Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика царства Животные»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 поселка Эльбан
Амурского муниципального района Хабаровского края
Конспект урока в 5 классе
«Общая характеристика царства Животные»
Демидова Ксения Сергеевна,
учитель биологии
Учитель: Демидова Ксения Сергеевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 3 п. Эльбан, Амурского района Хабаровского края
Тема: «Общая характеристика царства Животные»
Образовательные:
- Изучить признаки царства Животные, расширить представления учеников о живой природе
Развивающие:
- Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли.
- Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически.
Воспитательные:
- Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к животным.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Учащиеся знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного мира; учатся выделять существенные признаки животных, находить сходство и отличие в строении клеток растений и животных, различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль животных в природе, обосновывать необходимость охраны животного мира.
Метапредметные:
Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за животными, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству Животные; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках и интерпретировать ее, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Личностные:
Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы, учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать и слышать другое мнение.
УУД:
Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
Основные понятия урока: царство Животные, животный мир, охрана животных, Красная книга, заповедники, ограниченный рост, зоология, симметрия тела.
Ресурсы: УМК: Биология 5-6, линия жизни В.В. Пасечник, презентация,
Оборудование: презентация, таблицы, карточки с текстом с пропущенными словами для учащихся, картинки с представителями разных классов живой природы (приложение 3).
Проверка готовности учащихся к уроку (учебник, тетрадь, письменные принадлежности на столах), проверка отсутствующих.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
II.Актуализация знаний
- Что мы изучали на уроках биологии? – (Царства живой природы) Мы продолжаем изучать царства живой природы. На ваших столах лежат конверты. Откройте их и посмотрите, что там? (ответы – картинки с представителями разных царств живых организмов)
- По какому принципу мы можем разделить всех представителей (царству).
- Сколько царств живой природы вы знаете? – (четыре) Я предлагаю вам поработать в парах. Распределите все изображенные на картинках живые организмы по царствам.
-А сейчас, давайте проверим правильность выполненного задания. А кто из вас сделал все без ошибок, поднимите руку (сравнивают с доской). У кого одна ошибка? Молодцы.
- А давайте скажем, чем они отличаются друг от друга? Выделите один главный признак каждого из царств.
В результате рассуждений учащихся о признаках и характеристиках царств называется тема урока.
- С представителями какого царства мы еще не знакомились подробно? – (Царство Животные) А какова же тема сегодняшнего урока? – (Царство Животные). Откройте свои тетради и запишите тему урока – «Общая характеристика царства Животные».
Ребята, сегодня мы путешествуем по миру Царства Животные
- А что мы можем узнать об этом царстве? (формулируют цель и задачи урока – на доске написаны наводящие глаголы)
Задачи:
1. Выделить особенности строения животных;
2. Рассмотреть способы питания животных;
3. Сравнить царства растений и животных;
4. Узнать о способах охраны животных.
III. Изучение нового материала
1. Общая характеристика царства Животные
- А теперь вы поработаете в парах. У вас на столах есть листы с незаконченными предложениями. Вам предстоит, используя текст учебника на стр. 68, вставить пропущенные слова и у вас получится рассказ о Царстве «Животные».
По окончании работы фронтальная проверка по отдельным предложениям.
Задание № 1 Первые животные возникли в море около1,5 млрд лет назад. Известно около 2 млн видов современных животных. Животные отличаются 1) внешним и внутренним строением (одни покрыты шерстью, другие – перьями, третьи – чешуёй, у четвертых есть раковина, а у многих вообще нет твердых частей тела), 2) размерами, 3) образом жизни.
Все животные имеют общие признаки. Животные используют готовые органические вещества (питаются бактериями, растениями, грибами и другими животными или их остатками). Такой способ питания называется гетеротрофным (питание готовыми органическими веществами).
Рост животных прекращается после определенного периода развития.
Многие животные активно передвигаются: ползают, прыгают, бегают, летают, плавают. Но есть среди животных и малоподвижные виды. 1
2. Многообразие и широкое распространение животных на Земле.
- Все животные, населяющие нашу планету, составляют её животный мир. Животных объединяют в группы на основе их родства и сходства.
Задание № 2 Посмотрите на рис. 44 стр. 69 и используя ключевые слова, составить рассказ, ответив на вопрос «О чем может рассказать «эволюционное древо Царства Животные»?
Ключевые слова: эволюционно молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы, просто устроенные организмы, нижние ступени эволюции, верхние ступени эволюции, происхождение
Примерный рассказ: Эволюционно старые группы организмов находятся внизу схемы, на нижних ступенях эволюции, это одноклеточные, они просто устроены. Эволюционно молодые группы организмов находятся вверху схемы, занимают верхние ступени эволюции - это млекопитающие и птицы, они имеют самое сложное строение
- Мы с вами познакомились с царством «Животные» и теперь я вам предлагаю провести мини исследование.
