюции скелета позвоночных животных


Отвечают на вопросы, подготавливающие к восприятию нового знания


- Для передвижения, для защиты клеток, тканей, органов, для опоры и поддержания, сохранения постоянной формы тела…

- Для успешной работы любого органа, выполняющего движение, ему нужна опора

- Освоение животными новых территорий, освоение новых видов пищи, необходимость, чтобы выжить, активнее искать пищу, лучше прятаться от врагов, постоянно совершенствовать свои приспособления к меняющимся условиям среды… таким образом, ОДС, изменяясь вместе с организмом, должна была обеспечивать все эти эволюционные изменения.

Слушают проблемный вопрос, выдвигают гипотезы.


Эволюции ОДС шла от одной группы животных к другой.

1. одноклеточные – многоклеточные

2. беспозвоночные – хордовые

3. бесчерепные – позвоночные

4. разные классы позвоночных – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие


Работают с учебником выполняя задания учителя.


Устанавливают рабочие отношения в паре.

Взаимопроверка по критериям ответа.

+ внутреннего скелета – растет вместе с животным, увеличивает скорость перемещения тела за счет большей специализации отдельных мышц и их групп

ВЫВОД: более прогрессивным является внутренний скелет


Выполняют упражнения физкультминутки.


Работают с учебником выполняя задания учителя.


- у низших – ланцетника – в течение всей жизни сохраняется хорда, а у высших она замещается в процессе развития позвоночником, который частично или полностью окостеневает.

- у позвоночных более сложная мускулатура
- скелет состоит из следующих частей: осевого скелета (позвоночник), скелета конечностей и черепа


Работают с учебником выполняя задания учителя.


На слайде изображён позвонок. (состоит из тела, верхних и нижних дуг, концы верхних дуг позвонков, срастаясь между собой, образуют канал, в котором располагается спинной мозг, к концам нижних дуг, направленных в стороны, прикрепляются ребра)

Появление позвонков – важная прогрессивная черта, так как они придают прочность и гибкость скелету, являются защитой для спинного мозга.

Выполняя задания учителя, устанавливают рабочие отношения в паре. делают вывод.

Личностные: умение сотрудничать в паре и брать

ответственность за результат работы

Регулятивные:

развитие умений самостоятельно добывать новые знания.

Познавательные:

формирование умения отбирать нужную информацию, делать обоснованные выводы, развитие творческих способностей

Коммуникативные:

умение определять свои функции и соответственно действовать












Личностные: умение использовать полученные знания в данных ситуациях.

Регулятивные: учатся оценивать объективные трудности

Познавательные: осуществление само и взаимоконтроля.

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем и сверстниками фронтально, обсуждение ответов.








































Познавательные: Умения результативно мыслить и работать с информацией;

Осуществлять классификацию информации. Преобразовать информацию из одного вида в другой

Коммуникативные: Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов;

умение слушать и понимать речь других людей;

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре; выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.


5. Первичное закрепление.

Возврат к проблемному вопросу. Хорошо. Мы с вами прошли весь наш путь, и теперь можем сделать ВЫВОД О НАПРАВЛЕНИЯХ ЭВОЛЮЦИИ ОДС






ВЫВОД О НАПРАВЛЕНИЯХ ЭВОЛЮЦИИ СКЕЛЕТА ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

(Приём «Я утверждаю, что…»)
















Делают выводы.

ЭВОЛЮЦИЯ ШЛА:

- в направлении создания внутреннего скелета

-специализации групп мышц

- повышения подвижности сочленения отдельных элементов скелета.


- дифференцировка осевого скелета – позвоночника

- подвижное соединение шейных позвонков

- появление и развитие грудной клетки

- дифференцировка черепа но мозговой и лицевой отделы, развитие мозгового отдела

- появление и развитие парных передних и задних конечностей и их поясов – плечевого и тазового

- появление и развитие частных приспособлений в связи с вторичной утратой конечностей у змей, в связи с полетом у птиц и т. п.

Регуляторные: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Познавательные: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Коммуникативные:контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли

6. Рефлексия.

Возврат к задачам урока.


Делают выводы

Метапредметные:умение объективно оценить свою работу на уроке.

Регулятивные: оценивание уровня своего эмоционального состояния.

7.Инструктаж к выполнению домашнего задания

Объясняет сущность домашнего задания.



Воспринимают информацию.

Осознанно фиксируют информацию


8. Подведение итогов урока

Анализирует оценки, выставленные ребятами, приводит свои аргументы.Благодарит учащихся за работу на уроке и заканчивает урок.

Оценивают друг друга в баллах.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Опорно-двигательная система (животные)

Автор: Петренко Наталья Викторовна

Дата: 11.02.2020

Номер свидетельства: 539208

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства