kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наземно - воздушная среда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Наземно -воздушная среда" объяснит учащимся о парадоксах, которые есть в природе. Ведь приспособиться к данной среде очень сложно, но каждый организм по разному отреагировал на нее. Будь то жаркий климат, суровый север, везде есть жизнь со своими особенностями. Разве это не парадокс, что жизнь есть везде. Наш урок поможет объяснить это ученикам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС»



Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС

Автор:



Журавлева Виктория Владимировна

Предмет

биология

Класс

5 класс

Тип урока

Открытие нового знания

Технология построения урока

Технология развития критического мышления

Тема

Наземно – воздушная среда

Цель

Познакомить обучающихся со знаниями о наземно-воздушной среде обитания, выяснив как организмы, приспособились к жизни в ней.

Задачи

Образовательные:

• способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;

• выявить особенности наземно-воздушной среды обитания, определив, как организмы приспосабливаются к жизни в своей среде;

Развивающие:

• научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения;

• способствовать формированию экологического мышления;

Воспитательные:

• воспитать убеждения в необходимости бережного отношения к природе


Основные термины, понятия

наземно-воздушная среда, водная среда; группы растений по отношению к водному режиму: влаголюбивые, умеренной влажности, сухолюбивые; группы животных по отношению к водному режиму: влаголюбивые, обитающие в условиях умеренной влажности, устойчивые к недостатку влаги









Таблица № 1 Планируемый результат

Предметные умения:














Личностные УУД:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3. Оценивать собственный вклад в работу группы

Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

3. Определяют приспособленность живых организмов к наземно- воздушной среде

Познавательные УУД:

1. Работать с таблицей

2. Находить отличия

3.Составление кластеров

4.Работа с информационными текстами

5.Объяснение значения новых слов

6.Сравнивать и выделять признаки

7.Уметь использовать символы, кластеры для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

1.Групповая работа по обсуждению информации

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3. Выражать свои мысли и идеи








Таблица №2 Организация пространства

Формы работы: фронтальная, групповая


Ресурсы: ПК, слайдовая презентация, карандаши цветные, листы ватмана

Таблица №3 Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока

-участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

- определять приспособленность живых организмов к наземно- воздушной среде

Познавательные УУД:

- работать с текстом учебника

:

Личностные УУД

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Осмысление

Познавательные УУД:

- находить отличия

- составлять кластеры

- работать с информационными текстами

- объяснять значения новых слов

- сравнивать и выделять признаки, по которым можно определить где обитает живой организм

- использовать символы, кластеры для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

- работать в группах по обсуждению информации

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи

Предметные результаты:

- знать свойства и приспособленность живых организмов к наземно – воздушной среды

- разнообразие приспособлений у растений и животных

- знать основные особенности наземно- воздушной среды и приспособления живых организмов к ним

Рефлексия

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы



Таблица № 4 Технология изучения




Этапы урока

Формируемые умения



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вызов

Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока

- определяют свойства наземно-воздушной среды и способы приспособления живых организмов к ней







Познавательные УУД:

- работать с учебником

:

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию


Проверяет готовность учащихся к уроку

Однажды один мудрец пришел к своим ученикам и сел с ними рядом. Они так долго сидели, пока один из учеников не возмутился. «Учитель ведь вы же учитель, вы должны нас учить и стоять перед нами.»

Учитель: «Да я не виду урок. Мое место свободно и разве это не парадаксально»

А часто мы с вами сталкиваемся с парадоксами? В жизни есть место парадоксам. Мир парадаксален и этим он интересен. В нем столько противоречий, что кружится голова. Величие парадокса мы постигаем вместе.

Учитель: А что такое парадокс?

Парадо́кс (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный; от παρα-δοκέω — кажусь) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

Учитель: Сегодня наш урок будет полон парадоксов.

Стихотворение: Три клада у природы есть
Три ее основы.
Вода, земля и воздух.
Какая бы не грянула беда,
Целы они – все возродится снова.

Учитель: О каких кладах идет речь?

Клады – это среды обитания. А клад это что-то очень ценное, что нужно беречь и хранить.

Назовите тему урока и назовите его цели.

Для того, чтобы перейти к опросу домашнего задания заполните таблицу по наземно- воздушной среде.

знаю

Хочу узнать

узнал

Для того чтобы перейти к новой теме давайте выясним:

  1. Что за свойства отличают живые организмы от других, неживых тел?

-









Какие царства живой природы вам известны и сколько их



- Почему же все живые организмы разные? Могли бы эти животные встретиться все вместе?

- Почему отличаются друг от друга?




Слушают учителя
















Поочередно высказывают свое мнение используя приложение №1


Учащиеся приводят примеры парадоксов из приложения, жизненного опыта, сказок

(«Колобок», «Курочка ряба», А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке» и т.д.)











Учащиеся высказывают свою точку зрения, что речь идет о средах жизни




Формулируют тему и цель урока.




Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются.

Заполняют две колонки таблицы – знаю, хочу узнать






Учащиеся называют

1.Отличия:

  • дыхание

  • размножение,

  • раздражимостью,

  • питание

  • выделение

  • рост и развитие

  • обмен веществ



  1. Ответы учеников (4 царства – Бактерии, Растения, Грибы, Животные)









Ответы учеников (Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях. )


Осмысление


Метапредметные результаты:



Познавательные УУД:


- находить отличия

- составление схем-опор

- работа с информационными текстами

- объяснение значения новых слов

- сравнивать и выделять признаки

-уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации









Коммуникативные УУД:

-групповая работа по обсуждению информации

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи












Предметные результаты:

- знать особенности наземно- воздушной среды и приспособления к ней.


- разнообразие приспособлений у растений и животных к условиям наземно- воздушной среды.

-уметь отличать по внешним признакам где обитает живой организм

Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история… Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было. Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами. Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той Планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом Лихолетье…Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…Разве это не парадокс. Давайте разберемся в этих парадоксах.

Для начала составьте кластер, который будет отображать «Наземно-воздушную среду», синквейн о наземно- воздушной среде. Что входит в состав наземно-воздушной среды?

Наземно-воздушная среда (атмосфера)

приспособления

экологические факторы

Давайте разберем эти группы, которые входят в наземно-воздушную среду.


Учитель: Назовите особенности среды: (воздух, кислород, низкая плотность, ветер, температура, влажность, освещенность).








Учитель: Смотрите сколько экологических факторов среды, к которым должен быть приспособлен живой организм. А возможно ли это? А если бы организмы не смогли приспособиться, что с ними бы произошло? Вот, чтобы это узнать мы разделимся на лаборатории, которые выяснят как живые организмы приспособлены к различным условиям проживания. Каждая лаборатория изучает – 1 лаборатория - приспособления наземных организмов к высоким и низким температурам, 2 лаборатория – свет в жизни наземных растений и животных, 3 – приспособленность наземных растений и животных к водному режиму.










Учитель спрашивает отчет каждой лаборатории на поставленные им вопросы.


Учитель: Подберите пару каждому фактору среды и объясните почему.


Начало кластера «Наземно- воздушная среда»


Закончить схему

Наземно – воздушная среда



свет влажность Температура









Учащиеся внимательно слушают



























Самостоятельно работают с учебником стр 22, работаем с карандашом и делаем пометки. Учащиеся выясняют особенности наземно – воздушной среды. Работают с рисунком на презентации











Учащиеся заполняют таблицу по ходу объяснения

факторы

условия

1

свет


много

2

температура

большие амплитуды колебаний

3

воздух

много

4

влажность

Мало, дефицит

5

ветер

есть










1 лаборатория - приспособления наземных организмов к высоким и низким температурам

Вопросы: Как растения защищаются от перегрева?

Что происходит когда температура окружающей среды понижается?

А животные приспособлены к температурным изменениям?

2 лаборатория – свет в жизни наземных растений и животных

Как делятся растения по отношению к свету?

Как по отношению к свету классифицируются все животные?

3 – приспособленность наземных растений и животных к водному режиму.

Как делятся все растения по отношению к воде?

Деление животных по отношению к водному режиму?






Каждая лаборатория выдвигает по одному представителю, который делает кластер из набора слов и прикрепляет его к магнитной доске: иголки, опушенные стебли, летний покой, сахара, жир, пух, шерстка, листопад, спячка, светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые, ночные, дневные, влажность, влаголюбивые, сухолюбивые, умеренная влажность.

Каждый представитель должен еще объяснить почему он выбрал этот термин и соотнес его к данному фактору.




Рефлексия

Регулятивные УУД:

- выработка критериев оценивания работы в группах




ЛичностныеУУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы



Для закрепления изученного материала предлагаются дифференцированные задания

1. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».

1. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.

2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

3. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до 5 метров.

4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.

5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.

6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.

Вопросы кроссворда по «Наземно-воздушной среде».

1. Группа растений, живущих в условия дефицита (недостатка) влаги, например в пустыни

2. Состояние некоторых животных зимой, при котором они крайне не активны (не передвигаются и не питаются).

3. Растение засушливых мест, способное накапливать в своем стебле значительное количество воды.

4. Животное, передвигающееся прыжками (до 5 метров)

5. Животное пустыни, способное обходиться без воды до двух недель.

6. Период сбрасывания листьев у растений перед наступлением зимы.

Игра «Третий лишний».

        Дождевой червь, пиявка, слепыш

  • Бабочка, колибри, щука.      

  •        Таймень, шмель, акула.        

  •        Олень, крот, кролик



Учитель: Вот еще один парадокс, представьте, что на Землю с дружественным визитом должна прибыть инопланетная делегация. О каких особенностях жизни на суше мы, как радушные хозяева, сразу должны предупредить гостей?

Я предлагаю каждой лаборатории нарисовать свою картинку, которая будет объяснять какие условия жизни на нашей Землею. Эти рисунки будут необычными, т.к. несмотря на то, что они будут индивидуальными, выполнять мы их будем в форме игры. Сначала подумайте, что вы хотите изобразить. Я не буду подсказывать, вашим помощником будет ваша фантазия. А теперь внимание правила игры. Рисунок будет точечным, у каждого из вас один фломастер определенного цвета, которым вы начнете рисовать, затем по мой команде меняетесь фломастерами по кругу, по часовой стрелке. Времени у нас мало, поэтому работать надо быстро и слушать мою команду. Задание понятно? Итак, приступили. (На выполнение задания 5 мин.) Во время работы учитель дает пояснение. Рисование – это еще одна возможность получать удовольствие. Психологи утверждают, что посредством рисования у детей развивается память, мышление, внимание, воображение и даже снимается стресс. Поэтому рисовать полезно не только детям.

Цветовой дневник, который покажет какое настроение у учащихся после урока.

Красный – восторженный

Оранжевый – радостное

Желтый – светлое

Зеленый – спокойное

Синий – грустное

Фиолетовый – тревожное

Черный - унылое

Учитель: Какие замечательные рисунки у вас получились: яркие, веселые, жизнерадостные.

«Пусть ваша жизнь проходит на устах с улыбкой,

Пусть ваши мечты и фантазии исполняются».

Рефлексия

Сегодня на уроке:

- Я удивился;

- Я понял;

- Я задумался

В начале урока мы заполнили таблицу, а сейчас заполните последний столбик таблицы..

знаю

Хочу узнать

узнал



Д/з параграф 7


Все задания у учащихся в приложении. Они выбирают и выполняют их.


Взаимопроверка заданий. Правильные ответы на слайде.





















Правильный ответ: -, +, +, -, +, +











































Обитают в почвенной среде

Обитают в наземно –воздушной среде

Водная среда

Наземно –воздушная среда





































Учащиеся приступают к созданию немого рисунка.










Затем обучающиеся по очереди выходят к доске и крепят свои рисунки на магнитную доску

























Учащиеся заполняют 3 столбик таблицы.