- Пользуясь составленным вами рассказом, в парах заполните таблицу на приготовленных для вас листах.
Поднимите руку, у кого все правильно, кто справился на «5»? У кого практически все правильно, кто справился на «4»?
Физкультминутка для глаз
Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линии води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончена, ты молодец!.
А теперь вернемся к задачам нашего урока:
1 - выделили; 2 – сравнили; 3 – рассмотрели. А о чем мы еще не узнали? Не определили значение животных и не узнали о способах охраны животных.
Проблема: Почему нам важно сохранять и оберегать животных нашей планеты?
- Почему нам необходимо охранять представителей животного мира? (ответы учащихся о влиянии человека на природу).
- Вы когда-нибудь слышали словосочетание Красная книга? О чём она?
Демонстрация Красной книги из школьной библиотеки.
- На рис. 45 стр. 70 вы видите некоторых животных, занесенных в Красную книгу. Сейчас мы послушаем сообщение Кати о Красной книге.
Информация о Красных книгах Международной и Российской
Кра́сная кни́га — это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.
Главная задача охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов — их запись и учёт, как в масштабе всего мира, так и в отдельных странах. Без этого нельзя приступать к практическим рекомендациям по спасению отдельных видов. Задача не простая, и ещё 30—35 лет назад предпринимались первые попытки составить сначала региональные, а затем мировые сводки редких и исчезающих видов зверей и птиц.
В 1966 году был составлен список редких и исчезающих животных – КРАСНАЯ КНИГА. Её название объясняется тем, что красный цвет – сигнал запрета, понятный людям всего мира.
Последнее издание, вышедшее в 1978—1980 годах, включает 226 видов и 79 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидов амфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб. Среди них 7 восстановленных видов и подвидов млекопитающих, 4 — птиц, 2 вида рептилий.
В России национальная Красная книга, включающая животных, была впервые издана в 1983 году. В Красной книге Российской Федерации использована особая система деления животных на категории: 0 – вероятно исчезнувшие животные; 1 - находящиеся под угрозой исчезновения; 2 – сокращающиеся в численности; 3 – редкие; 4 – неопределенные по статусу; 5 – восстанавливаемые.
Учитель: ребята, а как мы с вами охраняем природу? (ответы учащихся).
Охрана природы имеет огромное значение. Просмотр клипа на песню О. Газманова «Красная книга».
IV. Закрепление материала
Задание «Перепутаница» (признак царства животных - поднимаем правую руку, признак царства растений – левую руку)
Ученику необходимо выделить Признаки царства Животных и Растений. Давайте поможем ему справиться с этим заданием:
Неограниченный рост
Автотрофы
Клеточная стенка из целлюлозы
Ограниченный рост
Гетеротрофы
Органы: корень и побег
Органы чувств
Системы органов
Хлоропласты
10.Двусторонняя симметрия тела
- Все ли цели мы выполнили на уроке? (да)
Конец урока:
- Видение красоты животных воспитывает чувство любви к природе, доброту, учит видеть и слышать прекрасное. Спасибо за урок.
V. Домашнее задание
Повторить § 18 учебника
Ответить на вопросы 1,2 или 3 (на выбор) в конце параграфа
VI. Рефлексия (фронтально)
Продолжите предложение:
Я знал …
Я узнал …
Я хочу знать …
Используемая литература
1. Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2012г.
3. Рабочая тетрадь: биология 5класс под редакцией В.В. Пасечника; М.: Просвещение 2012г
Приложение 1
Информационный лист
Задание № 1.Общая характеристика Царства Животные
Первые животные возникли ______ около ________ лет назад. Известно около _____ видов современных животных. Животные отличаются:
1) ________________ __________________(одни покрыты __________, другие – __________, третьи – _____________, у четвертых есть __________, а у многих вообще нет _____________________),
2) _________________________,
3) _________________________.
Все животные имеют общие признаки. Животные используют готовые органические вещества (питаются ____________, ____________, __________ и _________ ____________ или _____________). Такой способ питания называется __________________ (питание готовыми _____________ веществами).
Рост животных ____________ после определенного периода развития.
Многие животные __________ передвигаются: _________, ___________, ____________, ____________, ____________. Но есть среди животных и _____________ виды.
Задание № 2 Посмотрите на рис. 44 стр. 69 и используя ключевые слова, составить рассказ, ответив на вопрос «О чем может рассказать «эволюционное древо Царства Животные»?
Ключевые слова: эволюционно молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы, просто устроенные организмы, нижние ступени эволюции, верхние ступени эволюции, происхождение
Задание № 3 Сравнительная характеристика растений и животных