Какие органы и структуры принимают участие в дыхательных движениях;
Как осуществляется регуляция дыхательных движений;
Историю открытий и исследований, связанных с физиологией дыхания.
Учащиеся должны уметь:
Объяснять причины и механизм осуществления вдоха и выдоха;
Отличать способы регуляции дыхательных движений;
Метапредметные.
Познавательные:
умение работать с текстом и другими источниками информации, выделять в нём главное, давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, обосновывать, делать выводы и применять теоретические знания на практике;
использовать метод моделирования с целью выявления общих законов определяющих данную предметную область.
Регулятивные:
ставить цель урока, определять задачи и способы их решения для достижения цели;
выполнять задания по предложенному плану;
умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы;
оценивать полученные результаты своей деятельности и деятельности своих одноклассников;
Коммуникативные:
умение слушать и слышать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, работать в паре и группе;
строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми при выполнении совместной работы;
аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
готовность к саморазвитию и самообразованию;
ответственное отношение к выполнению учебных задач;
формирование научного мировоззрения;
оценка значимости сохранения здоровья как главной ценности человека.
Формирование представления о вкладе своего народа в мировую историю и науку.
I.Организационный момент. 2 мин.
- Здравствуйте, садитесь.
- Вы, наверное обратили внимание, что на сегодняшнем уроке присутствует много гостей, но для вас, это по сути, обычный урок, главной целью которого является активное получение знаний.
И так, что вам понадобится на этот урок: учебник, тетрадь, ручка, листы с заданиями. Ну, и конечно же, хорошее настроение. А вот какое оно у вас на начало урока сейчас, давайте узнаем следующим образом. У вас всех есть набор карточек с цифрами от 1 до 5, оцените ваше настроение по пятибалльной шкале, выберите ту цифру, которая, по вашему мнению, соответствует вашему настроению на начало урока и покажите её мне.
- У большинства оно позитивное, я очень надеюсь, что оно ещё у вас улучшится к концу урока. Надеюсь на ваше активное участие на уроке.
II. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: актуализация знаний, формулирование темы урока, постановка учебной цели. 6 мин.
- А начнём мы наш урок с повторения пройденного материала по теме: «органы дыхания», в форме задания на соответствие. Подберите к терминам соответствующие определения. И так, задание на экране и на листах, которые есть на ваших столах.
- Ну, что же, давайте проверим. Поднимите руки те, у кого нет ошибок, одна ошибка, две ошибки, больше двух.
- Теперь, когда вы знаете о строении и функциях органов дыхания, как вы думаете, каких знаний вам не хватает для полноты картины? Что ещё необходимо знать помимо строения? (как работают). Правильно. Знать, как они работают. А какую основную работу выполняют наши органы дыхания? (внешний газообмен). А каким образом воздух с кислородом попадает в наши лёгкие, и каким образом удаляется из них? В результате, каких процессов? (вдох и выдох).
- А ещё, что необходимо знать? Ведь большинство органов не могут работать сами по себе (как регулируется их работа)
- И так, давайте исходя из всего этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- В соответствии с обозначенной темой сформулируйте цели урока.
III. Изучение нового материала. 10 мин.
- Знакомство с новой темой мы начнём с небольшой исторической справки касаемо вопросов изучения и открытий, связанных с дыханием и органами дыхания. Я думаю, вы все прекрасно знаете, что наша страна дала миру большое количество учёных в разных областях науки, которые внесли огромный вклад в их развитие. И особое место среди них занимают учёные-физиологи и наша отечественная школа физиологии. У всех на слуху такие фамилии, как Павлов, Сеченов, Мечников и др. Многие из них занимались проблемами связанных и с темой нашего сегодняшнего урока.
- У нас есть несколько подготовленных сообщений, я предлагаю вам внимательно прослушать и ответить на один из вопросов сегодняшнего урока: «как осуществляется регуляция дыхания и какие есть способы регуляции». По ходу прослушивания вам нужно будет заполнить схему: способы регуляции дыхания.
Сообщение №1(Миславский) и сообщение №2 (Сеченов)
Я думаю, вы убедились в том, что наши отечественные учёные внесли существенный вклад в изучении физиологии дыхания. И нам в этом плане действительно есть, чем гордиться.
- И так возвращаемся к нашему вопросу «как осуществляется регуляция дыхания, и какие есть способы регуляции?»
(дыхательный центр)
- Верно. Кем он был открыт и изучен? (Миславский Николай Александрович)
- Где расположен дыхательный центр? (продолговатый отдел головного мозга)
- К какому способу регуляции, мы отнесём этот пример? (нервная)
Именно в дыхательном центре возникают импульсы возбуждения, которые за тем по нервам передаются к органам дыхания, с периодичностью 15 раз в минуту в состоянии покоя.
- А как вы считаете, поддаётся ли работа дыхательного центра нашей воле? (с одной стороны он работает автономно, но с другой мы можем целенаправленно задержать дыхание или наоборот его участить).
- А какой существует ещё способ регуляции дыхания? (углекислый газ)
- Углекислый газ это химическое вещество, к какому способу регуляции мы отнесём этот пример (гуморальная).
Действительно, именно концентрация углекислого газа, а не кислорода в крови влияет на работу дыхательного центра, отражаясь на частоте дыхательных движений.
- Кто первым из наших известных физиологов обратил на это внимание? (Иван Михайлович Сеченов)
Таким образом, процесс дыхания регулируется двумя способами нервным и гуморальным.
IV.Создание проблемной ситуации 15 мин.
И так, мы добрались с вами до второй цели нашего урока: узнать, как происходят процессы вдоха и выдоха. А поможет нам в этом метод моделирования, который мы используем реже, чем методы наблюдение и эксперимент. Но в некоторых вопросах этот метод более предпочтителен, чем другие, и сейчас именно тот случай. Работать вы будете в небольших микрогруппах. У вас на столах лежат коробки, откройте их и посмотрите, что в них находится. Там находятся различные предметы, именно из них я предлагаю вам попробовать сделать модель, демонстрирующую процессы вдоха и выдоха или хотя бы выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, понадобились для её изготовления.
- И так, получилось ли у кого-то собрать эту модель или определиться с предметами для её изготовления? (нет).
- Как вы считаете, почему не получилось? (не достаточно знаний)
- И как нам эту проблему исправить? (добыть недостающие знания)
Открываем ваши учебники, стр.94, параграф 21. Внимательно прочитайте и заполните сравнительную таблицу по механизму вдоха и выдоха. Какие органы принимают участие в дыхательных движениях и какие изменения в них происходят.
Давайте проверим. Одна команда прочитает, что происходит во время вдоха, а вторая – во время выдоха.
Для полного восприятия всего выше сказанного, давайте посмотрим небольшой видеофрагмент.
И так, вы получили необходимые знания для того, чтобы правильно собрать демонстрационную модель. Но сначала давайте определимся какие детали нам понадобятся. Чем из этих предметов можно заменить грудную полость, воздухоносные пути, легкие и диафрагму. Осталось всё это прочно скрепить и герметично закрыть нашу «грудную полость» для этого можно использовать скотч и пластилин.
Ну что же, давайте проверим, что у вас получилось. Нужно рассказать и продемонстрировать на сделанной вами модели, как происходит механизм вдоха и выдоха.
На самом деле собранная вами модель, довольно давнее изобретение, созданное ещё в 19 веке голландским биологом и физиологом - Франциском Корнелисом Дондерсом и названная в честь него. Правда, его модель в отличие от нашей была натуральной, но принцип её работы был абсолютно тот же.
VI. Закрепление изученного материала 5 мин.
И так, мы с вами ответили на все поставленные вопросы, а сейчас проверим, насколько вы хорошо усвоили новый материал. Выполним следующее задание: выберите номера верных утверждений.
Рубрика: «Отгадай, что это за предмет?» В этой коробке находится предмет, который ещё в годы второй мировой войны спас жизни тысячам солдат. Он до сих пор служит нам верой и правдой, защищая жизни, как военных, так и гражданского населения в определённых ситуациях опасных для жизни и здоровья. И так, что это за предмет? (противогаз)
И что особенно приятно, данное средство защиты было изобретено в 1915 году, известным русским ученым-химиком Николаем Зелинским, который предложил для очищения отравленного воздуха использовать активированный древесный уголь.
V.Итог урока (рефлексия деятельности) 5 мин
Давайте подведём итог урока.
Я предлагаю ответить на следующие вопросы:
-Что вам понравилась сегодня на уроке?
-Чему научились на сегодняшнем уроке?
-Что вы запомнили важного и главного для себя?
-Что вам могло бы пригодиться в жизни?
- Давайте снова вернёмся к вашему настроению и к его оценке по пятибалльной школе. Замечательно, у всех оно позитивное. Желаю, что оно было у вас таким на всех уроках.
VI. Домашнее задание. 2 мин
- Запишите домашнюю работу.
- А наш урок я бы хотел закончить следующими строчками:
Нам в этом мире многое дано, Расти, искать и ошибаться, Но, главное дано дышать. Любить, найти и не сдаваться!