МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Виды, формы, методы реабилитации
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Виды, формы, методы реабилитации
Методическая разработка практического занятия для преподавателей по теме «Сестринское дело и сестринский процесс в реабилитации пациентов с заболеваниями и травмах опорно – двигательной, нервной системы» подготовлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования третьего поколения. Данная тема входит в изучение ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.02. Основы реабилитации и является итоговым практическим занятием. На его проведение по программе выделено 270 минут.
Актуальность данной темы заключена в росте патологий опорно – двигательной, нервной системы особенно в последние десятилетия. По количеству больных в год на данный момент времени заболевания и травмы опорно – двигательной, нервной системы находятся на третьем месте, их обогнали только сердечнососудистые и онкологические патологии. Статистика ВОЗ свидетельствует: различными болезнями опорно-двигательного аппарата страдает 80% населения. Причем большинство – трудоспособного возраста: от 30 до 50 лет, около одного миллиарда людей на Земле страдают от различных заболеваний нервной системы.
Применение средств физической культуры в лечении заболеваний и травм опорно – двигательной, нервной системы позволяют решить основные задачи медицинской реабилитации - ускорить восстановительные процессы и увеличить их эффективность, снизить инвалидизацию, повысить уровень адаптации инвалида к условиям жизни.
При изучении данной темы на практическом занятии использованы следующие инновационные и педагогические технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающая, информационная, модульно-рейтинговая система, мозговая атака, организационно - деятельностная игра. Используются как игровые, так и неигровые методы активного обучения: опрос, проведение манипуляций, решение ситуационных задач («медсестра-пациент»). Во время занятия устанавливается педагогическое сотрудничество между преподавателем и студентами.
Широко используется отработка практических навыков путем выполнения упражнений и массажа друг на друге. Работа проводится в парах. Обучающийся, выполняющий задание, контролируется своим сокурсником, затем они меняются местами. В результате чего, обучающиеся приобретают умения организовывать собственную деятельность, учатся работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами и руководством, выполнять зависимую, независимую и взаимозависимую роли, а также брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий, что позволяет добиться формирования общих и профессиональных компетенций.
Применение инновационных педагогических технологий и методов обучения дает возможность преподавателю реализовать компетенции, поставленные Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования нового поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Виды, формы, методы реабилитации»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК 02.02. Основы реабилитации
По теме «Виды, формы, методы реабилитации»
Специальность: 060501 Сестринское дело
(базовый уровень)
Купино
2015
Рассмотрена на заседании
Предметно-цикловой метод комиссии профессиональных модулей
Протокол № « » 2015
Председатель
______________________
Автор-составитель: преподаватель первой квалификационной категории Петрова Н.В.
Содержание
1
Пояснительная записка
4
2
Междисциплинарные связи
5
3
Внутридисциплинарные связи
6
4
Оснащение
7
5
Тема, цели и задачи занятия
8 - 9
6
Структура занятия
10
7
Технологическая карта практического занятия
11 - 12
8
Контроль исходного уровня знаний
13 - 20
9
Учебно-информационный блок по теме
21 - 25
10
Контроль итогового уровня знаний и умений
26 - 35
11
Рейтинговая система контроля и оценки знаний
36
14
Литература
37
15
Приложение
38 - 40
Пояснительная записка
Методическая разработка практического занятия для преподавателей по теме «Сестринское дело и сестринский процесс в реабилитации пациентов с заболеваниями и травмах опорно – двигательной, нервной системы» подготовлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования третьего поколения. Данная тема входит в изучение ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.02. Основы реабилитации и является итоговым практическим занятием. На его проведение по программе выделено 270 минут.
Актуальность данной темы заключена в росте патологий опорно – двигательной, нервной системы особенно в последние десятилетия. По количеству больных в год на данный момент времени заболевания и травмы опорно – двигательной, нервной системы находятся на третьем месте, их обогнали только сердечнососудистые и онкологические патологии. Статистика ВОЗ свидетельствует: различными болезнями опорно-двигательного аппарата страдает 80% населения. Причем большинство – трудоспособного возраста: от 30 до 50 лет, около одного миллиарда людей на Земле страдают от различных заболеваний нервной системы.
Применение средств физической культуры в лечении заболеваний и травм опорно – двигательной, нервной системы позволяют решить основные задачи медицинской реабилитации - ускорить восстановительные процессы и увеличить их эффективность, снизить инвалидизацию, повысить уровень адаптации инвалида к условиям жизни.
При изучении данной темы на практическом занятии использованы следующие инновационные и педагогические технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающая, информационная, модульно-рейтинговая система, мозговая атака, организационно - деятельностная игра. Используются как игровые, так и неигровые методы активного обучения: опрос, проведение манипуляций, решение ситуационных задач («медсестра-пациент»). Во время занятия устанавливается педагогическое сотрудничество между преподавателем и студентами.
Широко используется отработка практических навыков путем выполнения упражнений и массажа друг на друге. Работа проводится в парах. Обучающийся, выполняющий задание, контролируется своим сокурсником, затем они меняются местами. В результате чего, обучающиеся приобретают умения организовывать собственную деятельность, учатся работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами и руководством, выполнять зависимую, независимую и взаимозависимую роли, а также брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий, что позволяет добиться формирования общих и профессиональных компетенций.
Применение инновационных педагогических технологий и методов обучения дает возможность преподавателю реализовать компетенции, поставленные Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования нового поколения.
- бланк формализованного наблюдения за выполнением комплексов упражнений;
- схема графического диктанта;
- виды контроля с заданиями и ответами;
- методическое пособие для студентов «Массаж отдельных частей тела»
- учебное пособие для самостоятельной работы студентов;
- сборник гимнастических упражнений;
- сборник лечебных гимнастик;
- таблицы: «Лечебная гимнастика при плоскостопии», «Лечебная гимнастика при нарушении осанки», «Лечебная гимнастика при гемипарезах для борьбы с синкенезиями», «Лечебная гимнастика при поражении периферических нервов верхних и нижних конечностей», «Лечебная гимнастика при неосложнённом компрессионном переломе позвоночника», «Пассивная гимнастика в суставах», «Лечебный массаж важнейших нервных стволов и нервных окончаний верхних конечностей и груди»;
- игра «Профессионал»;
- комплексы специальных упражнений, лечебных гимнастик;
- видеофильм «Лечебная физкультура при заболеваниях и травмах нервной системы».
Материальное:
- технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютерная техника)
- стол массажный
- массажный крем;
- массажные валики;
- массажные мячи;
- простыни;
- вата;
- мыло;
- часы песочные;
- полотенце;
- салфетки;
- ковровое покрытие;
- зеркальная стена;
- гимнастические палки;
- гимнастические стенки;
- наклонная плоскость;
- медболлы;
- прикроватный столик;
- мешочки с песком;
- стоподержатель.
Тема: Сестринское дело и сестринский процесс в реабилитации пациентов с заболеваниями и травмами опороно – двигательной, нервной системы.
Тип занятия: практическое занятие с применением игровых и ролевых технологий.
Место занятия: учебный кабинет основ реабилитации.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителем.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения задания.
ОК.12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижений жизненных и профессиональных целей.
Структура занятия
№ п/п
Структурные элементы
Время
1.
Организационный момент
5 мин.
2.
Вводное слово: актуализация темы, план, цели занятия
10 мин.
3.
Контроль исходного уровня знаний:
1. фронтальный опрос;
2. графический диктант;
3. игра «Профессионал»;
4. проведение комплексов упражнений, гимнастик;
5. реферативные сообщения, с мультимедийным сопровождением.
30 мин.
10 мин.
10 мин.
30 мин.
30 мин.
4.
Оценка исходного уровня знаний студента по рейтинговой системе
5 мин.
5.
Изложение учебного материала преподавателем по теме «Сестринское дело и сестринский процесс при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы»:
1. конспектирование учебного материала;
2. демонстрация средств физической реабилитации;
3. просмотр видеофильма.
30 мин.
20 мин.
10 мин.
6.
Выполнение практического задания к ситуационным задачам малыми группами под контролем преподавателя
20 мин.
7.
Контроль освоенных знаний и умений по теме «Сестринское дело и сестринский процесс при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы»
1. защита ситуационных задач
2. тестовое задание
40 мин.
10 мин.
8.
Оценка итогового уровня знаний студента по рейтинговой системе
5 мин.
9.
Домашнее задание к учебной практике
5 мин.
10.
Окончание занятия
270 мин.
Технологическая карта
№
Этапы
занятий
Содержание
Время
Методы
Цель
Дидактические материалы
1
2
3
4
5
6
7
1.
Организационный
момент
-отметка присутствующих, внешнего вида, заполнение журнала
5 мин.
беседа
воспитание дисциплины, организованности
2.
Вводное слово
- сообщить тему акцентируя ее важность;
-ознакомить с целями, планом занятия;
-познакомить с видами деятельности обучающихся, критериями оценок
10
мин.
беседа
мотивация обучения:
- актуализация проблемы;
- мобилизация внимания;
- целостное представление о занятии;
- мотивация для последующей самостоятельной работы.
3.
Определение исходного уровня знаний студентов по теме
- фронтальный опрос;
- графический диктант;
- игра «Профессионал»;
- проведение комплексов упражнений, лечебных гимнастик;
- реферативные сообщения с мультимедийным сопровождением
110 мин.
опрос,
игра,
диалог,
беседа
научить логически мыслить, осуществлять связь теоретических знаний с практикой
Вопросы
4.
Оценка знаний по рейтинговой системе
- резюме по всем видам опроса обучающихся
5 мин.
беседа
анализ активности каждого обучающегося,
коррекция деятельности
5.
Изложение нового материала
- демонстрация нового материала преподавателем
- конспектирование материала обучающимися
- просмотр видеофильма
60 мин.
лекция,
диалог
научить работать группой «пациент - медработники»,
активация зрительной памяти улучшением восприятия учебного материала
Плакаты,
6.
Самостоятельная работа
решение ситуационных задач малыми группами, применяя методические пособия, под контролем преподавателя
20 мин.
самоанализ
выработать умение применять знания в конкретной ситуации, максимально приближенной к работе
7.
Контроль освоенных знаний и умений по теме
1. защита ситуационных задач с демонстрацией:
- лечения положением;
- упражнений;
- приёмов массажа
2. тестовое задание
50 мин.
самоанализ, взаимоконтроль беседа
контроль степени усвоения материала, его закрепление, формирование сознательного отношения к учебе, ЗОЖ, интереса к будущей профессии
Бланки заданий
8.
Оценка итогового уровня знаний и умений студента по рейтинговой системе
- резюме по всем видам контроля обучающихся
- преподаватель делает выводы из изложенного материала, еще раз подчеркивает актуальность темы
5 мин.
активный диалог со студентами
умение оценить ответы, сделать выводы
Таблица «оценка знаний»
9.
Домашнее задание
Указать темы и материалы для подготовки к учебной практике
5 мин.
беседа.
формирование сознательного отношения к учебе, интереса к предстоящей практике
Лекции по темам учебной практике.
10.
Окончание занятия
Преподаватель объявляет об окончании урока
270 мин.
Контроль исходного уровня знаний по лекционному материалу данной темы.
Задание № 1.
Фронтальный опрос.
Опрос лекционного материала по теме «Сестринское дело и сестринский процесс при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы».
Краткая анато – физиологическая характеристика опорно - двигательной системы.
Краткая анато – физиологическая характеристика нервной системы.
Понятие о нервных импульсах, рефлекторной дуге, реактивности организма.
Действие средств физической реабилитации на опорно - двигательную систему.
Действие средств физической реабилитации на нервную систему.
Профилактика заболеваний и травм, приводящих к инвалидности.
Показания и противопоказания к применению средств физической реабилитации при заболеваниях и травмах опорно - двигательной системы.
Особенности ЛФК, массажа при заболеваниях опорно - двигательного аппарата (артритах, артрозах, сколиозе, плоскостопии).
Особенности ЛФК, массажа при травмах опорно - двигательного аппарата (переломах костей, повреждениях суставов, растяжении связок и суставной сумки, ампутации конечности).
Показания и противопоказания к применению средств физической реабилитации при заболеваниях и травмах нервной системы.
Особенности ЛФК, массажа при заболеваниях нервной системы (остеохондрозе, невритах).
Последовательность выполнения гимнастических упражнений в неврологии.
Последовательность восстановления двигательных и статических навыков в неврологии.
Задание № 2.
Графический диктант
Для проведения диктанта преподаватель подготавливает по пройденной теме задания в виде кратких предложений утвердительного характера. Причем, одни из них правильные, другие - ошибочные. Преподаватель диктует текст обучающимся, а они на листке бумаги в колонку отмечают графически: верно знак «+», неверно знак «-» (можно раздать диктанты).
Для проверки преподаватель прикладывает свой шаблон к ответам обучающихся и сразу видит ошибки, отмечает неправильные ответы и выставляет оценки.
1. Парез – это полноеотсутствие произвольных движений (неверно) «-»
2. Строгий постельный двигательный режим при переломе шейки бедра включает постоянное пребывание пациента в постели (верно) «+»
3. Задачей ЛФК у пациентов с повреждением позвоночника является восстановление функций внутренних органов (верно) «+»
4. Паралич – это замедление произвольных движений (неверно) «-»
5. Монопарез – это слабость мышц одной конечности (верно) «+»
6. Заболевания и травмы центральной нервной системы часто приводят к инвалидности (верно) «+»
7. Массаж при инсульте проводят только при развитии осложнений (неверно) «-»
8.Мышцы шейного отдела позвоночника можно укреплять лёжа на спине (верно) «+»
Задание проводится в виде конкурса, где преподаватель делит обучающихся на 2 команды. Эти команды должны выполнить конкурсные задания.
Правила игры:
Каждой команде предлагаются карточки с правильными ответами на задания с противоположными действиями. Участники выбирают карточки с ответами конкретного задания, при верном подборе должен получиться правильный ответ на всё задание. Выигрывает та команда, которая первая завершит сбор карточек.
Приложение № 1. Игра «Профессионал»
Задание № 4.
Выполнение манипуляции
(контроль освоенных умений)
Обучающимся раздаются билеты с заданием. Исполняя ролевую игру «пациент – медицинский работник» они поочерёдно объясняют - проводят, выполняют комплексы специальных упражнений и лечебных гимнастик. Для самоконтроля последовательности правильных действий ими используется бланк схемы алгоритма выполнения манипуляции (комплексов упражнений). Приложение № 2 а.
Оценивается роль «медицинский работник», для контроля техники выполнения манипуляций преподавателем, используется бланк формализованного наблюдения. Приложение № 2 б.
Задание:
1.Объяснить – провести специальные упражнения для профилактики венозных тромбов.
Цель: обеспечить профилактику венозных тромбов.
Задача: улучшение периферического кровообращения и обмена веществ.
Особенности выполнений упражнений: исходное положение - лежа на спине, нижние конечности на возвышенной плоскости, руки вдоль туловища; каждое упражнение повторять 5–7 раз; темп медленный; дыхание свободное.
Скользящие движения ногами поперек, слева - направо.
Сжимание и разжимание пальцев ног.
Круговые движения стопами влево и вправо.
Сгибание и разгибание стоп.
Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища; каждое упражнение повторять 3-5 раз.
Поочерёдное подтягивание стоп к ягодице, скользя по кровати.
Сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, стопы скользят по кровати.
Поочерёдное подтягивание согнутых ног в коленном и тазобедренном суставе к груди.
2.Объяснить – провести специальные упражнения для профилактики застойной пневмонии.
Цель: обеспечить профилактику застойной пневмонии.
Задача: улучшение периферического кровообращения и обмена веществ.
Особенности выполнений упражнений: исходное положение - лежа на спине, руки вдоль туловища; каждое упражнение повторять 3–7 раз; темп медленный; вдох носовой.
Глубокое грудное дыхание.
Активные выдохи, как при надувании шарика.
Диафрагмальное дыхание – при вдохе живот выпячивается, а при выдохе втягивается.
Частые переворачивания на бок - вдох, и.п., - выдох (каждый час).
Произносить длительно звук «А» одновременно поколачивать подушечками пальцев по грудине, или похлопывать по бокам грудной клетки (лёжа на боку – спине).
Отвести руки в стороны – вдох, и.п. – выдох.
Поднять руки вверх – вдох, и.п. – выдох.
3. Объяснить – провести специальные упражнения для профилактики пролежней.
Цель: обеспечить профилактику пролежней.
Задача: улучшение кровообращения и трофики тканей.
Особенности выполнений упражнений: исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища; упражнения выполняются каждые 2 часа, повторение 2–3 раза; темп медленный; дыхание не задерживать
Повороты на бок (каждые 30 мин).
Сползать на подушке вниз – вверх, влево – вправо.
Приподниматься на руках или локтях.
Левой ладонью коснуться правого плечевого сустава и наоборот.
Поочерёдно сгибать ноги – скользя стопами по постели.
4. Объяснить – провести специальные упражнения для суставов верхней конечности.
Цель: обеспечить профилактическое и лечебное действие.
Задача: улучшение крово- лимфообращения и трофики тканей, увеличение амплитуды движений и количества синовиальной жидкости в суставах верхних конечностей.
Особенности выполнений упражнений: исходное положение – сидя, руки вдоль туловища; каждое упражнение повторять 3–7 раз; темп медленный; дыхание свободное.
Приведение и отведение большого пальца руки к ладони.
Сгибание и разгибание всей кисти с максимальным разведением всех пальцев при полном разгибании.
Круговые движения кистями влево – вправо.
Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.
В положении лежа или сидя разведение выпрямленных рук в стороны, вверх
5. Объяснить – провести специальные упражнения для суставов нижней конечности.
Цель: обеспечить профилактическое и лечебное действие.
Задача: улучшение крово-лимфообращения и трофики тканей, увеличение амплитуды движений и количества синовиальной жидкости в суставах в нижних конечностей.
Особенности выполнений упражнений: исходное положение – лёжа на спине, руки вдоль туловища; каждое упражнение повторять 3-–7 раз; темп медленный; дыхание свободное.
Сгибание и разгибание пальцев ног.
Сгибание и разгибание стопы.
Круговые движения стопами влево – вправо.
Отведение и приведение ног по плоскости.
Сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах.
6. Объяснить – провести специальные упражнения для профилактики мышечной атрофии.
Цель: обеспечить профилактику мышечной атрофии.
Задача: улучшение крово-лимфообращения и трофики тканей, увеличение тонуса и объёма мышц.
Особенности выполнений упражнений: исходное положение – лёжа на спине, руки вдоль туловища; каждое упражнение повторять 3 –7 раз; напряжение 3 – 5 сек.; темп медленный; дыхание свободное.
Для мелких мышц пальцев и кисти:
1. Приложить кончики пальцев правой руки к кончикам пальцев левой руки и равномерно давить на все пальцы.
Для мышц-разгибателей плеча, предплечья:
2. Сцепить кисти "замком" и, не разжимая "замка", тянуть руки в противоположные стороны.
Обхватить согнутое предплечье кистью другой руки, и пытаться выпрямить руку, создавая одновременно сопротивление предплечьем.
Для мышц нижних конечностей:
Вытягивание ног (как бы давить стопой на стенку).
Прямую ногу положить на другую, и пытаться приподнять нижнюю ногу одновременно создавая сопротивление верхней ногой.
7. Объяснить – провести комплекс лечебной гимнастики при сколиозе.
Цель: обеспечить профилактику прогрессирования заболевания.
Задача гимнастики:коррекция деформированного отдела позвоночника, вытяжение позвоночника с последующим укреплением мышечного корсета, выработка правильной осанки, нормализация функций внутренних органов.
Особенности выполнений упражнений: исходное положение – стоя, лёжа на спине, лёжа на животе; каждое упражнение повторять 3 –7 раз; темп средний, дыхание свободное.
Часть
Исходное положение
Описание упражнения
Доза
Метод. указания
1.
1) Стоя, кисти на поясничном отделе позвоночника.
2) Стоя, палка на лопатках
Ходьба на носках
Наклон туловища вперёд – выдох, и.п. - вдох
30 сек
4 – 5 раз.
Следить за осанкой
Спина прямая
2.
3) Стоя, рука с вогнутой стороны поднята вверх, с выгнутой на поясе, ноги на ширине плеч.
4) Стоя лицом к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне плеч
5) Стоя лицом к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне плеч (рука соответствующая выпуклой стороне искривления на одну перекладину ниже другой).
6) Лёжа на спине, на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки.
7) Лёжа на животе на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки.
8) То же.
Наклоны туловища в сторону выгнутой стороны грудной клетки
После спокойного вдоха на выдохе глубокий прогиб назад.
После спокойного вдоха на выдохе глубокое приседание.
Одновременное подтягивание согнутых ног к животу – выдох, и.п. – вдох.
Попеременное поднимание прямых ног вверх.
Одновременное поднимание прямых ног вверх.
5 – 8 раз.
4 – 6 раз.
5 – 7 раз.
5 – 6 раз.
6 – 8 раз.
5-7 раз
Выдох удлиненный
Дыхание не задерживать,живот касается реек
Пятки от пола не отрывать, дыхание свободное.
Выдох удлиненный.
Ноги не сгибать
Смотреть перед собой
3.
9) Стоя, руки в стороны, на голове книга.
10) Стоя, кисти на плечевых суставах.
Ходьба на носочках.
Поднимание рук вверх - вдох, и.п. - выдох
1 мин
1 мин
Спина прямая
Дыхание не задерживать.
Объяснить – провести комплекс лечебной гимнастики при плоскостопии.
Цель: обеспечить профилактику прогрессирования заболевания.
Задача гимнастики:укрепление мышц свода стопы, голени, исправление деформации стоп, восстановление их рессорных свойств, выработка правильной осанки.
Особенности выполнений упражнений: упражнения выполняются босиком; исходное положение – стоя, сидя; повторять 5 –7 раз; темп средний, дыхание свободное.
1 — зажав мячик между ногами, медленно идти, стараясь не уронить его;
2 — сидя на полу, упереться руками в пол и стараться как можно выше, поднять ногами мяч;
3 — положить на пол палку и пройти по ней боком, заложив кисти на затылок;
4 — поднять пальцами ног с пола носовой платок;
5 — вращать на полу мяч ногой;
6 — сидя на стуле, брать пальцами ног разбросанные по полу карандаши;
7 — подскоки на одной ноге, на цыпочках; в пальцах другой ноги зажат платок;
8 — ходьба попеременно на носках, пятках, наружной стороне стоп.
9 —ходьба босиком по неровной поверхности – по жесткой траве, рыхлой почве, песку, камням и мелкой гальке.
9. Объяснить – провести комплекс лечебной гимнастики при неврите лицевого нерва,
свободный двигательный режим.
Цель: обеспечить профилактику прогрессирования заболевания.
Задача гимнастики: нормализация КЛО мышц лица, ликвидация асимметрии лица, укрепление атонических мышц лица.Темп медленный, средний.
Особенности выполнений упражнений: исходное положение – сидя перед зеркалом; каждое упражнение повторять 3 –10 раз; темп медленный, дыхание свободное, правильность выполнений контролировать в зеркале.
Часть
Исходное положение
Описание упражнения
Доза
Методические указания
1.
1) Сидя.
Самомассаж мышц лица. На здоровую сторону лица положить ладонь пальцами вверх - движения вниз. На парализованную сторону тыльной поверхностью пальцами вниз – движения вверх.
1 мин.
Движения ровные, растягивающие мышцы.
2.
2) Сидя, руки на поясе.
3) Сидя, руки вдоль туловища.
4) Сидя, пальцы на крыльях носа.
5) Сидя.
6) Сидя, руки вдоль туловища.
7) Сидя, руки вдоль туловища.
8) Сидя, руки вдоль туловища.
1 – нахмурить брови. 2 – расслабить.
1 - поднять брови и веки вверх. 2- расслабить.
1- вдох носом. 2 – выдох.
1- мягко сомкнуть губы и постепенно растянуть их, произнося звук «и …..»
1- вдохнуть надув щёки, задержать дыхание на 10 сек. 2. – вдох.
1- глубоко вдохнуть носом. 2- сложить губы трубочкой и подуть на «свечу»
1- глубоко вдохнуть. 2- выдох, улыбнуться с закрытым ртом.
5 – 7 раз.
5 – 7 раз.
7 – 10 раз.
3 – 5 раз.
5 – 7 раз.
3 – 7 раз.
5 – 7 раз.
Помочь на парализованной стороне рукой.
Слега прижимать крылья носа на вдохе.
На выдохе сохраняем симметричность лица руками.
Дыхание носовое.
Дуть как можно дольше.
Дыхание ровное.
Дыхание ровное.
3.
1) Сидя, руки вдоль туловища.
2) Сидя, левая кисть на груди, правая на животе.
Поочередное расслабление мышц лица, шеи, спины, груди.
Полное, медленное дыхание под контролем кистей рук.
1 мин.
3 – 6 раз.
Дыхание равное.
Дыхание ровное.
10. Объяснить – провести комплекс лечебной гимнастики при остеохондрозе шейно - грудного отделов позвоночника (период стойкой ремиссии, щадяще-тренирующий
двигательный режим).
Цель: обеспечить профилактику прогрессирования заболевания.
Задача гимнастики:нормализация КЛО мышц пораженного отдела позвоночника, ликвидация болевого синдрома, укрепление атонических мышц туловища.
Особенности выполнений упражнений: исходное положение – стоя, лёжа на спине, лёжа на животе; каждое упражнение повторять 3 –8 раз; темп средний, дыхание свободное.
Часть
Исходное положение
Описание упражнения
Доза
Методические указания
1.
1) Стоя, ладони соприкасаются перед грудью.
2) Стоя, руки вверх, обхватив левой запястье правой руки.
1 – потянуться вверх в течение 10 сек. 2 – вернуться в и.п.
1-2-3- наклоны влево.
4-и.п. То же в другую сторону.
3 раза.
4 раза в каждую сторону.
Пятки от пола не отрывать
При наклоне тянуть верхнюю руку вниз.
2.
3) Стоя, руки на поясе.
4) Стоя, кисти на затылке.
5) Стоя, руки согнуты, ладони на груди.
6) Стоя, ноги на ширине плеч, палка сзади в опущенных руках.
«Сестринское дело и сестринский процесс в реабилитации пациентов с заболеваниями и травмах опорно – двигательной, нервной системы».
Целью сестринского процесса в реабилитации пациентов является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма.
Средства физической реабилитации применяемые при заболеваниях и травмах опорно – двигательной, нервной системы рефлекторно тонизируют ЦНС, улучшают кровоснабжение тканей, стимулируют их регенерацию, восстанавливают двигательные навыки, а при полной утрате движений вырабатывают их компенсацию. Всё это позволяет уменьшить сроки восстановления здоровья, обеспечить профилактику перехода в хроническую форму, снизить процент инвалидизации.
Осуществление этапов сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями и травмах опорно – двигательного аппарата.
I этап – сестринское обследование.
При выполнении общего осмотра и опроса – медсестра обращает внимание на признаки местной реакции на заболевание или травму и оценивает их:
– покраснение;
– припухлость;
– температура;
– боль;
– нарушение функции.
Следствием длительной иммобилизации могут неблагоприятные изменения:
– снижение общего тонуса организма;
– ослабление мышечного тонуса, атрофия мышц;
– тугоподвижность, контрактуры и анкилоз суставов.
Исследования: тонуса мышц, обхвата частей тела, подвижности в суставах, гибкости позвоночника, пульс, ЧДД, АД.
– воспалительное или травматическое поражение ОДА;
– снижение крово-лимфообращения, развитие дистрофических процессов.
Приоритетные – настоящие:
– ограничение передвижения или отсутствие движения, нарушение движений в суставах
– боль;
– отёки;
– атония мышц;
– гематомы;
– кожный зуд;
– нарушения со стороны внутренних органов.
Потенциальные:
– риск прогрессирования дистрофии со стороны ОДА (атрофия мышц, тугоподвижность, контрактура, анкилоз суставов);
– риск возникновения пролежней, застойной пневмонии, запоров, тромбов;
– риск снижения защитных сил организма в связи с длительным пребыванием в постельном режиме.
III этап – планирование сестринских вмешательств.
– определение этапа реабилитации;
– определение двигательного режима (назначается врачом);
– формулировка цели, задач физической реабилитации;
– индивидуальный подбор методов, форм, средств реабилитации;
– подготовка к проведению физических упражнений, массажа (обучению и консультированию пациента и членов его семьи по вопросам физической реабилитации).
IV этап – реализация плана сестринского вмешательства.
ЛФК - обучают выполнять упражнения (пациента или ухаживающих за ним):
– дыхательные динамические и статические для улучшения обменных процессов, профилактики осложнений со стороны внутренних органов;
– динамические упражнения на здоровые мышечные группы (симметричное воздействие для улучшения общего кровообращения);
– маятникообразные, на расслабление, дыхательные статические, упражнения в воде для снижения болевого синдрома;
– динамические упражнения на поражённые мышечные группы для улучшения местного кровообращения, обменных процессов, регенерации тканей, увеличения амплитуды движений, увеличение количества синовиальной жидкости в суставах, увеличение эластичности (мышц, связок, сухожилий). Упражнения выполняют с мелких групп мышц;
– идеомоторные для профилактики атрофии, укрепления мышц;
– статические, в сопротивлении для укрепления мышц.
Массаж - обучают делать самомассаж пациента или массаж ухаживающих за ним): Массаж проводят в положении сидя или лежа (при повреждении нижних конечностей). При поражении суставов верхних конечностей массируют – шейно - грудной отдел позвоночника, надплечье, плечо, предплечье, кист. При поражении суставов нижних конечностей массируют спину, ягодичные мышцы и нижние конечности. При болях массируют участки выше и ниже больного сустава и симметрично расположенные участи здоровой конечности, пораженный сустав.
V этап – оценка эффективности сестринского вмешательства, рекомендации по двигательной активности, образу жизни.
Проводим повторное исследование:
– тонуса, силы и эластичности мышц;
– обхвата частей тела;
– подвижности в суставах;
– гибкости позвоночника.
Даём рекомендации по двигательной активности, образу жизни:
– выполнять ЛГ, УГГ, ВГГ (с булавами, гантелями, палками, мячами);
Осуществление этапов сестринского процесса в реабилитации пациентов с заболеваниями и травмах нервной системы.
I этап – сестринское обследование.
При выполнении общего осмотра и опроса – медсестра обращает внимание на признаки местной реакции на заболевание или травму и оценивает их:
– атония мышц;
– спастика мышц;
– боль;
– нарушение функций движения (полное выпадение функции мышц - паралич (плегия), частичное (парез));
– нарушение чувствительности, зрения, слуха, речи, памяти.
Следствием длительной иммобилизации могут неблагоприятные изменения:
– снижение общего тонуса организма;
– ослабление мышечного тонуса, атрофия мышц;
– тугоподвижность, контрактуры и анкилоз суставов.
Важны такие факторы, как возможность самостоятельно передвигаться, обслуживать себя (выполнять работы по дому, питаться без помощи других и пр.) и семью, общаться с окружающими, оценивается адекватность поведения, способность контролировать физиологические функции, а также эффективность обучения.
Исследования: тонуса мышц, обхвата частей тела, подвижности в суставах, сухожильных рефлексов, чувствительности, пульс, ЧДД, АД.
II этап – определение проблем пациента.
Патогенез проблем:
– воспалительное или травматическое поражение нервной системы;
– снижение крово - лимфообращения, импульсации поражённого очага, развитие дистрофических процессов.
Приоритетные – настоящие:
– ограничение передвижения или отсутсвие движения, нарушение движений в суставах;
– боль;
– атония мышц;
– спастика мышц;
– нарушение чувствительности, зрения, слуха, речи, памяти;
– нарушения функций внутренних органов;
– страх смерти.
Потенциальные:
– риск прогрессирования дистрофии со стороны ОДА (атрофия мышц, тугоподвижность, контрактура, анкилоз суставов);
– риск возникновения пролежней, застойной пневмонии, запоров, тромбов;
– риск снижения защитных сил организма в связи с длительным пребыванием в постельном режиме;
– страх, вызванный боязнью смерти.
III этап – планирование сестринских вмешательств.
– определение этапа реабилитации;
– определение двигательного режима (назначается врачом);
– формулировка цели, задач физической реабилитации;
– индивидуальный подбор методов, форм, средств реабилитации;
– подготовка к проведению физических упражнений, массажа (обучению и консультированию пациента и членов его семьи по вопросам физической реабилитации).
IV этап – реализация плана сестринского вмешательства.
ЛФК - обучают выполнять упражнения (пациента или ухаживающих за ним):
– дыхательные динамические и статические для улучшения обменных процессов, профилактики осложнений со стороны внутренних органов;
– динамические упражнения на здоровые мышечные группы (симметричное воздействие для улучшения общего кровообращения, рефлекторного воздействия);
– пассивные упражнения на пораженные мышечные группы начиная с дистальных отделов конечностей, или менее пораженных для улучшения местного кровообращения, нормализации функции конечностей (проводит медицинский работник или ухаживающие);
– пассивно – активные упражнения для улучшения местного кровообращения, нормализации функции конечностей (выполняются пациентом здоровыми конечностями на пораженные);
– маятникообразные, на расслабление для снижения тонуса мышц;
– идеомоторные для профилактики атрофии, укрепления мышц;
– контрольные движения для оценки функции движения ног и мышц туловища;
– статические, в сопротивлении здоровыми конечностями (использование эспандеров, мячей) для укрепления мышц.
При нарушении передвижения отрабатывают навыки ходьбы лежа на спине, сидя, стоя на четвереньках, на коленях. Вставать и садиться с помощью персонала. Ходьба с поддержкой персонала, ходьба с одним костылем. Упражнения у гимнастической стенки (сидя, стоя, приседание). Ходьба по трафарету, лестнице. Самостоятельная ходьба на костылях и с одной палкой.
Массаж - обучают делать самомассаж пациента или массаж ухаживающих за ним): В положении лежа на животе, спине массируют спину и конечности. Применяя дифференцированную методику (седативное – на мышцы находящиеся в гипертонусе, тонизирующее - гипотонусе) сначала массируют здоровые, затем пораженные начиная с ног, затем руки (выполняют с проксимальных отделов), а также воздействуют на биологически активные точки (БАТ) конечностей.
V этап – оценка эффективности сестринского вмешательства, рекомендации по двигательной активности, образу жизни.
Проводим повторное исследование:
– тонуса, силы и эластичности мышц;
– обхвата частей тела;
– подвижности в суставах;
– сенсорных нарушений.
Даём рекомендации по двигательной активности, образу жизни:
– выполнять ЛГ, УГГ, ВГГ (с булавами, гантелями, палками, мячами);
онтроль итоговых знаний, умений по теме «Сестринское дело и сестринский процесс в реабилитации пациентов при заболеваниях и травмах опорно –двигательной, нервной системы»:
Решение ситуационных задач.
Решение задач проводится группой обучающихся (4 - 6), каждый получает своё задание, из числа наиболее сильных назначается один ведущий, который контролирует и следит за последовательностью выполнения всего задания.
№1
060501Сестринское дело
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах
МДК 02.02. Основы реабилитации
Контроль освоенных показателей для оценки ПК 2.1, 2.2, 2.7 и ОК 2, ОК 4
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ГАОУ СПО РБ
Белебеевский МК
Рассмотрено
цикловой методической комиссией
«___» _______ 2014 г.
Председатель ЦМК
____/О.А. Сотникова
Компетентностно-ориентированное задание
Вариант 1
Утверждаю
Зам. директора по учебной работе
______Е. А. Зарайская
«___» __________ 2014 г.
Стимул
Вы палатная медицинская сестра неврологического отделения, вошли в палату к пациентке Г., 35 лет для контроля её состояния.
Задачная формулировка
Изучите данные источника в течение 10 минут и запишите в бланк: I. Проблемы пациента:
VI. Продемонстрируйте те манипуляцию «лечение положением».
Источник
Пациентка Г. 35 лет. Жалобы на отсутствие движений в нижних конечностях, страх смерти, слабость,ограниченность в самообслуживании. Объективно: атрофия мышц нижних конечностей, пассивные движения в полной амплитуде, активные отсутствуют. ЧДД 20 в минуту, пульс 67 ударов в минуту, АД 110/70 мм рт.ст.У женщины двое детей школьного возраста.
Инструмент проверки
I. Проблемы пациента:
1. физиологические:
Настоящие проблемы:
1) отсутствие активных движений в нижних конечностях
2) дефицит самоухода
3) общая слабость
4) атрофия мышц нижних конечностей
Приоритетная проблема:
1) отсутствие активных движений в нижних конечностях
Потенциальная проблема: 1) риск возникновения пролежней связанной с гиподинамией
2. психологическая:
1) - страх смерти
3. социальная:
1) - беспокойство за детей
2 балла
II. Задачи реабилитации:
1) восстановление двигательных навыков нижними конечностями
2) улучшить общее состояние пациента
3) улучшить трофику тканей
4) повысить тонус мышц нижних конечностей
5) обеспечить профилактику развития пролежней
1 балл
III. Краткосрочная цель:
1) пациент отметит незначительное напряжение в мышцах нижних конечностей на 7-й день
0,5 балла
IV. Долгосрочная цель:
1) к моменту выписки пациент отметит значительное напряжение в мышцах нижних конечностей
0,5 балла
V. План сестринского вмешательства:
Обеспечить индивидуальный подбор средств физической реабилитации:
1) ЛФК:
- исходное положение: лёжа на спине, сидя
- темп выполнений упражнений: медленный
- упражнения: дыхательные, динамические упражнения на здоровые мышечные группы; идеомоторные, пассивные динамические и статические на парализованные конечности
2 балла
2) Массаж:
- массируемая область: нижних конечностей
- положение пациента: лёжа на спине, под коленными суставами валик, под головой подушка
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ГАОУ СПО РБ
Белебеевский МК
Рассмотрено
цикловой методической комиссией
«___» _______ 2014 г.
Председатель ЦМК
_____/О.А. Сотникова
Компетентностно-ориентированное задание
Вариант 2
Утверждаю
Зам. директора по учебной работе
_____Е. А. Зарайская
«___» __________ 2014 г.
Стимул
Вы медицинская сестра, работающая в средней школе, проводите осмотр школьников для выявления нарушений осанки.
Задачная формулировка
Изучите данные источника в течение 10 минут и запишите в бланк: I. Проблемы пациента:
VI. Продемонстрируйте манипуляцию «лечение положением»
Источник
Школьница 14 лет. Жалобы на быструю утомляемость, ноющие боли нарастающего характера в грудном отделе позвоночника. При осмотре отмечается сколиотическое искривление в грудном отделе (справа - выгнутость позвоночника). При глубокой пальпации корешковая болезненность. Не хочет пропускать занятия, переживает за качество успеваемости.