Тема: «Семейство Бобовые».
Лабораторная работа № 24 «Строение цветка и плода растений семейства Бобовые».
Цель: Показать обусловленность структуры растений семейства Бобовые, их положение в окружающей среде.
Задачи:
- Формирование представления о видах растений семейства Бобовые; характер условий необходимых для их жизнедеятельности;
- Воспитание бережного отношения к природе;
- Развитие наблюдения, логического мышления, определение растений по основным признакам.
Межпредметные связи: биология, география, экология.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: микроскопы, гербарные экземпляры паслёновых растений.
I. Организационный момент.
Приветствие класса!
II. Операционный момент
1.Проверка домашнего задания.
-Ученикам даются карточки с признаками нескольких семейств, необходимо определить только признаки семейства пасленовых и вставить в нужную колонку таблицы.
Растительные формы
Строение цветка
Особенности плодов
Представители
Признаки: Ягода, деревья, кустарники, баклажан, стручок, коробочка, яблоко, разные типы цветков в одном соцветии, Ч(5)Л(5)Т5П1, абрикос, кисть, травянистые формы, Ч4Л4Т4+2П1, одна семядоля, околоцветник двойной, редька, картофель.
-Ученики рассказывают свои сообщения. Тема: «Представители семейства Паслёновые».
III. Изучение нового материала.
Ученики отгадывают загадки:
Ох да ох. ох да ох,
Мы конечно, не горох.
Мы куда важнее,
Краше и крупнее.
Но признаемся всем честно:
Нам в своих домишках тесно,
Так же, как горошинам, -
Ничего хорошего.
С ними мы одной судьбы,
Называемся.. (бобы).
Вьётся длинная лиана
По забору вверх и вдоль.
Как созреет - для гурмана
На тарелочке.(Фасоль)
Первое – нота, второе – то же,
А целое – на боб похоже. (Фасоль)
На все загадки вы дали верные ответы. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством бобовых и их представителями горохом и фасолью.
Актуализация знаний.
Обсуждение с классом: К какому классу однодольных или двудольных относятся горох, и фасоль? Исходя из названия представителей семейства Бобовые, какой можно сделать вывод об особенности плода? Для чего выращивают горох и фасоль?
Ученикам дается задание составить кластер с основными признаками растений семейства Бобовые.
IV. Закрепление знаний.
Ученикам раздаются карточки с заданием. Необходимо обвести кружочком цифры, после которых названы признаки семейства бобовых:
- Листья сложные.
- Плод стручок или стручочек.
- Венчик цветка состоит из четырех лепестков.
- Плод боб.
- На корнях растении образуются клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие из воздуха азот
- Цветок имеет один пестик и шесть тычинок.
- Цветок имеет один пестик и десять тычинок.
- Тычинок в цветке много.
- Венчик ветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.
- Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков.
Выполнение лабораторной работы № 24 «Строение цветка и плода растений семейства Паслёновые».
VI. Домашнее задание.
Повторить пройденный материал.
VII. Рефлексия.
-Что нового узнали?
Понравился ли вам урок? Чем? Что было интересно?