kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Учение о биосфере" 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока раскрывает характеристику, строение и значение биосферы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Учение о биосфере" 10 класс»

Тема: Учение о биосфере.

Класс: 10

Цель: выявить причины и законы поведения биосферы в качестве организованной материи.

Задачи:

  • образовательные: раскрыть понятие биосферы как гигантской экологической системы; охарактеризовать вклад В.И. Вернадского в создание современного взгляда на биосферу;

  • развивающие: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с литературой, умения сравнивать, устанавливать связи, формулировать выводы;

  • воспитательные: продолжить формирование экологической грамотности учащихся.

Оборудование: таблица "Биосфера", "Биография В.И. Вернадского", тетрадь к уроку для учащегося, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований), словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы), наглядно-образный (презентация).

Ход урока

I. Организация класса.

II. Подготовка к активному восприятию темы и опрос домашнего задания.

Ученые считают, что на Земле обитает от 2 до 5 млн. видов живых организмов, каждый вид объединяет миллионы и миллиарды особей, определённым образом распределённых в пространстве. Каждый вид по-своему взаимодействует с окружающей средой. Деятельность живых организмов создает удивительное разнообразие окружающей нас природы. Это разнообразие служит гарантией сохранения жизни на Земле. Но в каких пределах возможно существование жизни? Этот вопрос всегда представлял на­учный интерес, и сегодня нам предстоит в этом разобраться.

Жизнь: Что это? Давайте составим корзину идей по данному вопросу





? мир воздух



? Жизнь

?

? ?

Можно ли точно сформулировать, что такое жизнь? Известно несколько десятков определений жизни.

Я хочу процитировать вам определение жизни, данное отечественным ученым М.В. Волькенштейном: "Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот".

А теперь давайте вспомним все свойства жизни (опрос домашнего задания)

-Работа по карточке

1. Решите, правильны ли предложенные суждения

1.Воздух относится к биотическим факторам среды-

2. К продуцентам относятся растения, осуществляющие фотосинтез+

3. Истинными редуцентами биосферы являются грибы и бактерии+

4. Длина светового дня играет ведущую роль в сезонных изменениях у растений и животных+

5. Опыление растений насекомыми – есть биотический фактор+

6. Грибы и микроорганизмы являются консументами-

7. Появление кислорода стало важнейшим шагом в эволюции биосферы+

8. В пустыне ограничивающим фактором является температура+

9. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом трофическом уровне+

10. Сигналом к сезонным изменениям для растений является температура-

2. Соотнесите уровни организации и примеры

1.Молекулярно-генетический уровень.

В.Как бы сложно ни была организована любая живая система, в ее основе лежит взаимодействие биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, углеводов, а также других органических веществ. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности организма: кодирование и передача наследственной информации, обмен веществ, превращение энергии.

3. Клеточный уровень.

Б.Клетка — это структурно-функциональная единица всего живого. Существование клетки лежит в основе размножения, роста и развития живых организмов. Вне клетки жизни нет, а существование вирусов только подтверждает это правило, потому что они могут реализовывать свою наследственную информацию только в клетке.

5.Тканевый уровень.

Г. В животных организмах выделяют четыре основных типа ткани: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. В растениях различают образовательные, покровные, проводящие, механические, основные и выделительные (секреторные) ткани.

2. Популяционно-видовой уровень.

А. Совокупность особей одного вида, в течение длительного времени проживающих на определенной территории, внутри которой осуществляется в той или иной степени случайное скрещивание и нет существенных внутренних изоляционных барьеров; она частично или полностью изолирована от других популяций данного вида.

На этом уровне осуществляется процесс видообразования, который происходит под действием эволюционных факторов.



4. Биогеоценотический уровень.

Д.Биогеоценоз — исторически сложившаяся совокупность организмов разных видов, взаимодействующая со всеми факторами их среды обитания. В биогеоценозах осуществляется круговорот веществ и энергии.



6.Биосферный (глобальный) уровень.



Е. Биологическая система высшего ранга, охватывающая все явления жизни в атмосфере, гидросфере и литосфере, которая объединяет все биогеоценозы (экосистемы) в единый комплекс. Здесь происходят все вещественно-энергетические круговороты, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.


1-в,2-а,3-б,4-д,5-г,6-е

Биосферный уровень - уровень, на котором сформировалась система наиболее высокого ранга, охватывающая все проявления жизни в пределах нашей планеты. На этом уровне происходят все круговороты вещества в глобальном масштабе, связанные с жизнедеятельностью организмов.

III. Изучение нового материала.

Живые организмы образуют оболочку Земли, названную австрийским ученым Эдуардом Зюссом в 1875 году, биосферой. Владимир Иванович Вернадский, выдающийся русский и советский ученый, естествоиспытатель, придал термину существенно более глубокое звучание и в 1926 году создал учение о биосфере. В этом году исполняется 90 лет фундаментальному учению Вернадского, органично связанному с важнейшими проблемами сохранения и развития жизни на Земле, знаменующего собой принципиально новый подход к изучению планеты как развивающейся, саморегулирующейся системы в прошлом, настоящем и будущем.

Как же В.И. Вернадский определял понятие «биосфера»?

Сообщение учащихся о жизнедеятельности В.И.Вернадского.

Рассмотрим первый вопрос. Границы биосферы.

-Рассказ учителя по слайдовой презентации

-Обучающиеся записывают тезисы из рассказа учителя

Оболочки Земли

Протяжённость

Строение

Границы жизни

Атмосфера

2000 – 3000 км

Тропосфера (10 - 18 км)

Стратосфера (40 км, а на расстоянии 20 -25 км

озоновый экран).

Ионосфера

10 -18 км (споры микроорганизмов до 20 - 25 км)

Гидросфера

70 % Земли


Эфотическая зона (100 – 200 м).

Афотическая зона

11 км

Литосфера

30 – 70 км

Осадочные породы

Гранитный слой

Базальтовый слой

2 – 5 км

Распределение жизни в биосфере, а, следовательно, и на границы биосферы оказывают влияния многие факторы:

  • наличие кислорода, углекислого газа и воды в её жидкой фазе;

  • высокие и низкие температуры;

  • наличие элементов минерального питания;

  • сверхсолённая среда;

  • жёсткое ультрафиолетовое излучение.



  • Сделайте вывод об основных факторах, определяющих границы биосферы (запись схемы в тетрадь).

Основные факторы, определяющие границы биосферы

действие ультрафиолетовых лучей температура земных недр



определяет верхний предел жизни определяет нижний предел жизни


Минутка здоровья.

Теперь давайте рассмотрим состав биосферы и заполним пропуски в схеме, используя текст учебника на стр. 27




IV. Закрепление знаний.

Составление синквейна.

Пример:

1. Биосфера

2. Живая, разнообразная

3. Формировалась, заселялась, преобразовывалась

4. Совокупность всех живых организмов

5. Жизнь. 


Выполнение теста по теме "Биосфера" с взаимопроверкой

1. Совокупность всех живых организмов на Земле и всё объёмное пространство, которое заселено ими и находится под их воздействием, называется:


А) биомассой,

б) биосферой,

в) агроценозом,

г) экосистемой.


2.Биосфера включает:


а) живое вещество,

б) костное вещество,

в) биокостное вещество,

г) биогенное вещество,

д) вещества, находящиеся в состояние радиоактивного распада,

е) вещества рассеянных атомов,

ж) вещества космического происхождения.


3. К живому веществу биосферы относятся:

а) растения, б) животные, в) микроорганизмы, г) грибы, д) водоросли, е) почва, ж) вода, з) воздух.


4. К костному веществу биосферы относятся:

а) вода, б) воздух, в) животные, г) горные породы минерального происхождения, ж) почва, д) растения.


5. К биогенному веществу биосферы относятся:

а) торф, б) каменный уголь, в) кислород, г) углекислый газ, д) нефть, е) известняк, ж) гранит, з) вода, и) природный газ, к) песок, л) глина.


6.К биокостному веществу биосферы относятся:

а) вода, б) почва, в) глина, г) песок, д) воздух, е) растения, ж) животные.


7.Решающее значение в преобразовании биосферы принадлежит живому веществу, так как оно способно:

а) аккумулировать и трансформировать солнечную энергию,

б) размножаться и этим обеспечивать непрерывность своей деятельности,

в) совершать химические реакции со скоростью, во много раз превышающей скорость реакций неживой природы.


1-б, 2-абвг,3-а-д,4-абж,5-аб,6-б,7-абв




V. Итог урока.

-Выводы

VI. Задание на дом.

Параграф 7, работа с определениями, стр.29 задание 3






































1. Решите, правильны ли предложенные суждения

1.Воздух относится к биотическим факторам среды

2. К продуцентам относятся растения, осуществляющие фотосинтез

3. Истинными редуцентами биосферы являются грибы и бактерии

4. Длина светового дня играет ведущую роль в сезонных изменениях у растений и животных

5. Опыление растений насекомыми – есть биотический фактор

6. Грибы и микроорганизмы являются консументами

7. Появление кислорода стало важнейшим шагом в эволюции биосферы

8. В пустыне ограничивающим фактором является температура

9. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом трофическом уровне

10. Сигналом к сезонным изменениям для растений является температура































1.Молекулярно-генетический уровень.


В.Как бы сложно ни была организована любая живая система, в ее основе лежит взаимодействие биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, углеводов, а также других органических веществ. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности организма: кодирование и передача наследственной информации, обмен веществ, превращение энергии.


3. Клеточный уровень.


Б.Клетка — это структурно-функциональная единица всего живого. Существование клетки лежит в основе размножения, роста и развития живых организмов. Вне клетки жизни нет, а существование вирусов только подтверждает это правило, потому что они могут реализовывать свою наследственную информацию только в клетке.


5.Тканевый уровень.


Г. В животных организмах выделяют четыре основных типа ткани: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. В растениях различают образовательные, покровные, проводящие, механические, основные и выделительные (секреторные) ткани.



2. Популяционно-видовой уровень.



А. Совокупность особей одного вида, в течение длительного времени проживающих на определенной территории, внутри которой осуществляется в той или иной степени случайное скрещивание и нет существенных внутренних изоляционных барьеров; она частично или полностью изолирована от других популяций данного вида.

На этом уровне осуществляется процесс видообразования, который происходит под действием эволюционных факторов.



4. Биогеоценотический уровень.



Д.Биогеоценоз — исторически сложившаяся совокупность организмов разных видов, взаимодействующая со всеми факторами их среды обитания. В биогеоценозах осуществляется круговорот веществ и энергии.



6.Биосферный (глобальный) уровень.



Е. Биологическая система высшего ранга, охватывающая все явления жизни в атмосфере, гидросфере и литосфере, которая объединяет все биогеоценозы (экосистемы) в единый комплекс. Здесь происходят все вещественно-энергетические круговороты, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.


















Самоанализ урока биологии в 10 классе

Учитель: Горшнякова И.В.,учитель биологии

Тема урока: Учение о биосфере

Данный урок является первым в системе уроков по разделу «Взаимоотношения организма и среды».

При реализации темы урока были поставлены следующие цели:

Образовательная: изучение новых знаний по теме «биосфера» (структура биосферы, границы биосферы; факторы, определяющие границы биосферы); расширение понятийной базы по теме (косное, биогенное, биокосное, живое вещество).

Развивающая цель: формирование умений наглядного изображения материала, его схематизации; умения сравнивать и обобщать, анализировать результаты своей деятельности.

Воспитательная цель:. продолжить формирование экологической грамотности учащихся.



Для постановки целей учитывала принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных задач, цели урока были достигнуты благодаря использованию различных форм и методов обучения

В процессе работы и в соответствии с поставленными целями я планировала достичь следующих результатов обучения:

-развивать личную ответственность каждого из учащихся в ходе учебной деятельности.

-выполнять свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей; развивать умения работать с текстом, выделять главное, преобразовывать информацию из одной формы в другую, задавать вопросы, осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

Используемые технологии: ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований), словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы), наглядно-образный (презентация).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная



Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям ученика. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.

В структуре урока выделила следующие этапы:

  1. Организационный момент

(приветствие, подготовка учащегося к работе).

  1. Проверка знаний

-индивидуальные задания:

А)Выбрать верные ответы и пояснить

Б)Работа с карточками на установление соответствия

В заключении проводится анализ домашнего задания

  1. Мотивация учебной деятельности

(сообщила тему, цели урока).

  1. Изложение нового материала

Применялась слайдовая презентация, рисунки и схемы, которые позволяют наглядно представить большие объемы информации.

Обучающиеся работали с текстом учебника , прием «Толстые и тонкие» вопросы. Составляли схемы, приводили примеры. Использовался прием «мозговой штурм»

  1. Домашнее задание.

Домашнее задание носит творческий характер, требует от учащихся работы с дополнительной литературой.

  1. Подведение итога урока.

а)Оценила степень реализации поставленных на занятии целей.

б)Оценила работу ученика.

  1. Закрепление изученного материала

На уроке были использованы знания из других предметных областей: информатики, физики, географии, использованы тестовые задания.

На мой взгляд, поставленные цели удалось реализовать. Потому что учащиеся усвоили предметный материал, как показало тестирование, а также успешно справились с выполнением схемы как итогового продукта.

Занятие прошло при высокой активности учащихся и оптимальном темпе работы.

На мой взгляд, время на всех этапах занятия было распределено рационально.













Цель занятия: разъяснить учащимся сущность реальных военных угроз национальной безопасности России, адекватность предпринимаемых Россией мер по обеспечению своей безопасности.

Метод: рассказ – беседа.

Учебные вопросы:

  1. Военные угрозы России. НАТО – главный источник военных угроз.

  2. Политика России по противодействию военным угрозам, сохранению мира и стабильности.

Ход занятия

1. Вступительная часть: 5 мин.

  • проверяю наличие учащихся, их готовность к занятиям.

  • довожу до учащихся тему занятия, ее цель, учебные вопросы.

2. Основная часть: 35 мин.

Довожу до учащихся и разъясняю основное содержание темы занятия.

В системе общей безопасности России военные угрозы занимают важное место. К их числу можно отнести:

  1. Развертывание группировок вооруженных сил с целью нападения на Россию и ее союзников.

  2. Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от нее отдельных территорий.

  1. Распространение ядерного оружия и военных ядерных технологий в мире.

  2. Вмешательство во внутренние дела РФ и проведение военных учений с провокационными целями

  1. Наличие вблизи границ РФ и ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности.

  1. Наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или ее союзников.

  1. Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников.

  1. Деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ.

  2. Ввод иностранных войск (без согласия РФ и санкции СБ ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств.

  3. Вооруженные провокации на государственной границе и объектах РФ, расположенных на территории зарубежных государств.

  4. Действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления.

В числе внешних угроз РФ главной, пожалуй, является угроза расширения военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности России. Судя по реальным действиям на международной арене, блок НАТО на сегодня представляет для России главную угрозу. Ушли в историю времена, когда мир на земле сохранялся благодаря паритету двух основных военных группировок - НАТО и Варшавского Договора. Давно уже нет Варшавского Договора, но блок НАТО не только не исчез – он увеличился с 15 до 27 государств и, судя по всему, это не предел. История военных злодеяний США и НАТО обширна. Вот далеко не полный перечень преступлений военного альянса:

  1. 1946-1949гг.- вооруженное вмешательство в гражданскую войну в Китае;

  2. 1950год- оккупация китайского острова Тайвань;

  3. 1950-1953гг. – вооруженная агрессия в КНДР;

  4. 1953год - свержение правительства Мосаддыка в Иране, интервенция в Никарагуа;

  5. 1954год - вооруженная интервенция в Гватемале;

  6. 1958год – провокация против КНР и вооруженная интервенция в Ливане;

  7. 1960 - варварские бомбардировки Кубы;

  8. 1964 – 1973гг. – вооруженная агрессия против Лаоса;

  9. 1965год – оккупация Доминиканской республики;

  10. 1965 – 1973гг. – война США во Вьетнаме с применением напалма и ядовитых газов;

  11. 1970год – вооруженная агрессия против Камбоджи;

  12. 1983год – вооруженная интервенция в Гренаде;

  13. 1989год – вооруженное вторжение в Панаму;

  14. 1991год – вооруженное вторжение в Ирак;

  15. 1993год - вооруженное вторжение в Сомали;

  16. 1999год – вооруженная агрессия в Югославии;

  17. 2001год – вторжение в Афганистан;

  18. 2002год – повторное вторжение и оккупация Ирака;

Так какие же цели он преследует сегодня? Как утверждает генсек Андерс Расмуссен, Альянс НАТО является ключевым партнером в реализации усилий мирового сообщества по обеспечению стабильности и безопасности. Но кто уполномочил его на это? Почему НАТО, прикрываясь борьбой с терроризмом, творит произвол, выдавая его за гуманитарную акцию? Почему альянс, даже вопреки решениям СБ ООН, продолжает выполнять свою роль лжемиротворца?

НАТО выступает под эгидой США. Сегодня они прочно обосновались в Афганистане и никуда не собираются уходить. Не за тем приходили. Борьба с пресловутым международным терроризмом для них легенда прикрытия. Сегодня там создан мощный военный плацдарм, способный противостоять Китаю, Ирану, России.

Живой интерес НАТО во главе со США проявляет к Украине, которая отвечает взаимностью в вопросе членства Украины в НАТО и это вопрос времени. А пока натовские корабли являются постоянным участником маневров в Черном море. В этом регионе уже прочно обосновались три члена НАТО.

Зоной стратегических интересов США объявлено Каспийское море. При таком развитии событий в скором времени можно будет наблюдать и здесь военное присутствие агрессивного блока.

Наращивается и без того крупная военная группировка в Азиатско-тихоокеанском регионе, что уже вызвало напряженность на Корейском полуострове, Тайване.

Взят прицел НАТО на Арктику, где обнаружены огромные запасы полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. В этой связи в Норвежском и Баренцевом морях были проведены военные маневры «Помор 2012», «Северный орел 2012», где отрабатывались методы борьбы с террористами. Какие там террористы? Прискорбно, что в этом приняла участие и Россия.

На Аляске развернут первый район американской глобальной системы ПРО. Для другого подобного района планируется о.Гренландия.

К числу уже сделанных «добрых дел» под прикрытием борьбы с терроризмом следует отнести растерзание Ирака и Ливийской Джамахирии. На очереди Сирия, Иран. А там и до России рукой подать.

Таким образом, НАТО под эгидой США практически окружили территорию РФ своими базами и военными объектами. Нельзя исключать применение силы и к России в случае, к примеру, «обнаружения в нашей стране терроризма, с которым самостоятельно мы справиться не можем». Что их может остановить? Разве что имеющееся у РФ ядерное оружие.

Несмотря на то, что, как считают некоторые, «реальные внешние угрозы безопасности России минимальны», угрозы эти существуют и «минимальны» они до поры до времени. Ситуация может измениться в любой момент. Во время недавней встречи с военнослужащими российской военной базы в Таджикистане президент РФ Путин, отвечая на вопросы, заявил, что ему непонятно, ради чего НАТО, сколотившийся во время холодной войны, существует сегодня. Президент так же заявил о готовности РФ выстраивать с НАТО партнерские отношения, т. к. у обоих есть общие проблемы: терроризм, экстремизм, наркотрафик, организованная международная преступность, пиратство. В тоже время он отметил, что, не смотря на прошлые заверения натовцев, военная инфраструктура альянса приближается к нашим границам и это создает для страны реальные угрозы, на которые Россия вынуждена реагировать. То есть российское руководство понимает, что слова и дела НАТО расходятся. Под разговоры об общих целях и задачах альянс продолжает наращивать свое военное присутствие в различных странах мира, навязывать мировому сообществу свой порядок.

А что же Россия? Как мы реагируем на все возрастающие внешние угрозы? К сожалению, не всегда делаются надлежащие выводы из разворачивающихся вокруг страны опасных и настораживающих событий и явлений. Зачастую мы запаздываем с принятием необходимых мер, стараемся «быть всегда сбоку схватки», наблюдается непонятная зацикленность на «международном терроризме». Это ведет к внешнеполитическим ошибкам. Так Россия фактически ничего не предприняла, чтобы не допустить натовских варварских бомбардировок Югославии, самой близкой к нам страны в Европе. Беззубой была реакция на агрессию НАТО в Ираке, с которым у нас сложились хорошие, дружественные отношения. Россия поддержала миссию НАТО в Афганистане под названием «Несокрушимая свобода». Сегодня пожинаем плоды - количество наркотических средств, идущих из Афганистана в Россию, возросло в десятки раз. Российское руководство позволило расправиться с Ливией, а ведь достаточно было наложить вето на провокационно антиливийскую резолюцию ООН, и страна была бы спасена.

Все же уроки из происходящих событий мы, все - таки, извлекаем. В отношении Сирии, например, Россия повела себя иначе. Вместе с Китаем она наложила вето на очередную антисирийскую резолюцию натовцев против Сирии, и это спасло страну. Надолго ли?

В последнее время сделаны определенные шаги в надлежащем финансировании Вооруженных сил России. В войска начала поступать современная техника и вооружение и хоть ее катастрофически мало, но все же «лед тронулся». Личный состав начал получать достойное денежное содержание, строится жилье для военнослужащих и военных пенсионеров. Все это вселяет уверенность в том, что наши Вооруженные силы в ближайшем будущем способны будут противостоять внешним угрозам и выполнять свои задачи по предназначению. Не надо забывать о том, что заявил бывший президент США Б. Клинтон на секретном совещании начальников штабов в 1995году: «В ближайшее десятилетие предстоит решение таких проблем, как: расчленение России на мелкие государства путем межнациональных войн; окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии; установление нужных нам режимов в оторвавшихся от России республиках». Чтобы не говорили нынешние правители США, от этих устремлений они не отказались, подтверждают это реальными делами.

Поэтому и нам необходимо исходить из реальных фактов и сущностей, не предаваться мечтам о партнерстве с НАТО, о превращении ее в миротворческую организацию, не обманываться и помнить в каком жестоком мире мы живем сегодня.

Заключительная часть: 5 мин.

  • подвожу итог занятий, отмечаю лучших.

  • даю задание для самостоятельной работы по данной теме.





Обучающие: повторение и обобщение основных понятий по изученному разделу «Чрезвычайные ситуации», изучение понятия «терроризм», формирование умений действовать в случае террористического акта.

Развивающие: развитие у учащихся навыков самостоятельного принятия правильных решений в экстремальной ситуации, умение противостоять и выжить при террористических актах.

Воспитательные: воспитание чувства долга, ответственности, волевых качеств, самообладания, наблюдательности.

Урок был запланирован таким образом, чтобы была обеспечена комплексность и взаимосвязь целей и задач.

 При планировании урока учитывались возрастные особенности учащихся. В соответствии с задачами было подобрано содержание учебного материала, использовались различные методы обучения: словесный, наглядный, интерактивный, практический. Для активации мыслительной деятельности учащихся на уроке были использованы следующие режимы работы: «ученик-учитель», «учитель-класс», «ученик-класс», «ученик-ученик». Применение разнообразных форм работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая, творческая - позволили сделать урок более интересным. В течение урока использовались межпредметные связи с такими предметами, как обществознание, экономика, химия, физика, биология, география, экология, история..

Таким образом, можно говорить о необходимом уровне усвоения материала. В целом урок прошел хорошо. Деятельность учащихся можно оценить как активную, самостоятельную.



































Самоанализ урока.



Ф.И.О. учителя Редькина Лидия Михайловна

Предмет Основы безопасности жизнедеятельности

Дата 19 ноября 2014 года

Класс: 7-а

Тема урока: «Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения»

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний



Сегодняшний урок №10 в системе уроков и 5 из раздела II «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций» по календарно-тематическому плану.

 

Его цель –  знакомство с новыми предметными знаниями, развивать навыки по определению потенциально опасных гидрологических районов;

Развивать умения, навыки по действию и по формированию безопасного поведения учащихся в ЧС гидрологического характера- наводнениях;

Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.



Задачи:

образовательные:

выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках;

выработать умение и порядок действия:

а) при угрозе наводнения;

б) во время наводнения;

в) после спада воды;

обобщить материал как систему знаний.



Развивающие:

продолжить развитие умения анализировать ЧС гидрологического характера;
продолжить развитие умения сравнивать порядок действия при ЧС природного характера;
продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи возникновения ЧС гидрологического характера; 
продолжить развитие умения выделять главное в алгоритме действия при наводнениях;
продолжить развитие умения приводить примеры наводнений;
формировать умения работы с литературой;
формировать умения работы с картами, схемами;

Воспитательные:

формирование экологической культуры;
вовлечь в активную практическую деятельность;
способствовать воспитанию природо - и культуроохранного, экологического сознания;
создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю;
совершенствовать навыки общения;






I. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса:

Урок проведен в 7а классе, обучается 27 человек, неуспевающих детей нет. первый год обучения основ безопасности жизнедеятельности. Успеваемость 100%, качество-87%.

При планировании урока были учтены следующие особенности учащихся:

учащиеся активны, любознательны, мальчики стремятся быть лидерами, участвуют в спортивных соревнованиях, стремятся к победе, ребята творческие, но имеются неуверенные в себе, не способные самостоятельно принимать решения.

II. Организация педагогической деятельности

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

По ведущему методу обучения – проблемный.

Методы обучения: метод мотивации – создание проблемной ситуации - решение кроссворда, для определения темы и задач урока, поиск информации для написания инструкций по алгоритму поведения населения при угрозе наводнения, наводнении и по окончании наводнения, выбор ответа из многообразия, какую роль выполняет учащийся при работе в группе.

Дополнительные: словесные - беседа, обмен мнениями; наглядные – работа с интерактивной доской, демонстрация видео-ролика с помощью проектора; эвристические – поиск новых решений на основе имеющихся знаний; практические - самостоятельная работа с учебником; схемами, методы контроля – самоанализ, взаимоанализ, проверка групповых и индивидуальных заданий.



При проведении урока я ориентировалась на дидактические

принципы обучения:

  • деятельности

  • непрерывности

  • целостности

  • психологической комфортности

  • вариативности

  • творчество.



Чтобы решить цель урока, я подобрала материал соответствующий заданной теме урока - кроссворд, вопросы, видеоролик, текст учебника, картинки, тест, также деловая игра.

Время, отведенное на все этапы урока было распределено рационально.

Связь между этапами урока была логичной и была направлена на формирование умений у учащихся действовать при наводнении, при угрозе и по окончании наводнения, взаимодействовать друг с другом, решать совместно поставленные задачи.

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий  соответствует   целям и задачам урока.

Материал урока оказался интересным для учащихся.



Этапы урока:



1. Организационный этап 

Задача: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и за­дачи урока.

Кратковременная организация процесса (1-2 мин.) старалась быть требовательной, сдержанной, волевой.

Результат: готовность к деятельности учащихся, положительная эмоциональная направленность.

Формы достижения: самостоятельная работа.



2.Актуализация знаний и постановка цели и задачи урока

Задача: Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обна­руженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

Сформулировать учебные задачи и тему урока.

Какие приемы использовала и почему?

Методы - эвристическая беседа.

Для установления уровня знаний использовала фронтальное решение кроссворда, с учетом их знаний на уроках ОБЖ и географии, в котором была зашифрована тема будущего урока.

Результат: актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Ликвидировать причины недостатков в знаниях.

Сформулированы задачи урока и тема урока

(Приемы устного поощрения)

Оценка работы учащихся.

.

3.Первичное усвоение знаний - открытие «нового» знания.



Задача: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. Предварительная формулировка учащимися цели, оценка значимо­сти для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы - чему они должны научиться на уроке.

Формы работы: индивидуальная и групповая, исследовательская деятельность

Методы: беседа, иллюстративный (видеоролик), самостоятельная работа с учебником,

Результат: сформулированы правила поведения, представленные в речевой форме и составлена инструкция по алгоритму действия населения

а) при угрозе наводнения; б) во время наводнения; в) после наводнения.

понимание учащимися практической значимости изу­чаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)

4.Первичная проверка понимания

Задача: Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнару­женные пробелы.

Проверка результатов - найти ошибки, исправить. Результаты показывают светофором-красным и зеленым цветом).

Результат: написаны инструкции по алгоритму действия при угрозе, во время наводнения. и после спада воды.



5. Физкультминутка на 19-20 мин. урока

Задача: способствовать сохранению здоровья учащихся

Результат: Релаксация.

Учащиеся выполняют комплекс упражнений ( использовала видео ролик)



6. Первичное закрепление новых знаний в знакомой ситуации

( самостоятельного применения знаний)

Задача: Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнару­женные пробелы.

Закрепить у учащихся знания по алгоритму поведения при наводнении, умения правильно принимать решения в зависимости от ситуации, в которой оказался, уметь видеть материал необходимый для самостоятельной работы по данной теме.

Результат:

Расположить картинки по алгоритму действия в условиях ЧС (наводнения).

Собрать рюкзак для эвакуации (каждая команда выполняет свое задание).

Доступность, последовательность выполняемых заданий, само­стоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам диффе­ренцированной помощи, анализ ошибок.

Способы активи­зации на разнообразие заданий, их практическая направленность

Методы: групповая и индивидуальная, практическая



7. Первичная проверка понимания

Тестовая работа

Взаимопроверка

Результаты теста:

Усвоение материала -100%

Качество знаний- 91%



8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задача: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить приемы и последовательность его выполнения (Кратко)

Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов)

Домашнее задание (не) вызовет затруднения у учеников,   потому что, инстркутаж проведен и вопросов не было.



9 .Вторичное применение и добывание знаний в новой ситуации.

Задача: закрепление полученных знаний и умений учащимися.

Использовала деловую игру - алгоритм поведения при угрозе наводнения, во время наводнения и после наводнения.

Результат: формировать умения поведения при наводнении

Методы: деловая игра



10.Рефлексия. Подведение итогов урока

Задача: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Алгоритм оценки работы класса

«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, дово­лен ли собой),

«МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в обще­нии),

«ДЕЛО» (достиг ли цели уче­ния, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные про­блемы)

Чему научились?

Поощрение учащихся учителем

Проблемные задания были ориентированы на развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств учащихся, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз .

 

Учащиеся имели возможность выбора быть в роли капитана, члена команды, высказать свое мнение, участвовать в сценарии.

 

Мне удалось уложиться по времени. Распределение времени ,было определено верно.

Темп урока был оптимальным для этого класса.

 

Мне было комфортно вести урок, ученики быстро и с пониманием задач урока включались в работу. Меня порадовали Кузнецова Алина, Колпаков Дима, Квасов Илья, Зеткина Татьяна, удивили Степанов Илья, Александрова, Платухины Георгий и Григорий, Скорняков Макар, потому что порой отставали в работе.

 

Цель урока можно считать: выполнена.

План урока реализован, материал темы урока «Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения» усвоены.

Я, полагаю, что все учащиеся научились выполнять алгоритм поведения: а) при угрозе наводнения, б) во время наводнения, в) после спада воды.

 

Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока "Учение о биосфере" 10 класс

Автор: Горшнякова Ирина Владимировна

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 377162

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока биологии по теме "Эволюция биосферы""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-biologhii-po-tiemie-evoliutsiia-biosfiery"
    ["file_id"] => string(6) "298194"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456305589"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока  на тему "Вода на Земле" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-na-tiemu-voda-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "142038"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418219585"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "" Глобальные проблемы человечества" Конспект урока. "
    ["seo_title"] => string(55) "global-nyie-probliemy-chieloviechiestva-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "236670"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444135290"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Атмосферное давление" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-atmosfiernoie-davlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "102176"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402483946"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Воздушная оболочка Земли-атмосфера "
    ["seo_title"] => string(39) "vozdushnaia-obolochka-ziemli-atmosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "118365"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413122297"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства