Просмотр содержимого документа
«"Корень и корневая система"»
Класс: 6
Тема: «Корень и корневые системы»
Цель:
изучение внешнего строения корня, видов корней, типов корневых систем, выяснение функций корня;
развитие навыков самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока;
воспитание бережного отношения к природе.
УУД:
Предметные – чётко называть виды корней и типы корневых систем;
Метапредметные – объяснять связь между всеми органами растений;
Личностные – уметь характеризовать растения по типу корневой системы.
Оборудование: микроскоп, микропрепарат «корневой волосок», проростки пшеницы и гороха, презентация, инструкции к лабораторной работе, раздаточные карточки.
Тип урока: урок новых знаний.
Базовые понятия: главный, боковой, придаточный корни, мочковатая и стержневая корневые системы, геотропизм, пикировка.
Ход урока:
I. Мотивация: (Слайд 1)
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых
А потом цветов нам стало жалко
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут?
Без …. расти они не станут.
Учащиеся называют тему урока и формулируют цели (Слайд 2).
II. Изучение нового материала.
Учитель: что вы уже знаете о корне?
Учащиеся: это вегетативный орган, который растёт в земле, обладает неограниченным ростом.
Формируем понятие геотропизм - рост корня к центру земли.
Самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом: определяют сходство и отличия в корневых системах.
Виды корней: главный, боковой, придаточный (Слайд 3).
Учитель: из чего развивается корень?
Творческий отчёт ученицы по результатам проращивания семян пшеницы и гороха.
Обобщение и вывод по видам корней (Слайд 4)
Самостоятельная работа учителя с карточками: объединяют растения по типу корневых систем.
Учитель: каково значение корней?
Учащиеся: всасывают из почвы воду и минеральные вещества, удерживают растение в почве.
Учитель: какая же часть корня помогает функции всасывания (Слайд 5).
Самостоятельная работа учащихся с натуральными объектами и микропрепаратом.
Вывод: корневой волосок – это одна клетка, которая обеспечивает функцию всасывания.
Учитель: рассмотрите кончик корня, есть ли какие-то заметные отличительные признаки (Слайд 5).
Учащиеся: находят корневой чехлик и определяют его функции.
Учитель: что произойдёт, если отщипнуть кончик корня? (Слайд 6).
Пикирование и его значение
Учитель: что вы думаете о длине корней разных растений (Слайд 7).
Обобщение и выводы по видам корней и типам корневых систем.
III. Лабораторная работа. Инструктаж по технике безопасности (ИТБ016-2015)
Оформление учащимися лабораторной работы по теме «Корень и корневые системы, строение корневого волоска».
Инструктивная карточка:
Лабораторная работа № ___
«Корень и корневые системы, строение корневого волоска»
Цель: знакомство с характерными признаками разных корневых систем.
Оборудование: корневые системы одуванчика и мятлика
Ход работы
Рассмотрите данные вам корневые системы.
Найдите среди них стержневую корневую систему по следующим признакам: хорошо развит главный корень, от которого отходят боковые корни.
Выполните рисунок стержневой корневой системы. Подпишите рисунок и на рисунке корни, образующие стержневую корневую систему.
Зарисуйте мочковатую корневую систему. Вспомните, какие виды корней её образуют. Подпишите рисунок и на рисунке корни, образующие мочковатую корневую систему.
Зарисуйте корневой волосок. Подпишите рисунок.
Оформите вывод.
IV. Закрепление (Слайд8).
Самостоятельная работа учащихся:
I. Вставьте пропущенные слова.
1. Совокупность корней растения называется … системой.
2. Корневая система, в которой можно выделить главный корень, называется … .
3. Стержневая корневая система состоит из … и … корней.
4. Если в корневой системе нельзя выделить главный корень, то такая система называется … .
5. Мочковатая корневая система состоит из … и … корней.