Предлагаемый урок ориентирован на содержание программы учебника И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, В.С.Кучменко «Биология 6 класс». Урок рассчитан на 1час и проводится в рамках изучения раздела «Наука о растениях - ботаника».
Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″ 6 класс.
Тип урока:комбинированный.
Цель: Изучение жизненных форм растений и выявление их связи с особенностями среды их обитания.
Задачи: расширить знания учащихся о многообразии растений, их формах, продолжительности жизни, значении в природе; формировать умения работать с книгой, научить составлять мини – проекты.
Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: таблицы, гербарий травянистых растений, комнатные растения, компьютер, презентация, мультимедиапроектор.
В данной конкурсной работе рассмотрены некоторые современные образовательные технологии, которые использованы при разработке урока. На предлагаемом уроке использованы все возможности для развития личности ученика, её активного роста, осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Сущность урока составляет организация учителем разнообразной работы учащихся по усвоению новых знаний, умений и навыков, в ходе, которой осуществляется их воспитание и развитие. Урок строился на основе самодеятельности учащихся в учебном процессе, их самоорганизации, коллективной учебной деятельности, ответственности школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Коммуникативные – добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); Регулятивные – сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; познавательные – анализировать, классифицировать, сравнивать факты и явления; личностные – формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; формировать навыки, способствующие применению биологических знаний в современном мире.
Планируемые результаты:
расширить знания учащихся о многообразии растений, иметь представление о жизненных формах растений (примеры, характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав)
е; сделатьлогический анализ объектов с целью выделения признаков, поиск и выделение необходимой информации;
формировать умения работать с книгой, научить составлять мини – проекты.
иметь представление о жизненных формах растений, примеры, характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав
Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник (Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко, М.: Вентана – Граф, 2013/), гербарии, комнатные растения, компьютер, презентация, мультимедиапроектор, карточки-задания для мини-проекта «Паспорт моего дерева».
Ход урока
Организационный момент. (Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку).
Проверка домашнего задания.
- Почему Теофраста называют «отцом ботаники»?
- Какую роль играли растения в жизни древних людей?
- На какие царства подразделяются все живые организмы?
Постановка проблемы:
- Почему растения имеют общий план строения, но при этом они очень разнообразны?
Посмотрите на представленные растения (гербарии, живые комнатные растения). Скажите, пожалуйста, их внешний облик одинаков? (Предполагаемый ответ учащихся: нет, они выглядят по-разному.)
В природе растения не растут поодиночке, они соседствуют с другими растениями, животными, грибами, бактериями. Окружающая среда влияет на жизнь растения, продолжительность его жизни, интенсивность и направление роста, величину вегетативных органов. Это проявляется в формировании определенного внешнего облика, который называют жизненной формой растения.
Слайд № 1.
Изучение новой темы.
Тема нашего урока:«Многообразие жизненных форм растений».
Ребята, найдите в учебнике на стр. 14 определение понятия «жизненная форма» и запишите его в тетрадь.
( Записи в тетрадях учащихся: Жизненная форма - это внешний облик растений, отражающий их образ жизни и приспособленность к условиям среды обитания.)
Чтобы узнать, какие наиболее крупные жизненные формы растений бывают, мы с вами отгадаем загадки.
Слайд № 2. Форму растенья узнаешь, конечно,
Ствол есть центральный, кора безупречна,
Крона покрыла весь ствол там и тут.
Много годков те растенья растут (деревья)
Самая крупная жизненная форма – это деревья. Какие деревья вы знаете? (Береза, ель, сосна, пальма, яблоня и т.д.)
Слайд № 3. - Что общего во внешнем облике этих растений? (Центральный ствол и крона).
Нарисуем схему дерева. (Учащиеся рисуют схему дерева в рабочих тетрадях).
Древесная форма у растений развивается обычно в местах с благоприятными для жизни условиями.
Слайд № 4. Мы на деревья немножко похожи:
Плотной корой одеваемся тоже,
Только центральный отсутствует ствол,
Мы в высоту чуть поменьше растем.
Стволиков много на корне у нас
И долгожители есть среди нас.
- А если растение имеет много стволов, отходящих от одного общего основания растения, как оно называется? (кустарники)
Слайд № 5.
– Кустарник – это то- же жизненная форма растения. Стволы называют стволиками. Они живут не очень долго, 2-9 лет. Но сам кустарник живет дольше – за счет корней и вновь образующихся стволиков. (Кустарники – малина, шиповник, лещина и др.).
Слайд № 6. Братья родные кустарникам мы,
Ростиком только не вышли, увы! (кустарнички)
Слайд № 7. Низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками, высота которых достигает 8 - 50 см.. называются – кустарнички. (Например: черника, брусника, голубика (гонобобель), вереск и др.)
Слайд № 8. Полукустарники – это многолетние растения, у которых часть стебля одревесневает, а часть остается травянистой. Травянистая часть живет один год – это годичный побег с листьями и плодами. (Полынь, шалфей, астра многолетняя и др.). Таких растений много в сухих полупустынных районах.
Слайд № 9. Не имеем мы коры,
Стебли наши зелены.
До полметра вырастаем,
Ковром землю одеваем (травы)
Самая распространенная жизненная форма – это травы. Они имеют зеленые побеги, ежегодно отмирающие.
Физкультминутка. (Под музыку ребята изображают разные жизненные формы растений ).
Слайды № 10, 11, 12, 13. По продолжительности жизни травы подразделяются на однолетние, двулетние и многолетние.
Слайд № 14. Травянистые растения
Однолетние
Двулетние
Многолетние
Жизнь растений укладывается в один вегетационный период
(весна, лето.осень)
В первый год растут, на второй год образуют плоды и семена
Живут много лет, цветение и плодоношение повторяется ежегодно или один раз в жизни
Огурец, томат, василек, кукуруза, овес и т.д.
Капуста, морковь, петрушка, свекла, борщевик и т.д.
Купальница, сныть, вишня, яблоня, агава и т.д.
Рефлексивно – оценочный этап.
Слайд № 15. Найдите ошибку.
Слайд № 16. Какое растение лишнее и почему?
Слайд № 17. Задание: заполните таблицу с помощью текста учебника на стр.14-15.
Характеристика жизненных форм
Жизненная форма
Отличительные признаки
Представители
6. Домашнее задание: 1). Прочитать параграф 2 и ответить на вопросы в конце параграфа;
Слайд № 18. 2). Обследуй микрорайон школы, места в деревне или на окрестностях деревни, где ваша семья любит отдыхать. Найди деревья, которые тебя чем-то заинтересовали: своей историей, необычной формой кроны, редкостью этого вида в нашей деревне и т.д. Вместе со взрослыми составь паспорт одного или нескольких деревьев – опиши их по следующему плану:
№ _____
Паспорт моего дерева
Название дерева
Место «прописки»
(название деревни, улицы и т.п.)
Краткое описание места, где растет дерево
Примерный возраст
Окружность ствола на высоте 1м. (С)
Диаметр ствола на высоте 1м.
(d = С : 3,14)
Примерная высота дерева
(Определить визуально)
На какой высоте дерево начинает ветвиться
Ширина кроны
Форма кроны (нарисуй и закрась зеленым цветом соответствующую фигуру):
овальная,
шаровидная,
яйцевидная,
раскидистая,
плакучая,
треугольная,
пирамидальная,
другая
Состояние почвы вокруг дерева в радиусе около 1,5 – 2 м. от ствола
(почва рыхлая, уплотненная, вытоптанная, покрыта травой, не покрыта травой и т.д.)
Состояние дерева в момент заполнения карточки:
отличное,
хорошее,
удовлетворительное,
неудовлетворительное.
Другие сведения о дереве
Расскажи об этом дереве (или деревьях) друзьям. Возьмите их под свою охрану. [4]
Дополнительный материал.
Слайд № 19. Фикус Бенгальский.На первый взгляд может показаться, что на фото выше изображён лес. На самом деле – это одно единственное дерево. Фикус Бенгальский образует мощные ветви для поддержки которых отрастают побеги, которые опускаясь вниз до земли укореняются, образуя мощные колонны-стволы.
Слайд № 20. Секвойя вечнозелёная – это самое высокое дерево нашей планеты. Наши леса умеренного пояса – это трава по сравнению с лесом, состоящим из этих могучих исполинов. Высота многих деревьев превышает 110 метров, а возраст более 3500 лет! Раньше в стволах секвой выдалбливали дома и даже прорубали тоннели сквозь которые проходили автомобильные дороги. В ветреную погоду многим посетителям леса великанов становится не по себе от шумного «скрежета” и раскачиваний могучих стволов секвой. Произрастает в Калифорнии. Диаметр ствола самого большого дерева мира – 8 м.
Слайд 21. Вельвичия удивительная. Представляет собой карликовое дерево, способное жить до двух тысяч лет. Относится к самым удивительным растениям мира, поскольку его листья самостоятельным образом могут закручиваться к центру. Это жизненно необходимо для растения, поскольку таким образом листья собирают влагу из туманов и продвигают ее к корням. Растение имеет короткий ствол (он похож на пенек), из которого в разные стороны расходится пара листочков. Когда они вырастают, то разрываются в продольном направлении на частички, а кончики листьев отсыхают. В год листочки вельвичии, несмотря на засыхание кончиков, вырастают примерно на 8-15 сантиметров. Как правило, листья в длину вырастают до 8 метров, а в ширину они могут вырасти до 1,8 метра. Украшает карликовое растение каменистые пустыни Анголы. Так как вельвичии нужны туманы, то растет она не дальше 100 километров от берега океана.
Слайд №22. Гинкго. Называемое еще «серебряным абрикосом» растение произошло 16000000 лет назад, поэтому его вполне обоснованно можно считать старейшим на планете. Представляет собой дерево, высота которого может достигать тридцати метров. Продолжительность жизни гинкго может составлять 2500 лет. Листочки реликтового китайского дерева используются местными жителями для создания лекарственных средств, эффект от которых все же очень сомнителен.
Слайд № 23. Виктория амазонская. Это самое удивительное растение мира растет в Южной Америке и представляет собой самую крупную кувшинку. В диаметре она может быть до трех метров. На огромном и прочном листе виктории амазонской спокойно размещается не только ребенок, но и взрослый весом не больше 50-ти кг. Растение в разное время суток имеет различные оттенки. Белые цветки над водой можно увидеть вечером, а к утру они прячутся под водой. Всплывают снова они после полудня, представляя собой плавучий лист розового, фиолетового или малинового цвета. Цветет растение пару-тройку дней, после чего окончательно скрывается под водой. Слайд №24. Слайд № 24. Венерина мухоловка – это ещё более удивительное «растение-убийца”, которое предпринимает более активные действия по умерщвлению своей добычи. Видоизменённые листья-”челюсти” этого растения покушаются на жизнь не только насекомых, но и на жизнь улиток и даже лягушек.
Литература:
Учебник (Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко, М.: Вентана – Граф, 2013.