Цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы». Формировать умения: работы с учебником; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.
Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитающего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель знакомит учащихся с требованиями, соблюдение которых гарантирует успешное усвоение курса биологии в 8 классе:
1) на каждом уроке иметь учебник Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл. Человек», рабочую тетрадь к учебнику «Биология. Человек» и тетрадь для записей на уроке и дома;
2) задания на дом записывать в дневнике; систематически и добросовестно выполнять их;
3) активно работать на уроках, быть внимательным и исполнительным, проявлять творчество и инициативу;
4) в случае получения неудовлетворительной оценки «исправлять» ее на следующем уроке, а не откладывать этот процесс на конец четверти; с этой целью разобраться в данном материале самостоятельно или с помощью учителя и выполнить задания, за которые была получена оценка «2».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Место человека в системе органического мира »
Урок 1 место человека в системе органического мира
Цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы». Формировать умения: работы с учебником; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.
Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитающего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель знакомит учащихся с требованиями, соблюдение которых гарантирует успешное усвоение курса биологии в 8 классе:
1) на каждом уроке иметь учебник Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл. Человек», рабочую тетрадь к учебнику «Биология. Человек» и тетрадь для записей на уроке и дома;
2) задания на дом записывать в дневнике; систематически и добросовестно выполнять их;
3) активно работать на уроках, быть внимательным и исполнительным, проявлять творчество и инициативу;
4) в случае получения неудовлетворительной оценки «исправлять» ее на следующем уроке, а не откладывать этот процесс на конец четверти; с этой целью разобраться в данном материале самостоятельно или с помощью учителя и выполнить задания, за которые была получена оценка «2».
III. Изучение нового материала.
1. Учащиеся самостоятельно читают учебник на с. 5–8.
2. Беседа по прочитанному тексту.
Вопросы:
1) Человек – часть живой природы. Какое же место занимает он в системе органического мира?
(Империя – Клеточные; Надцарство – Ядерные; Царство – Животные; Подцарство – Многоклеточные животные; Тип – Хордовые; Подтип – Позвоночные; Класс – Млекопитающие; Отряд – Приматы; Семейство – Гоминиды; Род – Человек; Вид – Человек разумный.)
2) Какие признаки позволяют отнести человека к типу хордовых?
(На ранних стадиях развития у человека формируется осевой скелет – хорда, над ней развивается нервная трубка, под ней – первичная кишка. Во взрослом состоянии опорой тела человека служит скелет. Центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом, расположена в спинной области тела. Кровеносная система замкнутая, состоит из сердца и кровеносных сосудов. Дыхательный аппарат – лёгкие.)
3) В чем проявляется сходство человека с млекопитающими?
(Живорождение; вскармливание детенышей молоком; постоянная высокая температура тела; наличие диафрагмы; семь шейных позвонков; два поколения дифференцированных зубов; оформленные губы и мускулистые щеки; четырехкамерное сердце; наружное, среднее и внутреннее ухо; кожа покрыта волосяным покровом; молочные железы имеют соски.)
4) Какими особенностями наделен человек как представитель отряда приматов?
(Пятипалая конечность с подвижными пальцами; плоские ногти; большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти.)
5) Есть ли между человеком и животными принципиальные различия?
(Человеческий мозг устроен сложнее, и умственные способности человека выше, чем у животных; человек обладает высокоразвитым сознанием, членораздельной речью; человеку свойственно прямохождение.)
Учитель сообщает, что об этих и других уникальных особенностях человека речь пойдет на следующем уроке.
IV. Закрепление полученных на уроке знаний.
Выполнение задания рубрики «Проверьте свои знания» на с. 11 учебника.
После прочтения материала учебника предлагается выбрать правильное утверждение: «Для млекопитающих основным характерным признаком является:
а) вскармливание потомства молоком;
б) рождение живых детенышей;
в) непостоянная температура тела;
г) наличие диафрагмы».
Учитель просит учащегося обосновать свой ответ.
Ученик цитирует текст: «Сходство человека с млекопитающими особенно велико: вскармливание потомства молоком; живорождение; наличие грудобрюшной преграды – диафрагмы; тело человека имеет постоянную температуру».
– В чем особенность рудиментов?
Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение, хотя и сохранились – полностью или частично. К рудиментам относятся копчиковые позвонки, ушные мышцы, густой волосяной покров на теле.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 5–8. Завести словарик и записать в него определения понятий «рудименты» и «атавизмы». Выполнить в рабочей тетради задание 1, с. 6.