kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по проектной технологии на тему "Рыбы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Надкласс " Рыбы".(5ч.)

Учебно-воспитательные задачи. На примере рыб ознакомить с дальнейшим усложнением строения и функций систем органов. Дать представление о многообразии рыб.

 Дать представление о сложности внутреннего строения рыб по сравнению с низшими хордовыми.

  Дать представление о системе дыхания, кровообращения рыб, пищеварения, нервной и половой систем.

Продолжить формирование понятия об эволюции, взаимосвязи организма и среды, об индивидуальном развитии, о систематике животного мира.

Развивать умение учащихся сравнивать представителей различных групп животных, оценивать усложнение их общей организации и отдельных систем органов.  

Воспитывать гуманное отношение к животным, любовь к родному краю.

 Представление возможности  учащимся объединяться по интересам, обеспечивать  разнообразие ролевой деятельности, равноправие и свободу выражения идей, отстаивание своих идей.

План распределения уроков.

Этапы. № урока

                     Приемы и методы

     Урок первый. Выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей, интересов учащихся, школы и особен­ностей региона.

 

 

Сообщение учителя.

 

Краткое и четкое определение проблемы.

 

Обоснование выбранной темы.

 

Ограничивающие факторы (стоимость, время, обо­рудование)

      Урок второй

      Разработка проекта:

1.Исследование.

2.Развитие идеи.  

3.Планирование.

  • Выбор источников информации: ли­тература, выставки, экспозиции музеев, Интернет,
    учебники, информационные центры и т. д.; запись и зарисовка полученной информации.
  • После сбора необходимой информа­ции наступает этап развития собственных идей. Луч­ше их зарисовывать, т. к. это помогает быстрее ото­брать лучший вариант,  передать информацию товарищам. Поиск оптимального варианта.

         Составление расписания работы, вы­деление ее     этапов, выбор формы предъявления ин­формации.

Урок третий

Выполнение проекта.

         Подготовка оборудования, проведение проекта с уче­том техники безопасности

Урок четвертый

Выполнение проекта.

      Проведение проекта с уче­том техники безопасности.

         Самоанализ, представление результата обсуждения, заключение.

      Урок пятый

  Оценка качества выполненной работы (своей и чу­жой), защита проекта.

Оформление и защита проекта.

Урок 1. Тема " Надкласс " Рыбы".

Цели.

1. Продолжить формирование понятия об эволюции, взаимосвязи организма и среды, об индивидуальном развитии, о систематике животного мира.

2.На примере рыб ознакомить с дальнейшим усложнением строения и функций систем органов. Дать представление о многообразии рыб.

3.Дать представление о сложности внутреннего строения рыб по сравнению с низшими хордовыми.

4.Познакомить учащихся с основными задачами проекта. Обсудить стратегию достижения поставленных целей, познакомить с основными темами проектов по данной теме.

Задачи урока

1 .Познакомить учащихся с основными задачами проекта.

2. Обсудить стратегию достижения поставленных целей.

3. Познакомить с основными темами проектов по данной теме.

4.Продолжить формирование понятия об эволюции, взаимосвязи организма и среды, об индивидуальном развитии, о систематике животного мира.

Тип урока

1) по назначению - урок сообщения новых знаний;

2) по содержанию - урок обсуждения методики проекта

3) по типу- комбинированный урок

4) мо месту проведения - урок в кабинете биологии.

Методы: Рассказ, беседа, самостоятельная работа.

План урока

Этапы урока

Время,мин.

Приемы и методы

1.Сообщение темы и  целей  урока

3

сообщение учителя

2.Изучение новой темы.

7

беседа

3.Обсуждение методики проекта

17

рассказ учителя

4.Знакомство с основными темами проектов по данной теме

10

самостоятельная  работа

5.Подведение итогов урока  с указанием домашнего задания.

3

сообщение учителя, запись на доске и в дневниках.

Ход урока

1. Орг. момент. Сообщение темы и  целей  урока

2.Изучение новой темы.

1.На примере рыб ознакомление с дальнейшим усложнением строения и функций систем органов. Представление о многообразии рыб.

2. Представление о сложности внутреннего строения рыб по сравнению с низшими хордовыми.

3. Продолжить формирование понятия об эволюции, взаимосвязи организма и среды, об индивидуальном развитии, о систематике животного мира.

3.Обсуждение методики проекта

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внутреннее строение костистых рыб»

Тест 29. Тип хордовые. Внутреннее строение костистых рыб.


Вариант 1


А1. Какие элементы позвоночника рыбы служат опорой для туловищной мускулатуры?

1) черепная коробка

2) остистые отростки

3) ребра

4)лопатки

А2. Что располагается на жаберных дугах?

1) жаберные крышки

2) жабры

3) жаберные подушки

4) плавники

A3. Какое у рыбы сердце?

1) двухкамерное

2)однокамерное

3) трехкамерное

4) отсутствует

А4. Какой орган выделения у рыб отсутствует?

1) почки

2) мочеточники

3) мочевой пузырь

4) парные трубочки


В1. Какие нервы отходят от головного мозга рыбы?

__________________________________________________________________________


В2. Закончите предложение.

Грудной пояс рыбы состоит из парных лопаток и …


С1. Назовите последовательно органы пищеварения рыбы.










Тест 29. Тип хордовые. Внутреннее строение костистых рыб.


Вариант 2


А1. Какие элементы опорно-двигательного аппарата рыбы защищают головной мозг?

1) верхние и нижние челюсти

2) черепная коробка

3) жаберные дуги

4) парные коракоиды

А2. Какой орган позволяет рыбе не утонуть в воде?

1) жаберные крышки

2) плавники

3) черепная коробка

4) плавательный пузырь

A3. Где кровь рыбы становится артериальной?

1) в жаберных артериях

2) в сердце

3) в брюшной аорте

4) в спинной аорте

А4. Какого отдела головного мозга нет у рыб?

1) мозжечка

2) гипофиза

3) промежуточного

4)среднего


В1. Какие нервы у рыб отходят от спинного мозга?

_________________________________________________________________________


В2. Закончите предложение.

Сердце рыбы состоит из предсердия и …


С1. Перечислите отделы головного мозга рыбы.



Просмотр содержимого документа
«Надкласс рыбы»

Тест 28. Тип хордовые. Надкласс рыбы

(общая характеристика, внешнее строение).


Вариант 1


А1. Чем покрыто тело рыбы?

1) мехом

2) кожей

3) плавниками

4) хрящами

А2. Какого отверстия позади брюшных плавников у рыб нет?

1)анального

2) полового

3) мочевого

4) ротового

A3. Какая из рыб не заботится о своем потомстве?

1) лосось

2) колюшка

3) сом

4) треска

А4. Какая рыба погибает после откладывания икринок?

1) горбуша

2) осетр

3) камбала

4) колюшка


В1. Как называются каналы, находящиеся в коже рыбы под чешуей, на дне которых

расположены чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды?

________________________________________________________________________


В2. На какие два класса подразделяется надкласс рыбы?

________________________________________________________________________


С1. Опишите органы зрения рыб.








Тест 28. Тип хордовые. Надкласс рыбы

(общая характеристика, внешнее строение).


Вариант 2


А1. Какие плавники рыб относятся к парным?

1) спинные

2) хвостовые

3) подхвостовые

4) грудные

А2. Что является органом обоняния у рыб?

1) ноздри

2) рот

3) жабры

4) чешуя

A3. Какая из рыб является живородящей?

1) сом

2) акула

3) щука

4) рыба-игла

А4. Что является органом слуха у рыб?

1) жабры

2) внутреннее ухо

3) чешуя

4) ноздри


В1. Назовите одного представителя донных рыб.

_________________________________________________________________________


В2. Как можно определить возраст рыбы?

_________________________________________________________________________


С1. Опишите особенности дыхательного аппарата рыбы.

Просмотр содержимого документа
«РЫБЫ 1»

РЫБЫ

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. В теле рыб различают

  1. голову, туловище, ногу

  2. голову, грудь, брюшко

  3. головогрудь, брюшко, хвост

  4. голову, туловище, хвост

А2. Органы выделения рыб представлены

    1. почками, мочеточниками, мочевым пузырем

    2. мальпигиевыми сосудами

    3. почками, клоакой

    4. почками, мочеточниками

A3. Дыхание рыб осуществляется с помощью

      1. трахей 3) жабр

      2. лёгочных мешков 4) мальпигиевых сосудов

А4. Сердце рыб состоит из

        1. одной камеры 3) трёх камер

        2. двух камер 4) четырёх камер

А5. Плавательный пузырь - это

  1. вырост жабр

  2. вырост пищеварительной трубки

  3. часть легких

  4. часть кровеносной системы

А6. Боковая линия необходима для

  1. размножения 3) определения движения вод]

  2. выделения слизи 4) плавания на глубине

А7. К двоякодышащим рыбам относится

  1. латимерия

  2. обыкновенный пескарь

  3. атлантическая сельдь

  4. лепидосирен южноамериканский

А8. Скелет рыбы состоит из

  1. позвоночника и черепа

  2. черепа, позвоночника, скелета парных и непарных плавников

  3. черепа, позвоночника, скелета парных плавников

  4. черепа, позвоночника и непарных плавников

А9. Осетр относится к подклассу

  1. двоякодышащих 3) хрящекостных

  2. кистеперых 4) хрящевых

А10. К классу хрящевых рыб относится

  1. латимерия 3) электрический скат

  2. осетр 4) белуга


Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Для хрящевых рыб характерно

  1. наличие плавательного пузыря

  2. наличие хрящевого скелета

  3. отсутствие ребер

  4. отсутствие плавательного пузыря

  5. наличие жаберных крышек

  6. отсутствие жаберных крышек

В2. Головной мозг рыб включает отделы

    1. спинной 4) продолговатый

    2. передний 5) боковой

3) задний 6) средний

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В3. Установите соответствие между классами и их представи­телями.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССЫ

А) катран 1) Хрящевые рыбы

Б) хвостокол 2) Костные рыбы

В) лопатонос

Г) акула-молот

Д) белая акула

А

Б

В

Г

Д






В4. Установите соответствие между подклассами костных рыб и их представителями.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПОДКЛАССЫ

А) рогозуб 1) Двоякодышащие

Б) севрюга 2) Кистеперые

В) белуга 3) Хрящекостные

Г) стерлядь

Д) латимерия

А

Б

В

Г

Д






Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В5. Определите систематическое положение лепидосирена юж­ноамериканского, расположив таксоны в правильной по­следовательности, начиная с царства.

А) Костные рыбы

Б) Двоякодышащие

В) Многоклеточные

Г) Лепидосирен южноамериканский

Д) Рыбы

Е) Хордовые

Ж) Животные

3) Позвоночные










Просмотр содержимого документа
«Размножение рыб»

Тест 30. Тип хордовые. Особенности размножения рыб. Основные систематические группы. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.


Вариант 1


А1. Где у самцов рыб развиваются сперматозоиды?

1) в яичниках

2) в икринках

3) в семенниках

4) не развиваются

А2. Какой орган есть только у большинства костных рыб?

1) плавательный пузырь

2) жабры

3)хорда

4) почки

A3. Какой подкласс относят к классу костные рыбы?

1) костистые

2) лучеперые

3) кистеперые

4) двоякодышащие

А4. Какая из рыб не может дышать атмосферным воз­духом?

1) неоцератод

2) протоптерус

3) лепидосирен

4) латимерия


В1. На что опираются лопастеперые рыбы при движении по дну?

_________________________________________________________________________


В2. Какая из костистых рыб является растительноядной?

_________________________________________________________________________


С1. Чем хрящевые рыбы отличаются от костных?









Тест 30. Тип хордовые. Особенности размножения рыб. Основные систематические группы. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.


Вариант 2


А1. Как называется перемещение рыб на большие рас­стояния?

1) переселение

2) эмиграция

3) миграция

4) иммиграция

А2. Какого органа нет у хрящевых рыб?

1) хорды

2) жабр

3) плавательного пузыря

4) позвоночника

A3. Какая рыба относятся к хрящевым?

1) осетр

2)окунь

3) акула

4) белуга

А4. Какая из рыб зарывается в ил при пересыхании во­доема?

1) неоцератод

2) протоптерус

3)лепидосирен

4) латимерия


В1. От каких рыб произошли древние амфибии?

__________________________________________________________________________


В2. Где наблюдается наибольшее биоразнообразие рыб?

__________________________________________________________________________


С1. Зачем в прудовых хозяйствах к растительноядным ры­бам подсаживают хищную?


Просмотр содержимого документа
«Тест по теме.docмоллюски»

Тест по теме: " Тип Моллюски"

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №1 Мантия представляет собой:

 

Ответы:

 

 

 

 

 

А - кожную складку, расположенную под раковиной

 

Б - орган передвижения

 

 

 

В - защитную раковину

 

 

 

Г - отдел тела моллюска

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Вопрос №2 Моллюски обитают:

 

Ответы:

 

 

 

 

 

А - только в море

 

 

 

 

Б - только в пресных водоемах

 

 

В - в море, пресных водоёмах и на суше

 

Г - только на суше

 

 

 

 

Вопрос №3 Двустворчатые моллюски - обители воды, имеют:

Ответы:

 

 

 

 

 

А - жабры

 

 

 

 

Б -легкое

 

 

 

 

 

В - не имеют органов дыхания

 

 

Г - не дышат, так как створки раковины плотно закрыты

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №4 Из перечисленных животных к брюхоногим моллюскам относят

Ответы:

 

 

 

 

 

А - виноградную улитку

 

 

 

Б - беззубку

 

 

 

 

В - устрицу

 

 

 

 

Г - осьминога

 

 

 

 

Вопрос №5 К органам выделения большого прудовика относят

Ответы:

 

 

 

 

 

А - печень

 

 

 

 

Б - почку

 

 

 

 

 

В - кишечник

 

 

 

 

Г - анальное отверстие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №6 Тело моллюска делиться на :

Ответы:

 

 

 

 

 

А - голову и грудь

 

 

Б -голову, туловище и ногу

 

 

В - головогрудь и брюшко

 

 

Г - голову ,грудь и брюшко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №7 Особое приспособление - чернильная железа есть у :

 

 

 

 


 

 

 

 

 

А - всех моллюсков

 

 

Б -головоногих

 

 

В - брюхоногих

 

 

Г - двустворчатых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №8 У головоногих моллюсков кровь:


 

 

 

 

 

А - красная

 

 

 

 

Б - бесцветная

 

 

 

 

В - голубая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №9 В чем сходство личиночной стадии моллюсков с личиночной стадией кольчатых червей:

Ответы:

 

 

 

 

 

А - сегментация

 

 

 

 

Б -система кровообращения

 

 

 

В - органы дыхания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №9 Какую роль играет раковина:

Ответы:

 

 

 

 

 

А - связь с внешней средой

 

 

Б - поглащение воздуха

 

 

 

В - прикрепление мышц

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Просмотр содержимого документа
«Шидиева М.М. Методическая разработка»













Методическая разработка


Тема «Рыбы».

(по проектной технологии.)


Шидиевой Маидат Магомедтагировны


учителя биологии , СОШ № 18 г.Сочи.






















Надкласс " Рыбы".(5ч.)


Учебно-воспитательные задачи. На примере рыб ознакомить с дальнейшим усложнением строения и функций систем органов. Дать представление о многообразии рыб.

Дать представление о сложности внутреннего строения рыб по сравнению с низшими хордовыми.

Дать представление о системе дыхания, кровообращения рыб, пищеварения, нервной и половой систем.

Продолжить формирование понятия об эволюции, взаимосвязи организма и среды, об индивидуальном развитии, о систематике животного мира.

Развивать умение учащихся сравнивать представителей различных групп животных, оценивать усложнение их общей организации и отдельных систем органов.  

Воспитывать гуманное отношение к животным, любовь к родному краю.

Представление возможности учащимся объединяться по интересам, обеспечивать разнообразие ролевой деятельности, равноправие и свободу выражения идей, отстаивание своих идей.

План распределения уроков.


Этапы. № урока

Приемы и методы

Урок первый. Выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей, интересов учащихся, школы и особен­ностей региона.




Сообщение учителя.


Краткое и четкое определение проблемы.


Обоснование выбранной темы.


Ограничивающие факторы (стоимость, время, обо­рудование)


Урок второй

Разработка проекта:

1.Исследование.




2.Развитие идеи.






3.Планирование.

  • Выбор источников информации: ли­тература, выставки, экспозиции музеев, Интернет,
    учебники, информационные центры и т. д.; запись и зарисовка полученной информации.

  • После сбора необходимой информа­ции наступает этап развития собственных идей. Луч­ше их зарисовывать, т. к. это помогает быстрее ото­брать лучший вариант, передать информацию товарищам. Поиск оптимального варианта.

Составление расписания работы, вы­деление ее этапов, выбор формы предъявления ин­формации.


Урок третий

Выполнение проекта.


Подготовка оборудования, проведение проекта с уче­том техники безопасности


Урок четвертый

Выполнение проекта.


Проведение проекта с уче­том техники безопасности.

Самоанализ, представление результата обсуждения, заключение.

Урок пятый

Оценка качества выполненной работы (своей и чу­жой), защита проекта.




Оформление и защита проекта.





Урок 1. Тема " Надкласс " Рыбы".

Цели.

1. Продолжить формирование понятия об эволюции, взаимосвязи организма и среды, об индивидуальном развитии, о систематике животного мира.

2.На примере рыб ознакомить с дальнейшим усложнением строения и функций систем органов. Дать представление о многообразии рыб.

3.Дать представление о сложности внутреннего строения рыб по сравнению с низшими хордовыми.

4.Познакомить учащихся с основными задачами проекта. Обсудить стратегию достижения поставленных целей, познакомить с основными темами проектов по данной теме.

Задачи урока

1 .Познакомить учащихся с основными задачами проекта.

2. Обсудить стратегию достижения поставленных целей.

3. Познакомить с основными темами проектов по данной теме.

4.Продолжить формирование понятия об эволюции, взаимосвязи организма и среды, об индивидуальном развитии, о систематике животного мира.

Тип урока

1) по назначению - урок сообщения новых знаний;

2) по содержанию - урок обсуждения методики проекта

3) по типу- комбинированный урок

4) мо месту проведения - урок в кабинете биологии.

Методы: Рассказ, беседа, самостоятельная работа.

План урока

Этапы урока

Время ,мин.

Приемы и методы

1.Сообщение темы и целей урока

3

сообщение учителя

2.Изучение новой темы.


7

беседа

3.Обсуждение методики проекта

17

рассказ учителя

4.Знакомство с основными темами проектов по данной теме

10

самостоятельная работа

5.Подведение итогов урока с указанием домашнего задания.

3

сообщение учителя, запись на доске и в дневниках.



Ход урока

1. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока

2.Изучение новой темы.

1.На примере рыб ознакомление с дальнейшим усложнением строения и функций систем органов. Представление о многообразии рыб.

2. Представление о сложности внутреннего строения рыб по сравнению с низшими хордовыми.

3. Продолжить формирование понятия об эволюции, взаимосвязи организма и среды, об индивидуальном развитии, о систематике животного мира.

3.Обсуждение методики проекта


МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

1.Краткое и четкое определение проблемы.

  • Обоснование выбранной темы.

  • Ограничивающие факторы (стоимость, время, обо­рудование).

2. Разработка проекта:

— Обдумывание. Рисуется звездочка обдумывания

  • Исследование. Выбор источников информации: ли­тература, выставки, экспозиции музеев, Интернет,
    учебники, информационные центры и т. д.; запись и зарисовка полученной информации.

  • Развитие идеи. После сбора необходимой информа­ции наступает этап развития собственных идей. Луч­ше их зарисовывать, т. к. это помогает быстрее ото­брать лучший вариант, передать информацию товарищам. Поиск оптимального варианта.

  • Планирование. Составление расписания работы, вы­деление ее этапов,

3.Выполнение проекта.

Подготовка оборудования, проведение проекта с уче­том техники безопасности.

4.Оценка проекта.

— Самоанализ, представление результата обсуждения, заключение.

5.Оформление и защита проекта.

Подведение итогов работы над проектами может быть проведено в форме «фестиваля проектов».


4.Знакомство с основными темами проектов по данной теме.

Темы

1. Карпообразные рыбы.

2. Сельдеобразные рыбы.

3. Лососеобразные рыбы.

4. Двоякодышащие рыбы.

5. Осетрообразные рыбы.

6. Акулы и скаты.

7. Стерлядь.

8. Растительный мир водоемов обитателей рыб.


5.Подведение итогов урока с указанием домашнего задания.


Д.З. Выучить общую характеристику рыб. Подобрать необходимую информа­цию по выбранной теме проекта.


Приложение 1.

Задания к проектной работе по курсу " Животные".

Тема " Надкласс " Рыбы".

(ответ по каждому пункту пишется на отдельной странице)

1. На первой странице — фамилия, имя, отчество, класс, название творческой работы.

2. Привести классификационную схему (систематиче­ское положение вида животного — Империя — ... — Вид (название вида дается на русском и на латин­ском языках). Следует использовать бинарную номен­клатуру, назвать фамилию автора, впервые описав­шего вид. Указать количество хромосом, характерное для данного вида животных.

3. Указать место обитания и условия существования данного вида, для чего назвать страну, остров, оке­ан, пустыню, указать температуру, влажность и т. д., то есть обозначить климатические и географические особенности.

4. Дать сведения об окраске тела и привести рисунок или фотографию одного из представителей вида.

5. Перечислить сведения о форме тела, конечностей и рото­вого аппарата в связи с особенностями образа жизни и местом обитания. Если по этим показателям взрос­лые особи отличаются от молодых животных, эти све­дения привести отдельно по возрастным группам.

6.Опишите особенности внутреннего строения.

7. Указать участие в цепях питания, то есть:

а) перечислить все виды животных и растений, кото­рыми питается данный вид животных;

б) перечислить все виды животных и растений, кото­рые питаются данным видом животных.

8. Привести примеры положительных и отрицатель­ных взаимоотношений с особями:

а) своего вида;

б) других видов.

9. Указать:

а) продолжительность жизни у самок и самцов (отдель­но, если имеются различия); объяснить, с чем это связано;

б) время наступления половой зрелости — способнос­ти к размножению (по самцам и самкам отдельно);

в) количество потомков от одной самки за один раз и сколько из них, по мнению ученых, доживет до взрослого состояния;

г) через какое время самка сможет снова принести по­томство?

д) сколько раз за жизнь самка сможет принести по­томство?

е) какова забота родителей о потомстве (если есть све­дения — привести по самцам и самкам отдельно)?

ж) каковы взаимоотношения родителей и потомков и поддерживаются ли они после того, как потомки вырастут?

10. От кого произошел данный вид животных, как уче­ные подтверждают эту точку зрения, существуют ли до настоящего времени в природе дикие предки (указать в творческой работе предков домашних жи­вотных)?

11. Осуществляется ли охрана данного вида животных, занесен ли он в Красную книгу, сколько особей оста­лось в дикой природе, что делается для сохране­ния вида?

12. Значение данного вида в жизни человека.

13. Список использованной литературы.

















Приложение 2


Задания к проектной работе по курсу " Растения"

(ответ по каждому пункту пишется на отдельной странице)

1. На первой странице — фамилия, имя, отчество, класс, название творческой работы.

2. Привести классификационную схему (систематиче­ское положение вида растения — Империя — ... — Вид). Название вида дается на русском и на ла­тинском языках. Следует использовать бинарную но­менклатуру, назвать фамилию автора, впервые описавшего вид. Указать количество хромосом, ха­рактерное для данного вида растений.

3. Указать, на основании каких признаков строения данный вид растения относится к семейству ... и классу однодольных (двудольных).

4. Что вы узнали об истории возделывания растений этого вида?

5. От какого растения произошли культурные сорта, и существует ли в настоящее время в природе их родоначальник?

6. Какие сорта данного вида растения имеются, чем они отличаются друг от друга, каково их хозяйственное значение (хозяйственная ценность), зачем человеку такое многообразие сортов, какие условия необхо­димо создать для получения высоких урожаев?

7. Приведите рисунок или фотографию одного из пред­ставителей вида.

8. Осуществляется ли охрана данного вида растения, занесен ли он в Красную книгу, сколько осталось таких растений, что делается для сохранения вида?

9. Как данный вид растения применяется в народной и классической медицине.

10. Какими способами размножаются растения данно­го вида в естественных (природных) и искусствен­ных условиях.

11. Список использованной литературы.








Приложение 3.


ЛИСТ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА


Название проекта_________________________________.

Ф. И. О. ученика _________________________________.



Оценка

Замечания

1. Актуальность вы-

бора темы.

2. Источники инфор-

мации.

3. Качество разработ-

ки идеи.

4. Практическое вы-

полнение проекта.

5. Оформление ра-

боты.

6. Защита проекта.

7. результаты предва-

рительного обсуж-

дения.

8. Итоговая оценка.








Подпись учителя_____________________.

Дата проверки_______________________.

Подписи членов жюри_________________________________

____________________________________________________.







Подведение итогов работы над проектами может быть проведено в форме «фестиваля проектов».

11



Просмотр содержимого документа
«рыбы»

Тестовое домашнее задание по теме «Рыбы»

1. Рыбы живут в водной среде, поэтому:

  1. дышат при помощи жабр б) дышат при помощи кожи

  2. имеют головной и спинной мозг г) парные конечности имеют форму плавников

2. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока
воды:

  1. органом обоняния б) боковой линией

  2. органом вкуса г) органом слуха

3. Жабры - это органы:

  1. кровеносной системы б) выделительной системы

  2. дыхательной системы г) пищеварительной системы

4. Кровеносная система рыб:

а) незамкнутая б) замкнутая

в) имеет один круг кровообращения г) имеет два круга кровообращения

5. Нерест это:

а) способ размножения б) сложное инстинктивное поведение в период размножения

в) условия, вызывающие замор рыбы г) способ заботы о потомстве

6. По характеру питания сома относят к:

  1. растительноядным б) хищникам

  2. сапрофитам г) паразитам

7. С помощью плавательного пузыря рыба:

  1. быстрее передвигается б) воспринимает направление и силу тока воды

  2. переваривает пищу г) опускается на глубину или всплывает

8. К хрящевым рыбам относят:

а)карпа б)акулу

в) лосося г)ската

9. Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:

  1. способе размножения б) наличии у них скелета

  2. приспособленности к среде обитания г) наличии у них покровительственной окраски

10. Крупной рыбой морей считают:

  1. китовую акулу б) усатого кита

  2. атлантическую сельдь г) белугу

11. Сердце рыб состоит из:

А) 2 камер б) трех в) четырех г) одной

12. Для каких из перечисленных групп рыб характерно внутреннее оплодотворение:
А) лососи б) сельди

в) камбалы г) акулы

13. Эту рыбу можно отнести к живым ископаемым. Она была выловлена в 1938
году у берегов Южной Африки. Считали, что эта рыба вымерла 60-70 млн. лет назад:

а) панцирная щука б) протоптерус

в) химера г) латимерия

14. У каких рыб отсутствует плавательный пузырь:

  1. китовая акула б) речной окунь

  2. сазан г) окунь

15. Какой отдел пищеварительной системы может отсутствовать у некоторых рыб:

  1. желудок б) печень

  2. кишечник г) анальное отверстие

16. Какой отдел головного мозга отвечает у рыб за координацию движений:

  1. передний б)средний

  2. мозжечок г) продолговатый

На «5» - 16 - 15 на «3» - 11 - 8

На «4» - 14-12 на «2» - менее 8


Просмотр содержимого документа
«тест рыбы»

Тест по теме "Рыбы. Многообразие рыб"


1.Парным плавником у речного окуня является… 
А. Хвостовой 
Б. Грудной 
В. Спинной 
Г. Подхвостовой 

2.Главную роль при движении вперёд играет…плавник 
А. Хвостовой 
Б. Грудной 
В. Брюшной 
Г. Спинной 

3.Позвоночник состоит примерно из … позвонков 
А. 65-68 
Б. 12-16 
В. 39-42 
Г. 23-28 

4.В парных грудных плавниках скелет плавников соединён с позвоночником костями… 
А. Локтевого пояса 
Б. Пояса задних конечностей 
В. Плечевого пояса 
Г. Верного ответа нет 

5.Самые сильные из мышц находятся… 
А. На спинной стороне туловища 
Б. На боковой стороне туловища 
В. В голове 
Г. Верного ответа нет 

6.Одной из функций плавательного пузыря является… 
А. Быстрое переваривание пищи 
Б. Усиление звука (рыбы лучше слышат) 
В. Является выделительным органом 
Г. Все ответы верны 

7.Под действием чего пища в желудке окуня начинает перевариваться? 
А. Желудочного сока 
Б. Слюны 
В. Желчи 
Г. Все ответы верны 

8.Жаберные тычинки служат для… 
А. Помогают поглощать кислород 
Б. Помогают усваивать переваренную пищу 
В. Способствуют выделению углекислого газа 
Г. Препятствуют выскальзыванию пищи через жаберные щели 

9.Сердце рыб… 
А. Однокамерное 
Б. Двухкамерное 
В. Трёхкамерное 
Г. Верного ответа нет 

10.Сосуды, приносящие кровь к сердцу называются… 
А. Венами 
Б. Артериями 
В. Аортами 
Г. Верного ответа нет 

11.Выделительная система у рыб представлена… 
А. Только мочевым пузырём 
Б. Только почками 
В. Почками и мочевым пузырём 
Г. Верного ответа нет 

12.Продолговатый мозг играет большую роль в управлении… 
А. Дыханием 
Б. Кровообращением 
В. Координацией движений и процессами пищеварения 
Г. Дыханием и кровообращением 

13.Сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения называется… 
А. Развитием 
Б. Нерестом 
В. Условным рефлексом 
Г. Верного ответа нет 

14.Отряд акулы относится к классу… 
А. Костных рыб 
Б. Круглоротые 
В. Кистепёрые 
Г. Верного ответа нет 

15.Скаты питаются преимущественно… 
А. Донными моллюсками 
Б. Мелкими рачками 
В. Рыбами других видов 
Г. Верного ответа нет 

16.Карась относится к отряду… 
А. Сельдеобразные 
Б. Осетровые 
В. Тресковые 
Г. Верного ответа нет 

17.Рострум является отличительной чертой … 
А. Осётр 
Б. Белуга 
В. Стерлядь 
Г. Все ответы верны 


В-2

1.Непарным плавником у речного окуня… 
А. Грудной 
Б. Брюшной 
В. Спинной 
Г. Все ответы верны 

2.Парные плавники играют важную роль … 
А. При быстром движение вперёд 
Б. При медленном движении вперёд 
В. При движение назад 
Г. Верного ответа нет 

3.Где находится спинной мозг? 
А. В позвоночном канале 
Б. В плавательном пузыре 
В. В головном отделе 
Г. Верного ответа нет 

4.Самые сильные мышцы находятся… 
А. В плавательном пузыре 
Б. В хвостовом отделе 
В. В брюшном отделе 
Г. Верного ответа нет 

5.Основной функцией плавательного пузыря является… 
А. Переваривание пищи 
Б. Дыхание рыб под водой 
В. Обеспечение плавучести рыб 
Г. Все ответы верны 

6. Куда поступают непереваренные остатки? 
А. В переднюю кишку 
Б. В заднюю кишку 
В. В селезёнку 
Г. В желудок 

7.Чем прикрыты снаружи жабры? 
А. Жаберными тычинками 
Б. Жаберными лепестками 
В. Жаберными дугами 
Г. Жаберными крышками 

8.Кровеносная система рыб… 
А. Замкнутая 
Б. Незамкнутая 
9.Сколько отделов различают в головном мозге рыбы? 
А. 4 
Б. 5 
В. 6 
Г. 7 

10.Центральная нервная система рыб представлена… 
А. Надглоточным нервным узлом 
Б. Подглоточным нервным узлом 
В. Надглоточным и подглоточным нервными узлами 
Г. Нервной трубкой 

11.Боковая линия рыб воспринимает… 
А. Силу тока воды 
Б. Направление тока воды 
В. Все ответы верны 

12.Отдел головного мозга мозжечок, управляет… 
А. Пищеварительной функцией организма 
Б. Координацией движения 
В. Дыхательной функцией организма 
Г. Все ответы верны 

13.Оплодотворение у костных рыб… 
А. Наружное 
Б. Внутренне 

14.Отряд Кистепёрые относится к классу… 
А. Хрящевые рыбы 
Б. Костные рыбы 
В. Сельдеобразные рыбы 
Г. Верного ответа нет 

15.Плотва питается преимущественно… 
А. Донными моллюсками 
Б. Растительным кормом 
В. Различными беспозвоночными 
Г. Растительным кормом и различными беспозвоночными 
Д. Донными моллюсками, растениями и различными беспозвоночными 

16.Пикша относится к отряду… 
А. Кистепёрые 
Б. Карпообразные 
В. Сельдеобразные 
Г. Верного ответа нет 

17.Наличие усика на подбородке является отличительной чертой отряда… 
А. Карпообразные 
Б. Тресковые 
В. Сельдеобразные 
Г. Осетровые 







Тест по теме "Рыбы".

1. Рыбы относятся к типу Хордовые потому, что: а - имеют осевой скелет, б - не имеют внутреннего скелета, в - имеют наружный скелет, г - нет верного ответа.

2. Рыбы - представители подтипа Позвоночные, так как: а - имеют рыбообразное тело, б - внутренний скелет - хорда, в - есть позвоночник и череп, г - нет верного ответа.

3. Главной отличительной чертой рыб являются: а - органы боковой линии, б - наличие органа зрения, в - отсутствие ходы, г - нет верного ответа.

4. Плавательный пузырь у рыб - это: а - орган дыхания, б - орган вкуса, в - орган, обеспечивающий перемещение рыб в вертикальной плоскости, г - часть пищеварительной системы.

5. У всех рыб сердце: а - однокамерно, б - двухкамерное, в - трёхкамерное, г - четырёхкамерное.

6. Органы выделения рыб - это: а - длинные лентовидные почки, б - зелёные железы, в - нефридии, г - нет верного ответа.

7. Парные плавники рыб - это: а - хвстовой и анальный, б - грудной и брюшной, в - спинной и анальный, г - грудной и хвостовой.

8. Тадии развития рыбы: а - икринка, малёк, б - личинка, малёк, в - икринка,личинка, малёк, г - икринка, малёк.

9. К хрящевым рыбам относятся: а - акула, скат, б - скат, скумбрия, в - акула, ротан, г - осётр, плотва.

10. К костным рыбам принадлежат: а - белуга, акула, б - скат, ёрш, в - окунь, карась, г - латимерия, скат.

11. Рыба наших водоёмов из Красной книги: а - форель, б - подкаменщик, в - ротан, г - голавль.

12. Хищные рыбы наших водоёмов: а - лещ и судак, б - окунь и щука, в - щука и карась, г -  ротан и налим.  






































Контрольное тестирование по теме «Рыбы»

 1. У ланцетника и других бесчерепных животных скелет1)отсутствует2)наружный3)внутренний хрящевой или костный4)в течение всей жизни представлен хордой

 2. К какому классу относят водных позвоночных,  не имеющих костного скелета и жаберных крышек?1)хрящевых рыб                      2)костных рыб 3)земноводных                         4)пресмыкающихся

 3. Кровь в сердце рыб1)артериальная                2)насыщенная кислородом 3)смешанная                   4)венозная

 4. Преодолевать сопротивление воды при движении окуню помогает1)боковая линия    3)покровительственная окраска2)хороший слух                4)черепицеобразное расположение чешуи

 5. Нервная система хордовых животных1)представляет   собой   трубку,   расположенную   на спинной стороне тела2)представляет собой нервную цепочку, расположенную на брюшной стороне тела3)состоит из нервных стволов и нервных узлов4)состоит из нервных клеток, образующих нервную сеть

 6. Один из признаков, позволяющий рыбам затрачивать меньше энергии на преодоление сопротивления воды при движении,1)покровительственная окраска          2)органы обоняния 3)боковая линия                                 4)обтекаемая форма тела

 7. У каких животных в процессе эволюции впервые сформировался внутренний скелет?1)паукообразных                2)насекомых 3)головоногих                  4)хордовых

 8. С помощью боковой линии рыба воспринимает1)запах предметов                     2)окраску предметов 3)звуковые сигналы           4)направление и силу течения воды

 9. У хрящевых рыб в отличие от костных1)обтекаемая форма тела        2)хорошо развит хвостовой плавник

3)имеются жаберные щели4)развиты парные грудные и брюшные плавники

 10. В чем проявляется приспособленность рыб к передвижению в воде?

1)появление головного, туловищного и хвостового отделов тела2)поглощение кислорода и выделение углекислого газа при дыхании

3)наличие обтекаемой формы тела, слизи на чешуе, плавников4)использование для питания готовых органических веществ

 11. К какому типу животных относятся ланцетники? 1)кишечнополостные                      2)моллюски 3)членистоногие                               4)хордовые

 12. Ланцетник относится к группе животных1)беспозвоночных                   2)позвоночных 3)бесчерепных                           4)мягкотелых

 13. Костные рыбы, в отличие от хрящевых, имеют1)парные плавники         2)плавательный пузырь 3)боковую линию                      4)обтекаемую форму тела

 14. Один круг кровообращения и двухкамерное сердце имеет1)нильский крокодил       2)голубая акула 3)дельфин белобочка              4)болотная черепаха

 15. Из какого зародышевого листка формируется нервная трубка?1)эктодерма;              2)энтодерма; 3)мезодерма;                4)мезоглея

 16. От жабр у рыб по сосудам течет:1)венозная кровь                 3) гемолимфа 2)артериальная кровь          4) смешанная кровь

17. Наиболее крупной систематической единицей, в ряду названных, является: 1)вид      2) семейство           3)род           4) класс

 18. Позвоночник рыб делится на следующие отделы:1)туловищный и хвостовой; 2)шейный, туловищный и хвостовой; 3)шейный, грудной, крестцовый и хвостовой;4)деление на отделы отсутствует. 

19. У окуня имеется: 1)наружное, среднее и внутреннее ухо;2)среднее и внутреннее ухо;3)только внутреннее ухо; 4)специальные органы слуха отсутствуют.

 20. Костно-хрящевой скелет имеется у: 1)кеты;                2)сельди;             3)белуги;                  4)скатов.

 В 1. Установите последовательность движения крови у рыбы.

A)брюшная аорта к артерии Б) капилляры внутренних органов B)предсердие Г) желудочек Д) капилляры жабр Е) вены Ж) артерии и спинная аорта

 В 2   Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства животных, начиная с наименьшей.

A)род Б)вид B)класс Г)семействоД)отряд

В 3. Установите последовательность возникновения групп животных в ходе эволюции.

A)членистоногие Б) хордовые B)простейшие Г) кольчатые черви Д) кишечнополостные

 В 4. К отряду лососеобразных относятся: A)кета; Б) севрюга; B)белуга; Г)стерлядь ;Д) горбуша; Е) семга.

 С 1. Какие основные черты строения характерны для типа Хордовые?

С 2. Перечислите приспособления к водной среде у рыб?

 С 3. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами.

 С 4. Почему большинство рыб и млекопитающих, обитающих в водной среде, имеют обтекаемую форму тела?

 С 5. На рисунке изображен общий план строения хордового животного. Подпишите названия частей, отмеченных цифрами.



 





Тестирование по теме «Рыбы»   7 класс   1 вариант

1. Выбери один верный ответ:

  1. Органы чувств, характерные только для рыб:1) слух        2) зрение     3) боковая линия    4) осязание

2. Отличительный признаком костных рыб от хрящевых  не является:1) плавательный пузырь           2) костная чешуя 3) костные жаберные крышки  4) костный скелет

3. В пищеварительной системе рыб отсутствуют: 1) пищевод 2) печень 3) Поджелудочная железа  4) слюнные железы

4. Основной признак сходства осетровых рыб с хрящевыми:1) внутренний хрящевой скелет      2) остутствие острых зубов 3) пять рядов костных бляшек вдоль тела  4) плавательный пузырь

5. Промыслового значения не имеют: 1) карпообразные    2) кистепёрые 3) Осетровые       4) сельдевые

6. В каких структурах у рыб расположены кровеносные капилляры и происходит газообмен между кровью и водой: 1) жаберные дуги              2) жаберные щели 3) жаберные лепестки      4) жаберные тычинки

7. Какая форма почек костных рыб: 1) бобовидная              2) шарообразная 3) цилиндрическая      4) лентовидная

8. Какой из плавников рыб представляет собой заднюю конечность: 1) грудной   2) брюшной    3) анальный   4) хвостовой

9. Орган рыб, в стенке которого расположены жаберные щели: 1) ротовая полость    2) пищевод   3) глотка       4) жаберная крышка

10. Назовите газ, который в жабрах перемещается из воды в кровь: 1) кислород    2) азот   3) углекислый газ   4) угарный газ

11. Назовите отдел центральной нервной системы рыб, расположенный в канале позвоночника:1) передний мозг    2) средний мозг   3) мозжечок4) спинной мозг      5) промежуточный мозг     6) продолговатый мозг

12. Назовите структуру, внутри которой расположена боковая линия: 1) кость   2) хрящ   3) кожа   4) кишечник

13. Назовите орган, который у рыб отсутствует: 1) боковая линия                    2) внутреннее ухо 3) обонятельный мешок         4) мускулистый язык

14. Какой отдел тела у речного окуня отсутствует:1) голова  2) шея  3) туловище  4) хвост  5) все эти отделы имеются 

15. Какая рыба к проходным не относится:1) кета  2) горбуша   3) угорь   4) осётр  5) треска

16. Какую рыбы относят к отряду кистепёрых:1) налим   2) осётр   3) треска    4) сазан   5) латимерия    6) белуга

17. Что из перечисленного имеется у костных рыб, но отсутствует у хрящевых:1) клоака   2) язык   3) жаберная крышка  4) боковая линия

 18. У рыб какого отряда большая часть скелета хрящевая:

1) сельдеобразные  2) тресковые   3) осетровые  4) карпообразные

19. К какому отряду относят налима:

1) сельдеобразные  2) тресковые   3) осетровые  4) карпообразные

20. У кого хорда сохраняется в течение всей жизни без изменений:

1) хрящевые рыбы  2) костные рыбы  3) ланцетники   4) земноводные

21. Плавучесть у костных рыб обеспечивается:

1) развитием плавательного пузыря   2) накоплением жира в тканях

3) увеличением объёма печени           4) формой тела

5) а+б+г

 2 . Вставь пропущенное слово:

  1. Больше всего видов в классе…

 

  1. Большинство рыб имеет…(… и …) парных и … (… , … и …) непарных плавника /назовите их/

 

  1. Быстрым вертикальным перемещением костных рыб в воде способствует изменение объемы … …

 

  1. Основные органы дыхания рыб - …, у костных рыб они прикрыты снаружи … …

  2. Сердце у всех ры. … , оно состоит из … и …

 

  1. Период размножения рыб - …

 

  1. Рыбы, идущие для размножения из морей в реки или из рек в море, называются …Самая ценная икра у … и … рыб;  по цвету её соответственно называют … и …

 

















Тестирование по теме «Рыбы»   7 класс   1 вариант

1. Выбери один верный ответ:

  1. Органы чувств, характерные только для рыб:

1) слух        2) зрение     3) боковая линия    4) осязание

2. Отличительный признаком костных рыб от хрящевых

 не является:

1) плавательный пузырь           2) костная чешуя

3) костные жаберные крышки  4) костный скелет

3. В пищеварительной системе рыб отсутствуют:

1) пищевод                           2) печень

3) Поджелудочная железа  4) слюнные железы

4. Основной признак сходства осетровых рыб с хрящевыми:

1) внутренний хрящевой скелет      2) остутствие острых зубов

3) пять рядов костных бляшек вдоль тела   

4) плавательный пузырь

5. Промыслового значения не имеют:

1) карпообразные                2) кистепёрые

3) Осетровые                       4) сельдевые

6. В каких структурах у рыб расположены кровеносные капилляры и происходит газообмен между кровью и водой:

1) жаберные дуги              2) жаберные щели

3) жаберные лепестки      4) жаберные тычинки

7. Какая форма почек костных рыб:

1) бобовидная              2) шарообразная

3) цилиндрическая      4) лентовидная

8. Какой из плавников рыб представляет собой заднюю конечность:

1) грудной   2) брюшной    3) анальный   4) хвостовой

9. Орган рыб, в стенке которого расположены жаберные щели:

1) ротовая полость    2) пищевод   3) глотка       4) жаберная крышка

10. Назовите газ, который в жабрах перемещается из воды в кровь:

1) кислород    2) азот   3) углекислый газ   4) угарный газ

11. Назовите отдел центральной нервной системы рыб, расположенный в канале позвоночника:

1) передний мозг    2) средний мозг                   3) мозжечок

4) спинной мозг      5) промежуточный мозг     6) продолговатый мозг

12. Назовите структуру, внутри которой расположена боковая линия:

1) кость   2) хрящ   3) кожа   4) кишечник

13. Назовите орган, который у рыб отсутствует:

1) боковая линия                    2) внутреннее ухо

3) обонятельный мешок         4) мускулистый язык

14. Какой отдел тела у речного окуня отсутствует:

1) голова  2) шея  3) туловище  4) хвост  5) все эти отделы имеются 

15. Какая рыба к проходным не относится:

1) кета  2) горбуша   3) угорь   4) осётр  5) треска

16. Какую рыбы относят к отряду кистепёрых:

1) налим   2) осётр   3) треска    4) сазан   5) латимерия    6) белуга

17. Что из перечисленного имеется у костных рыб, но отсутствует у хрящевых:

1) клоака   2) язык   3) жаберная крышка  4) боковая линия

 18. У рыб какого отряда большая часть скелета хрящевая:

1) сельдеобразные  2) тресковые   3) осетровые  4) карпообразные

19. К какому отряду относят налима:

1) сельдеобразные  2) тресковые   3) осетровые  4) карпообразные

20. У кого хорда сохраняется в течение всей жизни без изменений:

1) хрящевые рыбы  2) костные рыбы  3) ланцетники   4) земноводные

21. Плавучесть у костных рыб обеспечивается:

1) развитием плавательного пузыря   2) накоплением жира в тканях

3) увеличением объёма печени           4) формой тела

5) а+б+г

 2 . Вставь пропущенное слово:

  1. Больше всего видов в классе…

 

  1. Большинство рыб имеет…(… и …) парных и … (… , … и …) непарных плавника /назовите их/

 

  1. Быстрым вертикальным перемещением костных рыб в воде способствует изменение объемы … …

 

  1. Основные органы дыхания рыб - …, у костных рыб они прикрыты снаружи … …

  2. Сердце у всех ры. … , оно состоит из … и …

 

  1. Период размножения рыб - …

 

  1. Рыбы, идущие для размножения из морей в реки или из рек в море, называются …Самая ценная икра у … и … рыб;  по цвету её соответственно называют … и …

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Методическая разработка по проектной технологии на тему "Рыбы"

Автор: Шидиева Маидат Магомедтагировна

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 260157

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Программа по технологии для неделимых 5-7 классов."
    ["seo_title"] => string(50) "proghrammapotiekhnologhiidlianiedielimykh57klassov"
    ["file_id"] => string(6) "266284"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450116850"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Календарно-тематическое планирование по изо3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(78) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepoizo3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267598"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416286"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424070515"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства