МБОУ «Ново-Снопковская основная общеобразовательная школа»
Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
Корень. Корневые системы.
(урок биологии 6 класс)
Цель урока:
проверить уровень усвоения учащимися темы «Строение семени»
исследовать и уметь разъяснять особенности строения и образования корневых систем;
развивать навыки работы с учебником, биологическими терминами и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем;
убедиться в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.
1. Организационный момент: 1 мин.
2. Этап актуализации знаний: 5 мин.
Фронтальная беседа по домашнему заданию.
В чем преимущества семени перед спорой?
Какое строение имеет семя двудольных растений?
Чем отличается семя однодольного растения от семени двудольного?
Что такое щиток и какую функцию он выполняет?
Какие особенности строения семени лежат в основе деления растений на однодольные и двудольные?
Назовите характерные особенности однодольных растений?
3. Изучение нового материала
План урока:
I. Корень и его функции.
II. Виды корней.
III. Корневые системы и их виды.
IV. Внутреннее строение корня.
V. Видоизменение корней.
Этап мотивации:
Учитель: Ребята! В начале урока я хотела бы предложить вам загадку:
Царства темного жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растениям жизнь дают.
Учитель: Что же это? Правильно, корни.
- Какую роль играет корень в жизни растения?
Учитель: Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: А ещё, ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?
Учащиеся отвечают на вопрос. (Растения выделяют кислород, которым дышат все живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями).
Учитель: Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы тополь с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь.
Учитель: Что же такое корень и какие функции он выполняет?
Объяснение учителя:
I. Корень и его функции. Подземная часть растения называется корнем. Это осевой орган высшего растения (в отличие от побега на корне никогда не возникает листьев).
II. Виды корней.
С помощью этого органа происходит минеральное питание. Корень необходим для закрепления растения в почве, для хранения питательных веществ и вегетативного размножения. От побега корень отличается отсутствием листьев и почек.
III. Корневые системы и их виды.
Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный корень, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению.
В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ, МОРКОВЬ). Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН). Существует также смешанная корневая система – хорошо развит главный и придаточные корни.
IV. Внутреннее строение корня.
Продолжаю урок и перехожу к изучению внутреннего строения корня.
Рассмотрим повнимательней молодой неповрежденный корень проростка фасоли.
Если мы проращиваем семена в банке, то молодой корень проростка будет белым. Самый нижний участок корня темнее остальной части. Оказывается, кончик корня одет в «колпачок». Это – корневой чехлик. Над ним находится зона деления корня, которая состоит из молодых клеток образовательной ткани. Эти клетки мы рассмотрим чуть позже. Итак, верхушка корня покрыта корневым чехликом, предохраняющим клетки зоны деления при прохождении корня сквозь почву.
Выше чехлика располагается гладкий участок корня – это зона роста. Именно благодаря этой части корень интенсивно растет в длину. Почему же рост происходит именно здесь? Потому, что в зоне деления постоянно образуются новые клетки. Они все время вытесняют вверх клетки, которые образовались раньше.
Поднимемся по корню выше зоны роста. Здесь мы видим скопление нитей – корневых волосков. Это – тончайшие выросты клеток наружного слоя корня. Эти волоски всасывают находящиеся в почве водные растворы минеральных веществ. Вот почему этот участок корня называется зоной всасывания. Участок зоны всасывания обеспечивает растению всасывание в почве воды и минеральных веществ.
Еще дальше от верхушки корень становится еще толще. Поверхность его уже не такая нежная. Это зона проведения. Она постоянно удлиняется по мере роста корня. В старых корнях деревьев и многолетних трав основную часть длины составляет именно зона проведения.
Обращаю внимание учащихся на таблицу “Клеточное строение корня”. Знакомлю учащихся с особенностями строения клеток каждой зоны в связи с выполняемой функцией.
Перед нами под микроскопом – корневой чехлик. В наружном слое корневого чехлика клетки более крупные (старые), чем во внутреннем слое (молодые). Верхний слой клеток чехлика поврежден, здесь есть даже порванные клетки. Конечно, ведь его поверхностные клетки постоянно обновляются, так как чехлик постоянно стирается о почву. Отмершие клетки превращаются в слизь, которая играет роль смазки между верхушкой корня и почвой.
Зона деления образована мелкими, плотно прилегающими друг к другу клетками. Они постоянно обновляются.
Теперь рассмотрим зону роста. Ее еще называют зоной растяжения. А почему? Потому, что сюда вытесняются снизу вверх мелкие молодые клетки из зоны деления. Здесь они растут и вытягиваются.
А теперь рассмотрим корневые волоски. Мы видим, что каждый корневой волосок – это действительно лишь часть одной клетки. Эти клетки бесцветны.
Передвижение органических и минеральных веществ по зоне проведения:
А) восходящий ток – минеральные вещества в стебель;
Б) нисходящий ток – органические вещества в корень.
V. Видоизменение корней.
1. Корнеплод — видоизменённый сочный корень. В образовании корнеплода участвуют главный корень и нижняя часть стебля. Большинство корнеплодных растений двулетние. Корнеплоды состоят в основном из запасающей основной ткани (репа, морковь, петрушка) .
2. Корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней.
3. Корни-прицепки — своеобразные придаточные корни. При помощи этих корней растение «приклеивается» к любой опоре.
4. Корни-присоски — выполняют роль опоры.
5. Воздушные корни — боковые корни, растут вниз. Поглощают дождевую воду и кислород из воздуха. Образуются у многих тропических растений в условиях повышенной влажности.
6. Бактериальные клубеньки на корнях высших растений — сожительство высших растений с азотфиксирующими бактериями — представляют собой видоизменённые боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями.
7. Дыхательные корни — у тропических растений — выполняют функцию дополнительного дыхания.
8. Корни-подпорки (ходульные корни) - отходят от стволов и образуют придаточные корни, после того как внедряются в землю.
4. Закрепление.
1 вариант.
Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. У пшеницы корневая система мочковатая.
Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы … и ….
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….
3. Все корни растения составляют его ….
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.
2 вариант.
Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.
2. У одуванчика корневая система стержневая.
3. Придаточные корни образуются только на главном корне.
4. Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли.
Закончите предложения.
1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен … корень.
2. Корневая система пшеницы называется….
3. Боковые корни развиваются как на … корне, так и на … корнях.
4. Главный корень развивается из…
5. Домашнее задание
Изучить параграф 14-17, знать основные понятия
Литература:
Биология. Еженедельная учебно-методическая газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания. / № 47, 2004.
Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство “Первое сентября”, 2002. (Я иду на урок).
Гуленкова М.А. Дидактические материалы по биологии. 6-7 кл. – М.: Просвещение, 1997.
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.- М.: Вако, 2005.- 352 с.- (В помощь учителю).
Кузнецова В.И. Уроки биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Кн. Для учителя. – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1991.
Ловягин С.Н., Вахрушев А.А. "О тех, кто растёт, но не бегает» Баласс", 2002.
Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология. 6 класс» - М.: Дрофа, 2009.
Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.
10