№ | Этапы урока и стратегии | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент.Психологическии настрой на урок. | 3 мин. | Эпиграф нашего урока: «Каким скучным местом был бы мир без птиц!» Обратите внимание, на ваших столах находятся лист, на котором нарисованы лица, обведите то выражение лица, которое соответствуют вашему настроению перед уроком. (смайлики) Радостное спокойствие, настроение нет, готов к работе я чем-то расстроен А теперь закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе” (под музыку) Я желаю вам успеха, и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо. Работать вы будете в группах. (Формирование групп. Повторение правил работы в группе, распределение ролей). ОЦЕНИВАНИЕ. Оценивать свою работу на уроке будете всей группой, занося баллы в оценочный лист. Ознакомьтесь с критериями оценивания. Оценочный лист Критерии оценивания. Баллы «5» - задание выполнено правильно без ошибок. «4» - задание выполнено с незначительными ошибками. «3» - задание выполнено на 50%. «2» - задание выполнено не правильно. «1» - задание не выполнялось. Имя учащегося | Верно/ неверно | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Активность на уроке | Итоговая оценка | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Итоговая оценка выставляется по следующим критериям: «5» - если набрал 27-30 баллов «4» - 24-26 баллов «3» - 15-23 балла
| Позитивно настраиваются на урок. |
2 | Деление на группы | 1мин | Учитель производит деление, применяя цветную бумагу с названиями птиц на обратной стороне. | Распределяются по группам. |
3 | Стадия вызова. Прием «Да-нетки» | 5 мин | На прошлом уроке мы познакомились с характеристикой птиц, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания. В этом задании необходимо найти правильные утверждение. Выписать цифры с правильным ответом. Задание № 1. 1.Численность животных класса Птицы 9 тыс.видов.(да). 2. Второе название класса Птиц- Пернатые.(да) 3.Наука, изучающая птиц- герпетология.(нет) 4. Специалист, изучающий птиц- Орнитолог.(да). 5. Все птицы способны к полету.(нет) 6. Киль как вырост грудины способствует рассеканию воздуха при полете(нет) 7. Цевка у птиц образовалась путем срастания нескольких костей стопы.(да) 8.Клюв птицы - это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов(да) 9. Пища из пищевода попадает сначала в мускульный желудок, а из него в железистый. (нет) 10. В кисти передней конечности у птиц - 5 пальцев. (нет) 11.Воздушные мешки птицы - часть их дыхательной системы.(да) 12.Сердце у птиц четырехкамерное.(Да) 13.У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок. (да) 14.Все птицы строят гнезда(нет) 15.Гнездование - одно из проявлений заботы птиц о своем потомстве.(да) 16. У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми и голыми. (нет) | Записывают в тетради и осуществляют самопроверку, за правильный ответ получает баллы. |
4 | Горячий стул | 5 мин | Задание № 2. Вызывает одного ученика к доске. На доске записано слово, связанное стемой урока. Группа должна объяснить с помощью ассоциации данное слово но не называть его вслух а участник на стуле угадать тем самым принесет группе допоплнительные смайлы. Слова: лебедь, курица, ласточка, дятель, журавль,гусь. | |
5 | Мозговой шторм | 5 мин | ЗАДАНИЕ №3.Распределите птиц по экологическим группам. (работа по распределению птиц по экологическим группам. Таблица
Экологическая группа по местам обитания | Характерные признаки | Представители | Птицы леса | Имеют чаще всего небольшое туловище. Все эти птицы обладают короткими, широкими крыльями и длинным хвостом, что позволяет им легко маневрировать между стволами деревьев, быстро взлетать, тормозить и садиться. Клювы крепкие и тупые. | Сова фазан дятел Кукушка воробьинообразные (синица, свиристель) | Птицы водно-болотных угодий | Имеют плавательные перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад. Они хорошо плавают и ныряют. По земле большинство передвигаются медленно и неуклюже. Перья смазываются выделениями копчиковой железы, которые образуют водонепроницаемый слой. У большинства видов клюв широкий, по краям его расположены «зубчики». | Цапля пеликан утка гусь чайка Лебедь фламинго | Птицы открытых пространств | Имеют широкие крылья, позволяющие им парить в воздухе. У некоторых видов ноги длинные, поэтому они хорошо бегают. Птицы бывают крупными и мелкими. | Страус жаворонок Беркут сокол журавль-красавка дрофа | БЕСЕДА По каким признакам вы отнесли этих птиц к данным экологическим группам? Другие группы также распределили птиц? Каких еще птиц вы можете назвать относящихся к этим группам? Теперь прочитайте характерные признаки представителей этих групп? Еще раз обсудите в группе правильность распределения птиц. Затем проверьте по образцу. (слайд) | Учащиеся наклеивают иллюстрации па таблицу одна группа свою работу вывешивает на доску. Другие группы сверяют свою работу и участвуют в обсуждении |
6 | «Биологические задачи».
| 3 мин | Задание № 4. Найдите в стихотворении названия восьми птиц. Чей в роще голос вам услада Конечно мой - гадать не надо. Красиво лгать умеют лисы А после - шасть и за кулисы. (Щегол, иволга.) Лечу к цветку, поймать легко ли Брильянт, порхающий на воле. Следы костра у самой пальмы Кора в ожогах - факт печальный. (Колибри, страус.) Как хорошо после дождя Телята рады, рад и я. Снег чьи-то лапы разграфили Наверно мыши здесь шалили. (Дятел, филин.) Хочу свою измерить тень Не знаю как, а думать лень. Мне здесь совсем не худо Да я и сам живое чудо. (Какаду, удод.) | Выполняют задания и проверяют правильность по слайду |
7 | Разминка | 2 мин | Показывает видеоролик. | |
8 | Кто быстрее? | 5 мин | Задание № 5. Изменив порядок букв, узнайте названия птиц занесенных в «Красную книгу». (Это задание выполняет только один из учащихся.) 1. РЫНЕЧАЙСИТ. 2. СОКАП. 3. СЕПНОТОЙЛЕР. 4. РОНАЛЛОВОБЕХСТ. 5. БАБОЛАН. 6. НАССАП. (Ответы: 1 - черный аист; 2 - скопа; 3 - степной орел; 4 - орлан белохвост; 5 - балобан; 6 - сапсан.) | |
9 | тест | 3 мин | Укажите правильные ответы 1. Только птицы из позвоночных животных: а - приспособились к полету; б - имеют перьевой покров; (+) в - откладывают яйца в известковой скорлупе. 2. В скелете кисти птиц сохранились остатки: а - трех пальцев; (+) б - двух пальцев; в - одного пальца. 3. Длина шеи у птиц зависит от: а - длины тел позвоночников; б - количества позвонков; в - количества позвонков и их длины. (+) 4. Спящая птица не падает с ветки дерева, потому что: а - чутко спит и при изменении равновесия тела сильно сжимает пальцы ног; б - чем ниже опускается тело птицы (под его тяжестью), тем больше сгибаются колени и сильно натягиваются сухожилия, проходящие через колено к пальцам; (+) в - сохраняет равновесие изменением положения крыльев. 5. Птенцы появляются зрячими, покрытыми пухом, способными бегать у: а- тетеревов, рябчиков, глухарей, уток; (+) б - орлов, ястребов, соколов; в - у всех названных птиц. 6. Основным сигналом, вызывающим у птиц начало перелета, является: а- недостаток или отсутствие корма; б - низкая температура воздуха; в - уменьшение длины дня. (+) | |
10 | Закрепление. Прием «Кластер» | 6 мин | Предлагает составит кластер по теме птицы и защитить его . | Составляют кластер и защищает |
11 | Рефлексия | 3 мин | Заполните анкету (нужное подчернуть): 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным полезным / бесполезным 4.За урок я не устал / устал 5.Материал урока мне был понятен / не понятен интересен / скучен 6.Домашнее задание мне кажется интересным / не интересным легким /т рудным 7.Мое настроение стало лучше / стало хуже | Заполняют анкету |
12 | Оценивание | 2 мин | Выставление итоговой оценки в оценочный лист. | |
13 | Домашнее задание | 1 мин | § 52 заполнить таблицу «отряды птиц». Творческие задания (на выбор): Составить синквейн «птицы», нарисовать птицу, разгадать кроссворд. | |
14 | Заключение | 1 мин | Заключение: Птицы придают прелесть полю, лесу, лугу, берегу реки. Они лучшие украшения парков, садов. Своими яркими красками, звучной песней они делают природу радостной и приятной. По красоте и яркости оперения птицы могут соревноваться с цветами. А их песни! Разве можно представить весенний лес без пения птиц. Каким скучным был бы мир без птиц! Так давайте же их любить, сохранять и любоваться их полетом! На этом наш урок закончен. Всем спасибо, до следующей встречи. | |
.