kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка теоретического занятия по биологии на тему "Структура и функции клетки".Цель занятия:обеспечить усвоение знаний и закрепление основных понятий и теорий,научить  работать с новым материалом,формировать навыки восприятия и переработки информации,воспитывать у студентов внимательность,самостоятельность.В результате изучения темы студенты должны знать:элементный состав клетки,органоиды цитоплазмы и их функции,строение ядра;уметь:свзывать функции орагноидов клетки с физиологическими процессами,протекающими в ней, самостоятельно изучать строение клетки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ »

ГАПОУ РБ «СИБАЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ











Составила:

преподаватель

НИКИТИНА Н.Н.

















Тема занятия: Структура и функции клетки.

Цели занятия:

Учебные:

  • обеспечить усвоение знаний и закрепление основных понятий и теорий

  • научить работать с новым материалом

  • формировать навыки восприятия и переработки информации


Воспитательные:

  • воспитывать у студентов внимательность, самостоятельность


В результате изучения темы студент должен

знать:

  • элементный состав клетки

  • органоиды цитоплазмы и их функции

  • строение ядра

уметь:

  • связывать функции органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней

  • самостоятельно изучать строение клетки

Продолжительность занятия: 90 минут

Место проведения: учебный кабинет Биологии

Оснащение учебного кабинета: оборудование учебного кабинета, компьютер преподавателя, экран, проектор, компьютеры студентов, наглядные средства обучения.

Основная литература:

1.Беляев Д.К. Биология – Москва: «Просвещение»,2010 г.

Дополнительная литература:

1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология. 10-11 классы.

Интернет-ресурсы:

http://www.informika.ru/text/database/biology/

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Вре-мя (мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Цель

1

Организаци-

онный момент

2

Приветствие, преподаватель проверяет готовность группы к занятию; проверка отсутствующих, организация внимания

Дежурный докладывает об отсутствующих

Создается рабочее настроение, поддерживается дисциплина студентов

2

Контроль

исходного уровня знаний

25


Преподаватель нацеливает студентов на повторение пройденной темы (приложения 1,2,3)

Студенты вовле- чены в речемыс- лительную деятельность

Формируется познавательный интерес к данной теме

3

Сообщение темы, целей и плана занятия

3

Преподаватель сообщает тему, цели, план и актуальность

Внимательно слушают поставленные цели

Создается рабочая обстановка, подго- товка студентов к восприятию и освоению знаний

4

Изучение нового материала

45

Проводит методом объяс- нения, используя интерак- тивную доску (приложе- ния 4,5,6,7,8,9,10, 11,12,13, 14,15,16)

Внимательно слушают преподавателя и записывают новую тему занятия

Формируется познавательный интерес к данной теме, усиливается мыслительная активность

5

Закрепление изученного материала

10

Проводит методом опроса (приложения 17,18)

Выполняют самоанализ, сравнение результатов

Закрепляется способность анализировать

6

Домашнее задание

2

Зарисовать строение расти- тельной и животной клетки, составить тест

Записывают домашнее задание, планируют по- следующую дея- тельность

Формируется активация на последующую деятельность студентов

7

Подведение итогов

3

Выводы

Завершают выполнение анализа

Повышается заинтересован-

ность студентов для выполнения домашнего задания




ТЕМА: Структура и функции клетки.

План.

1. Клетка – элементарная единица живой системы

2. Цитоплазма, её органоиды

3. Цитоплазма. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включен

4. Ядро.

5. Прокариоты и эукариоты.

Клетка – элементарная единица живой системы. Различные структуры живой клетки, отвечающие за выполнение той или иной функции, называются органоидами. Специфические функции в клетке распределены между органоидами, внутриклеточными структурами, имеющими определенную форму(ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Клеточные структуры:

1. Цитоплазма - обязательная часть клетки, заключенная между плазматической мембраной и ядром. Цитозоль – это вязкий водный раствор различных солей и органических веществ, пронизанный системой белковых нитей – цитоскелетом. Большинство химических и физиологических процессов клетки проходят в цитоплазме. Строение: Цитозоль, цитоскелет. Функции: включает различные орга- ноиды, внутренняя среда клетки (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

2. Плазматическая мембрана. Каждая клетка животных, растений, грибов ограничена от окружающей среды или других клеток плазматической мембраной толщиной около 10 нм, которую можно увидеть только в электронный микроскоп.

Липиды в мембране образуют двойной слой, а белки пронизывают всю ее толщину, погружены на разную глубину в липидный слой или располагаются на внешней и внутренней поверхности мембраны. Строение мембран всех других органоидов сходно с плазматической мембраной. Строение: двойной слой липидов, белки, углеводы. Функции: ограничение внутренней среды, сохранение формы клетки, защита от повреждений, регулятор поступления и удаления веществ (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

3. Лизосомы – это мембранные органоиды, имеющие овальную форму и диаметр 0,5 мкм. В них находится набор ферментов, которые разрушают органические вещества. Мембрана лизосом очень прочная и препятствует проникновению собственных ферментов в цитоплазму клетки, но если лизосома повреждается от каких-либо внешних воздействий, то разрушается вся клетка или часть ее. Лизосомы встречаются во всех клетках растений, животных и грибов. Осуществляя переваривание различных органических частиц, лизосомы обеспечивают дополнительным «сырьем» химические и энергетические процессы в клетке. При голодании клетки лизосомы переваривают некоторые органоиды, не убивая клетку. Такое частичное переваривание обеспечивает клетке на какое-то время необходимый минимум питательных веществ. Иногда лизосомы переваривают целые клетки и группы клеток, что играет существенную роль в процессах развития у животных. Примером может служить утрата хвоста при превращении головастика в лягушку. Строение: пузырьки овальной формы, снаружи мембрана, внутри ферменты. Функции: расщепление органических веществ, разрушение отмерших органоидов, уничтожение отработавших клеток (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

4. Комплекс Гольджи размером 5–10 мкм. В нем концентрируются и транс- портируются продукты биосинтеза, поступающие в просветы полостей и канальцев эндоплазматической сети. Строение: окруженные мембранами полости (пузырьки). Функции: накопление, упаковка, выведение органических веществ, образование лизосом (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).

5. Эндоплазматическая сеть является системой синтеза и транспорта органических веществ в цитоплазме клетки, представляющая собой ажурную конструкцию из соединенных полостей. К мембранам эндоплазматической сети прикреплено большое число рибосом – мельчайших органоидов клетки, имеющих вид сферы с диаметром 20 нм, и состоящих из РНК и белка. На рибосомах происходит синтез белка. Затем вновь синтезированные белки поступают в систему полостей и канальцев, по которым перемещаются внутри клетки. Строение:полости, канальцы, трубочки из мембран, на поверхности мембран рибосомы. Функции: синтез органических веществ с помощью рибосом, транспорт веществ (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).

6. Рибосомы - прикреплены к мембранам эндоплазматической сети или свободно находятся в цитоплазме, они располагаются группами, на них синтезируются белки. Состав: белок, рибосомальная РНК. Функции: обеспечивает биосинтез белка (сборку белковой молекулы из аминокислот) (ПРИЛОЖЕНИЕ10).

7. Митохондрии – это энергетические органоиды различной формы, могут быть палочковидными, нитевидными диаметром 1 мкм и длиной 7 мкм. Число митохондрий зависит от функциональной активности клетки и может достигать десятки тысяч в летательных мышцах насекомых. Митохондрии снаружи ограничены внешней мембраной, под ней – внутренняя мембрана, образующая многочисленные выросты – кристы. Внутри митохондрий находятся РНК, ДНК и рибосомы. В ее мембраны встроены специфические ферменты, с помощью которых в митохондрии происходит преобразование энергии пищевых веществ в энергию АТФ, необходимую для жизнедеятельности клетки и организма в целом. Мембрана, матрикс, выросты – кристы. Функции: синтез молекулы АТФ, синтез собственных белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, образование собственных рибосом (ПРИЛОЖЕНИЕ 11).

8. Пластиды. Только в растительной клетке: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Функции: накопление запасных органических веществ, привлечение насекомых-опылителей, синтез АТФ и углеводов. Хлоропласты по форме напоминают диск или шар диаметром 4–6 мкм. С двойной мембраной – наружной и внутренней. Внутри хлоропласта имеются ДНК рибосомы и особые мембранные структуры – граны, связанные между собой и с внутренней мембраной хлоропласта. В каждом хлоропласте около 50 гран, расположенных в шахматном порядке для лучшего улавливания света. В мембранах гран находится хлорофилл, благодаря которому происходит превращение энергии солнечного света в химическую энергию АТФ. Энергия АТФ используется в хлоропластах для синтеза органических соединений, в первую очередь углеводов (ПРИЛОЖЕНИЕ 12). Хромопласты – пигменты красного и желтого цвета, находящиеся в хромопластах, придают различным частям растения красную и желтую окраску. Корень моркови, плоды томатов. Лейкопласты являются местом накопления запасного питательного вещества – крахмала. Особенно много лейкопластов в клетках клубней картофеля. На свету лейкопласты могут превращаться в хлоропласты (в результате чего клетки картофеля зеленеют). Осенью хлоропласты превращаются в хромопласты и зеленые листья и плоды желтеют и краснеют

