Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Обитатели наземно-воздушной среды.»»
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Обитатели наземно-воздушной среды.» инновационная программа
Формирование умения смыслового чтения на уроках окружающего мира.
В современном обществе, увеличивается количество текстовой информации, предъявляются новые требования к её анализу, систематизации и скорости обработки. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной при реализации ФГОС НОО, в котором важно смысловое чтение, имеющее «метапредметный» характер.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения -умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).
Основные умения смыслового чтения:
o осмысливать цели чтения;
o выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
o умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
o определять основную и второстепенную информацию;
o свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
o понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:
выделение главного в тексте;
составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
грамотно пересказать прочитанный текст.
умение составить план прочитанного;
воспроизводить текст по предложенному плану;
умение пользоваться образцами решения задач;
запоминание определений, формул, теорем.
работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
подтверждение научных фактов;
конспектирование новой темы.
Работа с текстом ведётся:
на уроках литературного чтения
на уроках русского языка
на уроках математики
на уроках изобразительного искусства
на уроках окружающего мира
на уроках технологии
Тема: Обитатели наземно-воздушной среды.
Тип: получения новых знаний
Цель: формирование знаний о способах адаптации животных к среде их обитания.
Задачи:
1. сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания;
4.умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
5.расширение общего лингвистического кругозора школьника; развитие познавательной, эмоциональной сфер школьника; формирование умения смыслового чтения, формирование у обучающихся способности к систематизации ранее приобретённых знаний.
Предметные:
1.Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2.Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
3.Умение работать с текстовой информацией.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ресурсы: презентация к уроку, маршрутный листы, текст, учебник.
1. Организационный момент: Слайд 13. Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами проведем интересный урок. Узнаем много нового и познавательного. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок!
2. Актуализация темы: Слайд 14. Вспомним тему нашего прошлого урока. О какой средах существования мы узнали? Да, вы правы - это наземна среда и воздушная среда.
3. Постановка учебной задачи. (1 этап смысловго чтения. Антиципация)
Задание1.Слайд 15.
Определим тему урока, над которой мы будем работать. Для этого, в рассмотрите диаграмму Эйлера-Венна. Найдите пресечение множеств "Наземная среда" и "Воздушная среда". Подумайте, что может их объединять? ответьте на вопросы:
1) Кто обитает в лесу?
2) Где растут растения?
3) Кто обитает в воздухе и на земле?
Каким общим словом можно их обозначить?
Ответ запишите в маршр. л.
Животные, птицы, насекомые, растения обитают на земле и в воздухе.
Значит темой нашего урока будет "Обитатели наземно-воздушной среды". 3
Задание 2. Слайд 16. (прием "Корзина идей"). Вы видите на слайде корзину, давайте сложим в неё свои идеи, о том как приспособились к жизни на земле растения, животные и птицы? Запишите свою идею в прямоугольнике.
4. Практическая деятельность. (II. Работа с текстом во время чтения.)
Далее мы будем читать текст с пометками на стр. 68, 69 . Слайд 17. Напишите на полях значки , если : V - знакомая информация, + - новая информация, - я думал (думала) иначе, ? - это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Расскажите, какая информация для вас была новой? Прекрасно. Мы читаем, что-бы узнать новое.
III. Работа с текстом после чтения
Задание 3. Слайд 18. (прием "Верно, не верно"). А сейчас у нас будет работа в группах по прочитанному тексту. Заполните таблицу, отвечая на вопросы "да" или "нет". 1. Верно ли, что растения живут в 2-х средах?
2. Верно ли, что растения поглощают воду листьями, а корнями дышат?
3.Верно ли, что улитки, ящерицы, змеи и многие звери считаются обитателями воздушной среды?
4. Верно ли, что насекомые лучше приспособлены к жизни на суше и земле, чем звери?
5. Верно ли, что перья у птиц и шкуры животных защищают их от потери тепла?