Сформировать знания о разновидностях лесов Казахстана и их расположение по стране.Воспитать любовь к природе родного края, и показать необходимость её беречь и охранять для будущих поколений. Вызвать эстетическое чувство при изучении репродукций великих русских художников и поэтов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Охрана леса и хвойных лесов »
Биология 6 класс
Учитель химии и биологии Е.В. Иващенко п.Бурундай сш №17
Охрана леса и хвойных лесов.
Цели: сформировать знания о значение хвойных лесов для Казахстана.
Развить знания о голосеменных растениях .
Воспитание экологических навыков и эстетических вкусов , через знакомство с творчеством великих художников и поэтов
Тип урока: совершенствование знаний
Методы обучения: репродуктивный, практический, иллюстративный
ХОД УРОКА.
1. Организация класса к работе
2. Проверка домашнего задания
Назовите термины связанные с голосемеными растениями по цепочки. .
Фронтальный опрос
1. Каковы основные признаки хвойных? ( листья – хвоинки).
2.Что такое хвоя? ( масса хвоинок).
3. Почему сосна и ель относятся к голосеменным растениям? ( семена без плодов , семена видны, так как лежат без укрытия, то есть голо) Хвойные деревья размножаются семенами, но семена их находятся не внутри плода, а на чешуях, в шишках. Семена лежат попарно на верхней стороне чешуй открыто ( голо). Поэтому их и называют голосеменными растениями.
4. Где находятся семена у голосеменных? ( в шишках на твёрдых чешуях).
5. Что такое шишка? (это видоизменённый побег). 3. Постановка цели
Выяснить, для чего нужно охранять хвойных
4. Актуализация знаний
С. Маршак.
Протянула мне лапу сосна
С красноватым чешуйчатым цветом.
Цвет сосновый, смолою дыша,
Был не слишком приманчив для взгляда.
Но сказал я сосне: хороша!
И была она, кажется, рада. 5. Совершенствование знаний
1. Леса в Казахстане
Вообще леса это редкость для Казахстана потому-что в основном здесь степи и равнины. Поэтому лес очень ценят в Казахстане. Больших лесов на территории Казахстана всего 2 это лес . Для северного Тянь-Шаня характерны хвойные леса, там произрастает знаменитая тянь-шанская ель, в лесу вы сможете встретить марала, ястребиную сову, кедровку, тетерев, трехпалого дятла и многих других представителей фауны.Западный Тянь-Шань отличается от северного — ландшафтом, соответственно вместо ельников здесь в основном произростают арчовые леса, а большая часть склонов безлесна и Тянь-Шаня и Алтайский лес.
И если посмотрим на карту Казахстана, то увидим , где природа создала удивитель- ный мир красок, форм и звуков.
Вопрос учителя: - А кто знает, где в Казахстане есть леса? - Вблизи г. Кокшетау живописное место по-казахски звучит Бурабай, а по-русски Боро- вое. В Кокшетауской области среди степи есть гранитные скалы. Вокруг них так- же встречаются сосновые леса, которые здесь называют гранитными борами- - В Карагандинской области – Каркаралинск. - В Павлодарской области – Баян-аул. - В Костанайской области известный лес Наурзум-карагай. ( поставить на карте значки) Около г. Петропавловска расположены боль шие массивы соснового леса, тянущиеся полосами вдоль Иртыша. Их назы вают ленточными борами. -
2. Роль леса в жизни человека
Ребята, скажите, какую роль играет лес в жизни человека? (Ответы учеников) – Давайте составим схему.
3. Эстетическая ценность леса
Лес имеет и эстетическую ценность, вдохновляет на творчество.
Репродукции :И.И. Шишкина ,И.И.Левитана , А.М. Герасимоа Стихи великих поэтов :
В заключение привожу слова К.Г. Паустовского: «Леса не только приносят великую пользу человеку, украшают и оздоровляют землю, но поддерживают саму жизнь на Земле».
4. Экология леса
– Посмотрите, сколько пользы приносит лес. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? (Нет) – Какой вред может нанести человек лесу? (Пожар, мусор, разоряют гнезда, муравейники и т.д.) – К чему может привести такое отношение человека к лесу? (К исчезновению растений) – И человек задумался, а что останется потомкам? И создал книгу. Скажите, как она называется? (Красная книга)
-В нашей стране принят «Закон об охране и использовании природных богатств», кото- рый записан в Конституции РК. Охота на многих животных запрещена, а на многих ограничена, создаются заповедники, где вся природа неприкосновенна. Долг каждого гражданина беречь и охранять природу.
6. Закрепление
Прослушайте ситуации и определите какие правила поведения в лесу были нарушены.
1 Второклассницы Оля и Света пошли в лес. Утомлённые дорогой сели они отдохнуть и пообедать, вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Поели девочки, выкинули пакет с мусо- ром под кустик. Побродив по лесу, дети нарвали грибов полные корзинки, а также по два букета цветов. Довольные они отправились домой.
2 ситуация. В один тёплый воскресный день мы всем классом отправились в лес. Чудесно было в весеннем лесу. Пели птицы, лёгкий ветерок шевелил макушки деревьев. Вдруг мы увидели гнездо, а в нём яйца. Мы взяли их в руки, и полюбовавшись, положили на место. Вдруг мы увидели ёжика, завернув его в тряпочку, решили взять его домой в живой уголок. С хорошим настроением мы вернулись домой.
3 ситуация. Тёплым вечером мы с другом отправились в ближайший лесок. Прогуливаясь, мы уви- дели огромный муравейник. Витя захотел посмотреть, что там внутри. Он взял палку и стал ковырять его. Потом ему это надоело и мы пошли дальше. Надрезав кору берёзы, мы попили берёзового сока и довольные пошли домой. Справка: Одно муравьиное гнездо уничтожает за день до 20.000 вредных насекомых.
4 ситуация. Ребята гуляли в берёзовой роще летним вечером. В самой чаще леса было много комаров и дети, чтобы их отгонять сорвали по ветке. Хорошая получилась защита! Вдруг стало холодать и ребята решили развести костёр. Нанесли сухих веток и разо- жгли. Стало тепло и уютно. Но уже поздно, пора домой, да и костёр догорал. Доволь- ные ребята отправились домой.
- Итак, какие правила мы должны соблюдать в лесу? Повторим.