Разработки лабораторных работ по биологии для 5 класса с раздаточным материалом.Расширить знания учащихся о разнообразии организмов, населяющих Землю (рассказ учителя с элементами беседы).Научиться правильному обращению с оптическими приборами (лупа световой микроскоп); методике приготовления препарата. Приготовьть препарат кожицы лука. Для этого с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите, и снимите прозрачную кожицу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по биологии»
Лабораторная работа № 1
Разнообразие отделов растений.
Цель: изучить разнообразие отделов растений.
Задачи урока: • познакомить учащихся с систематикой — наукой о многообразии и классификации организмов; • раскрыть задачи и значение систематики. Ход урока: I. Актуализация знаний Заполнение схемы «Царства живой природы».
II. Изучение нового материала 1. Расширить знания учащихся о разнообразии организмов, населяющих Землю (рассказ учителя с элементами беседы). 2. Познакомить учащихся с понятием «систематика». Вид — исходная единица в систематике (рассказ учителя). 3. К. Линней — основоположник систематики. Двойные латинские названия видов (рассказ учителя с демонстрацией видов растений и животных на живых объектах, гербарных материалах, коллекциях). 4. Современная система органического мира. Основные систематические единицы (категории): вид, род, семейство, порядок (отряд), класс, отдел (тип), царство. 5. Значение систематики.
Лабораторная работа № 2
Экологические группы наземных растений по отношению к воде
Цель:
План работы:
1. Прочитайте описание экологических групп растений.
2. Определите, к какой экологической группе относится данное вам растение.
3. Назовите признаки приспособленности к среде обитания у данного растения.
4. Приведите примеры растений, встречающихся в Республике Адыгея, которые относятся к данной экологической группе.
Экологические группы растений.
Гидатофиты - это водные растения, целиком или почти целиком погруженные в воду (элодея, рдесты, водяные лютики, ряска). Вынутые из воды, они быстро погибают.
Листья у гидатофитов тонкие, часто рассеченные; часто выражена разнолистность (гетерофиллия). Корневая система сильно редуцирована или отсутствует совсем. Поглощение воды и минеральных солей происходит всей поверхностью тела. Опыление совершается над водой (реже в воде), а созревание плодов - под водой, так как цветоносные побеги выносят цветки над водой и после опыления снова погружаются.
Гигрофиты - наземные растения, произрастающие в условиях повышенной влажности воздуха и часто на влажных почвах.
Теневые гигрофиты - это растения нижних ярусов сырых лесов (недотрога, бодяк огородный, многие тропические травы). Листья у них чаще всего тонкие, теневые. Высокая обводненность тканей этих растений (80 % и более). Гибнут они даже при непродолжительной и несильной засухе.
Световые гигрофиты - это растения открытых местообитаний, растущие на постоянно влажных почвах и во влажном воздухе (папирус, рис, сердечники, подмаренник болотный, росянка).
Мезофиты - могут переносить непродолжительную и не очень сильную засуху. Произрастают при среднем увлажнении, умеренно теплом режиме и хорошей обеспеченности минеральным питанием. Это самая обширная и неоднородная группа по своему составу. Сюда входят деревья, кустарники и травы различных зон, многие сорные и большинство культурных растений.
Ксерофиты - растут в местах с недостаточным увлажнением. Способны регулировать водный обмен, поэтому сохраняют активность и во время непродолжительной засухи. Это растения пустынь, степей, песчаных дюн и сухих сильно нагреваемых склонов.
Ксерофиты подразделяются на два основных типа: суккуленты и склерофиты.
Суккуленты - сочные растения с сильно развитой водозапасающей паренхимой в разных органах: стеблевые (кактусы, кактусовидные молочаи); листовые (алоэ, агавы); корневые (кислица).
Склерофиты - внешне сухие, часто с узкими и мелкими листьями, иногда свернутыми в трубочку. Склерофиты можно разделить на две группы: эуксерофиты и стипаксерофиты.
Эуксерофиты - это многие степные растения с розеточными полурозеточными, сильно опушенными побегами (полукустарники, некоторые злаки, полынь холодная, эдельвейс эдельвейсовидный).
Стипаксерофиты - это узколистные дерновинные злаки (ковыли, тонконоги, типчак), свернутые в трубочку листья которых имеют внутри влажную камеру.
Лабораторная работа № 3
Устройство увеличительных приборов.
Цель работы: научиться правильному обращению с оптическими приборами (лупа световой микроскоп); методике приготовления препарата.
Оборудование и материалы: микроскоп, лупа.
Ход работы:
Рассмотреть ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их значение?
Изучите устройство микроскопа. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты.
Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.
1. Окуляр
2. Регулировочные винты
3. Тубус
4. Объектив
5. Предметный столик
6. Зажимы
7. Зеркальце
8. Штатив
Лабораторная работа № 4
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование: лупа ручная, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт; часть луковицы ХОД РАБОТЫ.
1. Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите, и снимите прозрачную кожицу. 2. Поместите препарат на предметное стекло. Рассмотрите под микроскопом. 3. Рассмотрите клетку при большом увеличении.
4. Зарисуйте в тетради строение клетки и подпишите ее части.
5. Сделайте вывод.
Вывод: Клетка – целостная биологическая система. Клетка является основной структурной единицей живого организма.
Лабораторная работа № 5
Состав клеток растений
Цель: изучить состав клеток растений.
Оборудование: луковица, микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, учебник
Ход работы:
Подготовьте предметное стекло, протрите его марлей.
Нанесите 1-2 капли воды на стекло.
Препаровальной иглой снимите кожицу с внутренней поверхности чешуи лука.
Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
Накройте кожицу покровным стеклом.
Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.
Зарисуйте в тетрадь и обозначьте: клетку, клеточную стенку, цитоплазму, ядро.
Зарисуйте схему строения растительной клетки и обозначьте: ядро, клеточную стенку, цитоплазму, хлоропласты, вакуоль.
Вывод: Клетка – простейшая единица строения живого организма. Зеленый цвет растению придает хлорофилл в составе хлоропластов.
■ В каплю воды на предметном стекле положите лист элодеи, расправьте его препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.
■ Рассмотрите препарат под микроскопом. Обратите внимание на форму и цвет клеток. Ядра в живых клетках элодеи есть, но обычно их не удается рассмотреть.
Вывод. в клетках хорошо видны ядра и хлорофильные зёрна (при большем увеличении). Резко виден нижний слой более мелких клеток, видны межклетники и очертания клеток верхнего слоя.
Лабораторная работа № 7
Строение животной клетки.
Цель: сравнить строение растительной и животной клетки, и узнать о чем свидетельствует их сходство.
Клетка – это основной структурный, функциональный и воспроизводящий элемент живого организма, его элементарная биологическая система. В зависимости от строения и набору органоидов клетки все организмы разделены на царства – прокариоты и эукариоты. Клетки растений и животных отнесены к царству эукариот. Они имеют ряд сходств и различий.
Общие признаки:
1) мембранное строение органоидов; 2) наличие сформированного ядра, содержащего хромосомный набор; 3) похожий набор органоидов, характерный для всех эукариотов; 4) сходстве химического состава клеток; 5) сходство процессов непрямого деления клетки (митоз) ; 6) сходство функциональных свойств (биосинтез белка) , использование преобразования энергии; 7) участие в процессе размножения.
Органоиды Растительная клетка Животная клетка Целлюлозная клеточная стенка Расположена поверх клеточной мембраны Отсутствует Пластиды Хлоропласты, хромопласте, лейкопласты Отсутствуют Способ питания Автотрофный (фототрофный) Гетеротрофный (сапротрофный, паразитический) Клеточный центр У низших растений Во всех клетках Включения Запасные питательные вещества в виде зерен крахмала, белка, капель масла; вакуоли с клеточным соком; кристаллы солей Запасные питательные вещества в виде зерен и капель (белки, жиры, углевод гликоген) ; конечные продукты обмена, кристаллы солей; пигменты Вакуоли Крупные полости, заполненные клеточным соком – водным раствором различных веществ, являющихся запасными или конечными продуктами. Осмотические резервуары клетки. Сократительные, пищеварительные вакуоли. Конечно, мелкие. Синтез АТФ В хлоропластах, митохондриях В митохондриях Особенности обмена веществ Процессы синтеза имеют преимущество над процессами распада Процессы распада имеют преимущество над процессами синтеза
Вывод: сходство в структурно-функциональной организации растительной и животной клетки свидетельствует об их общем происхождении и принадлежности их к эукариотам. Их различия связаны с разным способом питания: растения – автотрофы, а животные – гетеротрофы.
Лабораторная работа № 8
Строение покровной и синтезирующей ткани растений
Цель: познакомиться с видами тканей растительного организма, особенностями их строения в связи с выполняемой функцией.
1.Рассмотрите микропрепарат «Строение корня» (рис. 1). Найдите образовательную ткань. На с. 30 учебника прочитайте о местонахождении образовательной ткани, особенностях ее строения в связи с выполняемой функцией. Данные внесите в таблицу.
Рис. 1. Внутреннее строение корня: 1 – корневой чехлик (покровная ткань) защищает зону делящихся клеток; 2 – зона делящихся клеток (образовательная ткань) осуществляет рост корня в длину
2. Рассмотрите корневой чехлик. Определите вид ткани, его образующей. На с. 30 учебника прочитайте об этом виде ткани. Данные внесите в таблицу.
Таблица. Ткани растительного организма
Вид ткани
Место нахождения
Особенности строения
Функции
Образовательная
Покровная
Механическая
Проводящая
Основная
3.На микропрепарате «Продольный срез стебля кукурузы» рассмотрите механическую ткань стебля. Обратите внимание на то, что клетки этой ткани имеют утолщенные одревесневшие оболочки, а живое содержимое отсутствует. Прочитайте об этой ткани на с. 30 учебника. Данные внесите в таблицу.
4. Рассмотрите рисунок проводящей ткани в учебнике на с. 31. Сравните его с увиденным под микроскопом (рис. 2), прочитайте информацию об этой ткани. Данные внесите в таблицу.
Рис. 2. Проводящие ткани стебля: 1 – ситовидные трубки луба (проведение органических веществ от листьев ко всем органам); 2 – сосуды древесины (проведение минеральных веществ, расворенных в воде, от корня ко всем органам)
5.Для изучения основной ткани листа рассмотрите микропрепараты, приготовленные учителем (рис. 3, 4). Это тонкий поперечный срез листа традесканции. Обратите внимание на особенность строения этой ткани – наличие хлоропластов, которые содержат пигмент хлорофилл. Он придает растениям зеленый цвет. О функции этой ткани прочитайте на с. 31 учебника. Данные внесите в таблицу.
Рис. 3. Внутреннее строение листа: 1 – кожица листа (защита листа, покровная); 2 – основная ткань (фотосинтез, клетки содержат хлоропласты); 3 – проводящий пучок (проведение веществ, укрепление жилок, механическая ткань); 4 – устьице (испарение воды, газообмен)
Рис. 4. Кожица листа. 1 – кожица листа (покровная ткань): клетки плотно прилегают друг к другу, защищая лист от повреждений
6.Сделайте вывод о наличии тканей, их разном строении и ответьте на вопросы:
– Как связано строение ткани с выполняемой функцией? – Почему клетки покровной ткани близко прилегают друг к другу? – Как отличить основную ткань от покровной?
Лабораторная работа № 9
Строение соединительных тканей животных.
Цель: познакомиться с тканями животного организма, особенностями их строения в зависимости от выполняемой функции.
Рис. 1. Виды тканей животного организма: А – эпителиальная ткань; И – рыхлая соединительная ткань
1. Рассмотрите микропрепарат «Эпителиальная ткань» (рис. 1, А). Найдите клетки эпителия, обратите внимание на особенности их строения (клетки плотно прилегают к друг другу, отсутствует межклеточное вещество). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте нужную информацию. Данные внесите в таблицу.
2. Рассмотрите микропрепарат «Рыхлая соединительная ткань» (рис. 1, И). Обратите внимание на особенности строения ткани (наличие большого количества межклеточного вещества). Зарисуйте препарат.
3. Заполните таблицу.
Название ткани
Место расположения
Особенности строения
Выполняемые функции
Соединительная
А) костная
Б) хрящевая
Кости
Хрящи
Плотное межклеточное вещество
рыхлое межклеточное вещество
1. Опорная
2. Опорная и защитная
В) жировая
Жировые прослойки
3. Защитная
Г) кровь
Кровеносные сосуды
жидкое межклеточное вещество.
Общее:
Клетки удалены друг от друга; межклеточного вещества много.
4. Транспортная
Вывод: Соединительная ткань состоит из основного вещества — клеток и межклеточного вещества — коллагеновых, эластических и ретикулярных волокон. Она выполняет опорную, защитную и питательную (трофическую) функции.
Лабораторная работа № 10
Строение мышечных и нервной тканей животных.
Цель: познакомиться с тканями животного организма, особенностями их строения в зависимости от выполняемой функции.
1. Рассмотрите микропрепарат «Мышечная ткань» (рис.В). Обратите внимание на особенности строения мышечных клеток (это одноядерные клетки веретенообразной формы). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте информацию о видах, свойствах мышечной ткани и ее функции. Данные внесите в таблицу.
2.Рассмотрите микропрепарат «Нервная ткань» (рис. Г). Обратите внимание на особенности строения нервных клеток (состоят из тела и многочисленных отростков двух видов). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте информацию о свойствах нервной ткани и ее функции. Данные внесите в таблицу.
Название ткани
Строение
Функции
Примеры
Мышечная
Гладкая мышечная ткань, состоит из вытянутых клеток с палочковидными ядрами. Поперечно-полосатая мышечная ткань состоит из длинных, многоядерных волокон, имеющих хорошо заметную поперечную исчерченность.
придаёт форму телу, поддерживает, защищает внутренние органы.
Передвижение животных, способность реагировать на раздражение (амёба).
Нервная
Клетки (нейроны) имеют звездчатую форму с длинными и короткими отростками
воспринимает раздражение и передает возбуждение к мышцам, коже, другим тканям, органам; обеспечивают согласованную работу организма.
образует нервную систему, входит в состав нервных узлов, спинного и головного мозга.
Вывод: Нервная - клетки (нейроны) имеют звездчатую форму с длинными и короткими отростками. Функция передает возбуждение к мышцам, коже, другим тканям. Мышечная придаёт форму телу, поддерживает, защищает внутренние органы.
Практическая работа № 1
Влияние света на рост и развитие растений.
Задачи:
Пронаблюдать за ходом прорастания семян и развитием растений в разных условиях.
Применить полученные результаты на уроках биологии и в жизни.
Рост и питание проростка. Клетки корешка, стебелька и почечки зародыша, питаясь, делятся, растут, и зародыш превращается в проросток. При прорастании семени сначала появляется корешок. Развиваясь, он опережает другие органы зародыша, быстро укрепляется в почве и начинает поглощать из неё воду с минеральными веществами.
Пока проросток не достиг поверхности почвы для его роста и развития используются органические вещества, запасенные в семени. Но если они закончатся прежде, чем начнется процесс фотосинтеза, проросток может погибнуть. Поэтому для повышения урожайности возделываемых растений большое значение имеет строгое соблюдение сроков и правил проведения посевных работ.
«Влияние света на развитие растений».
Проросткам редиса создали разные условия. Одни выращивались на свету, другие в темном месте. На фото видно, что, растения, помещенные в темное место, стали отставать в развитии, стали слабыми, пожелтели, а потом и вовсе погибли. На снимке до эксперимента и после.
Из проведенного опыта я сделала вывод, что растения хорошо развиваются только на свету.
Вывод: Для прорастания семян необходимы условия: тепло, воздух и вода. А для нормального роста и развития растений после прорастания необходим еще и свет.
Практическая работа № 2
Сходство и различие клеток растений, животных и грибов.
Цель: изучить сходство и различие клеток растений, животных и грибов.
Все три основные группы организмов –
животные,
растения
грибы
Они являются эукариотами. Однако строение их клеток неодинаково. Эти различия наряду с особенностями питания легли в основу деления надцарства эукариот на три царства.
Животная клетка не имеет плотной клеточной стенки. В ней отсутствуют вакуоли, характерные для растений и некоторых грибов. В качестве резервного энергетического вещества обычно накапливается полисахарид гликоген .
Большинство клеток растений и грибов, подобно клеткам прокариот, окружено твердой клеточной оболочкой, или стенкой. Однако химический их состав различен. В то время как основой стенки растительной клетки является полисахарид целлюлоза, грибная клетка окружена стенкой, в значительной части состоящей из азотсодержащего полимера хитина.
Клетки растений всегда содержат пластиды, в то время как у животных и грибов пластид нет. Резервным веществом у большинства растений служит полисахарид крахмал, а у основной массы грибов, как и у животных, - гликоген.