kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опорный конспект " Основные направления эволюционного процесса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорный конспект составлен для самостоятельной работы обучающихся по теме "Основные направления эволюционного процесса". Представлен минимальный объем учебного материала и задания  для закрепления полученных знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект " Основные направления эволюционного процесса"»

Опорный конспект

Тема: Основные направления эволюционного процесса


1. Понятие о макроэволюции.

2. Способы осуществления макроэволюции: дивергенция, конвергенция, паралеллизм

3. Главные направления биологической эволюции: биологический прогресс и биологический регресс

4. Пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация

5. Основные закономерности эволюции: необратимость эволюционных преобразований.

6. Результат эволюции: многообразие видов, усложнение организации, приспособленность


Макроэволюция - это развитие жизни на Земле в целом от момента его происхождения до сегодняшних дней. Между микроэволюцией и макроэволюцией нет грани, т. к. процесс микроэволюции, первично вызвавший дивергенцию популяций, продолжается внутри вновь возникших форм организмов


Способы осуществления макроэволюции:

  1. Дивергенция – расхождение признаков у близких популяций (независимое расхождение признаков у вьюрков на Галапогосских островах под действием элементарных эволюционных факторов) В результате вид распадается на несколько независимых видов.

В результате дивергенции развиваются гомологичные органы - органы, имеющие общее происхождение, но разный внешний вид в связи с выполнением разных функций

(так как они приспосабливают к разным условиям).


  1. Параллелизм – эволюционное развитие в сходном направлении 2-х или более дивергировавших ранее групп (развитие саблезубости у представителей разных кошачьих). Объясняется общностью генной структуры и сходной изменчивостью.


Путём параллелизма развивались приспособления к водному образу жизни в трёх линиях эволюции ластоногих (моржи, ушастые и настоящие тюлени); у нескольких групп крылатых насекомых передние крылья преобразовались в надкрылья; у разных групп кистепёрых рыб развивались признаки земноводных; 


  1. Конвергенция процесс развития в сходном направлении, приводящий к возникновению сходных признаков в одинаковой среде ( форма тела у акул, китообразных, ихтиозавров, тюленей).

В результате конвергенции развиваются аналогичные органы - органы, имеющие разное происхождение, но сходный внешний вид в связи с выполнением одинаковых функций

(так как они приспосабливают к сходным условиям).



Главные направления макроэволюции

1. Биологический прогресс – направление, ведущее к :

- увеличению численности особей внутри вида,

- увеличению количества малых таксонов внутри крупных таксонов,

- к возрастанию приспособленности организмов,

- к более широкому распространению вида или таксона.


Биологический прогресс идет 3 путями:

А) ароморфоз (арогенез)это морфофизиологический прогресс, возникновение новых признаков, органов, которые существенно повышают уровень организации живых организмов, часто приводят к выходу в новую среду обитания (живорождение, развитие легких, постоянная температура тела). В результате образуются крупные таксоны – классы, типы, отделы…

Все ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения


Б) Идиоадаптации (аллогенез)формирование приспособительных признаков к среде обитания без перестройки общей организации. Это частные приспособления отдельных видов. (Дарвиновские вьюрки приспособились к питанию насекомыми, орехами, семенами, плодами и др. – изменился клюв). Приводит к формированию видов и родов – мелких таксонов.


В) Общая дегенерация (катогенез)особый путь развития эволюции, связанный с проникновением организма в более простую среду и резким упрощением строения и образа жизни. (Например, исчезновение кровеносной, мышечной, пищеварительной и др. систем у паразитических червей. У суккулины (паразита крабов) в организме развивается только половая система.)

2. Биологический регресснаправление эволюции, характеризуется:

- снижением численности особей,

- сужением ареала,

- постепенным и быстрым уменьшением количества видов внутри более крупного таксона

- снижение приспосабливаемости,

- уменьшением ареала.

Биологический регресс может привести к вымиранию. В состоянии регресса находятся многие виды , крупные млекопитающие – уссурийский тигр, гепард, белый медведь,…


Закономерность: в пределах какого-либо таксона за возникновением ароморфозов следует возникновение множества идиоадаптаций, для адаптации в новой среде.


Закономерности эволюции: - эволюционные изменения необратимые (Л.Долло: организм никогда не возвращается точно к прежнему состоянию, даже если он окажется в тех условиях, которые он прошел).


Результат эволюции:

- происходит непрерывный процесс приспособления к условиям обитания,

- происходит возникновение новых видов и вымирание не переживших борьбу за существование и естественный отбор,

- происходит постепенное усложнение организации.


Задания для закрепления

1. Выявите ароморфозы, идиоадаптации и дегенеративные признаки:

1. возникновение теплокровности,

2. образование хобота у слона,

3. утрата конечностей у кита,

4. усложнение головного мозга у млекопитающих,

5. образование цепкого хвоста у обезьян,

6. возникновение позвоночника,

7. возникновение многоклеточности,

8. появление семян у семенных папоротников,

9. возникновение лазающего стебля, характерного для плюща,

10. появление зацепок, как у лопуха,

11. утрата листьев кактусом,

12. появление проводящей ткани,

13. дифференциация слоевища на стебель, лист и корень.


2. Даны плавники акулы, ихтиозавра и кита, ноги лошади. Какие из этих органов являются гомологичными, какие – аналогичными? Гомологичные (одно происхождение, но разные по функциям) –плавники кита и ноги лошади плавник ихтиозавра и ноги лошади). Аналогичные ( разное происхождение, но одна функция) – плавник акулы и плавник кита.


3. Даны конечности крота, утконоса, медведи, морской черепахи, тюленя, утки, акулы, ихтиозавра, дельфина. Определите гомологичные органы. (конечности крота, утконоса, медведи, морской черепахи, тюленя, утки, ихтиозавра, дельфина – строение одинаковое, т.к. одно происхождение)




Литература:

1. Биология под ред Беляева Д.К., 2012 с. 176-180

2. Сивоглазов В.И. и др, Биология 10-11 кл., 2011, с. 251-254























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Опорный конспект " Основные направления эволюционного процесса"

Автор: Романова Людмила Валериановна

Дата: 19.04.2017

Номер свидетельства: 410413

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по теме "Возникновение и развитие эволюционных представлений" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vozniknovieniie-i-razvitiie-evoliutsionnykh-priedstavlienii"
    ["file_id"] => string(6) "101325"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402413840"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему "Строение и жизнедеятельность бактерий" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-na-tiemu-stroieniie-i-zhizniedieiatiel-nost-baktierii"
    ["file_id"] => string(6) "174954"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424192576"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства