Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Учение о биосфере" 10 класс»
Тема: Учение о биосфере.
Класс: 10
Цель: выявить причины и законы поведения биосферы в качестве организованной материи.
Задачи:
образовательные: раскрыть понятие биосферы как гигантской экологической системы; охарактеризовать вклад В.И. Вернадского в создание современного взгляда на биосферу;
развивающие: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с литературой, умения сравнивать, устанавливать связи, формулировать выводы;
воспитательные: продолжить формирование экологической грамотности учащихся.
Оборудование: таблица "Биосфера", "Биография В.И. Вернадского", тетрадь к уроку для учащегося, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований), словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы), наглядно-образный (презентация).
Ход урока
I. Организация класса.
II. Подготовка к активному восприятию темы и опрос домашнего задания.
Ученые считают, что на Земле обитает от 2 до 5 млн. видов живых организмов, каждый вид объединяет миллионы и миллиарды особей, определённым образом распределённых в пространстве. Каждый вид по-своему взаимодействует с окружающей средой. Деятельность живых организмов создает удивительное разнообразие окружающей нас природы. Это разнообразие служит гарантией сохранения жизни на Земле. Но в каких пределах возможно существование жизни? Этот вопрос всегда представлял научный интерес, и сегодня нам предстоит в этом разобраться.
Жизнь: Что это? Давайте составим корзину идей по данному вопросу
? мир воздух
? Жизнь
?
? ?
Можно ли точно сформулировать, что такое жизнь? Известно несколько десятков определений жизни.
Я хочу процитировать вам определение жизни, данное отечественным ученым М.В. Волькенштейном: "Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот".
А теперь давайте вспомним все свойства жизни (опрос домашнего задания)
-Работа по карточке
1. Решите, правильны ли предложенные суждения
1.Воздух относится к биотическим факторам среды-
2. К продуцентам относятся растения, осуществляющие фотосинтез+
3. Истинными редуцентами биосферы являются грибы и бактерии+
4. Длина светового дня играет ведущую роль в сезонных изменениях у растений и животных+
5. Опыление растений насекомыми – есть биотический фактор+
6. Грибы и микроорганизмы являются консументами-
7. Появление кислорода стало важнейшим шагом в эволюции биосферы+
8. В пустыне ограничивающим фактором является температура+
9. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом трофическом уровне+
10. Сигналом к сезонным изменениям для растений является температура-
2. Соотнесите уровни организации и примеры
1.Молекулярно-генетический уровень.
В.Как бы сложно ни была организована любая живая система, в ее основе лежит взаимодействие биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, углеводов, а также других органических веществ. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности организма: кодирование и передача наследственной информации, обмен веществ, превращение энергии.
3. Клеточный уровень.
Б.Клетка — это структурно-функциональная единица всего живого. Существование клетки лежит в основе размножения, роста и развития живых организмов. Вне клетки жизни нет, а существование вирусов только подтверждает это правило, потому что они могут реализовывать свою наследственную информацию только в клетке.
5.Тканевый уровень.
Г. В животных организмах выделяют четыре основных типа ткани: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. В растениях различают образовательные, покровные, проводящие, механические, основные и выделительные (секреторные) ткани.
2. Популяционно-видовой уровень.
А. Совокупность особей одного вида, в течение длительного времени проживающих на определенной территории, внутри которой осуществляется в той или иной степени случайное скрещивание и нет существенных внутренних изоляционных барьеров; она частично или полностью изолирована от других популяций данного вида.
На этом уровне осуществляется процесс видообразования, который происходит под действием эволюционных факторов.
4. Биогеоценотический уровень.
Д.Биогеоценоз — исторически сложившаяся совокупность организмов разных видов, взаимодействующая со всеми факторами их среды обитания. В биогеоценозах осуществляется круговорот веществ и энергии.
6.Биосферный (глобальный) уровень.
Е. Биологическая система высшего ранга, охватывающая все явления жизни в атмосфере, гидросфере и литосфере, которая объединяет все биогеоценозы (экосистемы) в единый комплекс. Здесь происходят все вещественно-энергетические круговороты, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.
1-в,2-а,3-б,4-д,5-г,6-е
Биосферный уровень - уровень, на котором сформировалась система наиболее высокого ранга, охватывающая все проявления жизни в пределах нашей планеты. На этом уровне происходят все круговороты вещества в глобальном масштабе, связанные с жизнедеятельностью организмов.
III. Изучение нового материала.
Живые организмы образуют оболочку Земли, названную австрийским ученым Эдуардом Зюссом в 1875 году, биосферой. Владимир Иванович Вернадский, выдающийся русский и советский ученый, естествоиспытатель, придал термину существенно более глубокое звучание и в 1926 году создал учение о биосфере. В этом году исполняется 90 лет фундаментальному учению Вернадского, органично связанному с важнейшими проблемами сохранения и развития жизни на Земле, знаменующего собой принципиально новый подход к изучению планеты как развивающейся, саморегулирующейся системы в прошлом, настоящем и будущем.
Как же В.И. Вернадский определял понятие «биосфера»?
Сообщение учащихся о жизнедеятельности В.И.Вернадского.
Рассмотрим первый вопрос. Границы биосферы.
-Рассказ учителя по слайдовой презентации
-Обучающиеся записывают тезисы из рассказа учителя
Оболочки Земли
Протяжённость
Строение
Границы жизни
Атмосфера
2000 – 3000 км
Тропосфера (10 - 18 км)
Стратосфера (40 км, а на расстоянии 20 -25 км
озоновый экран).
Ионосфера
10 -18 км (споры микроорганизмов до 20 - 25 км)
Гидросфера
70 % Земли
Эфотическая зона (100 – 200 м).
Афотическая зона
11 км
Литосфера
30 – 70 км
Осадочные породы
Гранитный слой
Базальтовый слой
2 – 5 км
Распределение жизни в биосфере, а, следовательно, и на границы биосферы оказывают влияния многие факторы:
наличие кислорода, углекислого газа и воды в её жидкой фазе;
высокие и низкие температуры;
наличие элементов минерального питания;
сверхсолённая среда;
жёсткое ультрафиолетовое излучение.
Сделайте вывод об основных факторах, определяющих границы биосферы(запись схемы в тетрадь).
Основные факторы, определяющие границы биосферы
действие ультрафиолетовых лучей температура земных недр
определяет верхний предел жизни определяет нижний предел жизни
Минутка здоровья.
Теперь давайте рассмотрим состав биосферы и заполним пропуски в схеме, используя текст учебника на стр. 27
IV. Закрепление знаний.
Составление синквейна.
Пример:
1. Биосфера
2. Живая, разнообразная
3. Формировалась, заселялась, преобразовывалась
4. Совокупность всех живых организмов
5. Жизнь.
Выполнение теста по теме "Биосфера" с взаимопроверкой
1. Совокупность всех живых организмов на Земле и всё объёмное пространство, которое заселено ими и находится под их воздействием, называется:
А) биомассой,
б) биосферой,
в) агроценозом,
г) экосистемой.
2.Биосфера включает:
а)живое вещество,
б) костное вещество,
в) биокостное вещество,
г) биогенное вещество,
д) вещества, находящиеся в состояние радиоактивного распада,
7.Решающее значение в преобразовании биосферы принадлежит живому веществу, так как оно способно:
а) аккумулировать и трансформировать солнечную энергию,
б) размножаться и этим обеспечивать непрерывность своей деятельности,
в) совершать химические реакции со скоростью, во много раз превышающей скорость реакций неживой природы.
1-б, 2-абвг,3-а-д,4-абж,5-аб,6-б,7-абв
V. Итог урока.
-Выводы
VI. Задание на дом.
Параграф 7, работа с определениями, стр.29 задание 3
1. Решите, правильны ли предложенные суждения
1.Воздух относится к биотическим факторам среды
2. К продуцентам относятся растения, осуществляющие фотосинтез
3. Истинными редуцентами биосферы являются грибы и бактерии
4. Длина светового дня играет ведущую роль в сезонных изменениях у растений и животных
5. Опыление растений насекомыми – есть биотический фактор
6. Грибы и микроорганизмы являются консументами
7. Появление кислорода стало важнейшим шагом в эволюции биосферы
8. В пустыне ограничивающим фактором является температура
9. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом трофическом уровне
10. Сигналом к сезонным изменениям для растений является температура
1.Молекулярно-генетический уровень.
В.Как бы сложно ни была организована любая живая система, в ее основе лежит взаимодействие биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, углеводов, а также других органических веществ. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности организма: кодирование и передача наследственной информации, обмен веществ, превращение энергии.
3. Клеточный уровень.
Б.Клетка — это структурно-функциональная единица всего живого. Существование клетки лежит в основе размножения, роста и развития живых организмов. Вне клетки жизни нет, а существование вирусов только подтверждает это правило, потому что они могут реализовывать свою наследственную информацию только в клетке.
5.Тканевый уровень.
Г. В животных организмах выделяют четыре основных типа ткани: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. В растениях различают образовательные, покровные, проводящие, механические, основные и выделительные (секреторные) ткани.
2. Популяционно-видовой уровень.
А. Совокупность особей одного вида, в течение длительного времени проживающих на определенной территории, внутри которой осуществляется в той или иной степени случайное скрещивание и нет существенных внутренних изоляционных барьеров; она частично или полностью изолирована от других популяций данного вида.
На этом уровне осуществляется процесс видообразования, который происходит под действием эволюционных факторов.
4. Биогеоценотический уровень.
Д.Биогеоценоз — исторически сложившаяся совокупность организмов разных видов, взаимодействующая со всеми факторами их среды обитания. В биогеоценозах осуществляется круговорот веществ и энергии.
6.Биосферный (глобальный) уровень.
Е. Биологическая система высшего ранга, охватывающая все явления жизни в атмосфере, гидросфере и литосфере, которая объединяет все биогеоценозы (экосистемы) в единый комплекс. Здесь происходят все вещественно-энергетические круговороты, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.
Самоанализ урока биологии в 10 классе
Учитель: Горшнякова И.В.,учитель биологии
Тема урока:Учение о биосфере
Данный урок является первым в системе уроков по разделу «Взаимоотношения организма и среды».
При реализации темы урока были поставлены следующие цели:
Образовательная: изучение новых знаний по теме «биосфера» (структура биосферы, границы биосферы; факторы, определяющие границы биосферы); расширение понятийной базы по теме (косное, биогенное, биокосное, живое вещество).
Развивающая цель: формирование умений наглядного изображения материала, его схематизации; умения сравнивать и обобщать, анализировать результаты своей деятельности.
Воспитательная цель:. продолжить формирование экологической грамотности учащихся.
Для постановки целей учитывала принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных задач, цели урока были достигнуты благодаря использованию различных форм и методов обучения
В процессе работы и в соответствии с поставленными целями я планировала достичь следующих результатов обучения:
-развивать личную ответственность каждого из учащихся в ходе учебной деятельности.
-выполнять свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей; развивать умения работать с текстом, выделять главное, преобразовывать информацию из одной формы в другую, задавать вопросы, осуществлять самоконтроль учебной деятельности.
Используемые технологии: ИКТ.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований), словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы), наглядно-образный (презентация).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям ученика. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.
В структуре урока выделила следующие этапы:
Организационный момент
(приветствие, подготовка учащегося к работе).
Проверка знаний
-индивидуальные задания:
А)Выбрать верные ответы и пояснить
Б)Работа с карточками на установление соответствия
В заключении проводится анализ домашнего задания
Мотивация учебной деятельности
(сообщила тему, цели урока).
Изложение нового материала
Применялась слайдовая презентация, рисунки и схемы, которые позволяют наглядно представить большие объемы информации.
Обучающиеся работали с текстом учебника , прием «Толстые и тонкие» вопросы. Составляли схемы, приводили примеры. Использовался прием «мозговой штурм»
Домашнее задание.
Домашнее задание носит творческий характер, требует от учащихся работы с дополнительной литературой.
Подведение итога урока.
а)Оценила степень реализации поставленных на занятии целей.
б)Оценила работу ученика.
Закрепление изученного материала
На уроке были использованы знания из других предметных областей: информатики, физики, географии, использованы тестовые задания.
На мой взгляд, поставленные цели удалось реализовать. Потому что учащиеся усвоили предметный материал, как показало тестирование, а также успешно справились с выполнением схемы как итогового продукта.
Занятие прошло при высокой активности учащихся и оптимальном темпе работы.
На мой взгляд, время на всех этапах занятия было распределено рационально.
Цель занятия: разъяснить учащимся сущность реальных военных угроз национальной безопасности России, адекватность предпринимаемых Россией мер по обеспечению своей безопасности.
Метод: рассказ – беседа.
Учебные вопросы:
Военные угрозы России. НАТО – главный источник военных угроз.
Политика России по противодействию военным угрозам, сохранению мира и стабильности.
Ход занятия
1. Вступительная часть: 5 мин.
проверяю наличие учащихся, их готовность к занятиям.
довожу до учащихся тему занятия, ее цель, учебные вопросы.
2. Основная часть: 35 мин.
Довожу до учащихся и разъясняю основное содержание темы занятия.
В системе общей безопасности России военные угрозы занимают важное место. К их числу можно отнести:
Развертывание группировок вооруженных сил с целью нападения на Россию и ее союзников.
Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от нее отдельных территорий.
Распространение ядерного оружия и военных ядерных технологий в мире.
Вмешательство во внутренние дела РФ и проведение военных учений с провокационными целями
Наличие вблизи границ РФ и ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности.
Наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или ее союзников.
Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников.
Деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ.
Ввод иностранных войск (без согласия РФ и санкции СБ ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств.
Вооруженные провокации на государственной границе и объектах РФ, расположенных на территории зарубежных государств.
Действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления.
В числе внешних угроз РФ главной, пожалуй, является угроза расширения военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности России. Судя по реальным действиям на международной арене, блок НАТО на сегодня представляет для России главную угрозу. Ушли в историю времена, когда мир на земле сохранялся благодаря паритету двух основных военных группировок - НАТО и Варшавского Договора. Давно уже нет Варшавского Договора, но блок НАТО не только не исчез – он увеличился с 15 до 27 государств и, судя по всему, это не предел. История военных злодеяний США и НАТО обширна. Вот далеко не полный перечень преступлений военного альянса:
1946-1949гг.- вооруженное вмешательство в гражданскую войну в Китае;
1950год- оккупация китайского острова Тайвань;
1950-1953гг. – вооруженная агрессия в КНДР;
1953год - свержение правительства Мосаддыка в Иране, интервенция в Никарагуа;
1954год - вооруженная интервенция в Гватемале;
1958год – провокация против КНР и вооруженная интервенция в Ливане;
1960 - варварские бомбардировки Кубы;
1964 – 1973гг. – вооруженная агрессия против Лаоса;
1965год – оккупация Доминиканской республики;
1965 – 1973гг. – война США во Вьетнаме с применением напалма и ядовитых газов;
1970год – вооруженная агрессия против Камбоджи;
1983год – вооруженная интервенция в Гренаде;
1989год – вооруженное вторжение в Панаму;
1991год – вооруженное вторжение в Ирак;
1993год - вооруженное вторжение в Сомали;
1999год – вооруженная агрессия в Югославии;
2001год – вторжение в Афганистан;
2002год – повторное вторжение и оккупация Ирака;
Так какие же цели он преследует сегодня? Как утверждает генсек Андерс Расмуссен, Альянс НАТО является ключевым партнером в реализации усилий мирового сообщества по обеспечению стабильности и безопасности. Но кто уполномочил его на это? Почему НАТО, прикрываясь борьбой с терроризмом, творит произвол, выдавая его за гуманитарную акцию? Почему альянс, даже вопреки решениям СБ ООН, продолжает выполнять свою роль лжемиротворца?
НАТО выступает под эгидой США. Сегодня они прочно обосновались в Афганистане и никуда не собираются уходить. Не за тем приходили. Борьба с пресловутым международным терроризмом для них легенда прикрытия. Сегодня там создан мощный военный плацдарм, способный противостоять Китаю, Ирану, России.
Живой интерес НАТО во главе со США проявляет к Украине, которая отвечает взаимностью в вопросе членства Украины в НАТО и это вопрос времени. А пока натовские корабли являются постоянным участником маневров в Черном море. В этом регионе уже прочно обосновались три члена НАТО.
Зоной стратегических интересов США объявлено Каспийское море. При таком развитии событий в скором времени можно будет наблюдать и здесь военное присутствие агрессивного блока.
Наращивается и без того крупная военная группировка в Азиатско-тихоокеанском регионе, что уже вызвало напряженность на Корейском полуострове, Тайване.
Взят прицел НАТО на Арктику, где обнаружены огромные запасы полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. В этой связи в Норвежском и Баренцевом морях были проведены военные маневры «Помор 2012», «Северный орел 2012», где отрабатывались методы борьбы с террористами. Какие там террористы? Прискорбно, что в этом приняла участие и Россия.
На Аляске развернут первый район американской глобальной системы ПРО. Для другого подобного района планируется о.Гренландия.
К числу уже сделанных «добрых дел» под прикрытием борьбы с терроризмом следует отнести растерзание Ирака и Ливийской Джамахирии. На очереди Сирия, Иран. А там и до России рукой подать.
Таким образом, НАТО под эгидой США практически окружили территорию РФ своими базами и военными объектами. Нельзя исключать применение силы и к России в случае, к примеру, «обнаружения в нашей стране терроризма, с которым самостоятельно мы справиться не можем». Что их может остановить? Разве что имеющееся у РФ ядерное оружие.
Несмотря на то, что, как считают некоторые, «реальные внешние угрозы безопасности России минимальны», угрозы эти существуют и «минимальны» они до поры до времени. Ситуация может измениться в любой момент. Во время недавней встречи с военнослужащими российской военной базы в Таджикистане президент РФ Путин, отвечая на вопросы, заявил, что ему непонятно, ради чего НАТО, сколотившийся во время холодной войны, существует сегодня. Президент так же заявил о готовности РФ выстраивать с НАТО партнерские отношения, т. к. у обоих есть общие проблемы: терроризм, экстремизм, наркотрафик, организованная международная преступность, пиратство. В тоже время он отметил, что, не смотря на прошлые заверения натовцев, военная инфраструктура альянса приближается к нашим границам и это создает для страны реальные угрозы, на которые Россия вынуждена реагировать. То есть российское руководство понимает, что слова и дела НАТО расходятся. Под разговоры об общих целях и задачах альянс продолжает наращивать свое военное присутствие в различных странах мира, навязывать мировому сообществу свой порядок.
А что же Россия? Как мы реагируем на все возрастающие внешние угрозы? К сожалению, не всегда делаются надлежащие выводы из разворачивающихся вокруг страны опасных и настораживающих событий и явлений. Зачастую мы запаздываем с принятием необходимых мер, стараемся «быть всегда сбоку схватки», наблюдается непонятная зацикленность на «международном терроризме». Это ведет к внешнеполитическим ошибкам. Так Россия фактически ничего не предприняла, чтобы не допустить натовских варварских бомбардировок Югославии, самой близкой к нам страны в Европе. Беззубой была реакция на агрессию НАТО в Ираке, с которым у нас сложились хорошие, дружественные отношения. Россия поддержала миссию НАТО в Афганистане под названием «Несокрушимая свобода». Сегодня пожинаем плоды - количество наркотических средств, идущих из Афганистана в Россию, возросло в десятки раз. Российское руководство позволило расправиться с Ливией, а ведь достаточно было наложить вето на провокационно антиливийскую резолюцию ООН, и страна была бы спасена.
Все же уроки из происходящих событий мы, все - таки, извлекаем. В отношении Сирии, например, Россия повела себя иначе. Вместе с Китаем она наложила вето на очередную антисирийскую резолюцию натовцев против Сирии, и это спасло страну. Надолго ли?
В последнее время сделаны определенные шаги в надлежащем финансировании Вооруженных сил России. В войска начала поступать современная техника и вооружение и хоть ее катастрофически мало, но все же «лед тронулся». Личный состав начал получать достойное денежное содержание, строится жилье для военнослужащих и военных пенсионеров. Все это вселяет уверенность в том, что наши Вооруженные силы в ближайшем будущем способны будут противостоять внешним угрозам и выполнять свои задачи по предназначению. Не надо забывать о том, что заявил бывший президент США Б. Клинтон на секретном совещании начальников штабов в 1995году: «В ближайшее десятилетие предстоит решение таких проблем, как: расчленение России на мелкие государства путем межнациональных войн; окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии; установление нужных нам режимов в оторвавшихся от России республиках». Чтобы не говорили нынешние правители США, от этих устремлений они не отказались, подтверждают это реальными делами.
Поэтому и нам необходимо исходить из реальных фактов и сущностей, не предаваться мечтам о партнерстве с НАТО, о превращении ее в миротворческую организацию, не обманываться и помнить в каком жестоком мире мы живем сегодня.
Заключительная часть: 5 мин.
подвожу итог занятий, отмечаю лучших.
даю задание для самостоятельной работы по данной теме.
Обучающие: повторение и обобщение основных понятий по изученному разделу «Чрезвычайные ситуации», изучение понятия «терроризм», формирование умений действовать в случае террористического акта.
Развивающие: развитие у учащихся навыков самостоятельного принятия правильных решений в экстремальной ситуации, умение противостоять и выжить при террористических актах.
Урок был запланирован таким образом, чтобы была обеспечена комплексность и взаимосвязь целей и задач.
При планировании урока учитывались возрастные особенности учащихся. В соответствии с задачами было подобрано содержание учебного материала, использовались различные методы обучения: словесный, наглядный, интерактивный, практический. Для активации мыслительной деятельности учащихся на уроке были использованы следующие режимы работы: «ученик-учитель», «учитель-класс», «ученик-класс», «ученик-ученик». Применение разнообразных форм работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая, творческая - позволили сделать урок более интересным. В течение урока использовались межпредметные связи с такими предметами, как обществознание, экономика, химия, физика, биология, география, экология, история..
Таким образом, можно говорить о необходимом уровне усвоения материала. В целом урок прошел хорошо. Деятельность учащихся можно оценить как активную, самостоятельную.
Самоанализ урока.
Ф.И.О.учителяРедькина Лидия Михайловна
ПредметОсновы безопасности жизнедеятельности
Дата19 ноября 2014 года
Класс:7-а
Тема урока:«Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения»
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
Сегодняшний урок №10 в системе уроков и 5 из разделаII«Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций»по календарно-тематическому плану.
Его цель – знакомство с новыми предметными знаниями, развивать навыки по определению потенциально опасных гидрологических районов;
Развивать умения, навыки по действию и по формированию безопасного поведения учащихся в ЧС гидрологического характера- наводнениях;
Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.
Задачи:
образовательные:
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках;
выработать умение и порядок действия:
а) при угрозе наводнения;
б) во время наводнения;
в) после спада воды;
обобщить материал как систему знаний.
Развивающие:
продолжить развитие умения анализировать ЧС гидрологического характера; продолжить развитие умения сравнивать порядок действия при ЧС природного характера; продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи возникновения ЧС гидрологического характера; продолжить развитие умения выделять главное в алгоритме действия при наводнениях; продолжить развитие умения приводить примеры наводнений; формировать умения работы с литературой; формировать умения работы с картами, схемами;
Воспитательные:
формирование экологической культуры; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо - и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения;
I. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса:
Урок проведен в 7а классе, обучается 27 человек, неуспевающих детей нет. первый год обучения основ безопасности жизнедеятельности. Успеваемость 100%, качество-87%.
При планировании урока были учтены следующие особенности учащихся:
учащиеся активны, любознательны, мальчики стремятся быть лидерами, участвуют в спортивных соревнованиях, стремятся к победе, ребята творческие, но имеются неуверенные в себе, не способные самостоятельно принимать решения.
II.Организация педагогической деятельности
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
По ведущему методу обучения– проблемный.
Методы обучения: метод мотивации – создание проблемной ситуации - решение кроссворда, для определения темы и задач урока, поиск информации для написания инструкций по алгоритму поведения населения при угрозе наводнения, наводнении и по окончании наводнения, выбор ответа из многообразия, какую роль выполняет учащийся при работе в группе.
Дополнительные: словесные - беседа, обмен мнениями; наглядные – работа с интерактивной доской, демонстрация видео-ролика с помощью проектора; эвристические – поиск новых решений на основе имеющихся знаний; практические - самостоятельная работа с учебником; схемами, методы контроля – самоанализ, взаимоанализ, проверка групповых и индивидуальных заданий.
При проведении урока я ориентировалась на дидактические
принципы обучения:
деятельности
непрерывности
целостности
психологической комфортности
вариативности
творчество.
Чтобы решить цель урока, я подобрала материал соответствующий заданной теме урока - кроссворд, вопросы, видеоролик, текст учебника, картинки, тест, также деловая игра.
Время, отведенное на все этапы урока было распределено рационально.
Связь между этапами урока была логичной и была направлена на формирование умений у учащихся действовать при наводнении, при угрозе и по окончании наводнения, взаимодействовать друг с другом, решать совместно поставленные задачи.
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий соответствует целям и задачам урока.
Материал урока оказался интересным для учащихся.
Этапы урока:
1. Организационный этап
Задача: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
Кратковременная организация процесса (1-2 мин.) старалась быть требовательной, сдержанной, волевой.
Результат: готовность к деятельности учащихся, положительная эмоциональная направленность.
Формы достижения: самостоятельная работа.
2.Актуализация знаний и постановка цели и задачи урока
Задача:Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
Сформулировать учебные задачи и тему урока.
Какие приемы использовала и почему?
Методы - эвристическая беседа.
Для установления уровня знаний использовала фронтальное решение кроссворда, с учетом их знаний на уроках ОБЖ и географии, в котором была зашифрована тема будущего урока.
Результат: актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Ликвидировать причины недостатков в знаниях.
Сформулированы задачи урока и тема урока
(Приемы устного поощрения)
Оценка работы учащихся.
.
3.Первичное усвоение знаний - открытие «нового» знания.
Задача: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. Предварительная формулировка учащимися цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы - чему они должны научиться на уроке.
Формы работы: индивидуальная и групповая, исследовательская деятельность
Методы: беседа, иллюстративный (видеоролик), самостоятельная работа с учебником,
Результат: сформулированы правила поведения, представленные в речевой форме и составлена инструкция по алгоритму действия населения
а) при угрозе наводнения; б) во время наводнения; в) после наводнения.
понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)
4.Первичная проверка понимания
Задача: Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
Проверка результатов - найти ошибки, исправить. Результаты показывают светофором-красным и зеленым цветом).
Результат: написаны инструкции по алгоритму действия при угрозе, во время наводнения. и после спада воды.
5. Физкультминутка на 19-20 мин. урока
Задача:способствовать сохранению здоровья учащихся
Результат: Релаксация.
Учащиеся выполняют комплекс упражнений ( использовала видео ролик)
6.Первичное закрепление новых знаний в знакомой ситуации
( самостоятельного применения знаний)
Задача: Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
Закрепить у учащихся знания по алгоритму поведения при наводнении, умения правильно принимать решения в зависимости от ситуации, в которой оказался, уметь видеть материал необходимый для самостоятельной работы по данной теме.
Результат:
Расположить картинки по алгоритму действия в условиях ЧС (наводнения).
Собрать рюкзак для эвакуации (каждая команда выполняет свое задание).
Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок.
Способы активизации на разнообразие заданий, их практическая направленность
Методы: групповая и индивидуальная, практическая
7.Первичная проверка понимания
Тестовая работа
Взаимопроверка
Результаты теста:
Усвоение материала -100%
Качество знаний- 91%
8. Этап информирования учащихся о домашнем задании,инструктаж по его выполнению
Задача: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить приемы и последовательность его выполнения (Кратко)
Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов)
Домашнее задание (не) вызовет затруднения у учеников, потому что, инстркутаж проведен и вопросов не было.
9 .Вторичное применение и добывание знаний в новой ситуации.
Задача:закрепление полученных знаний и умений учащимися.
Использовала деловую игру - алгоритм поведения при угрозе наводнения, во время наводнения и после наводнения.
Результат: формировать умения поведения при наводнении
Методы: деловая игра
10.Рефлексия.Подведение итогов урока
Задача: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Алгоритм оценки работы класса
«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой),
«МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении),
«ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)
Чему научились?
Поощрение учащихся учителем
Проблемные задания были ориентированы на развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств учащихся, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз .
Учащиеся имели возможность выбора быть в роли капитана, члена команды, высказать свое мнение, участвовать в сценарии.
Мне удалось уложиться по времени. Распределение времени ,было определено верно.
Темп урока был оптимальным для этого класса.
Мне было комфортно вести урок, ученики быстро и с пониманием задач урока включались в работу. Меня порадовали Кузнецова Алина, Колпаков Дима, Квасов Илья, Зеткина Татьяна, удивили Степанов Илья, Александрова, Платухины Георгий и Григорий, Скорняков Макар, потому что порой отставали в работе.
Цель урока можно считать: выполнена.
План урока реализован, материал темы урока «Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения» усвоены.
Я, полагаю, что все учащиеся научились выполнять алгоритм поведения: а) при угрозе наводнения, б) во время наводнения, в) после спада воды.
Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии