Место человека в живой природе. Систематическое положение Homo sapiens в системе животного мира
Место человека в живой природе. Систематическое положение Homo sapiens в системе животного мира
Цель урока: Формирование знаний у учащихся о систематическом положении человека в системе органического мира, умений приводить доказательства принадлежности человека к животному царству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Место человека в живой природе. Систематическое положение Homo sapiens в системе животного мира»
11 класс 13.02.15г. Тема урока: Место человека в живой природе. Систематическое положение Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных.
Цель урока: Формирование знаний у учащихся о систематическом положении человека в системе органического мира, умений приводить доказательства принадлежности человека к животному царству.
Задачи:
Образовательная:
Определить положение человека в системе животного мира, привести доказательства принадлежности человека к отряду приматы.
Развивающая:
Развитие логического мышления, монологической речи, умения выстраивать причинно-следственные связи; умения аргументировать, анализировать, сравнивать, приводить доказательства.
Воспитательная:
Воспитание материалистического мировоззрения, виденья единства происхождения органического мира.
Этапы урока:
I.Организационный –приветствие учащихся, проверка отсутствующих и готовности учащихся к уроку. Деление учащихся на группы по принципу «Расчета на 1,2,3,»
II.Стадия вызова.
Прежде чем мы обозначим тему нашего урока – я предлагаю вашему вниманию отрывок из документального фильма «Эволюция человека» Просмотр – обсуждение.
Представителем какого царства органического мира является человек?
От кого произошёл человек?
Какие этапы можно выделить в процессе становления человека?
Итак, тема нашего урока: «Место человека в живой природе. Систематическое положение Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных.»
Слайд 1.
А сейчас я попрошу вас самостоятельно определить цель нашего урока – обсуждение, общая цель выводится на слайд.
Слайд№ 2.
Слайд№3 Задачи урока
III. Стадия осмысления:
Эвристическая беседа.
Задание: Мы обладаем достаточно большим количеством знаний по темам “Эволюция”, “Происхождение жизни на Земле и её развитие во времени”, “Классификация живых организмов”.
Скажите, эти темы связаны между собой? (Из множества ответов, учащихся делаем акцент на более приемлемых и проводим обобщение)
Эволюция - это и есть развитие во времени живой материи, что находит свое отражение в современной классификации живых организмов в “древе эволюции”.
Восстановим в памяти некоторые моменты через основные понятия. Используем приём «Покопаемся в памяти» (слайд № 4)
Эволюция
Мутация
Борьба за существование
Естественный отбор
Приспособленность
Ароморфоз
Изоляция
Идиоадаптация
Дегенерация
Систематика
После определения последнего понятия, провожу аукцион: подчеркиваю спонтанно 3-4 понятия и прошу связать их в одном (!) смысловом предложении. Это очень интересно и для учащихся и для преподавателя, т.к. идет поиск и отбор самых лучших вариантов:(слайд№5-6)
Например,
Мутации задание для 1 группы
Борьба за существование
Приспособленность
Предлагаю рассмотреть не более трёх предложений, из которых выбираем более верное и оригинальное
Один из вариантов возможных ответов: «В результате борьбы за существование выживают наиболее приспособленные к данным условиям особи и эти приспособления передаются по наследству, а это значит идёт отбор полезных мутаций.
Несколько возможных вариантов аукциона:
2) Естественный отбор
Изоляция задание для 2 группы
Идиоадаптация
Заканчиваю направленным выделением понятий для аукциона:
Эволюция
Мутация задания для 3 группы
Ароморфоз
В результате эволюции со временем накапливаются полезные мутации, что может привести к ароморфозу, т.е. к появлению новых более высоких по уровню организации видов
А какой последний ароморфоз произошел, на ваш взгляд, в истории развития органического мира?
- Появление Человека (вида Homo sapiens).
Почему вы считаете, что появление Человека - ароморфоз?
Принимаются по методу “мозгового штурма” аргументы и делается заключение, что это вид, самый высокий по уровню организации.
Значит Мы –это результат эволюции
Опережающее задание.
Следующим этапом нашего урока будет вопрос о развитии науки антропология.
Дилере было дано задание подготовить презентацию по этой теме (защита и оценивание презентации по критериям)
Какое место занимает человек в системе органического мира?
Выполнить задание. Привести в соответствие. (Слайд №7-8)
1.Царство а) человек разумный
2. Подцарство б) хордовые
3.Тип в) человек
4. Подтип г) приматы
5.Класс д) позвоночные
6.Подкласс е) многоклеточные
7.Отряд ж) млекопитающие
8.Семейство з)плацентарные
9.Род и) люди
10. Вид к) животные
Теперь давайте перейдём к доказательствам принадлежности человека разумного к царству животного мира.
Работа в группах. Вы составите постер, в котором отразите основные моменты изучаемой темы, и подготовите своё выступление.
1 группа. Общие признаки человека и животных
2 группа. Сходные признаки в развитии зародышей человека и животных
3 группа. Сходные признаки человека и человекообразных обезьян
Физминутка
Вывод:
Мы рассмотрели основные доказательства принадлежности человека к царству животного мира. В качестве доказательств были приведены общие признаки человека и млекопитающих, атавизмы, рудименты, эмбриологические доказательства, большое сходство с человекообразными обезьянами.
Закрепление: А сейчас мы проверим как вы усвоили данный материал.
Работа в группе. Составить по три типа вопросов по изученной теме. Простой вопрос, интерпретационный вопрос и творческий вопрос. Группы задают вопросы друг другу и отвечают на них.
IV. Рефлексия.
Ребята, давайте обсудим за что бы вы себя сегодня похвалили? Выслушаем экспертов групп по итогам нашего урока. Выступление экспертов по результатам оценочного листа.
V. Домашнее задание (слайд –9)параграф 28. Заполнить таблицу
Сходства и отличия человека и человекообразных обезьян
Человек
Человекообразные обезьяны
Оценочный лист работы группы
Фамилия Имя
Задание
№1
покопаемся в памяти
Задание
№2
Участие в аукционе
Выполнение письменного
задания
Выступление в роли спикера, участие в оценивании
Участие в составлении вопросов, в ответах на вопросы других групп
Общее количество баллов
Оценка
Еникеева Н
Жаксыбеко-ва М
Дмитриев И
Серасутди-
нов Р
Критерии оценивания
Задание №1
Знал все 10 терминов и отвечал - «5»
Знал ответы на 6-9 терминов и отвечал- «4»
Знал ответы на 3-5 терминов и отвечал – «3»
Не знал и не отвечал – «2»
Задание №2
Активно участвовал в аукционе - «5»
Активность была средней- «4»
Активность низкая – «3»
Не участвовал в аукционе – «2»
Задание №3
Выполнение письменной работы
Всё правильно – «5»
2-1 ошибки – «4»
3-4 ошибки –«3»
Выступление в роли спикера и в оценивании от 3 до 5 баллов
Участие в составлении вопросов и в ответах на вопросы
Мы обладаем достаточно большим количеством знаний по темам “Эволюция”, “Происхождение жизни на Земле и её развитие во времени”, “Классификация живых организмов”.
Скажите, эти темы связаны между собой? (Из множества ответов обучающихся сделать акцент на более приемлемых и провести обобщение).
Эволюция - это и есть развитие во времени живой материи, что находит свое отражение в современной классификации живых организмов в “древе эволюции”.
Восстановим в памяти некоторые моменты через основные понятия:
(предварительная запись на доске)
Очень быстро, в форме пилотажного опроса, ведется раскрытие всех следующих понятий.
После определения последнего понятия, провожу аукцион: подчеркиваю спонтанно 3-4 понятия и прошу связать их в одном (!) смысловом предложении. Это очень интересно и для обучающихся и для преподавателя, т.к. идет поиск и отбор самых лучших вариантов:
Например:
Один из вариантов возможных ответов: “В результате борьбы за существование, выживает наиболее приспособленные к данным условиям особи и эти приспособленности передаются по наследству, а это значит идет отбор полезных мутаций” (или может быть другой вариант).
Несколько возможных вариантов аукциона:
Заканчиваю направленным выделением понятий для аукциона:
А какой последний ароморфоз произошел, на ваш взгляд, в истории развития органического мира?
- Появление Человека (вида Homo sapiens).
Почему вы считаете, что появление Человека - ароморфоз?
Принимаются по методу “мозгового штурма” аргументы и делается заключение, что это вид, самый высокий по уровню организации.
Значит Мы –это результат эволюции?
III этап - выход на проблему урока.
Но ведь есть разные гипотезы о происхождении Человека.
Какие?
Каждый из вас имеет право быть сторонником одной из этих гипотез. Но я призываю Вас к рациональному мышлению, т.е. будем полагаться не на “откровения свыше”, а на свои собственные знания, наблюдения и умозаключения.
Если мы предпримем попытку доказать, что человек - результат эволюции органического мира, то я предлагаю Вам сделать это самим, с моей помощью, конечно, используя уже известную систему понятий, которые рассматривались в начале урока.
Если мы докажем, что все основные закономерности, характерные для эволюции встречаются и приложимы к роду Homo sapienst, то докажем, что Человек - существо эволюционирующее и сможем найти его место в системе живой природы на Земле.
Записываем на доске число и тему урока и вместе с преподавателем в тетради работаем над созданием схемы доказательства (решения проблемы).
Фамилия Имя
Задание
№1
покопаемся в памяти
Задание
№2
Участие в аукционе
Выполнение письменного
задания
Выступление в роли спикера, участие в оценивании
Участие в составлении вопросов, в ответах на вопросы других групп
Общее количество баллов
Еникеева Н
Жаксыбекова М
Серасутдинов Р
Дмитриев И
Фамилия Имя
Задание
№1
покопаемся в памяти
Задание
№2
Участие в аукционе
Выполнение письменного
задания
Выступление в роли спикера, участие в оценивании
Участие в составлении вопросов, в ответах на вопросы других групп
Общее количество баллов
Советханова Б
Жумабеков Т
Кабиденова А
Алдобергенова А
Фамилия Имя
Задание
№1
покопаемся в памяти
Задание
№2
Участие в аукционе
Выполнение письменного
задания
Выступление в роли спикера, участие в оценивании
Участие в составлении вопросов, в ответах на вопросы других групп
Общее количество баллов
Байгожина Д
Бекказина Ж
Ковешникова В
Мустафинов м
Искорестинская М
Фамилия Имя
Задание
№1
покопаемся в памяти
Задание
№2
Участие в аукционе
Выполнение письменного
задания
Выступление в роли спикера, участие в оценивании
Участие в составлении вопросов, в ответах на вопросы других групп
Общее количество баллов
Баяхметова Е
Ыбышева Д
Кенесов А
АуганбаеваС
Фамилия Имя
Задание
№1
покопаемся в памяти
Задание
№2
Участие в аукционе
Выполнение письменного
задания
Выступление в роли спикера, участие в оценивании
Участие в составлении вопросов, в ответах на вопросы других групп
Общее количество баллов
УсмановаД
Нигмаджанова К
Тюменова А
Фамилия Имя
Задание
№1
покопаемся в памяти
Задание
№2
Участие в аукционе
Выполнение письменного
задания
Выступление в роли спикера, участие в оценивании
Участие в составлении вопросов, в ответах на вопросы других групп