Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Планируемые результаты: проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением «Ветерок», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делает элементарные причинно-следственные выводы.
Материалы и оборудование: картинки с изображением насос, колесо, парусник, веер, вентилятор, мельница, пылесос; трубочки и миска с мыльной водой, кораблики из бросового материала, шарик, разрисованные полиэтиленовые пакеты, вертушка.
Содержание НОД
ХОД ЗАНЯТИЯ
Неизвестно, где живёт.
Налетит - деревья гнёт.
Засвистит - по речке дрожь.
Озорник, а не уймёшь.
по каким признакам можно узнать есть ли ветер, и как можно определить его силу. Для этого предлагает понаблюдать, как движутся облака, рассмотреть, как качаются ветки деревьев, определить силу ветра по качанию веток: чем сильнее качаются ветки, тем сильнее дует ветер.
Бывает так, что вдруг открылась форточка, улетела с головы шляпа. Это ветерок играет с вами.
ПЕДАГОГ: Я хочу вам рассказать одну интересную историю. Жил-был на свете один фотограф и у него был волшебный фотоаппарат. Он мог фотографировать им всё красивое, необычное и невидимое. И как-то раз у него получились такие фотографии ветра-невидимки. Посмотрите на экран.
(Дети рассматривают слайды).
У фотографа был друг и когда он увидел эти фотографии, сочинил сказку-шумелку «Ветерок-ветрище». Хотите её послушать и принять участие в сказке? Я вам раздам бумагу, маленькие и большие бутылочки, свистульки.
Воспитатель: И так сказка начинается.
Ранним утром выглянуло солнышко, запели птицы.
(Дети дуют в БУТЫЛОЧКИ).
Между листвой деревьев дул тихий, спокойный ветерок.
(Дети шуршат мятой бумагой).
Затем ветер стал усиливаться, качать ветви деревьев, поднимать пыль с земли.
(Дети дуют в маленькие бутылочки).
Весь день ветер гонял тучи по небу, выл в трубы.
(Дети дуют в большие ТРУБКИ).
Ветрище поднял старую лодку, покружил её и бросил на землю.
(Дети ударяют по ПОЛУ).
Он так резвился весь день, шумел и выл.
(Дети дуют в бутылки, СТУЧАТ ПО ПОЛУ).
Только под утро ветрище утих. Опять запели птицы, радуясь новому дню. А маленький ветерок шуршал листьями деревьев и зелёной травой на лугу.
(Дети свистят в свистульки и шуршат бумагой).
Воспитатель: Как замечательно мы с вами озвучили сказку! Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: А вы знаете, что такое ветер? Ветер - это воздух, который движется. Воздухом мы дышим, нет места, где бы не было воздуха. Воздухом дышат все животные – насекомые, кошки, собаки, а также и все растениям. Подуйте на ладошки, подвигайте воздух. Что вы чувствуйте?
Дети: Как дует ветерок.
Воспитатель: Молодцы, вы научились двигать воздух.
Воспитатель: С помощью веера тоже можно двигать воздух. А вы знаете, что очень давно дамы использовали веер для создания искусственного ветра, чтобы освежить себя. Давайте и мы с вами сделаем себе веера. На столе лежит бумага, берите и сгибайте её гармошкой.
Дети делают веера.
Воспитатель: А где можно встретить ветер?
Дети: Ветер можно встретить на улице – он качает траву, деревья, цветы. Поднимает пыль летом, зимой кружит снег.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а дома мы можем встретить ветер? С помощью чего мы можем сделать ветер дома?
Дети: С помощью вентилятора и фена.
Воспитатель: С помощью какого прибора можно определить направление ветра?
Дети: С помощью вертушки и флюгера. (СЛАЙД)
Воспитатель: Я вам предлагаю сделать вертушку из бумаги.
Дети делают вертушки.
Воспитатель: Можно ли заставить крутиться вертушку не на улице, а в помещении?
Дети: Можно подуть на неё или включить фен, или вентилятор.
Воспитатель: Давайте подумаем на вертушку. Как хорошо у вас получается!
Воспитатель: А как вы думаете, ветер можно увидеть?
Дети: Ветер невидим.
Воспитатель: А сейчас мы его увидим.
Я вам на ладошки положу пёрышки. Давайте подуем на пёрышко.
Дети дуют на пёрышки, они улетают.
Опыт «Тёплый - прохладный»
Воспитатель: Что вы делаете, когда у вас мёрзнут руки?
Дети: Мы подносим руки ко рту и на них дуем, широко открыв рот.
Дети выполняют.
Воспитатель: Какой ветерок вы почувствовали на ладошке?
Дети: Мы почувствовали тёплый ветерок.
Воспитатель: А сейчас подуйте на ладошки, сделав губы трубочкой.
Дети дуют на ладошки.
Воспитатель: А теперь какой вы почувствовали ветерок на ладошке?
Дети: Мы почувствовали прохладный ветерок.
Воспитатель: Значит, ветер может быть тёплым и холодным. Летом дует тёплый ветер, а зимой, когда на улице холодно, дует холодный ветер.
Воспитатель: Предлагаю немного поиграть.
Физкультминутка:
Мы снежинки белые,
На крышах мы сидим.
Дунет ветер – полетим.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И снежинки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Воспитатель: А как вы думаете, можно ли поймать ветер? Ветер можно поймать с помощью простого полиэтиленового пакета. Сейчас я вам покажу.
(Воспитатель включает вентилятор и подставляет пакет, ловит ветер).
Воспитатель: Берите по пакетику и ловите ветер.
(Дети ловят ветер в пакеты с рисунками).
Опыт «Угадай какой запах? »
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какой вкус у ветра? Давайте ртом вдохнём ветер, стоя у вентилятора.
Дети вдыхают ветер ртом.
Воспитатель: Вы почувствовали вкус ветра?
Дети: Мы не почувствовали никакого вкуса.
Воспитатель: У ветра нет вкуса. А сейчас вдохните ветер носом, вы почувствовали, чем пахнет ветер?
Дети: Ветер ничем не пахнет.
Воспитатель: У ветра нет запаха. Закройте глаза. (Воспитатель перед вентилятором чистит апельсин). Что вы почувствовали? Какой запах принёс вам ветер?
Дети: Запах апельсина.
Воспитатель: Ветер ничем не пахнет, но приносит разные запахи. Он вас угощает долькой апельсина.
А сейчас сделаем дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
Чем же пахнет – не понять,
Нужно носиком вдыхать.
Выдох-вдох, выдох-вдох.
Чудо-ветер – ох-ох-ох!
Очень весело играем –
Нюхать ветер начинаем.
Воспитатель: А можно ли услышать ветер в комнате? Для этого резко сожмите руками резиновую грушу. Вы что-то услышали?
Воспитатель: На столе у вас лежат камешки. Потрогайте их. Какие они на ощупь?
Дети: На ощупь они твёрдые.
Воспитатель: Давайте попробуем взять в руки ветер.
Дети пытаются взять ветер.
Дети: Мы не можем взять ветер и потрогать его.
Воспитатель: Значит ветер не твердое тело, его нельзя сжать.
Воспитатель: Ветер, это - газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный, не имеет запаха и вкуса.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?
Дети: На экране пустыня.
Воспитатель: На что похож песок в пустыне?
Дети: На волны в море.
Воспитатель: А как вы думаете, как образовались такие барханы?
Дети: Это сделал ветер.
Воспитатель: Мы сейчас тоже сделаем такие холмики-барханы. У вас на столах стоят стеклянные банки с песком. Банка закрыта крышкой. В крышку вставлена пластмассовая соломинка. Вам надо дуть в эту соломинку. У вас появятся холмики-барханы.
(Дети выполняют опыт).
Воспитатель: Вот так песок с помощью ветра гуляет по пустыне.
Воспитатель: А как вы думаете, умеет ли ветер работать?
Презентация работа ветра.
Воспитатель: Ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, кружит мельницы и ветряки (ветряные электростанции). Ветры переносят семена многих растений.
А еще ветер приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух фабриками, заводами и машинами.
Воспитатель: Ветер приносит пользу, но не всегда. Сильные и опасные ветры называются – буря, ураган, смерч.
Воспитатель: Бури могут быть снежными (СЛАЙД) и песчаными (СЛАЙД).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а ветер может перенести, с места на место дом, теплицу, машину, вырвать с корнем деревья?
Дети: Ветер бывает очень сильным.
Воспитатель: Такой ветер называется ураган «Торнадо», смерч. (СЛАЙД).
Пыль с дороги захватил,
А потом, набравшись сил,
Завертелся, закружился
И столбом до неба взвился.
Воспитатель: Все эти ветра – смерчи, ураганы, бури, они разрушают всё, что им попадается на пути, приносят много бед и горя людям. Они налетают внезапно, без предупреждения. Но сейчас работают специальные службы, которые следят за передвижениями этих ветров через спутники. (СЛАЙД). И предупреждают людей о надвигающей опасности. Учёные создали приборы измеряющие силу и направления ветра, они называются анемометры. (СЛАЙД). Я тоже сделала ложечный анемометр. Чем выше отклоняется ложка, тем сильнее ветер. (На поверхность ДВП нанесена шкала, ручка ложки обмотана проволокой и прикреплена к поверхности ДВП в середине анемометра, чем выше откланяется ложка, тем сильнее ветер).
Воспитатель: Хотите изобразить ветер?
Физкультминутка «Ветерок, ветер, ветрище».
- ветерок колышет листочки – работают кисти рук, пальцы;
- ветер гнёт веточки - покачивание корпуса и рук;
- ураган гнёт деревья до земли – наклоны туловища, взмахи руками.
( движения выполняются под музыку)
Рефлексия. Итог занятия.
Воспитатель: Ветер можно чувствовать?
Дети: Ветер можно почувствовать на улице и дома, если включить фен или вентилятор.
Воспитатель: Что такое ветер?
Дети: Это движение воздуха. Он невидим, не имеет запаха и вкуса, он легкий.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где больше всего ветерок любит гулять.
Дети: На улице.
Воспитатель: Когда пойдёте на прогулку возьмите с собой вертушки и раскрашенные мешочки, поиграйте с ветром.
Опыты
Опыт: Вырезать отверстие размером около 1 см посередине одноразового стаканчика. Большое отверстие стаканчика закрыть бумагой для выпечки, крепко приклеив его по краям скотчем. Зажечь свечу и поднести стаканчик вырезанным отверстием к пламени на расстоянии 10 см. Сильно ударить ладошкой по бумаге для выпечки.