Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане.
Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане.
Тема: Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане.
Цель: представление общего понятия о минеральных удобрениях.
Обучающая: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному применению знаний и способов деятельности по теме, в результате чего ученики будут знать классификацию и свойства минеральных удобрений; уметь применять их в хозяйственной деятельности.
Развивающая: способствовать развитию мышления, умения делать логические выводы из наблюдений по опыту, пользоваться опорными знаниями, работать с таблицами, справочными материалами.
Воспитательная: создать условия для формирования у учащихся понимания практического значения минеральныхудобрений в природе и жизни человека; их биологической роли (межпредметная связь).
Ожидаемый результат: учащиеся будутглубже знать о удобрениях как соединениях, которые содержат необходимые для растений питательные вещества, закрепят знания о единстве живого и неживого.
Оборудование: ИКТ (флипчарт).
Предметная лексика и терминология: питателный элемент, минеральные удобрения, классификация удобрений.
Ход урока
I. Введение:
1. Создание коллаборативной среды . Приветствие учащихся, выявление отсутствующих в классе, настрой ребят на восприятие нового материала.
«Дело науки – служить людям»
Л.Н. Толстой
2. Актуализация знаний.
- В наши дни потребительские отношение к природе, расходование ее ресурсов без осуществления мер по их восстановлению уходит в прошлое. Не каждый регион, не каждый район может гордиться плодородием своей почвы, но любое наземное природное сообщество, тем более человек, своим существованием обязаны почве. Почему?
- С детства мы знаем много сказок, в которых упоминается скатерть – самобранка. Фантазия это или реальность? В современном представлении скатерть – самобранка – это ухоженная, плодородная земля, благодаря которой наш стол полон явств. А как этого добиться?
Вывод: мы должны знать, как поддерживать и приумножить плодородие почвы.Изучение вопросов питания растений и повышения их урожайности путем применения минеральных удобрений является предметом агрохимии. Тема нашего урока «Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане».
Республика Казахстан приобрела свою независимость и суверенитет. Республика выходит в своем развитии на принципиально новый уровень ресурсного, научно-технического, экологического, информационного, политического и духовного обеспечения.
В ежегодном Послании Президента Н. А. Назарбаева сказано: «Наши природные ресурсы являются огромным богатством».
Как не вспомнить слова гениального ученого XVIII столетия М.В. Ломоносова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие».
В настоящее время наука является непосредственной производительной силой общества, с каждым годом все в большей степени определяющей его прогресс.
ІІ. Основная часть
- Какие вещества входят в состав растений?
- Какие органические вещества вам известны?
- Какие неорганические вещества вам известны?
- Что необходимо для полноценного роста и развития растений?
- Как растения усваивают питательные элементы?
- Что повышают питательные элементы?
- Какое определение можно дать терминологии «удобрения»?
- Зная многообразие химических соединений, определите, на какие виды можно разделить удобрения в зависимости от происхождения?
- Как можно распределить удобрения в группы с учетом их признаков?
Задание 1: составить классификацию удобрений, используя знания изученного материала по теме «Неметаллы».
Классификация удобрений
по происхождению по виду питательного по агрегатному
элемента состоянию
неорганические азотные, фосфорные, твердые
органические калийные жидкие
- Какое определение можно дать терминологии « минеральные удобрения»?
Вводная информация:Комплексные удобрения – это удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух-трех) различных веществ.
Комплексные удобрения делят на сложные и смешанные.
Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной
химической формулой.
Задание 2:назвать простые удобрения, комплексные удобрения и их химический состав.
Задание 3: используя материал учебника и дополнительную инфоромацию подготовить выступления о классификации и составе удобрений по предложенным пунктам:
1 группа – азотные удобрения
2 группа – фосфорные удобрения
3 группа – калийные удобрения.
- А как же влияют избыток нитратов для живых организмов?
Задание 4:Что же делать, если в продуктах присутствует избыток нитратов? Какие советы вы можете дать.
Вывод: Cодержание белков в продукции определяет ее пищевую ценность. Значит, земледелец должен добиваться наиболее полного перехода минерального азота, поступившего в растение, в состав органических веществ.
Заметим, что при недостатке азота растение медленно растет, имеет мелкие, бледные, преждевременно желтеющие листья. При избытке азота бурно развивается вегетативная часть растений, а генеративная (наряду с клубнями и корнеплодами) оказывается в угнетенном состоянии. Если в почве избыток нитратов, то они не успевают полностью превратиться в аминокислоты. Нитраты по корню поднимаются и могут осесть в любой части растения. Они превращаются в нитриты и отравляют организм. Кроме того, избыток соединений азота вымывается из верхнего слоя водой и просачивается в грунтовые воды. Далее они попадают в наш дом с обыкновенной питьевой водой.
Удобрения – это продукты питания для растений. Питательная ценность минерального удобрения определяется массовой долей питательного элемента в нем. Условно принято питательную ценность азотных удобрений выражать через долю в них элемента азота, фосфорных – через долю оксида фосфора(V), калийных – через долю оксида калия.
Задание 5:: Задача.
Определить массовую долю (в %) элемента азота в натриевой , аммиачной и кальциевой селитрах селитрах.
Вводная информация:
Химическая промышленность Казахстана основывается на богатейших запасах фосфоритов Южного и Западного Казахстана, развитии нефтегазовой промышленности, утилизации сернистых газов металлургической промышленности, больших запасов различных солей в Северном и Южном Казахстане и.т.д. Из 110 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведано78, а используется более 60 элементов .
Развитие химической промышленности идет по следующим направлениям:
- освоение богатейших запасов фосфоритов и производство фосфорных удобрений;
- утилизация сернистых газов цветной и черной металлургии; - производство продуктов нефтехимического синтеза;
- вовлечение в хозяйственный оборот запасов различных солей и.т.д.
Предприятия металлургической промышленности Восточного, Центрального и Южного Казахстана занимают благоприятное экономико-географическое положение по отношению к крупным производителям фосфорных удобрений.
В настоящее время химическая промышленность Казахстана представлена фосфорной отраслью, отраслью производства минеральных удобрений и отраслью производства хромовых солей, а также рядом предприятий по выпуску продукции малотоннажной химии.
Творческая работа: сообщения учащихся о производстве минеральных удобрений в Казахстане.(слайд 20)
ІІІ. Заключительная часть:(слайд 21)
- Рефлексия урока. О чём вы сегодня узнали на уроке?Пригодятся ли вам в жизни эти знания? Где вы их можете использовать?
- Домашнее задание: п.21. Задания стр. 99-100.
Задание :заполнить таблицу:
Элемент Азот Калий Фосфор
Влияние на растение
Недостаток в питании
Избыток в питании
Срок внесения
Жанас Жа?аг?л Ыбырай?ызы
учитель биологии, химии
КГУ «СШ № 2 г. Каркаралинска»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане. »
Тема: Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане.
Цель: представление общего понятия о минеральных удобрениях.
Обучающая: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному применению знаний и способов деятельности по теме, в результате чего ученики будут знать классификацию и свойства минеральных удобрений; уметь применять их в хозяйственной деятельности.
Развивающая: способствовать развитию мышления, умения делать логические выводы из наблюдений по опыту, пользоваться опорными знаниями, работать с таблицами, справочными материалами.
Воспитательная: создать условия для формирования у учащихся понимания практического значения минеральныхудобрений в природе и жизни человека; их биологической роли (межпредметная связь).
Ожидаемый результат: учащиеся будутглубже знать о удобрениях как соединениях, которые содержат необходимые для растений питательные вещества, закрепят знания о единстве живого и неживого.
Оборудование: ИКТ (флипчарт).
Предметная лексика и терминология: питателный элемент, минеральные удобрения, классификация удобрений.
Ход урока
I. Введение:
1. Создание коллаборативной среды . Приветствие учащихся, выявление отсутствующих в классе, настрой ребят на восприятие нового материала.
«Дело науки – служить людям»
Л.Н. Толстой
2. Актуализация знаний.
- В наши дни потребительские отношение к природе, расходование ее ресурсов без осуществления мер по их восстановлению уходит в прошлое. Не каждый регион, не каждый район может гордиться плодородием своей почвы, но любое наземное природное сообщество, тем более человек, своим существованием обязаны почве. Почему?
- С детства мы знаем много сказок, в которых упоминается скатерть – самобранка. Фантазия это или реальность? В современном представлении скатерть – самобранка – это ухоженная, плодородная земля, благодаря которой наш стол полон явств. А как этого добиться?
Вывод: мы должны знать, как поддерживать и приумножить плодородие почвы.Изучение вопросов питания растений и повышения их урожайности путем применения минеральных удобрений является предметом агрохимии. Тема нашего урока «Минеральные удобрения, рациональное использование и производство в Казахстане».
Республика Казахстан приобрела свою независимость и суверенитет. Республика выходит в своем развитии на принципиально новый уровень ресурсного, научно-технического, экологического, информационного, политического и духовного обеспечения.
В ежегодном Послании Президента Н. А. Назарбаева сказано: «Наши природные ресурсы являются огромным богатством».
Как не вспомнить слова гениального ученого XVIII столетия М.В. Ломоносова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие».
В настоящее время наука является непосредственной производительной силой общества, с каждым годом все в большей степени определяющей его прогресс.
ІІ. Основная часть
- Какие вещества входят в состав растений?
- Какие органические вещества вам известны?
- Какие неорганические вещества вам известны?
- Что необходимо для полноценного роста и развития растений?
- Как растения усваивают питательные элементы?
- Что повышают питательные элементы?
- Какое определение можно дать терминологии «удобрения»?
- Зная многообразие химических соединений, определите, на какие виды можно разделить удобрения в зависимости от происхождения?
- Как можно распределить удобрения в группы с учетом их признаков?
Задание 1: составить классификацию удобрений, используя знания изученного материала по теме «Неметаллы».
Классификация удобрений
по происхождению по виду питательного по агрегатному
элемента состоянию
неорганические азотные, фосфорные, твердые
органические калийные жидкие
- Какое определение можно дать терминологии « минеральные удобрения»?
Вводная информация:Комплексные удобрения – это удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух-трех) различных веществ.
Комплексные удобрения делят на сложные и смешанные.
Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной
химической формулой. Задание 2:назвать простые удобрения, комплексные удобрения и их химический состав.
Задание 3: используя материал учебника и дополнительную инфоромацию подготовить выступления о классификации и составе удобрений по предложенным пунктам:
1 группа – азотные удобрения 2 группа – фосфорные удобрения
3 группа – калийные удобрения.
- А как же влияют избыток нитратов для живых организмов?
Задание 4:Что же делать, если в продуктах присутствует избыток нитратов? Какие советы вы можете дать.
Вывод: Cодержание белков в продукции определяет ее пищевую ценность. Значит, земледелец должен добиваться наиболее полного перехода минерального азота, поступившего в растение, в состав органических веществ. Заметим, что при недостатке азота растение медленно растет, имеет мелкие, бледные, преждевременно желтеющие листья. При избытке азота бурно развивается вегетативная часть растений, а генеративная (наряду с клубнями и корнеплодами) оказывается в угнетенном состоянии. Если в почве избыток нитратов, то они не успевают полностью превратиться в аминокислоты. Нитраты по корню поднимаются и могут осесть в любой части растения. Они превращаются в нитриты и отравляют организм. Кроме того, избыток соединений азота вымывается из верхнего слоя водой и просачивается в грунтовые воды. Далее они попадают в наш дом с обыкновенной питьевой водой.
Удобрения – это продукты питания для растений. Питательная ценность минерального удобрения определяется массовой долей питательного элемента в нем. Условно принято питательную ценность азотных удобрений выражать через долю в них элемента азота, фосфорных – через долю оксида фосфора(V), калийных – через долю оксида калия.
Задание 5:: Задача.
Определить массовую долю (в %) элемента азота в натриевой , аммиачной и кальциевой селитрах селитрах.
Вводная информация:
Химическая промышленность Казахстана основывается на богатейших запасах фосфоритов Южного и Западного Казахстана, развитии нефтегазовой промышленности, утилизации сернистых газов металлургической промышленности, больших запасов различных солей в Северном и Южном Казахстане и.т.д. Из 110 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведано78, а используется более 60 элементов .
Развитие химической промышленности идет по следующим направлениям: - освоение богатейших запасов фосфоритов и производство фосфорных удобрений; - утилизация сернистых газов цветной и черной металлургии; - производство продуктов нефтехимического синтеза; - вовлечение в хозяйственный оборот запасов различных солей и.т.д.
Предприятия металлургической промышленности Восточного, Центрального и Южного Казахстана занимают благоприятное экономико-географическое положение по отношению к крупным производителям фосфорных удобрений.
В настоящее время химическая промышленность Казахстана представлена фосфорной отраслью, отраслью производства минеральных удобрений и отраслью производства хромовых солей, а также рядом предприятий по выпуску продукции малотоннажной химии.
Творческая работа: сообщения учащихся о производстве минеральных удобрений в Казахстане.(слайд 20)
ІІІ. Заключительная часть:(слайд 21)
- Рефлексия урока. О чём вы сегодня узнали на уроке?Пригодятся ли вам в жизни эти знания? Где вы их можете использовать?