kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по биологии в соотвествии с ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания"»

Тема: «Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания».

Дидактическая цель: сформировать у учащихся знания о дыхательных движениях; нервной и гуморальной регуляции работы органов дыхания.

Образовательные:

 - сформировать у учащихся знания о дыхательных движениях;

 - нервной и гуморальной регуляции работы органов дыхания.

Развивающие:

 - умение воспринимать информацию на слух;

- умение наблюдать, анализировать результаты наблюдений, делать выводы на основании анализа полученных результатов;

- умение сравнивать;

- умение работать в парах и группах;

- навыки самостоятельной работы;

- навык самопроверки и взаимопроверки;  

- навыки логического мышления и умение делать выводы.

Воспитательные:

 - продолжить формировать активную позицию по вопросу ведения здорового образа жизни, заботы о своем здоровье;

 - поддержание интереса к изучаемому материалу;

- практическая направленность изучаемого;

- воспитание чувства патриотизма.


Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный, наглядно-образный, самостоятельная работа.

Тип урока: открытия нового знания.

Ведущая педагогическая методология: реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация; флеш-анимация.


Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • Какие органы и структуры принимают участие в дыхательных движениях;

  • Как осуществляется регуляция дыхательных движений;

  • Историю открытий и исследований, связанных с физиологией дыхания.

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять причины и механизм осуществления вдоха и выдоха;

  • Отличать способы регуляции дыхательных движений;


Метапредметные.

Познавательные:

  • умение работать с текстом и другими источниками информации, выделять в нём главное, давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, обосновывать, делать выводы и применять теоретические знания на практике;

  • использовать метод моделирования с целью выявления общих законов определяющих данную предметную область.

Регулятивные:

  • ставить цель урока, определять задачи и способы их решения для достижения цели;

  • выполнять задания по предложенному плану;

  • умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы;

  • оценивать полученные результаты своей деятельности и деятельности своих одноклассников;

Коммуникативные:

  • умение слушать и слышать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, работать в паре и группе;

  • строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми при выполнении совместной работы;

  • аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  • готовность к саморазвитию и самообразованию;

  • ответственное отношение к выполнению учебных задач;

  • формирование научного мировоззрения;

  • оценка значимости сохранения здоровья как главной ценности человека.

  • Формирование представления о вкладе своего народа в мировую историю и науку.
























I.Организационный момент. 2 мин.


- Здравствуйте, садитесь.

- Вы, наверное обратили внимание, что на сегодняшнем уроке присутствует много гостей, но для вас, это по сути, обычный урок, главной целью которого является активное получение знаний.

И так, что вам понадобится на этот урок: учебник, тетрадь, ручка, листы с заданиями. Ну, и конечно же, хорошее настроение. А вот какое оно у вас на начало урока сейчас, давайте узнаем следующим образом. У вас всех есть набор карточек с цифрами от 1 до 5, оцените ваше настроение по пятибалльной шкале, выберите ту цифру, которая, по вашему мнению, соответствует вашему настроению на начало урока и покажите её мне.

- У большинства оно позитивное, я очень надеюсь, что оно ещё у вас улучшится к концу урока. Надеюсь на ваше активное участие на уроке.

II. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: актуализация знаний, формулирование темы урока, постановка учебной цели. 6 мин.



- А начнём мы наш урок с повторения пройденного материала по теме: «органы дыхания», в форме задания на соответствие. Подберите к терминам соответствующие определения. И так, задание на экране и на листах, которые есть на ваших столах.

- Ну, что же, давайте проверим. Поднимите руки те, у кого нет ошибок, одна ошибка, две ошибки, больше двух.

- Теперь, когда вы знаете о строении и функциях органов дыхания, как вы думаете, каких знаний вам не хватает для полноты картины? Что ещё необходимо знать помимо строения? (как работают). Правильно. Знать, как они работают. А какую основную работу выполняют наши органы дыхания? (внешний газообмен). А каким образом воздух с кислородом попадает в наши лёгкие, и каким образом удаляется из них? В результате, каких процессов? (вдох и выдох).

- А ещё, что необходимо знать? Ведь большинство органов не могут работать сами по себе (как регулируется их работа)

- И так, давайте исходя из всего этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- В соответствии с обозначенной темой сформулируйте цели урока.



III. Изучение нового материала. 10 мин.

- Знакомство с новой темой мы начнём с небольшой исторической справки касаемо вопросов изучения и открытий, связанных с дыханием и органами дыхания. Я думаю, вы все прекрасно знаете, что наша страна дала миру большое количество учёных в разных областях науки, которые внесли огромный вклад в их развитие. И особое место среди них занимают учёные-физиологи и наша отечественная школа физиологии. У всех на слуху такие фамилии, как Павлов, Сеченов, Мечников и др. Многие из них занимались проблемами связанных и с темой нашего сегодняшнего урока.

- У нас есть несколько подготовленных сообщений, я предлагаю вам внимательно прослушать и ответить на один из вопросов сегодняшнего урока: «как осуществляется регуляция дыхания и какие есть способы регуляции». По ходу прослушивания вам нужно будет заполнить схему: способы регуляции дыхания.

Сообщение №1(Миславский) и сообщение №2 (Сеченов)

Я думаю, вы убедились в том, что наши отечественные учёные внесли существенный вклад в изучении физиологии дыхания. И нам в этом плане действительно есть, чем гордиться.

- И так возвращаемся к нашему вопросу «как осуществляется регуляция дыхания, и какие есть способы регуляции?»

(дыхательный центр)

- Верно. Кем он был открыт и изучен? (Миславский Николай Александрович)

- Где расположен дыхательный центр? (продолговатый отдел головного мозга)

- К какому способу регуляции, мы отнесём этот пример? (нервная)

Именно в дыхательном центре возникают импульсы возбуждения, которые за тем по нервам передаются к органам дыхания, с периодичностью 15 раз в минуту в состоянии покоя.

- А как вы считаете, поддаётся ли работа дыхательного центра нашей воле? (с одной стороны он работает автономно, но с другой мы можем целенаправленно задержать дыхание или наоборот его участить).

- А какой существует ещё способ регуляции дыхания? (углекислый газ)

- Углекислый газ это химическое вещество, к какому способу регуляции мы отнесём этот пример (гуморальная).

Действительно, именно концентрация углекислого газа, а не кислорода в крови влияет на работу дыхательного центра, отражаясь на частоте дыхательных движений.

- Кто первым из наших известных физиологов обратил на это внимание? (Иван Михайлович Сеченов)

Таким образом, процесс дыхания регулируется двумя способами нервным и гуморальным.

IV.Создание проблемной ситуации 15 мин.

И так, мы добрались с вами до второй цели нашего урока: узнать, как происходят процессы вдоха и выдоха. А поможет нам в этом метод моделирования, который мы используем реже, чем методы наблюдение и эксперимент. Но в некоторых вопросах этот метод более предпочтителен, чем другие, и сейчас именно тот случай. Работать вы будете в небольших микрогруппах. У вас на столах лежат коробки, откройте их и посмотрите, что в них находится. Там находятся различные предметы, именно из них я предлагаю вам попробовать сделать модель, демонстрирующую процессы вдоха и выдоха или хотя бы выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, понадобились для её изготовления.

- И так, получилось ли у кого-то собрать эту модель или определиться с предметами для её изготовления? (нет).

- Как вы считаете, почему не получилось? (не достаточно знаний)

- И как нам эту проблему исправить? (добыть недостающие знания)

Открываем ваши учебники, стр.94, параграф 21. Внимательно прочитайте и заполните сравнительную таблицу по механизму вдоха и выдоха. Какие органы принимают участие в дыхательных движениях и какие изменения в них происходят.

Давайте проверим. Одна команда прочитает, что происходит во время вдоха, а вторая – во время выдоха.

Для полного восприятия всего выше сказанного, давайте посмотрим небольшой видеофрагмент.

И так, вы получили необходимые знания для того, чтобы правильно собрать демонстрационную модель. Но сначала давайте определимся какие детали нам понадобятся. Чем из этих предметов можно заменить грудную полость, воздухоносные пути, легкие и диафрагму. Осталось всё это прочно скрепить и герметично закрыть нашу «грудную полость» для этого можно использовать скотч и пластилин.

Ну что же, давайте проверим, что у вас получилось. Нужно рассказать и продемонстрировать на сделанной вами модели, как происходит механизм вдоха и выдоха.

На самом деле собранная вами модель, довольно давнее изобретение, созданное ещё в 19 веке голландским биологом и физиологом - Франциском Корнелисом Дондерсом и названная в честь него. Правда, его модель в отличие от нашей была натуральной, но принцип её работы был абсолютно тот же.


VI. Закрепление изученного материала 5 мин.



И так, мы с вами ответили на все поставленные вопросы, а сейчас проверим, насколько вы хорошо усвоили новый материал. Выполним следующее задание: выберите номера верных утверждений.

Рубрика: «Отгадай, что это за предмет?» В этой коробке находится предмет, который ещё в годы второй мировой войны спас жизни тысячам солдат. Он до сих пор служит нам верой и правдой, защищая жизни, как военных, так и гражданского населения в определённых ситуациях опасных для жизни и здоровья. И так, что это за предмет? (противогаз)

И что особенно приятно, данное средство защиты было изобретено в 1915 году, известным русским ученым-химиком Николаем Зелинским, который предложил для очищения отравленного воздуха использовать активированный древесный уголь.

V.Итог урока (рефлексия деятельности) 5 мин


Давайте подведём итог урока.

Я предлагаю ответить на следующие вопросы:

-Что вам понравилась сегодня на уроке?

-Чему научились на сегодняшнем уроке?

-Что вы запомнили важного и главного для себя?

-Что вам могло бы пригодиться в жизни?

- Давайте снова вернёмся к вашему настроению и к его оценке по пятибалльной школе. Замечательно, у всех оно позитивное. Желаю, что оно было у вас таким на всех уроках.

VI. Домашнее задание. 2 мин

- Запишите домашнюю работу.

- А наш урок я бы хотел закончить следующими строчками:

Нам в этом мире многое дано,
Расти, искать и ошибаться,
Но, главное дано дышать.
Любить, найти и не сдаваться!

Всем спасибо за урок. До свидания!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания"

Автор: Федосеев Денис Геннадьевич

Дата: 10.09.2022

Номер свидетельства: 612799

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Презентация по биологии  в формате  Smart Notebook для 8 класса к уроку "Механизм вдоха и выдоха.Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды" "
    ["seo_title"] => string(155) "priezientatsiia-po-biologhii-v-formatie-smart-notebook-dlia-8-klassa-k-uroku-miekhanizm-vdokha-i-vydokha-rieghuliatsiia-dykhaniia-okhrana-vozdushnoi-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "242300"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445436725"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Органы дыхания. Строение воздухоносных путей человека, органы газообмена человека."
    ["seo_title"] => string(80) "organy_dykhaniia_stroenie_vozdukhonosnykh_putei_cheloveka_organy_gazoobmena_chel"
    ["file_id"] => string(6) "485422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1542112384"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Презентация на тему "Дыхание""
    ["seo_title"] => string(30) "prezentatsiia_na_temu_dykhanie"
    ["file_id"] => string(6) "585743"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1629832455"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Дыхательные движения "
    ["seo_title"] => string(26) "dykhatiel-nyie-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "182650"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425566724"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Консультация для педагогов :« Игры и упражнения в период адаптации детей в ДОО»"
    ["seo_title"] => string(77) "konsultatsiiadliapiedaghoghovighryiuprazhnieniiavpieriodadaptatsiidietieivdoo"
    ["file_id"] => string(6) "281442"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453534472"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства