Урок-исследование: «Удобрения и их применение»
Цель урока:
- Расширить знания учащихся об удобрениях их значении для роста и развития растений.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Расширять знания о составе удобрений, их классификации, дифференцировать понятия «азотные», «фосфорные», «калийные» удобрения, сформировать знания о правильном применении удобрений.
- Коррекционные:
- Развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы, активности, необходимых для самостоятельной жизни.
- Развивать внутреннюю мотивацию к учению через исследовательскую деятельность, личностно-значимое содержание учебного материала, выполнение практической работы
- Воспитывающие:
- Формировать представление учащихся о необходимости правильного применения минеральных и органических удобрений. Воспитывать желание трудиться, выращивать урожай.
- Проблему, которую призван решить урок:
- Как удобрения влияют на рост и развитие растений.
- Оборудование:
- Проектор, экран, компьютер, презентация, таблицы, классификация удобрений, коллекция удобрений, учебник Е.А. Ковалёва «Сельскохозяйственный труд»
На столах учащихся:
- Коллекция минеральных и органических удобрений, наборы удобрений для подкормки комнатных растений, печатный материал, карточки, задания
- Методы обучения: Словесные (беседа, объяснение), наглядные (демонстрация презентации, таблиц); практическая (работа с раздаточным материалом); частично-поисковый (работа с дополнительным материалом); проблемный (постановка проблемных вопросов); исследовательские (работа по исследованию выдвинутых проблем, вопросов)
- Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа, взаимоконтроль
- Основные понятия и термины урока: органические, минеральные, азотные, фосфорные, калийные удобрения
Ход урока.
- Организационный момент.
«Здравствуйте ребята!»
Сегодня у нас будет интересный урок, будьте внимательны, старательны и доброжелательны друг к другу. Желаю Вам хорошего настроения, интересных заданий, успехов в их выполнении.
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель:
С давних времен люди называют землю матерью: «Мать кормилица», «Земля родит»,- говорят люди, собирая плоды земные.
Мы и теперь говорим: «Плодородие», «Урожай», «Недород». Испокон веков человек наблюдал, как из земли появляются растения в виде маленьких всходов. Потом они вытягиваются и превращаются в сочную зелень пастбищ, в хлебные злаки, высокие деревья.(Слайды № 1,2,3)
Что за сила заложена в земле, если из неё каждый год могут вырастать на лугах травы и цветы, на полях различные культуры, а плодовые деревья вырастают небывалой красоты.
Народы разных стран называют землю матерью потому, что у неё есть особое качество - плодородие.
Плодородие – это способность год за годом давать урожай растений и производить пищу для всего живого.
Слово земля в русском языке употребляется для обозначения довольно разных вещей. Поэтому когда мы говорим плодородие земли, то мы выражаемся не совсем точно. В данном случае, ребята, вместо слова «земля»правильнее говорить какое слово?
Учитель:
Ребята, давайте вспомним, что такое почва.
(Учащиеся отвечают)
Почва – это верхний рыхлый слой земли, на котором растения могут расти и давать урожай.
Ответ: почва (
Учитель:
А может ли почва постоянно давать хороший урожай?
Ученики:
Да, её нужно постоянно обрабатывать - вспахивать, культивировать, бороновать, вносить удобрения.
Учитель:
А что такое удобрения?
Удобрения – это различные вещества, которые обогащают почву элементами питания и повышают её плодородие.
Учитель:
Ребята, вспомните, пожалуйста, а какие удобрения называют минеральными? (Слайд №6)
Чтение определения по слайду.
Минеральные удобрения – это особые химические вещества, которые содержат необходимые для растений элементы питания.
Учитель:
Ребята, вот сегодня тема нашего урока: «Удобрения и их применение». (Обращаю внимание на доску.
Учитель:
Сегодня на уроке мы узнаем ещё больше о минеральных удобрениях и правильно научимся их применять. Но при изучении нового материала нам понадобятся знания предыдущих уроков.
Сейчас ваши знания мы проверим по карточкам. Знаете ли вы отличие между понятиями «органические» и «минеральные» удобрения?
Ученик: Да. Органические удобрения – это те, которые образуются из остатков растительного и животного происхождения. Минеральные удобрения изготавливаютя на химических заводах.
Учитель: Сейчас проверим ваши знания по карточкам.
Проверка знаний:
Задание1. I вариант: выписывает органические удобрения;
II вариант: выписывает минеральные удобрения.
Карточка №1.
а) навоз, б) селитра, в) компост, г) суперфосфат, д) хлористый калий, е) птичий помет, ж) торф, з) нитрофоска
Ответы: 1 вариант: а, в, е, ж.
2 вариант: б, г, д, з.
Учитель: А теперь проверим друг у друга
Учитель:
А сейчас вспомним, на какие две группы подразделяются минеральные удобрения.
Ученик: Удобрения подразделяются на 2 группы - простые и сложные.
Простые содержат 1 элемент питания. Если оно содержит азот, то такое удобрение называется азотными, если фосфор – фосфорными, калий – калийными.
В состав сложных или комплексных удобрений входят два, три, и более элементов питания.
Учитель: Вот и сейчас выполните такое задание по карточкам.
Задание 2.
I вариант: выписывает из списка сложные минеральные удобрения;
II вариант: выписывает из списка простые минеральные удобрения.
а) аммиачная селитра;
б) калийная селитра;
в) сульфат аммония;
г) аммофос;
д) мочевина;
е) нитрофоска;
Ответы: 1 вариант: б, г, е.
2 вариант: а, в, д.
Учитель: А теперь проверим друг у друга по слайду №12.
Актуализация знаний.
Учитель:
Сейчас ребята поиграем в игру «Убери лишнее»
Игра «Уберите лишнее»
Задание 3: Исключите лишнее. Объясните, почему вы исключили именно это понятие.
Фосфор, кислород, азот, калий, кальций, железо.
Ученик: Кислород - это вещество растения поглощают из воздуха, а остальные вещества находятся в почве.
Учитель:
Молодцы, ребята, с заданием справились хорошо. Скажите, пожалуйста, что необходимо делать, если почва истощается, в ней недостаточно питательных веществ для роста и развития растений?
Ученик: Необходимо почву удобрять, это значит - вносить удобрения.
Учитель: Одним из основных условий роста и развития растений это сроки внесения удобрений.
О сроках внесения удобрений мы прочтем в тексте учебника. (Читают поочерёдно текст учебника на странице 65.)
- Основное внесение удобрений.
- Припосевное.
- Подкормка.
Беседа по прочитанному тексту учебника:
- Чем отличается припосевное внесение удобрений, от подкормки?
- Какие виды внесения удобрений вы узнали?
Учитель:
Как можно обнаружить недостаток питательных веществ в почве?
Ученик:
По внешним признакам растений.
Физминутка:
Учитель: Ребята пройдитесь по классу и найдите растения, которым нужна ваша помощь, и расскажите какая. (Ребята выбирают комнатные растения, у которых листья желтеют, закручиваются и с пятнами.)
Ученик 1. Если в почве недостаток азота, окраска листьев бледно-зеленая, листья желтеют, размеры не большие, и они опадают.
Ученик 2. Если в почве мало калия, то ткани по краям листа желтеют, буреют и отмирают. Края листьев закручиваются к низу, наблюдается морщинистость.
Ученик 3. Недостаток фосфора - листья темно-зелёной окраски, появляются красноватые оттенки, а иногда и чёрный цвет засыхающих листьев.
Ученик 4. Не хватает железа - листья бледно-зелёные, ткани не отмирают.
Учитель: (Обращается к классу). Когда вы обнаружите, что вашим растениям недостает питательных веществ, что будете делать?
(Предполагаемый ответ - будем подкармливать растения.)
Где будете приобретать удобрения? (в магазине)
На что будете обращать внимание? (на инструкцию по применению)
Дидактическая игра: «Магазин»
Цель: научить пользоваться инструкцией при покупке удобрений в магазине.
(Учащиеся «покупают» удобрения знакомятся с инструкцией.)
Учитель: А сейчас ребята вы свои знания закрепите на практике.
Практическая работа: «Подкормка комнатных растений.»
Учащиеся подкармливают комнатные растения, используя удобрения согласно инструкции
Итог урока.
Объявление оценок.
Заключительная часть.
У ней для всех хватает доброты, и мы живем, запечатлев навеки в душе её прекрасные черты – поля, леса, луга, моря и реки.