9. Клеточный центр. Состоит из двух цилиндров, центриолей, расположенных перпендикулярно друг другу. Функции: опора для нитей веретена деления (ПРИЛОЖЕНИЕ 13)

10. Клеточные включения то появляются в цитоплазме, то исчезают в процессе жизнедеятельности клетки. Плотные, в виде гранул включения содержат запасные питательные вещества (крахмал, белки, сахара, жиры) или продукты жизнедеятельности клетки, которые пока не могут быть удалены. Способностью синтезировать и накапливать запасные питательные вещества обладают все пластиды растительных клеток. В растительных клетках накопление запасных питательных веществ происходит в вакуолях. Функции: непостоянные образования, запасающие органические вещества и энергию (ПРИЛОЖЕНИЕ 14).

11. Ядро. Ядерная оболочка из двух мембран, ядерный сок, ядрышко. Функции: хранение наследственной информации в клетке и ее воспроизводство, синтез РНК – информационной, транспортной, рибосомальной. В ядерной мембране находятся поры, через которые осуществляется активный обмен веществами между ядром и цитоплазмой. В ядре хранится наследственная информация не только обо всех признаках и свойствах данной клетки, о процессах, которые должны протекать к ней (например, синтез белка), но и о признаках организма в целом. Информация записана в молекулах ДНК, которые являются основной частью хромосом. В ядре присутствует ядрышко. Ядро, благодаря наличию в нем хромосом, содержащих наследственную информацию, выполняет функции центра, управляющего всей жизнедеятельностью и развитием клетки (ПРИЛОЖЕНИЕ 15).

Прокариоты и эукариоты. Все организмы, имеющие клеточное строение, делятся на две группы: доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты). Клетки прокариот, к которым относятся бактерии, в отличие от эукариот, имеют относительно простое строение. В прокариотической клетке нет организованного ядра, в ней содержится только одна хромосома, которая не отделена от остальной части клетки мембраной, а лежит непосредственно в цитоплазме. Однако в ней также записана вся наследственная информация бактериальной клетки. Цитоплазма прокариот по сравнению с цитоплазмой эукариотических клеток значительно беднее по составу структур. Там находятся многочисленные, более мелкие, чем в клетках эукариот, рибосомы. Функциональную роль митохондрий и хлоропластов в клетках прокариот выполняют специальные, довольно просто организованные мембранные складки. Клетки прокариот, так же как и эукариотические клетки, покрыты плазматической мембраной, поверх которой располагается клеточная оболочка или слизистая капсула. Несмотря на относительную простоту, прокариоты являются типичными независимыми клетками (ПРИЛОЖЕНИЕ 16).



































ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Дополнить предложения:

1. Химические элементы, преобладающие в живой природе:…………………..

2. Жиры в клетке синтезируются в ……………………………………………….

3. В состав АТФ входят: …………………………………………………………..

4. К моносахаридам относятся: …………………………………………………...

5. В синтезе белков участвуют ……….. аминокислот

6. Мономерами молекул белка являются ……………………………………

7. Рибосомы находятся в …………………………………………………………..

8. Информация одного триплета соответствует ………………………………….

9. Вещества, входящие в состав нуклеотида - ……………………………………

10. Образование всех видов РНК связано с ………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Заполнить таблицу.

Сравнительная характеристика ДНК и РНК

Признаки

ДНК

РНК

Местонахождение в клетке




Местонахождение в ядре




Строение макромолекулы




Мономеры




Состав нуклеотида




Типы нуклеотидов




Свойства




Функции






ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Ответить на вопросы:

1. Что и когда увидел Р.Гук под микроскопом на срезе пробки дерева?

2. Кем было обнаружено ядро в клетках растений?

3. Какое событие произошло в 1874 году?

4. Кто сформулировал положения клеточной теории?

5.Когда и кем было доказано, что клетка может происходить только от материнской в результате ее деления?

6. Каким методом можно получать клоны клеток?

7. Что можно изучать с помощью электронной микроскопии?

8.Какой метод позволяет выделять отдельные компоненты клетки?

9.Как выделяют отдельные компоненты клетки?

10.Метод, позволяющий изучать химический состав клеток и биохимические

реакции, протекающие в них?

























ПРИЛОЖЕНИЕ 4.



ПРИЛОЖЕНИЕ 5.



Цитоплазма.



















ПРИЛОЖЕНИЕ 6.









ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Лизосомы.





ПРИЛОЖЕНИЕ 8.







ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

Зндоплазматическая сеть.











ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

Рибосомы.







ПРИЛОЖЕНИЕ 11.





ПРИЛОЖЕНИЕ 12.



Хлоропласты.





ПРИЛОЖЕНИЕ 13.





ПРИЛОЖЕНИЕ 14.







ПРИЛОЖЕНИЕ 15.

Ядро.





ПРИЛОЖЕНИЕ 16.

Сравнительная характеристика прокариот и эукариот

ПРИЛОЖЕНИЕ 17.

Выберите один правильный ответ:

1.Какой органоид клетки является энергетической станцией:

А) ядро

Б) митохондрия

В) лизосома

Г) вакуоль

2.Где происходит синтез АТФ:

А) кристы

Б) матрикс

В) наружная мембрана митохондрии

Г) вне митохондрии

3.Что прикреплено к мембранам эндоплазматической сети:

А) рибосомы

Б) митохондрии

В) цитоплазма

Г) ядро

4.Наука, изучающая строение и функции клетки называется:

А) эмбриология

Б) анатомия

В) генетика

Г) цитология.

5.Обязательная часть клетки, заключенная между плазматической мембраной и ядром:

А) цитоплазма

Б) ядрышко

В) вакуоль

Г) пластида

6.Какие органеллы характерны только для растительных клеток:

А) ЭС

Б) рибосомы

В) митохондрии

Г) пластиды

7.Какая ядерная структура несет наследственные свойства организма:

А) ядрышко

Б) ядерная оболочка

В) хромосомы

Г) ядерный сок

8.Как называются специальные регуляторы физиологических процессов в специализированных клетках животных и растений:

А) гормоны

Б) антитела

В) витамины

Г) железы

9.С появлением какой структуры ядро обособилось от цитоплазмы:

А) хромосома

Б) ядрышко

В) ядерный сок

Г) ядерная оболочка

10.Какие органеллы цитоплазмы имеют немембранное строение:

А) рибосомы

Б) митохондрии

В) пластиды

Г) лизосомы









ПРИЛОЖЕНИЕ 18.


Установите соответствие:

1. Между признаками, присутствующими в растительной или животной клетке:

ПРИЗНАКИ: КЛЕТКИ:

А) пластиды 1) растительная

Б) синтез АТФ 2) животная

В) целлюлозная клеточная стенка

Г) вакуоли

Д) включения

Е) ядро


А

Б

В

Г

Д

Е









2. Между органоидами движения и выполняемыми ими функциями:

ОРГАНОИДЫ ДВИЖЕНИЯ: ФУНКЦИИ:

А) реснички 1) захват пищи

Б) жгутики 2) перемещение органелл клетки

В) ложные ножки 3)сокращение мышечных волокон

Г) миофибриллы 4) удаление частичек пыли

Д) цитоплазма 5) передвижение

А

Б

В

Г

Д










18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ

Автор: НИКИТИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Дата: 28.08.2015

Номер свидетельства: 227493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя  по теме: ”Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК. АТФ, гормоны, витамины”. "
    ["seo_title"] => string(141) "mietodichieskaia-razrabotka-tieorietichieskogho-zaniatiia-dlia-priepodavatielia-po-tiemie-nuklieinovyie-kisloty-dnk-rnk-atf-ghormony-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "238068"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444475128"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Социально-значимый проект  «Бумажный бум»  (в рамках внеурочной деятельности по биологии) "
    ["seo_title"] => string(94) "sotsial-no-znachimyi-proiekt-bumazhnyi-bum-v-ramkakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "226867"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440509514"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок на тему «Клещи – переносчики трансмиссивных болезней» "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-na-tiemu-klieshchi-pierienoschiki-transmissivnykh-boliezniei"
    ["file_id"] => string(6) "107695"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403375121"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Межпредметные связи химии "
    ["seo_title"] => string(32) "miezhpriedmietnyie-sviazi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "192117"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408967"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства