Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по биологии "Строение цветка"»
Урок по теме "Строение цветка"
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательная: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях.
Развивающая: продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формировать умения работать с текстом учебника таблицами, гербарием.
Воспитательная: продолжить воспитание интереса к предмету, совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения материала.
Методы обучения:
Словесные: элементы объяснения, описание и беседы с учащимися.
Словестно-наглядные: работа с рисунками и схемами, со слайдами презентации, работа с текстом учебника.
Словестно-наглядно-практические: текстовые задания, групповая работа и работа в парах, проверка полученных знаний по слайдам и устным вопросам.
2. Проверка д. / з. по теме «Видоизменения подземных побегов» (работа по карточкам 5 мин.)
Вопросы:
1. Запишите признаки, доказывающие, что а) клубень, б) луковица, в) корневище – это видоизменённый подземный побег (а, б, в – варианты I, II, III). Зарисуйте строение видоизменённого подземного побега, подпишите его части: г) клубень, д) луковицу, е) корневище (г, д, е – варианты 1, 2,3)
Рассмотрите на фотографии цветки , гербарии на столах, цветущие растения и скажите, что у них общего и в чем различие. (Опираясь на предыдущие знания, дети отвечают, что у всех цветков есть венчик и чашечка, тычинки и пестик. Цветки различаются формой, окраской, размерами.) Давайте более подробно изучим строение цветка. Для этого зарисуйте схему цветка и, используя рисунки, текст учебника, подпишите части цветка. (После того, как дети выполнили работу, проверяем правильность выполнения задания) Обращаем внимание на то, что цветок – это укороченный видоизмененный побег.
Отгадайте загадку . Подумайте, какую роль выполняет околоцветник? (Защита внутренних частей и привлечение насекомых.) Из чего он состоит? (Из лепестков и чашелистиков). Посмотрите на слайд и скажите, чем отличаются околоцветники изображенных цветков? (Дается понятие простого и двойного околоцветников.) Запишите определения в своих тетрадях. Рассматриваем следуюший слайд (слайд 8). (Дается понятие правильного и неправильного цветка с оформлением схемы в тетради.)
Какое строение имеют пестик и тычинка? – слайд 9. (Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника с пыльцой. Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. В завязи находятся семязачатки.) Почему их называют главными частями цветка? (Тычинка и пестик участвуют в размножении.) Какая часть будет являться мужской, а какая – женской? С помощью каких символов их обозначают? ( Вспоминаем, что женские органы обозначают знаком Венеры, а мужские – знаком Марса.)
Обобщаем информацию о строении цветка в форме схемы « Рыбья кость» .
Отгадайте загадку. Обсуждаем с детьми, почему цветок не образовал плода. Рассматривая схемы на слайдах , дети формулируют определения обоеполых и однополых цветков, находят отличия .
Рассматриваем схемы на следующем слайде . С помощью текста учебника учащиеся дают определения однодомным и двудомным растениям, зарисовывают схемы в тетради.
Подумайте, где могут нам пригодиться знания об однодомных и двудомных растениях? (При озеленении улиц тополями, выращивании в саду актинидии, облепихи, выращивании тыквенных растений.)
4. Закрепление новой темы
А) Дополните предложения: 1) Лепестки и чашелистики образуют – (околоцветник). 2) Главные части цветка – (пестик и тычинки). 3) Пестик состоит из трех частей – (рыльце, столбик и завязь). 4) Тычинка состоит из – (пыльника и тычиночной нити). 5) Цветок считают репродуктивным органом растения, потому что – (из негообразуется плод и семена).
Б) Рассмотрите рисунок. Укажите, чем околоцветник цветка тюльпана отличается от цветка яблони. В) Расшифруйте формулы цветков огурца: А) Ч(5) Л(5) Т(5) П о Б) Ч(5) Л(5) Т(О) П3 Г) Назовите (не меньше трех-пяти примеров) цветов опыляемых насекомыми. Какие приспособления имеют эти цветы для привлечения насекомых?
5. Домашнее задание:
А) Прочитайте и перескажите параграф, ответьте устно на все вопросы после параграфа. Б) Творческое задание: сделайте модель цветка (по желанию). В) Сочините стихи о цветах (по желанию). Г) нарисуйте цветок, подпишите все его части, ответьте на вопросы.