Учащиеся оценивают работу своих учеников.








Просмотр содержимого документа
«Урок 5 класс»

Урок 5 класс «Наземно –воздушная среда»

Цели: Познакомить обучающихся со знаниями о наземно-воздушной среде обитания, выяснив как организмы, приспособились к жизни в ней.

Задачи:

Образовательные:

• способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;

• выявить особенности наземно-воздушной среды обитания, определив, как организмы приспосабливаются к жизни в своей среде;

Развивающие:

• научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения;

• способствовать формированию экологического мышления;

Воспитательные:

• воспитать убеждения в необходимости бережного отношения к природе

Планируемые результаты:

Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде; определять и находить группы растений и животных по отношению к водному режиму и иллюстрировать их примерами; выделять характерные черты организмов, обитающих в разных условиях влажности в наземно-воздушной среде, описывать приспособления; сравнивать особенности водной и наземно-воздушной среды обитания; уметь работать с разными источниками информации, объяснять; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения растений и животных и их условиями обитания.


Основные термины и понятия:

наземно-воздушная среда, водная среда; группы растений по отношению к водному режиму: влаголюбивые, умеренной влажности, сухолюбивые; группы животных по отношению к водному режиму: влаголюбивые, обитающие в условиях умеренной влажности, устойчивые к недостатку влаги


Основное содержание:

1.Общая характеристика наземно-воздушной среды обитания.

2.Особенности наземно-воздушной среды.

3.Приспособления наземных организмов к водному режиму


Ресурсы:

Основные: учебник стр.22-25, электронное приложение «Наземно-воздушная среда», тетрадь-тренажёр, презентация



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слайд № 1 Притча.

Однажды один мудрец пришел к своим ученикам и сел с ними рядом. Они так долго сидели, пока один из учеников не возмутился. «Учитель ведь вы же учитель, вы должны нас учить и стоять перед нами.»

Учитель: «Да я не виду урок. Мое место свободно и разве это не парадаксально»

А часто мы с вами сталкиваемся с парадоксами? В жизни есть место парадоксам. Мир парадаксален и этим он интересен. В нем столько противоречий, что кружится голова. Величие парадокса мы постигаем вместе.

Учитель: А что такое парадокс? (приложение 1)

Парадо́кс (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный; от παρα-δοκέω — кажусь) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

Учащиеся приводят примеры парадоксов из приложения, жизненного опыта, сказок. «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том и т.д.».

Учитель: Сегодня наш урок будет полон парадоксов.

Стихотворение: Три клада у природы есть
Три ее основы.
Вода, земля и воздух.
Какая бы не грянула беда,
Целы они – все возродится снова.

Учитель: О каких кладах идет речь? Слайд № 2

Клады – это среды обитания. А клад это что-то очень ценное, что нужно беречь и хранить.

Назовите тему урока и назовите его цели. Слайд №3

Для того, чтобы перейти к опросу домашнего задания заполните таблицу по наземно- воздушной среде.

знаю

Хочу узнать

узнал



  1. Опрос. Слайд №4

- Что за свойства отличают живые организмы от других, неживых тел?

  • дыхание

  • размножение,

  • раздражимостью,

  • питание

  • выделение

  • рост и развитие

  • обмен веществ

- Какие царства живой природы вам известны и сколько их

Ответы учеников (4 царства – Бактерии, Растения, Грибы, Животные)

- Почему же все живые организмы разные? Могли бы эти животные встретиться все вместе?

- Почему отличаются друг от друга? Ответы учеников (Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях. )

3.Изложение нового материала

Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история… Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было. Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами. Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той Планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом Лихолетье…Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…Разве это не парадокс. Давайте разберемся в этих парадоксах.

Для начала составьте кластер, который будет отображать «Наземно-воздушную среду», синквейн о наземно- воздушной среде. Что входит в состав наземно-воздушной среды?

Наземно-воздушная среда (атмосфера)

экологические факторы приспособления

Давайте разберем эти группы, которые входят в наземно-воздушную среду.

Работа по учебнику стр.22 «Особенности наземно- воздушной среды» самостоятельно, работка с текстами и пометки карандашом.

Слайд №5 Вопрос: Назовите особенности среды: (воздух, кислород, низкая плотность, ветер, температура, влажность, освещенность).

Слайд № 6 физкультминутка

Учитель: Смотрите сколько экологических факторов среды, к которым должен быть приспособлен живой организм. А возможно ли это? А если бы организмы не смогли приспособиться, что с ними бы произошло? Вот, чтобы это узнать мы разделимся на лаборатории, которые выяснят как живые организмы приспособлены к различным условиям проживания. Каждая лаборатория изучает – 1 лаборатория - приспособления наземных организмов к высоким и низким температурам, 2 лаборатория – свет в жизни наземных растений и животных, 3 – приспособленность наземных растений и животных к водному режиму.

Каждой лаборатории выдается маршрутный лист.

1 лаборатория - приспособления наземных организмов к высоким и низким температурам

Вопросы: Как растения защищаются от перегрева? Волоски, состояние летнего покоя

Что происходит когда температура окружающей среды понижается? Листопад

А животные приспособлены к температурным изменениям? У птиц –пух, животные – шерстка, спячка, зимний сон

2 лаборатория – свет в жизни наземных растений и животных

Свет в жизни растений – светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые.

Животные и свет – дневные и ночные

3 – приспособленность наземных растений и животных к водному режиму.



Деление растений по отношению к воде – влаголюбивые, умеренной влажности, сухолюбивые

Заполняют таблицу Слайд № 7

факторы

условия

приспособления

пример

1

свет


много



2

температура

большие амплитуды колебаний

высокие t



низкие t

Черепаха, растение – опунция

Песец, мхи

3

воздух

много



4

влажность

Мало, дефицит

«-« влаги

«+» влаги

Кактус

лотос

5

ветер

есть





Каждая лаборатория выдвигает по одному представителю, который делает кластер из набора слов и прикрепляет его к магнитной доске: температура, иголки, опушенные стебли, летний покой, сахара, жир, пух, шерстка, листопад, спячка, свет, светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые, ночные, дневные, влажность, влаголюбивые, сухолюбивые, умеренная влажность, наземно –воздушная среда

Проверка Слайд № 8

Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».

1. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.

2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

3. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до 9 метров.

4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.

5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.

6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.

(-, +, +, -, +, + взаимопроверка)

Слайд № 9,10 Вопросы кроссворда по «Наземно-воздушной среде».

1. Группа растений, живущих в условия дефицита (недостатка) влаги, например в пустыни

2. Состояние некоторых животных зимой, при котором они крайне не активны (не передвигаются и не питаются).

3. Растение засушливых мест, способное накапливать в своем стебле значительное количество воды.

4. Животное, передвигающееся прыжками (до 5 метров)

5. Животное пустыни, способное обходиться без воды до двух недель.

6. Период сбрасывания листьев у растений перед наступлением зимы.

Слайд № 11 Игра «Третий лишний».

        Дождевой червь, пиявка, слепыш.       (обитают в почвенной среде).

  •         Бабочка, колибри, щука.      (наземно-воздушная среда).

  •        Таймень, шмель, акула.        (водная среда).

  •        Олень, крот, кролик.           (наземно-воздушная среда).

Вот еще один парадокс, представьте, что на Землю с дружественным визитом должна прибыть инопланетная делегация. О каких особенностях жизни на суше мы, как радушные хозяева, сразу должны предупредить гостей?

Я предлагаю каждой лаборатории нарисовать свою картинку, которая будет объяснять какие условия жизни на нашей Землею. Эти рисунки будут необычными, т.к. несмотря на то, что они будут индивидуальными, выполнять мы их будем в форме игры. Сначала подумайте, что вы хотите изобразить. Я не буду подсказывать, вашим помощником будет ваша фантазия. А теперь внимание правила игры. Рисунок будет точечным, у каждого из вас один фломастер определенного цвета, которым вы начнете рисовать, затем по мой команде меняетесь фломастерами по кругу, по часовой стрелке. Времени у нас мало, поэтому работать надо быстро и слушать мою команду. Задание понятно? Итак, приступили. (На выполнение задания 5 мин.) Во время работы учитель дает пояснение. Рисование – это еще одна возможность получать удовольствие. Психологи утверждают, что посредством рисования у детей развивается память, мышление, внимание, воображение и даже снимается стресс. Поэтому рисовать полезно не только детям.

Цветовой дневник, который покажет какое настроение у учащихся после урока. Слайд № 12

Красный – восторженный

Оранжевый – радостное

Желтый – светлое

Зеленый – спокойное

Синий – грустное

Фиолетовый – тревожное

Черный - унылое

(Затем дети по очереди выходят к доске и крепят свои рисунки на магнитную доску)

Какие замечательные рисунки у вас получились: яркие, веселые, жизнерадостные.

«Пусть ваша жизнь проходит на устах с улыбкой,

Пусть ваши мечты и фантазии исполняются».

Рефлексия

Сегодня на уроке:

- Я удивился;

- Я понял;

- Я задумался

В начале урока мы заполнили таблицу, а сейчас обратите внимание что-то поменялось в этой таблице после нашего урока.

знаю

Хочу узнать

узнал



Д/з параграф 7

Приложение №1

Парадо́кс (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный; от παρα-δοκέω — кажусь) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения

Философские

  • Проблема курицы и яйца: что было раньше — курица или яйцо? С одной стороны, для появления курицы необходимо яйцо, с другой — для появления яйца нужна курица.

  • Парадокс Ньюкома — парадоксы всезнания:

    • Почему можно выиграть у противника, знающего всё?

  • Парадокс Мура (англ.): «Идёт дождь, но я не верю в это».

Приложение №2

1 лаборатория - приспособления наземных организмов к высоким и низким температурам

Вопросы: Как растения защищаются от перегрева?

Что происходит когда температура окружающей среды понижается?

А животные приспособлены к температурным изменениям?

2 лаборатория – свет в жизни наземных растений и животных

Как делятся растения по отношению к свету?

Как по отношению к свету классифицируются все животные?

3 – приспособленность наземных растений и животных к водному режиму.

Как делятся все растения по отношению к воде?

Деление животных по отношению к водному режиму?

Закрепление.

1.Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».

1. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.

2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

3. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до 5 метров.

4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.

5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.

6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания

Вопросы кроссворда по «Наземно-воздушной среде».

1. Группа растений, живущих в условия дефицита (недостатка) влаги, например в пустыни

2. Состояние некоторых животных зимой, при котором они крайне не активны (не передвигаются и не питаются).

3. Растение засушливых мест, способное накапливать в своем стебле значительное количество воды.

4. Животное, передвигающееся прыжками ( до 5 метров)

5. Животное пустыни, способное обходиться без воды до двух недель.

6. Период сбрасывания листьев у растений перед наступлением зимы.

Игра «Третий лишний».

        Дождевой червь, пиявка, слепыш.       

        Бабочка, колибри, щука

        Таймень, шмель, акула.        

        Олень, крот, кролик.           













Приложение №3

Низкая плотность воздуха затрудняет поддержание формы тела и потому провоцирует образование опорной системы. Так, водные растения не имеют механических тканей: они появляются только у наземных форм. У животных обязательно имеется скелет: гидроскелет (как у круглых червей, например), или наружный скелет (у насекомых), или внутренний (у млекопитающих).


С другой стороны, малая плотность среды облегчает передвижение животных. Многие наземные виды способны к полету. В основном, это — птицы и насекомые, но среди них есть и представители млекопитающих, амфибий и рептилий. Полет связан с поиском добычи или расселением. Обитатели суши размножаются только на Земле, которая служит им опорой и местом прикрепления. В связи с активным полетом у таких организмов модифицированы передние конечности и развиты грудные мышцы, как у летучих мышей, а у планеристов (например, летяг и некоторых тропических лягушек) — кожные складки, которые растягиваются и играют роль парашюта.

Подвижность воздушных масс обеспечивает существование аэропланктона. В его состав входит пыльца, семена и плоды растений, мелкие насекомые и паукообразные, споры грибов, бактерий и низших растений.

Газовый состав наземно-воздушной среды отличается высоким содержанием кислорода: оно более чем в 20 раз выше, чем в водной среде. Это позволяет животным иметь очень высокий уровень обмена веществ. Поэтому только на суше могла возникнуть гомойоте́рмность — способность поддерживать постоянную температуру тела, в основном, за счет внутренней энергии.

Почва и рельеф очень важны, прежде всего, для растений. Некоторые из них весьма специализированы. Так например, солянки (адаптированы именно к соленым почвам, бананы же предпочитают нейтральные почвы богатые органическими веществами. Для животных более важна структура почвы, нежели ее химический состав. Для копытных животных, совершающих длительные миграции по плотному грунту, адаптацией является уменьшение количества пальцев и, следовательно, уменьшение площади поверхности опоры. Для обитателей сыпучих песков характерно увеличение площади поверхности опоры, как у вееропалого геккона, например. Плотность грунта важна и для норных животных: луговых собачек, сурков, песчанок) и других; у некоторых из них развиваются копательные конечности.

Значительный дефицит воды на суше провоцирует развитие разнообразных адаптаций, направленных на экономию воды в организме:

  • - развитие органов дыхания, способных поглощать кислород из воздушной среды покровов (легкие, трахеи, легочные мешки),

  • - развитие водонепроницаемых покровов

  • - изменение выделительной системы и продуктов обмена (мочевины и мочевой кислоты),

  • - внутреннее оплодотворение.


Помимо обеспечения водой, осадки играют и экологическую роль. Снег, например, значительно уменьшает колебания температуры на глубине от 25 см. Глубокий снег защищает почки растений. Для тетеревов, рябчиков и тундровых куропаток сугробы — место ночевки, так как при 20–30 градусах мороза на глубине около 40 см температура сохраняется близкой к 0 °С.

Температурный режим наземно-воздушной среды более изменчив, чем водной. Поэтому многие обитатели суши эврибио́нтны к этому фактору, т. е. способны существовать в широком диапазоне температур и демонстрируют весьма различные способы терморегуляции.







Условия жизни

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

1.

Кислород

Достаточно

Не хватает

Меньше

2.

Вода

Не всегда хватает

Достаточно

Бывает много

3.

Температура

Значительные

Более ровная

Более ровная

4.

Свет

Достаточно

Меньше

Свет не проникает



Самоанализ урока

Тема урока «Наземно-воздушная среда».

Это вторая тема в разделе «Среды жизни» курса биологии. Данному занятию предшествовала тема «Водная среда обитания».

Цель: знакомство обучающихся с условиями жизни в наземно-воздушной среде и способами адаптации.

Достигая цели я, по сути, формирую универсальные учебные действия: Коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Данный урок является проблемным, главный вопрос и проблема одновременно «Как выжить растениям и животным в лесу?»

Приближаясь к стандартам нового поколения, я уже применяю системно - деятельностный подход, который лежит в основе всех современных интерактивных технологий и технология критического мышления

На уроке вы могли наблюдать компетентностный подход. Так как работаю над развитием не только предметных, общепредметных, но также и ключевые компетентностей.

Социально – коммуникативная компетентность - работа в парах, умение вести себя в незнакомой ситуации. Личностная компетентность (развитие умения рефлексировать свои знания) Функциональная компетентность (развитие умения оперировать знаниями в жизни)

На этом занятии я достигла следующих результатов:

  1. Предметные: изучили некоторые из природных условий наземно – воздушной среды (например температуру, осадки) выяснили способы адаптации животных и растений в условиях низких температур.

  2. Метапредметные: я развивала познавательные навыки (т.е. умение воспринимать и анализировать полученную информацию), коммуникативные (умение работать в парах), регулятивные навыки (умение анализировать полученную информацию, рефлексировать ее), развивала умение применять ранее полученные знания к реальным природным объектам.

  3. Личностные: продолжила воспитание экологической культуры, приобщение к здоровому образу жизни.
































Просмотр содержимого презентации
«Шаблон ЗЕЛЁНАЯ РАМКА»

Какие свойства отличают живые организмы от других, неживых тел?  Какие царства живой природы вам известны и сколько их?  Почему же все живые организмы разные? Могли бы эти животные встретиться все вместе?  Почему отличаются живые организмы друг от друга?
  • Какие свойства отличают живые организмы от других, неживых тел?
  • Какие царства живой природы вам известны и сколько их?
  • Почему же все живые организмы разные? Могли бы эти животные встретиться все вместе?
  • Почему отличаются живые организмы друг от друга?
№ факторы 1 свет   условия 2 температура приспособления 3   пример воздух 4     Влажность   5   Ветер      

факторы

1

свет

 

условия

2

температура

приспособления

3

 

пример

воздух

4

 

 

Влажность

 

5

 

Ветер

 

 

 

Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».

Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».

  • 1. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.
  • 2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
  • 3. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до 9 метров.
  • 4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.
  • 5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.
  • 6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
  • Правильные ответы (-, +, +, -, +, +)
Наземно-воздушная среда 1 2 3 4 5 6

Наземно-воздушная среда

1

2

3

4

5

6

Наземно-воздушная среда 1 2 я а к ч п с у к а 3 к т у с к р 4 у г н к е у л д р л б в 5 е ю н о т п а и л 6 с д ы

Наземно-воздушная среда

1

2

я

а

к

ч

п

с

у

к

а

3

к

т

у

с

к

р

4

у

г

н

к

е

у

л

д

р

л

б

в

5

е

ю

н

о

т

п

а

и

л

6

с

д

ы

          Дождевой червь, пиявка, слепыш.                Бабочка, колибри, щука         Таймень, шмель, акула          Олень, крот, кролик.        
  •           Дождевой червь, пиявка, слепыш.       
  •         Бабочка, колибри, щука
  •         Таймень, шмель, акула
  •          Олень, крот, кролик.        
Красный – восторженный Оранжевый – радостное Желтый – светлое Зеленый – спокойное Синий – грустное Фиолетовый – тревожное Черный - унылое

Красный – восторженный

Оранжевый – радостное

Желтый – светлое

Зеленый – спокойное

Синий – грустное

Фиолетовый – тревожное

Черный - унылое


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Наземно - воздушная среда

Автор: Журавлева Виктория Владимировна

Дата: 01.05.2015

Номер свидетельства: 207463

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Наземно-воздушная среда обитания"
    ["seo_title"] => string(37) "naziemno-vozdushnaia-srieda-obitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "342242"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472987743"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме «Обитатели наземно-воздушной среды.»"
    ["seo_title"] => string(57) "konspekt_uroka_po_teme_obitateli_nazemno_vozdushnoi_sredy"
    ["file_id"] => string(6) "608485"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1654003316"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Презентация "Движение многоклеточных животных в наземно-воздушной среде". 8 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_dvizhenie_mnogokletochnykh_zhivotnykh_v_nazemno_vozdushnoi_srede_8"
    ["file_id"] => string(6) "614983"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1665747935"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Познание мира. Как животные приспособились к среде обитания. 3 класс. "
    ["seo_title"] => string(71) "poznaniie-mira-kak-zhivotnyie-prisposobilis-k-sriedie-obitaniia-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "184220"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426006712"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Технологическая карта урока на тему: "Вода как среда жизни""
    ["seo_title"] => string(57) "tiekhnologhichieskaiakartaurokanatiemuvodakaksriedazhizni"
    ["file_id"] => string(6) "255938"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448022615"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства