Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии по теме "Витамины и их классификация"»
Тема урока: «Витамины. Классификация витаминов.»
Цели урока:
Образовательные:
- Обеспечить формирование знаний о химической структуре витаминов, их характерных особенностях, классификации;
- Закрепление знаний о значении ферментов, метаболизме;
- Показать три патологических состояния при нарушении поступления витаминов в организм человека.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе;
- Формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
- Формировать ценностное отношение к своему здоровью посредством реализации принципов субъективности и ценности;
Развивающие:
- Научить формулировать цели урока, пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;
- Развивать поисково-информационные умения;
- Развивать эмоции учащихся, используя ситуации взаимовыручки и поддержки воздействующие на чувства обучающихся;
- Развивать учебно-организационные умения: организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
- Продолжить развитие формирования работы обучающихся в проектной деятельности.
Задачи урока:
создать условия для постановки проблемной ситуации;
способствовать формированию у обучающихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
закрепить знания обучающихся, полученные на уроке в форме повторения жизненных ситуаций;
способствовать созданию творческой обстановки на уроке;
Планируемые результаты: обучающиеся должны понимать что такое витамины, уметь их классифицировать, знать где они находятся.
Мультимедийные презентации обучающихся «История открытия витаминов», «Современные полеватимины».
Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Эпиграф урока
«Единственный путь, ведущей к знаниям, - это деятельность» (Б. Шоу)
На ваших столах разнообразные продукты, в основном это овощи, фрукты, зелень. И это не случайно. Они имеют прямое отношение к теме урока. Попробуйте самостоятельно ее определить. Внимание на экран!
Имя этого знаменитого мореплавателя вам знакомо из уроков географии. Это Магеллан, в первые обогнувший нашу Землю. Из пяти кораблей, которые отправились в кругосветное путешествие, в родную гавань вернулся только один – «Виктория». Моряки остальных судов погибли от болезней, которую так описывал судовой врач: «Люди постепенно слабели, у них лопались сосуды, кровоточили десна, выпадали зубы…».
1714г. на острове Авачи от такого же заболевания погибает знаменитый путешественник Витус Беренг.
1914г. та же учесть постигла русского полярника покорившего Серный полюс – Г. Седова.
В гибели этих отважных людей виновата цинга или скорбут, которые многие столетия была верная спутница путешественников и мореплавателей.
А теперь отправимся в страны, где главным продуктом питания был рис. Местные врачи с давних пор наблюдали в заболеванием со странным названием «Ножные оковы или бери - бери, симптомы которой: слабость мышц, судороги, параличи.
Знаменитый артист Юрий Никулин, испытавший ужасы блокады так рассказывал о болезни куриная слепота: «В ночное время многие не могли даже различать предметы, некоторые слепли. Кто то пил отвар хвои, но и это не помогало. Облегчение наступало, когда солдат стали поить рыбьим жиром дважды в день».
Проблема: причина этих разных заболеваний, унесшие немало жизней общая – нехватка каких – то веществ. Как вы думаете как они называются? Витамины. Они и будут темой нашего урока (запись темы в информационных листах).
Что вам известно о витаминах? (ответы детей). А что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Перед вами дерево ожиданий. Давайте попробуем определить, что же мы может узнать сегодня.
Мы можем познакомиться – с витаминами, их классификации;
Узнать где содержатся витамины и в каком количестве они нужны нашему организму.
Уметь – использовать свои знания для поддержания здоровья.
Получить – новые знания и конечно хорошую оценку.
Эти ожидания и станут задачами нашего урока.
II. Изучение нового материала
Давайте начнем знакомство с витаминами с путешествия во времени.
Мультимедийная презентация «История открытия витаминов»
В каком количестве нужны витамины человеку? Как их правильно нужно употреблять? Что бы ответить на эти вопросы давайте поработаем с текстом.
Внимание! Для решения данных вопросов созданы три рабочих группы.
Работа в группах
Три сформированных группы должны прочитать предложенный им текст и материал учебника. Руководитель планирует работу, чтобы в оптимальном режиме решить задачи и презентовать отчет о проделанной работе.
На столах научные статьи о витаминах, задания для каждой группы. (приложение №1, приложение№2).
Обучающимся необходимо найти информацию и оформить результаты поиска в своем рабочем листе. Через 5 минут, от каждой из групп выступает научный сотрудник с кратким аргументированным докладом. Алгоритм ответа на листах с заданиями.
И так, одно из главных свойств витаминов – содержание и поступление их с пищей. А какие продукты любите вы? Все ли из них содержат витамины и полезны для вас? Для того что бы ответить на этот вопрос давайте послушаем Витаминную сказку.
Творческая работа М.Козловой, Е.Новиковой, М. Петровской «Витаминная сказка».
Жил был один сказочный король
И была у него единственная дочь, которая больше всего на свете любила сладкое и компьютер.
Много раз ей сам король говорил о том, что надо вести здоровый образ жизни:
На солнышке гулять, свежим воздухом дышать,
Кушать овощи и фрукты для детей самые полезные продукты.
Да разве кто - то из детей родителей слушает?
И вот случилась с принцессой беда – захворала она:
То простуда на нее нападет, то у нее аппетит пропадет;
Кожа стала шелушиться, ночью зрение садится...
Загрустил король. Жалко ему любимое чадо.
Чтобы справиться с этой бедой, доктор был вызван к принцессе в покой…
Лекарь придворный принцессу зовет, в кресло сажает и речь он ведет:
В различных продуктах - от рыб до малины, Для жизни важнейшие есть витамины. Зовутся они: Е; Д; А; В; С, Содержатся - в зелени, в злаках, в яйце... Так важно Что пьем мы и что мы едим. Нам солнечный свет также необходим. Чтоб были хорошими зубы и зренье, Чтоб волосы, кожа была - загляденье, Должна быть еда наша разнообразной. По цвету - зеленой, и желтой, и красной... От горького лука - до сладкой малины... И с пищей получим мы все витамины Их только безмерно нельзя увеличивать. Поэтому надо себя ограничивать: Коль съешь не один апельсин - двадцать пять,
Опять придется врача вызывать.
Вскричал король: где же витамины нам можно найти, чтобы принцессу от хворей спасти?
Если кто – то простудился,
Голова болит, живот
Значит надо подлечиться,
Значит путь на огород.
С – витамин в цветной капусте,
в укропе, в свежих овощах;
Он снова в действие запустит
Уставших клеток бодрый ряд
А – витамин хранится в жире,
Морковке, сыре, молоке.
Расти поможет выше, шире.
И восстановит зрение.
Е – витамин найдешь ты в масле
В салатах, свежих овощах –
Больные клетки восстановит,
Что б боль прошла прям на глазах
Витамин В
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен Вам,
Рыба, печень, рис, банан.
Витамин Д
Рыбий жир нам всем полезен,
Хоть невкусный – надо пить,
Но скажу вам по секрету
Надо с солнышком дружить.
Я на последок вам желаю болезней никогда не знать!
Ведь говоря о витаминах, что еще можно пожелать!
Теперь, когда вы знаете, что не все продукты одинаковы полезны. А кроме того, оказывается, что многие витамины разрушаются под действием света, при соприкосновении с металлами, при варке, под действием никотина. Поэтому, необходимо не только правильно выбирать продукты, богатые витаминами, но и помнить правило их хранения и приготовления.
Нельзя утаить еще один факт. Несмотря на то, что все витамины нужны нам в очень маленьких количествах, что бы восполнить их суточный рацион, надо стать обжорами, так как на пример, для того, что бы обеспечить себя витамином С нужно съесть 15 апельсинов в день или выпить 15 стаканов яблочного сока натурального, или, что бы восполнить суточную норму витамина В1 надо съесть 1 кг говядины или 800гр хлеба грубого помола. И это только 2 витамина! Наверно поэтому, ученые витаминологи предлагают использовать витамины, которые сделаны руками человека.
А сейчас у вас есть уникальная возможность побывать на предприятии, где производят витамины.( мультимедийные презентации обучающихся «Современные поливитамины»).
Для закрепления полученных знаний выполним тест, который поможет выяснить имеется ли у обучающихся гиповитаминоз (приложение №3).
Домашнее задание: §37, заполнить схему в информационных листах, составить синквейн на тему «Витамины» по алгоритму.
Рефлексия
Давайте вернемся к дереву ожиданий. Какое из этих ожиданий не подтвердилось? Все подтвердились. Я с вами согласна. Выставление оценок.
Насколько урок вам понравился? Спасибо всем за работу. На этом урок закончен.