kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по основам патологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для практического занятия по основам патологии на тему "Патология пищеварительной системы".С помощью наглядных пособий,плакатов студенты могут наблюдать морфологические изменения,происходящие в органах пищеварительной системы при различных заболеваниях;ответы на тесты и ситуационные задачи способствуют  анализу знаний и логическому мышлению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка по основам патологии »

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РБ «СИБАЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

АУДИТОРНОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОСНОВАМ ПАТОЛОГИИ























Составила:

Преподаватель

НИКИТИНА Н.Н.









Учебная дисциплина: ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ

Тема занятия: ПАТОЛОГИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Цели занятия:

Учебная:

- осуществлять контроль знаний

- формировать навыки восприятия и переработки информации

Воспитательная:

- воспитывать у студентов внимательность, исполнительность, самостоя-тельность

Развивающая:

- развивать логическое мышление

В результате изучения темы студент должен:

знать:

- морфологию патологически измененных тканей и органов

- клинические проявления патологических изменений в различных органах и системах организма

уметь:

- находить и показывать на плакатах и влажных препаратах видимые невооруженным глазом морфологические изменения органов пищеварительной системы

Фельдшер должен обладать общими компетенциями, включающими в

себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных

задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с

коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в

профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным

традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные

различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по

отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований

охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и

противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической

культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и

профессиональных целей.

Фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями,

соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по

углубленной подготовке):

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных

групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья

ребенка.

ПК 1.6. Проводить диагностику смерти.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в

ее проведении.

ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на

закрепленном участке.

ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.

ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.

ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья

различных возрастных групп населения.

ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для

пациентов и их окружения.

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с

различной патологией.

ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.


Межпредметные связи:Анатомия с физиологией человека

Продолжительность: 90 минут

Место проведения: учебный кабинет Основ патологии

Оснащение учебного кабинета: оборудование учебного кабинета, компьютер преподавателя, экран, проектор, слайды, наглядные средства обучения – влажные препараты по патологии желудка (гастриты, язвенная болезнь, рак), кишечника (энтериты, колиты, рак, аппендицит), печени (гепатиты, гепатозы, циррозы), поджелудочной железы (панкреатиты, рак), желчного пузыря (холециститы), плакаты, методические разработки для студентов

Основная литература:

1. Митрофаненко В.П., Алабин И.В. Основы патологии. - «ГЭОТАР – Медиа», 2012.

Дополнительная литература:

1. Горелова Л.В. Основы патологии в таблицах и рисунках. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

Интернет-ресурсы:

http://www.fgouvunmc.ru/vocational/fgossponpo/progs/060301/060301_farmacia.rar ... /YD_patologia.doc19.



























ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ



Этапы занятия

Вре-мя (мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Цель

1


Организацион-ный момент

2

Приветствие, препо-даватель проверяет готовность группы к занятию, отмечает отсутствующих, ор-ганизует внимание студентов

Дежурный доклады-вает об отсутствую-щих

Создание рабочего настрое-ния

2

Сообщение темы и целей занятия

3

Преподаватель сообщает тему, цели занятия

Внимательно слу-шают поставленные цели

Подготовка студентов к воспроизведению лекцион-ного материала и выполне-нию практических заданий

3

Повторение лекционного материала

15

Преподаватель наце-ливает студентов на повторение пройден-ной темы (задание 1)

Студенты вовлечены в речемыслительную деятельность

Формирование познаватель-ного интереса к данной теме

4

Выполнение практического задания

65

Преподаватель дает рекомендации для выполнения самос-тоятельной работы

(задания 2,3,4,5,6)

Внимательно слу-шаютпреподава-теля и приступают к выполнению заданий.

Усиление мыслительной активности

5

Подведение итогов

3

Выводы

Завершают выполне-ние анализа

Закрепление способности анализировать

6

Домашнее задание

2

Повторить тему «Патология органов мочевыделения»


Записывают домаш-нее задание, плани-руют последующую деятельность

Повышение заинтересован-ности студентов к выполне-нию домашнего задания













Тема занятия: ПАТОЛОГИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ



Задание 1.

Закончить предложения:


1. В норме за сутки выделяется ………л слюны

2. Гиперсаливация возникает рефлекторно при воспалительных процессах в……………………………………….и…………………………………………....

3. Воспаление слюнных желез полости рта называется ………………………..

4. Причиной развития ангины являются ………………………………………...

5. Заболевание пищевода, сопровождающееся воспалением его слизистой оболочки называется …………………………………............................................

6. Отрыжка, изжога, тошнота и рвота являются симптомами нарущения двигательной функции …………………………………………………………….

7. Выражением язвенной болезни является хроническая рецидивирующая .....

………………желудка и двенадцатиперстной кишки

8. Поверхностный дефект, образующийся в результате некроза - …………….

9. Печень синтезирует …………………, поддерживая нормальный уровень глюкозы в крови

10. Хроническое заболевание, для которого характерна нарастающая печеночная недостаточность - …………………………………………………….

11. При повышенной кислотности желудочного сока появляется …………….

12. Забрасывание содержимого желудка, проявляющееся чувством жжения за грудиной, происходит из-за ………………...кардиального отдела пищевода

13. Бактерицидная функция обеспечивается …………………… – щелочным белком слюны

14. ………………………….. ангина – гнойное воспаление, переходящее на окружающие ткани

15. При лакунарной ангине экссудат накапливается в лакунах в виде ………..









Задание 2.

Зарисовать микропрепараты:

Рис.1. Катаральный серозный гастрит. Слизистая оболочка желудка полнокровна и отечна (а); на поверхности слизистой оболочки скопления экссудата, содержащего десквамиро-ванные клетки эпителия (б); отек и полнокровие подслизистого слоя (в)




Рис.2. Дифтеритическое воспаление зева (при дифтерии). Участок некроза слизистой оболочки и подлежащих тканей замещен фибринозной пленкой и лейкоцитами (а); на границе с этим участком видна сохранившаяся слизистая оболочка (б)






Задание 3.

Рассмотреть рисунки и дать краткую характеристику каждого заболевания:


Рис.1. Ангина: а- катаральная; б— фолликулярная. в — лакунарная;

г - флегмонозная (паратонзиллярный абсцесс)





Рис.2.Гастрит (слизистая): а — атрофический;б — полипозный;

в — некротический (очаги некроза желтогоцвета и изъязвления красного цвета);

г — флегмонозный(складки утолщены; на разрезе - гнойная инфильтрация).




Рис.3. Хроническая язва желудка







Рис.4. Рак желудка:

а — полипозный; б — грибовидный; в — блюдцеобразный; г— диффузный.












Рис.5. Изъязвленный (блюдцеобразный) рак большого дуоденального сосочка двенадцатиперстной кишки


















Рис.6. Цирроз печени: а — билиарный (при атрезиивнепеченочных желчных путей); б— мелкоузловой;в— крупноузловой.





Рис.7. Камни в желчном пузыре






Рис.8. Острый флегмозный аппендицит с гнойной инфильтрацией брыжейки отростка — сверху; нормальный червеобразный отросток — внизу.






Рис.9. Опухоль в кишечнике (видны складки) и язва







Рис.10. Рак прямой кишки:(а — полипозный;б— полипозныйс вторичными изменениями(некроз, воспаление);в — грибовидный сизъязвлением;

г— кольцевидный.




Задание 4.

Используя влажные препараты, плакаты, учебники, изучите патологию пищеварительной системы:

1) болезни полости рта, зева, глотки и их клинико-морфологические формы

2) хронический гастрит, язвенную болезнь и рак желудка

3) гепатиты и цирроз печени

4) энтериты и колиты

5) острый и хронический аппендицит

Задание 5.

Запишите на латинском языке названия воспалительных процессов:

Слизистой оболочки полости рта –

Десен –

Языка –

Лимфоидной ткани глотки и небных миндалин –

Околоушной слюнной железы –

Глотки –

Слизистой оболочки пищевода –

Слизистой оболочки желудка –

Слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки –

Печени –

Желчного пузыря –

Поджелудочной железы –

Тонкой кишки –

Тощей кишки –

Подвздошной кишки –

Толстой кишки –

Всех отделов кишечника –

Червеобразного отростка –

Слепой кишки –

Поперечной ободочной кишки –

Сигмовидной ободочной кишки –

Прямой кишки –

Брюшины –

Околопрямокишечной клетчатки –

Задание 6.

Решите морфофункциональные и ситуационные задачи:

Задача 1.

Какие морфологические изменения эпителия слизистой оболочки желудка наблюдаются при различных формах хронического гастрита?

Задача 2.

Перечислите основные виды рака желудка в зависимости от его локализации.

Задача 3.

Предприниматель 28 лет, злостный курильщик, в течение последних двух лет периодически весной отмечает интенсивные боли в околопупочной области живота, возникающие через 3-4 часа после приема пищи, утром натощак («голодные» боли), а иногда и ночью («ночные» боли).Боли проходят после приема пищи или щелочей (соды).Облегчение также наступает после рвоты. Аппетит не нарушен. При пальпации живота выявляются болезненные точки над пупком, вправо от средней линии. При поколачивании кончиком пальца в этих точках наряду с усилением болезненности отмечается ограниченное напряжение мышц передней брюшной стенки.

О каком заболевании следует думать в данном случае и что может помочь уточнению диагноза?

Задача 4.

Мужчина 45 лет, по профессии плотник, злоупотребляющий спиртными напитками, в течение 8 лет страдает хроническим гепатитом. Долгое время чувствовал себя удовлетворительно и жалоб не предъявлял. Однако за последний месяц стал отмечать повышенную утомляемость, тяжесть в области правого подреберья, кожный зуд, увеличение объема живота. При осмотре видны: желтушность кожных покровов и видимых слизистых оболочек, сосудистые «звездочки» - паукообразные расширения мелких сосудов (на коже плечевого пояса), гиперемированные ладони (печеночные ладони). При пальпации живота печень слегка увеличена, плотная, безболезненная, нижний край ее острый, неровный. Прощупывается также плотная, увеличенная селезенка. В брюшной полости определяется асцит. Симптом флюктуации положителен. На передней поверхности живота под кожей ясно видны расширенные вены («голова медузы»).

Какое заболевание можно предположить ?

Задача 5.

Что включает в себя термин «острый живот»?

Задача 6.

Студент авиационного института 19 лет, утром около 7 часов натощак почувствовал тошноту, которая закончилась двукратной рвотой. Вскоре после этого почувствовал боль неясного характера в эпигастральной области. Не став завтракать, поехал в институт на занятия. Однако боль переместилась в правую подвздошную область и стала нарастать. При ходьбе она усиливалась. В 12 часов обратился в медпункт института к врачу. При осмотре язык влажный, обложен. Живот не вздут, при пальпации отмечается напряжение мышц и выраженная болезненность в правой подвздошной области. Здесь же – положительные симптомы раздражения брюшины: Щеткина-Блюмберга и Ровзинга (симптом Ситковского). При экспресс-анализе крови обнаружен лейкоцитоз (14500 в 1 мкл) со сдвигом влево.

Ваше мнение о диагнозе и дальнейшей тактике?


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
методическая разработка по основам патологии

Автор: НИКИТИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Дата: 24.08.2015

Номер свидетельства: 226704

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Виды, формы, методы реабилитации"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_tieorietichieskogo_zaniatiia_vidy_formy_mietody_riea"
    ["file_id"] => string(6) "353658"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477891467"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Самостоятельная работа как способ развития и воспитания студентов (опыт работы преподавателей цикла ОПД)"
    ["seo_title"] => string(99) "samostoiatielnaiarabotakaksposobrazvitiiaivospitaniiastudientovopytrabotypriepodavatielieitsiklaopd"
    ["file_id"] => string(6) "299913"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456635823"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Моторная алалия и методы логопедической работы по формированию речи."
    ["seo_title"] => string(69) "motornaiaalaliiaimietodyloghopiedichieskoirabotypoformirovaniiuriechi"
    ["file_id"] => string(6) "298672"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456388273"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Комплекс упражнений для развития ручного праксиса с помощью элементов литотерапии"
    ["seo_title"] => string(85) "komplieksuprazhnieniidliarazvitiiaruchnoghopraksisaspomoshchiueliemientovlitotierapii"
    ["file_id"] => string(6) "304956"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457851480"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Педагогическая концепция учителя физкультуры"
    ["seo_title"] => string(57) "piedaghoghichieskaia-kontsieptsiia-uchitielia-fizkul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "289643"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454848473"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства