3.Постановка учебной задачи. | От изучения внешних покровов переходим к изучению внутренних систем органов (образно говоря, рассмотрели животное внешне, теперь пытаемся заглянуть вглубь) И наша задача с вами сегодня на уроке перебросить мостик от внешнего строения к внутреннему строению. Давайте посмотрим видео и определим, а какая система органов является нашим мостиком. Значит какая тема урока? Эволюция опорно-двигательной системы. Какая есть логика в последовательности изучения учебного материала нашего раздела? Мы помним понятие «кожно-мускульный мешок», помним, что у членистоногих мышцы обычно крепятся к наружному скелету, логично после их изучения перейти именно к этой теме Учитель формулирует тему урока и предлагает учащимся поработать над постановкой цели и задач урока (приём «Домысливание») Какая главная цель стоит перед нами? Проследить эволюцию опорно-двигательной системы, систематизировав знания о строении ОДС животных разных систематических групп. | После просмотра презентации ребята отвечают на вопросы, рассуждают, опираясь на уже имеющиеся знания. - Опорно-двигательная система Называют тему урока. Так как покровы часто являются частью ОДС (Формулируют цель и задачи урока, которые хотели бы достигнуть на уроке. Озвучивают цель и задачи урока.) | Личностные: Осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения известного с неизвестным. Познавательные: определение познавательной цели, определение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: умение работать с информацией на опережение |
4.Изучение нового материала | Ребятам предлагаются вопросы. Организуется работа с учебником - Докажите, что организму необходима ОДС? - Почему скелет и мускулатура, такие разные структуры, объединяются в одну систему органов? - Объясните причины эволюции ОДС, изменений в ней с течение времени. Постановка проблемного вопроса. В каком направлении шла эволюция ОДС? В эволюции ОДС можно выделить несколько этапов. Давайте вместе проследим за эволюционным развитие ОДС. 1. одноклеточные – многоклеточные беспозвоночные Посмотрите внимательно на слайд и ответьте на вопрос: что объединяет животных на слайде? 2. беспозвоночные – хордовые Организует работу в парах. Раздает карточки с силуэтами животных каждой паре ребят. Распределите животных на 2 категории, предложив самостоятельно признак для классификации, используя учебник. Организует индивидуальную работу по выявлению достоинств и недостатков наружного и внутреннего скелетов с последующими обсуждением, выводами Давайте обратим внимание на эволюционные возможности внутреннего скелета, появившегося у хордовых животных Скелет большинства позвоночных образован костями, хрящами, сухожилиями. Кости состоят из органических и неорганических веществ и обладают большой прочностью. Физминутка 3. бесчерепные – позвоночные Организует индивидуальную работу с текстом учебника и информацией на слайдах презентации. Мы помним, что хордовые делятся на низших и высших. Каковы «минусы» ОДС низших хордовых и «плюсы» ОДС высших хордовых? Самостоятельная индивидуальная работа с учебником по выявлению особенностей строения позвонка (рис. 147 учебника на стр. 195,) с последующим выводом о прогрессивном значении появления позвонков в осевом скелете Найдите место в учебнике, где описывается объект, представленный на слайде. Объясните, какое отношение он имеет к нашему уроку. Итак, мы с вами практически достигли цели нашего урока. Осталось подняться на последнюю ступеньку. Давайте проследим изменения скелетов у позвоночных разных систематических групп 4. разные систематические группы позвоночных – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие Организует групповую работу с учебником, и карточкой (5 групп выявляют особенности скелетов рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, выполняют соответствующие задания в карточках) с последующим обсуждением выводов об основных направлениях эволюции скелета позвоночных животных | Отвечают на вопросы, подготавливающие к восприятию нового знания - Для передвижения, для защиты клеток, тканей, органов, для опоры и поддержания, сохранения постоянной формы тела… - Для успешной работы любого органа, выполняющего движение, ему нужна опора - Освоение животными новых территорий, освоение новых видов пищи, необходимость, чтобы выжить, активнее искать пищу, лучше прятаться от врагов, постоянно совершенствовать свои приспособления к меняющимся условиям среды… таким образом, ОДС, изменяясь вместе с организмом, должна была обеспечивать все эти эволюционные изменения. Слушают проблемный вопрос, выдвигают гипотезы. Эволюции ОДС шла от одной группы животных к другой. 1. одноклеточные – многоклеточные 2. беспозвоночные – хордовые 3. бесчерепные – позвоночные 4. разные классы позвоночных – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие Работают с учебником выполняя задания учителя. Устанавливают рабочие отношения в паре. Взаимопроверка по критериям ответа. + внутреннего скелета – растет вместе с животным, увеличивает скорость перемещения тела за счет большей специализации отдельных мышц и их групп ВЫВОД: более прогрессивным является внутренний скелет Выполняют упражнения физкультминутки. Работают с учебником выполняя задания учителя. - у низших – ланцетника – в течение всей жизни сохраняется хорда, а у высших она замещается в процессе развития позвоночником, который частично или полностью окостеневает. - у позвоночных более сложная мускулатура - скелет состоит из следующих частей: осевого скелета (позвоночник), скелета конечностей и черепа Работают с учебником выполняя задания учителя. На слайде изображён позвонок. (состоит из тела, верхних и нижних дуг, концы верхних дуг позвонков, срастаясь между собой, образуют канал, в котором располагается спинной мозг, к концам нижних дуг, направленных в стороны, прикрепляются ребра) Появление позвонков – важная прогрессивная черта, так как они придают прочность и гибкость скелету, являются защитой для спинного мозга. Выполняя задания учителя, устанавливают рабочие отношения в паре. делают вывод. | Личностные: умение сотрудничать в паре и брать ответственность за результат работы Регулятивные: развитие умений самостоятельно добывать новые знания. Познавательные: формирование умения отбирать нужную информацию, делать обоснованные выводы, развитие творческих способностей Коммуникативные: умение определять свои функции и соответственно действовать Личностные: умение использовать полученные знания в данных ситуациях. Регулятивные: учатся оценивать объективные трудности Познавательные: осуществление само и взаимоконтроля. Коммуникативные: Взаимодействие с учителем и сверстниками фронтально, обсуждение ответов. Познавательные: Умения результативно мыслить и работать с информацией; Осуществлять классификацию информации. Преобразовать информацию из одного вида в другой Коммуникативные: Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов; умение слушать и понимать речь других людей; умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре; выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей. Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. |
5. Первичное закрепление. | Возврат к проблемному вопросу. Хорошо. Мы с вами прошли весь наш путь, и теперь можем сделать ВЫВОД О НАПРАВЛЕНИЯХ ЭВОЛЮЦИИ ОДС ВЫВОД О НАПРАВЛЕНИЯХ ЭВОЛЮЦИИ СКЕЛЕТА ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ (Приём «Я утверждаю, что…») | Делают выводы. ЭВОЛЮЦИЯ ШЛА: - в направлении создания внутреннего скелета -специализации групп мышц - повышения подвижности сочленения отдельных элементов скелета. - дифференцировка осевого скелета – позвоночника - подвижное соединение шейных позвонков - появление и развитие грудной клетки - дифференцировка черепа но мозговой и лицевой отделы, развитие мозгового отдела - появление и развитие парных передних и задних конечностей и их поясов – плечевого и тазового - появление и развитие частных приспособлений в связи с вторичной утратой конечностей у змей, в связи с полетом у птиц и т. п. | Регуляторные: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Познавательные: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Коммуникативные:контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли |