Просмотр содержимого документа
«Одноклеточные животные»
7 класс.
Тема: Одноклеточные животные
Цель урока: Изучить особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных.
Задачи урока:
Образовательная – сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности.
Развивающая–сформировать знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царств живой природы.
Воспитательная – организация мыслительной деятельности учащихся, творческой самореализации; создание позитивного микроклимата, искренности и открытости общения. Воспитание твёрдости характера, умения высказывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: география, биология, экология, литература.
1.Мотивация к обучению:
Знаки зодиака (Cлайд 1)
Мир животных тесно переплетается с нашей жизнью, посмотрев в воду, перекопав почву, обратив свой взор в небо, осмотревшись кругом, всюду увидишь животных, и даже взглянув на гороскоп мы видим животных: рыбы, лев, скорпион, овен, козерог. А что же ждет нас сегодня на уроке?
Стрельцы – Тимур и Вова вы сегодня будете активно работать и получите положительную оценку.
Козероги – Руслан, Никита, Дамир Вас сегодня ждет много интересного, главное ничего не боятся и отвечать уверенно.
Овны – Егор, Руслан, Софья весь урок у вас будет отличное настроение и повышенная работоспособность. Вы получите массу положительных эмоций.
Ну а стрельцам, скорпионам и водолеям звезды советуют пораскинуть мозгами и хорошенько поработать и тогда удача будет на вашей стороне.
2.Орг. момент
Ребята сегодня мы будем изучать увлекательнейшую тему «Одноклеточные животные ». Наша цель изучить особенности строения и жизнедеятельности этих животных.
Но прежде чем перейти к новой теме давайте вспомним предыдущий параграф.
3.Опрос домашнего задания:
1. Работа у доски.
Расположить правильно.
Семейство ,вид, тип, царство, ..
2. работа у доски электронные тесты.
3. Работа с тестами на месте.
1.Назовите одноклеточное животное.
А) пресноводная гидра
Б) кишечная палочка
В) амеба
Г) хлорелла
2. Элементарная единица классификации живых организмов.
А) род
Б) вид
В) царство
Г) класс
3. Кто впервые создал вакцину против оспы
А) Отейбойдак Тлеукабылулы
Б) Шокан Уалиханов
В) ПИ Мриковский
Г) М. Кашгари
4) В каком году в нашей республике был открыт зоологический сектор по изучению диких животных
А) 2011г.
Б) 1991г.
В) 1932г.
Г) 1768г.
5. На какие два типа делят животных.
А) беспозвоночные и позвоночные
Б) млекопитающие и первопроходные
В) земноводные и пресмыкающиеся
Г) звери и птицы
6. Самая крупная систематическая единица
А) вид
Б) царство
В) семейство
Г) тип
4.Изучение новой темы
4.1. Экспозиция урока.
Педагогическая экспозиция- этап, на котором учитель устанавливает и реализует первичный контакт с учащимися; формирует творческую, психологически комфортную атмосферу, мотивирует учащихся на активную позицию в урочной деятельности.
Сегодня классная доска
учитель показывает на доску
Сказала мелу свысока:
берёт в руки мел
- Смотри, с меня не сводит глаз
Весь класс! А ты - пачкун!
Спасибо мокрой тряпке,
Что стерла за тобою грязь:
Твои каракули, крючки, царапки!
- Эх ты, хвастунья! -
берёт тряпку
Тряпка возразила. -
В тебе ли сила?
Когда бы не писал слова и цифры Мел, -
пишет «Что такое мел?»
Никто бы на тебя и не смотрел!
Агния Барто
4.2 Проблемный вопрос
«Что такое мел?» Слайд
Ответы учащихся (2-3 ученика)
Ребята а кто мне скажет как на английском мел?
Ученики:(piece of) chalk
а на казахском языке?
Ученики:Бор
Слайд( изображение мела )
К одноклеточным или простейшим относятся животные, тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование и которому присущи все проявления жизни: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение и т. д.
Представители подцарства способны жить только в водной среде, поэтому, заселив Мировой океан, пресные воды и почву, они не смогли “завоевать” поверхность суши и воздух.
Подавляющее большинство простейших микроскопически малы – обычно 50-150 мк, хотя известны и “карлики” (2-4 мкм) – пироплазма, и “гиганты” (до 1 см) – пороспора гиганте.
4.3 Записать в тетрадях.
Протозоология – наука, изучающая одноклеточных животных.
Протистология– наука, изучающая простейших.
В современной систематике на основании родства различных представителей, особенностей их внутренней организации и образа жизни простейших разделяют на самостоятельные типы – саркожгутиконосцы, споровики, инфузории
Слайд
4.4 Доклады учащихся.
Саркожгутиконосцы
Тип саркожгутиконосцев представлен двумя классами простейших – саркодовые (от греческого “саркос” – мясо) и жгутиковые Рассмотрим подробнее каждый из классов.
КЛАСС САРКОДОВЫЕ
1) Корненожки – это одноклеточные организмы, передвигающиеся с помощью ложноножек (псевдоподий) – выпячиваний цитоплазмы, напоминающих корни растений. Их тело заключено в однокамерную раковину, снабжённую отверстием – устьем, через которую в окружающую среду выходят псевдоподии. Раковины состоят их хитиноподобного вещества и могут иметь различную форму: куполообразную, мешковидную, блюдцевидную и т.д.
2) Есть корненожки, тело которых покрыто известковой раковиной. Это фораминиферы, обитающие в водах Мирового океана во всех широтах и на всех глубинах. По хорошо сохранившимся раковинкам учёные определили уже более 30 тысяч ископаемых видов, а также около 4 тысяч видов, обитающих в океанах сейчас. Их раковины участвуют в образовании морского ила, морских осадков и пород. Из них образовались месторождения известняков.
Сообщение ученика: Египетские пирамиды, дворцы и храмы Владимиро-Суздальской Руси, дворцы в белокаменной Москве и Севастополе, старые здания в Париже, Риме, Вене и других городах построены из известняков, образовавшихся из раковин простейших.
В 1 кубическом метре воды из Тихого океана содержится до 800 тысяч известковых простейших, в Атлантическом океане – до 3 млрд. В отдельных районах Северной Атлантики численность простейших достигает 115 млрд на 1 кубический метр.
3) Радиолярии – одноклеточные, реже колониальные, свободноживущие простейшие, имеющие минеральный скелет в виде удивительно красивых образований и состоящим из кремнезёма или сернокислого стронция. Причудливые выросты на раковинках радиолярий значительно увеличивают поверхность тела, что способствует их передвижению в толще воды. Скопления раковин вымерших радиолярий образуют большие залежи. Их используют для шлифовки и полировки металлов, для изготовления наждачной бумаги. Радиолярии распространены преимущественно в тёплых морях.
Сообщение ученика: В Неаполитанском заливе Средиземного моря профессор В.Т.Шевяков в течение нескольких лет проводил наблюдения за распространением радиолярий. В результате исследований было обнаружено, что радиолярии из отряда акантарий распределены преимущественно в поверхностных слоях моря. Однако после сильных дождей они опускаются на глубину 100-200 м через 1-2 суток после прекращения дождей они вновь поднимаются в поверхностные слои. В зимние месяцы акантарии опускаются на глубину 50-200 м. Так происходит, потому что после сильных дождей акантарии “спасаются” от опреснения, опускаюсь на большую глубину. В зимние месяцы температура воды на глубине 50-200 м выше, чем на поверхности.
Солнечники – одна из самых малочисленных групп простейших. В ней несколько десятков видов, обитающих в пресных водах. Тело напоминает “солнышко”, но лишено минерального скелета. Питаются животными организмами.
Типичный представитель класса саркодовых – Амёба протей Почему она так названа?
Сообщение ученика: Широко распространённая в загрязнённых пресноводных водоёмах амёба протей названа в честь героя греческой мифологии морского бога Протея, который обладал способностью менять своё обличие, принимая образы всевозможных существ и предметов. Амёба протей не имеет постоянной формы тела, она непрерывно образует выросты (псевдоподии), в которые перетекает её цитоплазма.
Амёба – одно из наиболее просто устроенных животных, обитает в иле на дне пресных водоёмов (канав, прудов).
Строение и характеристика амёбы – см.
Кроме обыкновенной амёбы, известно несколько других видов амёб. Дизентерийная амёба внешне похожа на обыкновенную, но отличается от неё очень короткими ложноножками. При питье грязной воды дизентерийные амёбы попадают в кишечник человека. Быстро размножаются, проникают в стенки кишок и образуют там язвы. Эти амёбы питаются разрушенными участками кишки и кровью, вызывая серьёзное заболевание – амёбную дизентерию.
КЛАСС ЖГУТИКОВЫЕ
Класс жгутиковые объединяет животных, органоидами движения которых служат жгутики (один или несколько). У большинства представителей наружный слой цитоплазмы уплотняется, в результате чего на поверхности тела образуется плотная эластичная оболочка, определяющая форму животного. К этому классу относятся как автотрофные, так и гетеротрофные организмы.
Древние колониальные формы простейших рассматриваются как промежуточное звено между одноклеточными и многоклеточными организмами.
Представители:
Встречаются среди жгутиковых и паразитические формы (трипанасомы, лямблия и др.). Трипанасомы живут в плазме крови человека и различных домашних животных, вызывая тяжёлые заболевания (сонная болезнь в тропических странах, трихомониаз и др).
Среди жгутиковых встречаются и колониальные формы – вольвокс. В прудах и озёрах можно найти плавающие в воде зелёные шарики диаметром 1 мм. Каждый шарик состоит из множества клеток (больше тысячи), похожих по строению на эвглену зелёную.
Эвглена зелёная – наиболее распространённый представитель класса жгутиковых. Строение и характеристика - согласно
Сообщение ученика: Между ботаниками и зоологами издавна ведётся спор относительно принадлежности эвглены зелёной к растениям или животным. Ботаники основываются на том, что эвглена зелёная имеет хлорофил и способна к самостоятельному синтезу органических веществ на свету. Зоологи руководствуются тем, что эвглена зелёная в темноте питается гетеротрофно, не имеет целлюлозной оболочки, активно передвигается и схожа по строению с другими жгутиковыми. Разные способы питания свидетельствуют о единстве растительного и животного мира и в то же время являют пример своеобразной специализации, возникшей в ходе эволюции простейших.
4.5 Видео1 «Эвглена зеленая»
Споровики
Тип споровики – это паразитические простейшие. Их жизненный цикл связан со сменой хозяев.
Представителями типа споровики являются – кровяные споровики, грегарины, кокцидии Рассмотрение подробнее каждой группы представителей – согласно слайду 10 Презентации.
Сообщение ученика: малярия – паразитирующая болезнь, протекающая с периодическими приступами лихорадки, изменениями в крови, увеличением печени и селезёнки.
Возбудитель – простейшие рода плазмодиев. Их размножение и развитие происходят в организме комара и человека. Источник болезни – больной малярией человек, переносчик – самка малярийного комара. Самка комара заражается плазмодиями при сосании больного малярией и через 7-45 дней (в зависимости от температуры воздуха) становится способной передавать плазмодии. Здоровый человек заражается при укусе комара. С током крови плазмодии попадают в печень, где происходит первый (тканевый) цикл развития, затем переходят в кровь и внедряются в эритроциты, это второй (эритроцитарный) цикл развития, заканчивающийся распадом эритроцитов и выходом в кровь возбудителей, что сопровождается реакцией организма в виде приступа лихорадки.
В течение 1-6 недели (иногда до года) возбудитель может находиться в организме человека, не вызывая проявлений болезни (инкубационный период). Заболевание начинается внезапно: появляется сильный озноб, повышается температура (до 41 град), печень и селезёнка увеличиваются, могут поражаться печень, почки, ЦНС. Для лечения имеются эффективные средства. Малярия, как массовое заболевание ликвидирована. Профилактика направлена на раннее выявление и лечение больных, а также на борьбу с комарами-переносчиками малярии
4.6 Видео2 «Амеба»
Инфузории
Инфузории – самые высокоорганизованные простейшие. Впервые инфузории обнаружили в воде, настоянной на различных травах (“инфузум” означает “настройка”).
Строение и характеристика - согласно
Типичным представителем типа инфузорий (ресничных) является Инфузория туфелька Характеристика и строение – согласно
Таким образом, мы с вами рассмотрели особенности строения, жизнедеятельности Простейших как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни. В заключении необходимо отметить значение Простейших в природе и жизни человека (демонстрация
4.7 Видео3 «Инфузория туфелька»
Говоря о заболеваниях, которые вызывают Простейшие, давайте повторим профилактические меры:
соблюдение правил личной гигиены,
кипячение воды,
добросовестное приготовление пищи,
требования к качеству сырых продуктов,
использование репеллентов,
своевременное прохождение медицинских осмотров.
5. Закрепление:
1) Решите задачу
2) Задание на логику.
3) Написать Эссе «Одноклеточные за и против»
6. Рефлексия:
1. Что вы узнали нового на уроке?
2. Какие три типа одноклеточных мы с вами изучили?
3. Какие правила нужно соблюдать чтобы не допустить паразитические формы простейших в наш организм?
7. Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание:
С.122 - 126. Вопросы.
Для рукодельных - макеты представителей Простейших.
Для творческих – стихотворение, музыкальное сопровождение.
Для знающих – кроссворд.
Для любознательных - сообщение о морских простейших.