kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Корень. Корневые системы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривается внешнее строение и функции корня, виды корней, их происхождение, формирование типов корневых систем,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Корень. Корневые системы»

Тема урока: Корень. Корневые системы.

Задачи урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомство учащихся с органами растения,

  • познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школьников представление о многофункциональности этого органа,

  • показать, что каждое растение имеет не один корень, а корневую систему,

  • показать, что корни различны по происхождению, а корневые системы разнообразны по форме.

Развивающие:

  • научить учащихся распознавать на учебных объектах типы корневых систем.

Воспитательные:

  • показать значимость корневой системы для растения.

Методы:

  • беседа со школьниками с целью выявления их знаний об органах цветкового растения;

  • рассказ учителя с привлечением их знаний о функциях корня с использованием живых растений, гербарных материалов и таблиц;

  • самостоятельная работа учащихся с гербарным материалом.

Методические приемы:

демонстрация живых растений, гербарных материалов, презентация

Оборудование:

Демонстрационное: рисунки корней, корневых систем, презентация

Основное содержание урока:

  1. Функции корня.

  2. Виды корней.

  3. Типы корневых систем.

  4. Характер расположения корней.


Ход урока

І. Организационный момент.

Готовность к уроку, отсутствующие.

II. Анализ контрольной работы по теме «Многообразие живых организмов».

ІІІ. Изучение нового материала

С этого урока мы приступаем к изучению строения и жизнедеятельности цветковых растений.

? Какие органы цветкового растения вам уже известны? (ответы учащихся)

1) Активизация учащихся к изучению новой темы

Сегодня нам предстоит заглянуть туда, куда мы заглядываем достаточно редко. У окружающих нас растений обычно мы видим только их надземную часть – побег (демонстрация любого комнатного растения в цветочном горшке). Но ведь у растений под землей тоже есть органы. Эти органы называются корни.

Кто-нибудь из вас пытался заглянуть в цветочный горшок? Давайте с вами совершим маленькое путешествие (демонстрация комнатного растения в банке с водой). Посмотрите, как много корней даже у такого маленького комнатного растения.

А представьте, как много корней окружающих нас растений сокрыто от наших глаз.

Ученые подсчитали, что общая длина корней у одного растения пшеницы составляет 600 км.

Раз у растения так много корней, значит, они нужны растению и играют важную роль в его жизни. Давайте с вами выясним, какие функции выполняет корень. По мере работы над этим пунктом плана, вы должны заполнить предложенную вам схему

2) Основные функции корня.

  1. Опорная.

Один писатель так написал о деревьях: “Шумят летом деревья в налетевшем теплом ветре; низко склоняют ветви, теряя желтую листву в сырую осеннюю непогоду; сгибаются, скрипят и стонут в порывах снежных метелей и бурь…” Давайте себя представим на месте растений. Когда дует сильный ветер, легко ли удержать за ручку зонтик. Трудно? А растениям почти всегда удается устоять.

? Как же это у них получается? (ответ учащихся). Действительно, все очень просто, деревья крепко держатся за землю своими корнями как якорями. Поэтому говорят, что корни выполняют опорную функцию.

2. Всасывание, проведение воды и минеральных веществ.

Русский советский поэт Вениамин Константинович Жак писал в одном из своих стихотворений

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землею корешок, но не может жить на свете

Без него любой цветок!

                                                             В.Жак.

? Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?

Вы знаете, что комнатные растения или растения на ваших земельных участках необходимо поливать и иногда подкармливать. ? Куда поступает вода и питательные вещества? (ответ учащихся). Конечно, в почву. А в почве есть корни. Значит, благодаря корню в растение поступают вода и мин. вещества.

3. Запасающая .

? Как вы думаете, какую функцию в жизни растения иллюстрирует этот рисунок?

Клетки корней могут накапливать необходимые растению вещества, поэтому корни часто служат подземной кладовой, т.к. в них могут накапливаться запасные вещества. Накопление веществ в корне – запасающая функция

4. Вегетативное размножение


? Как вы думаете, какую функцию в жизни растения иллюстрирует этот рисунок?



Корни могут выполнять и другие функции, о них мы поговорим на следующих уроках.


Таким образом, корень выполняет следующие функции:


3) Виды корней.


Итак, мы установили, что корень играет очень важную роль в жизни растения.


? А что же такое корень? Как вы объясните?

Корень – это вегетативный орган растения, обычно находящийся под землей.

Вы в 5 классе выполняли лабораторную работу по проращиванию семени фасоли. Давайте вспомним и при помощи рисунка проследим развитие корня.

Через 2-3 дня после своего появления из семени зародышевой корешок начал постепенно утолщаться в своей верхней части. Это образовался главный корень. По мере роста всего проростка главный корень растет вертикально вниз, а на нем появляются боковые корешки, которые тоже растут. Они появляются сначала вблизи основания главного корня, а уж потом ближе к его кончику, но никогда не растут на самой верхушке.

Корни также могут образовываться на нижней части побега, и тогда их называют придаточными.

? Сколько видов корней различают? (три вида корней)

? Назовите их: главные, придаточные, боковые.

? Подпишите названия корней на схеме.

Таким образом, при прорастании семени первым делом развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.

Чтобы усилить появление придаточных растений проводят окучивание путем подсыпания к основаниям побега земли это необходимо для повышения урожая, к примеру, у таких растений как картофель, томаты, кукуруза и других культурных растений.

4) Типы корневых систем.

Постепенно у растения образуется множество корней, которые могут ветвиться. Вместе все корни одного растения образуют корневую систему.

Рассмотрите представленные на слайде корневые системы разных растений.

? На сколько типов их можно разделить?

Если у растения хорошо различим главный корень, и от него отходят многочисленные боковые, как вы видите на слайде, такую корневую систему называют стержневой.

Если зародышевый корешок в проростке перестает расти вскоре после появления из семени, а от основания стебля начинает развиваться множество придаточных корней одинаковой длины и толщины, образующих у основания стебля как бы пучок, или мочку, то такую корневую систему называют мочковатой. Она встречается, к примеру, у лука, лилий.

5) Характер расположения корней.

При помощи настенной таблицы давайте рассмотрим с вами характер расположения корней растения. Расположение корней в почве во многом зависит от того, на какой почве обитает растение.

Так у деревьев, кустарников и трав, произрастающих на засушливых почвах, корневая система может уходить на глубину десятки метров, потому что вода в таких почвах находится на очень большой глубине. Подумайте, какие растения засушливых мест вы знаете? ( Верблюжья колючка имеет корень до 20 метров)

А у растений, находящихся на хорошо увлажненной и даже болотистой почве, корни располагаются близко к поверхности. Почему? Действительно, им не нужно проникать на большую глубину в поисках влаги. Назовите примеры таких растений.

На равнине корни обычно растут в глубину. У верблюжьей колючки в пустыне корни уходят на глубину до 15 метров, достигая грунтовых вод. Но рекорд глубины принадлежит корням вяза- 110 метров. У горных растений проникают в трещины, расширяют их и разрушают скалы. В песчаной пустыне вместо земли песок, но и к этим условиям приспособились растения. У кустарника джузгуна корни тянутся вдоль поверхности песков на 20 м. Как бы не бушевала буря, корневая система держит растение как якорь.

6) Лабораторная работа

А теперь давайте попробуем определить типы корневых систем на рисунках.

Рассмотрите представленные на доске образцы растений и разделите их на растения с мочковатой и стержневой корневой системой. (Дети называют растения со стержневой и мочковатой корневой системой)

Лабораторная работа.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.

Цель: научиться определять виды корней и тип корневой системы, используя гербарные материалы, иллюстрации растений..

Задания: 1. Рассмотрите корневые системы предложенных вами растений. Чем они различаются?

                2. Отберите растения со стержневой корневой системой.

                3. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

                5. Заполните таблицу.

  Название растения

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы.

 

 

 


IV. Закрепление:

  1. Перечислите виды корней.

  2. Какие типы корневых систем вы знаете и в чем их особенности?

  3. Как влияет тип почвы на корневую систему?

Тест

1.Первым при прорастании семени появляется корень:

а) главный; в) придаточный;

б) боковой; г) главный или боковой.

2. Мочковатая корневая система характерна для растений:

а) пшеницы и ржи; в) лопуха и одуванчика;

б) ржи и лопуха; г) одуванчика и подорожника.

3. Стержневая корневая система характерна для растений:

а) одуванчика и подорожника; в) лопуха и одуванчика;

б) подорожника и лопуха; г) все ответы верны.

V. Подведение итога урока

Сегодня на уроке мы узнали, что существует три вида корней: главные, боковые и придаточные. Главные корни развиваются из зародышевого корешка семени. Боковые корни растут от главного, а придаточные от стеблей, листьев.

Мы познакомились с типами корневых систем: стержневая и мочковатая.

VІ. Домашнее задание 

Прочитать §23, ответить устно на вопросы 1-4 в конце параграфа. Попробуйте ответить на вопросы повышенной сложности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Корень. Корневые системы

Автор: Ирина Николаевна Лузганова

Дата: 17.11.2019

Номер свидетельства: 527411

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Корень и корневая система "
    ["seo_title"] => string(28) "korien-i-kornievaia-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "221788"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435578839"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по биологии "Корень. Корневые системы""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokapobiologhiikorienkornievyiesistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "314732"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459763615"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока на тему: "Типы корневых систем". "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tipy-kornievykh-sistiem"
    ["file_id"] => string(6) "103318"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579328"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Корень, лист, побег, цветок и соцветие"
    ["seo_title"] => string(36) "koren_list_pobeg_tsvetok_i_sotsvetie"
    ["file_id"] => string(6) "524457"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1572241345"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация на тему: "Корень. Внешнее и внутреннее строение" "
    ["seo_title"] => string(70) "priezientatsiia-na-tiemu-korien-vnieshnieie-i-vnutriennieie-stroieniie"
    ["file_id"] => string(6) "125059"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414875673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства