kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общая характеристика царства Животные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для изучения общей характеристики царства Животные в 5 классе, для расширения кругозора обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика царства Животные»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 поселка Эльбан

Амурского муниципального района Хабаровского края











Конспект урока в 5 классе

«Общая характеристика царства Животные»










Демидова Ксения Сергеевна,

учитель биологии




























Учитель: Демидова Ксения Сергеевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 3 п. Эльбан, Амурского района Хабаровского края

Тема: «Общая характеристика царства Животные»

Образовательные:

- Изучить признаки царства Животные, расширить представления учеников о живой природе

Развивающие:

- Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли.

- Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически.

Воспитательные:

- Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к животным.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Учащиеся знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного мира; учатся выделять существенные признаки животных, находить сходство и отличие в строении клеток растений и животных, различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль животных в природе, обосновывать необходимость охраны животного мира.

Метапредметные:

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за животными, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству Животные; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках и интерпретировать ее, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные:

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы, учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать и слышать другое мнение.

УУД:

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Основные понятия урока: царство Животные, жи­вотный мир, охрана животных, Красная книга, заповед­ники, ограниченный рост, зоология, симметрия тела.

Ресурсы: УМК: Биология 5-6, линия жизни В.В. Пасечник, презентация,

Оборудование: презентация, таблицы, карточки с текстом с пропущенными словами для учащихся, картинки с представителями разных классов живой природы (приложение 3).

Методы: проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, проектный


Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку (учебник, тетрадь, письменные принадлежности на столах), проверка отсутствующих.

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

II. Актуализация знаний

- Что мы изучали на уроках биологии? – (Царства живой природы) Мы продолжаем изучать царства живой природы. На ваших столах лежат конверты. Откройте их и посмотрите, что там? (ответы – картинки с представителями разных царств живых организмов)

- По какому принципу мы можем разделить всех представителей (царству).

- Сколько царств живой природы вы знаете? – (четыре) Я предлагаю вам поработать в парах. Распределите все изображенные на картинках живые организмы по царствам.

-А сейчас, давайте проверим правильность выполненного задания. А кто из вас сделал все без ошибок, поднимите руку (сравнивают с доской). У кого одна ошибка? Молодцы.

- Вспомним изученные царства.

царства


БАКТЕРИИ ГРИБЫ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

(нет ядра) (грибница) (есть хлоропласты) (нет хлоропластов)

- А давайте скажем, чем они отличаются друг от друга? Выделите один главный признак каждого из царств.

В результате рассуждений учащихся о признаках и характеристиках царств называется тема урока.

- С представителями какого царства мы еще не знакомились подробно? – (Царство Животные) А какова же тема сегодняшнего урока? – (Царство Животные). Откройте свои тетради и запишите тему урока – «Общая характеристика царства Животные».

Ребята, сегодня мы путешествуем по миру Царства Животные

- А что мы можем узнать об этом царстве? (формулируют цель и задачи урока – на доске написаны наводящие глаголы)

Задачи:

1. Выделить особенности строения животных;

2. Рассмотреть способы питания животных;

3. Сравнить царства растений и животных;

4. Узнать о способах охраны животных.

III. Изучение нового материала

1. Общая характеристика царства Животные

- А теперь вы поработаете в парах. У вас на столах есть листы с незаконченными предложениями. Вам предстоит, используя текст учебника на стр. 68, вставить пропущенные слова и у вас получится рассказ о Царстве «Животные».

По окончании работы фронтальная проверка по отдельным предложениям.

Задание № 1 Первые животные возникли в море около1,5 млрд лет назад. Известно около 2 млн видов современных животных. Животные отличаются 1) внешним и внутренним строением (одни покрыты шерстью, другие – перьями, третьи – чешуёй, у четвертых есть раковина, а у многих вообще нет твердых частей тела), 2) размерами, 3) образом жизни.

Все животные имеют общие признаки. Животные используют готовые органические вещества (питаются бактериями, растениями, грибами и другими животными или их остатками). Такой способ питания называется гетеротрофным (питание готовыми органическими веществами).

Рост животных прекращается после определенного периода развития.

Многие животные активно передвигаются: ползают, прыгают, бегают, летают, плавают. Но есть среди животных и малоподвижные виды. 1

2. Многообразие и широкое распространение живот­ных на Земле.

- Все животные, населяющие нашу планету, составляют её животный мир. Животных объединяют в группы на основе их родства и сходства.

Задание № 2 Посмотрите на рис. 44 стр. 69 и используя ключевые слова, составить рассказ, ответив на вопрос «О чем может рассказать «эволюционное древо Царства Животные»?

Ключевые слова: эволюционно молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы, просто устроенные организмы, нижние ступени эволюции, верхние ступени эволюции, происхождение

Примерный рассказ: Эволюционно старые группы организмов находятся внизу схемы, на нижних ступенях эволюции, это одноклеточные, они просто устроены. Эволюционно молодые группы организмов находятся вверху схемы, занимают верхние ступени эволюции - это млекопитающие и птицы, они имеют самое сложное строение

- Мы с вами познакомились с царством «Животные» и теперь я вам предлагаю провести мини исследование.

- Пользуясь составленным вами рассказом, в парах заполните таблицу на приготовленных для вас листах.

Сравнительная характеристика растений и животных

Признаки

Растения

Животные

Сходство

Строение

Имеют клеточное строение

Жизнедеятельность

Питаются, дышат, растут, размножаются, стареют, умирают


Различия

Питание

Автотрофы – фотосинтез (есть хлоропласты в клетке)

Гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами (нет хлоропластов)

Движение

Неподвижны

Большинство – активно передвигаются

Рост

Растут в течение всей жизни

Растут до определенного возраста


Поднимите руку, у кого все правильно, кто справился на «5»? У кого практически все правильно, кто справился на «4»?

Физкультминутка для глаз

Нарисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линии води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончена, ты молодец!.

А теперь вернемся к задачам нашего урока:

1 - выделили; 2 – сравнили; 3 – рассмотрели. А о чем мы еще не узнали? Не определили значение животных и не узнали о способах охраны животных.

Проблема: Почему нам важно сохранять и оберегать животных нашей планеты?

- Почему нам необходимо охранять представителей животного мира? (ответы учащихся о влиянии человека на природу).

- Вы когда-нибудь слышали словосочетание Красная книга? О чём она?

Демонстрация Красной книги из школьной библиотеки.

- На рис. 45 стр. 70 вы видите некоторых животных, занесенных в Красную книгу. Сейчас мы послушаем сообщение Кати о Красной книге.

Информация о Красных книгах Международной и Российской

Кра́сная кни́га — это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.

Главная задача охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов — их запись и учёт, как в масштабе всего мира, так и в отдельных странах. Без этого нельзя приступать к практическим рекомендациям по спасению отдельных видов. Задача не простая, и ещё 30—35 лет назад предпринимались первые попытки составить сначала региональные, а затем мировые сводки редких и исчезающих видов зверей и птиц.

В 1966 году был составлен список редких и исчезающих животных – КРАСНАЯ КНИГА. Её название объясняется тем, что красный цвет – сигнал запрета, понятный людям всего мира.

Последнее издание, вышедшее в 1978—1980 годах, включает 226 видов и 79 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидов амфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб. Среди них 7 восстановленных видов и подвидов млекопитающих, 4 — птиц, 2 вида рептилий.

В России национальная Красная книга, включающая животных, была впервые издана в 1983 году. В Красной книге Российской Федерации использована особая система деления животных на категории: 0 – вероятно исчезнувшие животные; 1 - находящиеся под угрозой исчезновения; 2 – сокращающиеся в численности; 3 – редкие; 4 – неопределенные по статусу; 5 – восстанавливаемые.

Учитель: ребята, а как мы с вами охраняем природу? (ответы учащихся).

Охрана природы имеет огромное значение. Просмотр клипа на песню О. Газманова «Красная книга».

IV. Закрепление материала

Задание «Перепутаница» (признак царства животных - поднимаем правую руку, признак царства растений – левую руку)

Ученику необходимо выделить Признаки царства Животных и Растений. Давайте поможем ему справиться с этим заданием:

  1. Неограниченный рост

  2. Автотрофы

  3. Клеточная стенка из целлюлозы

  4. Ограниченный рост

  5. Гетеротрофы

  6. Органы: корень и побег

  7. Органы чувств

  8. Системы органов

  9. Хлоропласты

10.Двусторонняя симметрия тела

- Все ли цели мы выполнили на уроке? (да)

Конец урока:

- Видение красоты животных воспитывает чувство любви к природе, доброту, учит видеть и слышать прекрасное. Спасибо за урок.

V. Домашнее задание

  • Повторить § 18 учебника

  • Ответить на вопросы 1,2 или 3 (на выбор) в конце параграфа

VI. Рефлексия (фронтально)

Продолжите предложение:

Я знал …

Я узнал …

Я хочу знать …

Используемая литература

1. Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2012г.

2. В.В. Пасечник «Уроки биологии 5-6 класс» методическое пособие, М.: Просвещение, 2012г.

3. Рабочая тетрадь: биология 5класс под редакцией В.В. Пасечника; М.: Просвещение 2012г

Приложение 1

Информационный лист


Задание № 1.Общая характеристика Царства Животные


Первые животные возникли ______ около ________ лет назад. Известно около _____ видов современных животных. Животные отличаются:

1) ________________ __________________(одни покрыты __________, другие – __________, третьи – _____________, у четвертых есть __________, а у многих вообще нет _____________________),

2) _________________________,

3) _________________________.

Все животные имеют общие признаки. Животные используют готовые органические вещества (питаются ____________, ____________, __________ и _________ ____________ или _____________). Такой способ питания называется __________________ (питание готовыми _____________ веществами).

Рост животных ____________ после определенного периода развития.

Многие животные __________ передвигаются: _________, ___________, ____________, ____________, ____________. Но есть среди животных и _____________ виды.


Задание № 2 Посмотрите на рис. 44 стр. 69 и используя ключевые слова, составить рассказ, ответив на вопрос «О чем может рассказать «эволюционное древо Царства Животные»?

Ключевые слова: эволюционно молодые группы, эволюционно старые группы, сложно устроенные организмы, просто устроенные организмы, нижние ступени эволюции, верхние ступени эволюции, происхождение


Задание № 3 Сравнительная характеристика растений и животных


Признаки

Растения

Животные

Сходство

Строение



Жизнедеятельность




Различия

Питание




Движение





Рост








Приложение 2







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Общая характеристика царства Животные

Автор: Демидова Ксения Сергеевна

Дата: 30.11.2016

Номер свидетельства: 364199

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Грибы. Общая характеристика грибов. "
    ["seo_title"] => string(40) "griby-obshchaia-kharaktieristika-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "153846"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421075998"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Презентация к уроку по теме "Царство Животные. Общая характеристика. Классификация животных"."
    ["seo_title"] => string(97) "priezientatsiiakurokupotiemietsarstvozhivotnyieobshchaiakharaktieristikaklassifikatsiiazhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "329162"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1463841522"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока  биологии тема: "Общая характеристика грибов" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-tiema-obshchaia-kharaktieristika-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "206208"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430131714"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки,её земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие."
    ["seo_title"] => string(80) "obshchaia_kharaktieristika_klassa_vnieshnieie_i_vnutriennieie_stroieniie_liaghus"
    ["file_id"] => string(6) "417470"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495391728"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Программа элективного курса  "Ужасные беспозвоночные или мои потенциальные паразиты"."
    ["seo_title"] => string(83) "proghrammaeliektivnoghokursauzhasnyiebiespozvonochnyieilimoipotientsialnyieparazity"
    ["file_id"] => string(6) "264899"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449803714"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства