Просмотр содержимого документа
«Корень. Корневые системы»
Тема урока: Корень. Корневые системы.
Задачи урока:
Образовательные:
продолжить знакомство учащихся с органами растения,
познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школьников представление о многофункциональности этого органа,
показать, что каждое растение имеет не один корень, а корневую систему,
показать, что корни различны по происхождению, а корневые системы разнообразны по форме.
Развивающие:
научить учащихся распознавать на учебных объектах типы корневых систем.
Воспитательные:
показать значимость корневой системы для растения.
Методы:
беседа со школьниками с целью выявления их знаний об органах цветкового растения;
рассказ учителя с привлечением их знаний о функциях корня с использованием живых растений, гербарных материалов и таблиц;
самостоятельная работа учащихся с гербарным материалом.
Методические приемы:
демонстрация живых растений, гербарных материалов, презентация
Оборудование:
Демонстрационное: рисунки корней, корневых систем, презентация
Основное содержание урока:
Функции корня.
Виды корней.
Типы корневых систем.
Характер расположения корней.
Ход урока
І. Организационный момент.
Готовность к уроку, отсутствующие.
II. Анализ контрольной работы по теме «Многообразие живых организмов».
ІІІ. Изучение нового материала
С этого урока мы приступаем к изучению строения и жизнедеятельности цветковых растений.
? Какие органы цветкового растения вам уже известны? (ответы учащихся)
1) Активизация учащихся к изучению новой темы
Сегодня нам предстоит заглянуть туда, куда мы заглядываем достаточно редко. У окружающих нас растений обычно мы видим только их надземную часть – побег (демонстрация любого комнатного растения в цветочном горшке). Но ведь у растений под землей тоже есть органы. Эти органы называются корни.
Кто-нибудь из вас пытался заглянуть в цветочный горшок? Давайте с вами совершим маленькое путешествие (демонстрация комнатного растения в банке с водой). Посмотрите, как много корней даже у такого маленького комнатного растения.
А представьте, как много корней окружающих нас растений сокрыто от наших глаз.
Ученые подсчитали, что общая длина корней у одного растения пшеницы составляет 600 км.
Раз у растения так много корней, значит, они нужны растению и играют важную роль в его жизни. Давайте с вами выясним, какие функции выполняет корень. По мере работы над этим пунктом плана, вы должны заполнить предложенную вам схему
2) Основные функции корня.
Опорная.
Один писатель так написал о деревьях: “Шумят летом деревья в налетевшем теплом ветре; низко склоняют ветви, теряя желтую листву в сырую осеннюю непогоду; сгибаются, скрипят и стонут в порывах снежных метелей и бурь…” Давайте себя представим на месте растений. Когда дует сильный ветер, легко ли удержать за ручку зонтик. Трудно? А растениям почти всегда удается устоять.
?Как же это у них получается? (ответ учащихся). Действительно, все очень просто, деревья крепко держатся за землю своими корнями как якорями. Поэтому говорят, что корни выполняют опорную функцию.
2. Всасывание, проведение воды и минеральных веществ.
Русский советский поэт Вениамин Константинович Жак писал в одном из своих стихотворений
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок, но не может жить на свете
Без него любой цветок!
В.Жак.
?Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?
Вы знаете, что комнатные растения или растения на ваших земельных участках необходимо поливать и иногда подкармливать.?Куда поступает вода и питательные вещества? (ответ учащихся). Конечно, в почву. А в почве есть корни. Значит, благодаря корню в растение поступают вода и мин. вещества.
3. Запасающая .
?Как вы думаете, какую функцию в жизни растения иллюстрирует этот рисунок?
Клетки корней могут накапливать необходимые растению вещества, поэтому корни часто служат подземной кладовой, т.к. в них могут накапливаться запасные вещества. Накопление веществ в корне – запасающая функция
4. Вегетативное размножение
? Как вы думаете, какую функцию в жизни растения иллюстрирует этот рисунок?
Корни могут выполнять и другие функции, о них мы поговорим на следующих уроках.
Таким образом, корень выполняет следующие функции:
3) Виды корней.
Итак, мы установили, что корень играет очень важную роль в жизни растения.
? А что же такое корень? Как вы объясните?
Корень – это вегетативный орган растения, обычно находящийся под землей.
Вы в 5 классе выполняли лабораторную работу по проращиванию семени фасоли. Давайте вспомним и при помощи рисунка проследим развитие корня.
Через 2-3 дня после своего появления из семени зародышевой корешок начал постепенно утолщаться в своей верхней части. Это образовался главный корень. По мере роста всего проростка главный корень растет вертикально вниз, а на нем появляются боковые корешки, которые тоже растут. Они появляются сначала вблизи основания главного корня, а уж потом ближе к его кончику, но никогда не растут на самой верхушке.
Корни также могут образовываться на нижней части побега, и тогда их называют придаточными.
? Сколько видов корней различают?(три вида корней)
?Назовите их:главные, придаточные, боковые.
? Подпишите названия корней на схеме.
Таким образом, при прорастании семени первым делом развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.
Чтобы усилить появление придаточных растений проводят окучивание путем подсыпания к основаниям побега земли это необходимо для повышения урожая, к примеру, у таких растений как картофель, томаты, кукуруза и других культурных растений.
4) Типы корневых систем.
Постепенно у растения образуется множество корней, которые могут ветвиться. Вместе все корни одного растения образуют корневую систему.
Рассмотрите представленные на слайде корневые системы разных растений.
? На сколько типов их можно разделить?
Если у растения хорошо различим главный корень, и от него отходят многочисленные боковые, как вы видите на слайде, такую корневую систему называют стержневой.
Если зародышевый корешок в проростке перестает расти вскоре после появления из семени, а от основания стебля начинает развиваться множество придаточных корней одинаковой длины и толщины, образующих у основания стебля как бы пучок, или мочку, то такую корневую систему называют мочковатой. Она встречается, к примеру, у лука, лилий.
5) Характер расположения корней.
При помощи настенной таблицы давайте рассмотрим с вами характер расположения корней растения. Расположение корней в почве во многом зависит от того, на какой почве обитает растение.
Так у деревьев, кустарников и трав, произрастающих на засушливых почвах, корневая система может уходить на глубину десятки метров, потому что вода в таких почвах находится на очень большой глубине. Подумайте, какие растения засушливых мест вы знаете? ( Верблюжья колючка имеет корень до 20 метров)
А у растений, находящихся на хорошо увлажненной и даже болотистой почве, корни располагаются близко к поверхности. Почему? Действительно, им не нужно проникать на большую глубину в поисках влаги. Назовите примеры таких растений.
На равнине корни обычно растут в глубину. У верблюжьей колючки в пустыне корни уходят на глубину до 15 метров, достигая грунтовых вод. Но рекорд глубины принадлежит корням вяза- 110 метров. У горных растений проникают в трещины, расширяют их и разрушают скалы. В песчаной пустыне вместо земли песок, но и к этим условиям приспособились растения. У кустарника джузгуна корни тянутся вдоль поверхности песков на 20 м. Как бы не бушевала буря, корневая система держит растение как якорь.
6) Лабораторная работа
А теперь давайте попробуем определить типы корневых систем на рисунках.
Рассмотрите представленные на доске образцы растений и разделите их на растения с мочковатой и стержневой корневой системой. (Дети называют растения со стержневой и мочковатой корневой системой)
Лабораторная работа.
Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.
Цель: научиться определять виды корней и тип корневой системы, используя гербарные материалы, иллюстрации растений..
Задания: 1. Рассмотрите корневые системы предложенных вами растений. Чем они различаются?
2. Отберите растения со стержневой корневой системой.
3. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5. Заполните таблицу.
Название растения
Тип корневой системы
Особенности строения корневой системы.
IV. Закрепление:
Перечислите виды корней.
Какие типы корневых систем вы знаете и в чем их особенности?
Как влияет тип почвы на корневую систему?
Тест
1.Первым при прорастании семени появляется корень:
а) главный; в) придаточный;
б) боковой; г) главный или боковой.
2. Мочковатая корневая система характерна для растений:
а) пшеницы и ржи; в) лопуха и одуванчика;
б) ржи и лопуха; г) одуванчика и подорожника.
3. Стержневая корневая система характерна для растений:
а) одуванчика и подорожника; в) лопуха и одуванчика;
б) подорожника и лопуха; г) все ответы верны.
V. Подведение итога урока
Сегодня на уроке мы узнали, что существует три вида корней: главные, боковые и придаточные. Главные корни развиваются из зародышевого корешка семени. Боковые корни растут от главного, а придаточные от стеблей, листьев.
Мы познакомились с типами корневых систем: стержневая и мочковатая.
VІ. Домашнее задание
Прочитать §23, ответить устно на вопросы 1-4 в конце параграфа. Попробуйте ответить на вопросы повышенной сложности.