Конспект урока по биологии. «Закономерности развития организмов».
Конспект урока по биологии. «Закономерности развития организмов».
1.Проверить уровень усвоения обучающимися изученного материала.
2. Обобщить изученный материал, добиваться понимания взаимосвязи процессов, связанных с закономерностями развития живых организмов.
2. Способствовать развитию ЗУН в новых условиях, вырабатывать навыки работы с тестами, предполагающими разноуровневые задания- с выбором нескольких правильного ответов из предложенных, свободного, краткого ответа на поставленные вопросы. Умения отвечать одним словом на поставленные вопросы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии. «Закономерности развития организмов».»
Урок 8. «Закономерности развития организмов».
Учебник: Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Под ред. Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица. М.: Просвещение, 2005.
В качестве дополнительного источника литературы использован учебник : Захаров В.Б. Общая биология: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/В.Б.Захаров,С.Г Мамонтов, Н.И.Сонин.- 5-е изд., -М.:Дрофа, 2002.-624с.
Тип урока: систематизации знаний.
Цели урока:
1.Проверить уровень усвоения обучающимися изученного материала.
2. Обобщить изученный материал, добиваться понимания взаимосвязи процессов, связанных с закономерностями развития живых организмов..
2. Способствовать развитию ЗУН в новых условиях, вырабатывать навыки работы с тестами, предполагающими разноуровневые задания- с выбором нескольких правильного ответов из предложенных, свободного, краткого ответа на поставленные вопросы. Умения отвечать одним словом на поставленные вопросы.
Вариант 1.
Часть 1 .
Входной контроль.
Вставьте слова, подходящие по смыслу.
В основе _________________________ и индивидуального развития организмов лежит процесс ________________________ клетки и свойство молекул _________________
воспроизводить точную копию самих себя.
При скрещивании (__________________) организмов, отличающихся друг от друга по какому – либо признаку, у гибридов __________ поколения проявляется признак только одного _____________________, и такой признак называется ___________________,
в отличие от скрытого, не проявившегося ________________________ признака.
Половые клетки (__________________), образовавшиеся в результате мейоза, содержат ___________________ набор хромосом (________________________), который у зиготы
Поставь себе оценку за выполнение данного элемента урока.
Критерии оценки: 1-2 ошибки – оценка «5»
3-4 ошибки оценка «4»
5-7 ошибок оценка «3»
Более 7 ошибок – «2»
Оценка __________.
Часть 2.
1. отметь знаком «+» верные утверждения
генетика изучает:
Химический состав клетки
Свойства и функционирование РНК и ДНК
Строение белковой молекулы
Карты хромосом
Законы наследственности
Устойчивость организмов к факторам среды
Развитие зародыша
Модификационную изменчивость
2. вычеркни лишнее
А)
Мейоз
Гамета
Митоз
Яйцеклетка
Б)
Принцип чистоты гамет
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Анализирующее скрещивание
Ключ:1.2 – 2,4,5; 1.3 – а)митоз, б) Принцип чистоты гамет
Поставь себе оценку за выполнение данного элемента урока.
Критерии оценки: нет ошибок – оценка «5»
1 ошибка оценка «4»
2 ошибки оценка «3»
Более 3 ошибок – «2»
Оценка __________.
Часть 3. Ответь на вопросы.
2.1 Часто ли в природе встречается моногибридное скрещивание? Почему?
2.2 В чем биологическое значение перекреста хромосом?
2.3.Кратко опиши суть работ Т.Моргана.
2.4. Какими методами изучают генетику человека?
Вариант 2.
Часть1 .
1.1.Вставьте слова, подходящие по смыслу.
Любой признак организма развивается в результате взаимодействия ________________
и ______________________. Один и тот же генотип может в разных условиях среды давать разное значение признака. Или разную ___________________________________.
_________________ был основоположником генетики. Второй его закон, который называется_______________________________________, имеет следствие: в потомстве, полученном от скрещивания гибридов ____________ поколения, ¾ потомков имеют __________________ признак, а ¼ - ______________________ признак.
Особи, гомозиготные и гетерозиготные по доминантному признаку, имеют одинаковый _____________. Определить, какой в действительности ____________________ данного организма, можно путем __________________________________, с особями, рецессивными по данному признаку.
Поставь себе оценку за выполнение данного элемента урока.
Критерии оценки: 1-2 ошибки – оценка «5»
3-4 ошибки оценка «4»
5-7 ошибок оценка «3»
Более 7 ошибок – «2»
Оценка __________.
Часть 2.
1. отметь знаком «+» верные утверждения
генетика изучает:
Строение и функции биополимеров
Хромосомы и их функционирование
Норма реакции
Иммунитет
Искусственный мутагенез
Взаимодействие генов
Изменение количественных признаков
Гомологические ряды наследственной изменчивости
2. вычеркни лишнее
А)
Ген
Хромосома
Клетка
Ядро
Б)
Закон единообразия первого поколения
Закон гомологических рядов
Закон расщепления
Закон независимого расщепления
Ключ: 1.2 -2,5,6,7
1.3 –а) клетка, б) Закон гомологических рядов
Поставь себе оценку за выполнение данного элемента урока.
Критерии оценки: нет ошибок – оценка «5»
1 ошибка оценка «4»
2 ошибки оценка «3»
Более 3 ошибок – «2»
Оценка __________.
Часть 3. Ответь на вопросы
2.1 Какие признаки называются сцепленными с полом? Привести примеры
2.3 Кратко опиши суть работ Н.Вавилова
2.2. В чем основные различия ме6жду модификациями и мутациями?
2.4. Какими методами пользуются при селекции животных?
Выводы к уроку. Датой рождения генетики принято считать 1900, когда три ботаника — Х. де Фриз (Голландия), К. Корренс (Германия) и Э. Чермак (Австрия), проводившие опыты по гибридизации растений, натолкнулись независимо друг от друга на забытую работу Г. Менделя. Они были поражены сходством его результатов с полученными ими, оценили глубину, точность и значение сделанных им выводов и опубликовали свои данные, показав, что полностью подтверждают заключения Менделя. Дальнейшее развитие генетики связано с рядом этапов, каждый из которых характеризовался преобладающими в то время направлениями исследований. Первый этап (с 1900 приблизительно по 1912), получивший название менделизма, является периодом утверждения открытых Менделем законов наследования на основе гибридологических опытов, проведенных в разных странах на высших растениях и животных (лабораторные грызуны, куры, бабочки и др.), в результате чего выяснилось, что эти законы имеют универсальный характер. Название «генетика» развивающейся науке дал в 1906 английский ученый У. Бэтсон, а вскоре сложились и такие важные генетические понятия, как ген, генотип, фенотип, которые были предложены в 1909 датским генетиком В. Иогансеном. Наряду с наиболее характерными для этого начального этапа истории генетики работами, подтверждающими на разных объектах справедливость законов Менделя, в те же годы зародились и некоторые новые направления исследований, получивших свое развитие в последующие периоды. Во-первых, это синтез сведений о хромосомах, митозе и мейозе с данными генетики. Уже в 1902 Т. Бовери (Германия) и У. Сеттон (США) обратили внимание на полный параллелизм расхождения хромосом и их перекомбинирования при мейозе и оплодотворении с расщеплением и перекомбинированием наследственных признаков по законам Менделя, что послужило важной предпосылкой возникновения хромосомной теории наследственности.
Домашнее задание подготовить сообщения о работах Г.Менделя, Т.Моргана, Н.Вавилова.