Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему : Изменение воздуха при нагревании и охлаждении.»
Тема урока: Изменение воздуха при нагревании и охлаждении.
Цели:
Коррекционно-обучающие:
Сформировать знания о свойствах воздуха как природного тела.
Продолжить знакомство со свойствами воздуха и использованием их человеком
Коррекционно-развивающие:
Развивать и корригировать фонематический слух, зрительную память, кругозор, словарный запас.
Формировать умения проводить опыты и делать выводы.
Учить применять ранее полученные знания в новых условия.
Коррекционно-воспитательные:
Расширять представления об окружающем мире.
Воспитывать убеждения в необходимости изучения свойств природных тел.
Оборудование: интерактивная доска, колба, резиновый мяч, 2 шарика, чашка с водой, термос с горячей водой, снег, тарелка, стакан с водой, кусочек сахара, кусочек кирпича, колба с газоотводной трубкой, тонкий стакан, монета, свеча, спички, банка с узким горлышком.
Ход урока
Орг. момент:
Проверка готовности класса к уроку.
Повторение пройденного:
Загадки: Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
Слайд 1.Опишите воздух /работа с интерак.доской/
Где он находится?
Докажите, что воздух находится вокруг нас.
Занимает место /перевёрнутый стакан в воду/
Есть ли воздух в кусочке сахара, кирпича.
слайд 2-6
мячи, какой будет подпрыгивать, почему?
Слайд 7
Где находится теплый и холодный воздух?
Почему в бане парятся на полке?
Как происходит проветривание помещения?
Физминутка.
Объяснение нового материала:
Вступительное слово учителя:
Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была лишь безжизненным небесным телом.
Когда человек появляется на свет, то делает большой глубокий вдох, и самое последнее что он делает, уходя из жизни – это выдох. Всю жизнь человек зависит от дыхания. Чтобы прожить долгую и полную активности жизнь, нам нужен воздух.
Но не только для дыхания нужен воздух. Человек изучив физические свойства воздуха, использует их в повседневной жизни. Мы уже знаем некоторые свойства воздуха, это упругость, теплопроводность. Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним свойством воздуха.
Для этого проведём опыт. Внимательно наблюдайте за тем, что я делаю.
Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении.
Провели такой опыт. Вставили в колбу пробку со стеклянной трубочкой.
Поведение воздуха при нагревании и охлаждении
Конец трубочки опустили в стакан с водой. Нагрели колбу, обхватив её руками. Скоро заметили, что из трубочки начали выходить пузырьки воздуха. Это произошло потому, что воздух при нагревании расширяется и не умещается в колбе.
Провели второй опыт. Положили на колбу, с которой ставили первый опыт, тряпку, смоченную холодной водой. Вода из стакана начала входить в трубку и подниматься по ней. Значит, воздух при охлаждении сжимается.
Чтобы лучше видеть, как поднимается по трубочке вода, её предварительно подкрасили.
Воздух, так же как и жидкие и твёрдые тела, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении. Воздух – одинаковый на всем земном шаре. Он будет расширяться при нагревании, и сжиматься при охлаждении в любой стране и городе, в любом поселке или деревне.
Опыт с воздушными шарами.
Формирование вывода: слайд 8-9
Применение свойства изменения воздуха при нагревании и охлаждении. Слайд 10
Дополнительные опыты («Сухим из воды»,»Стакан ползет», «Звучащая монета»)
Запись в тетрадях определений по изменению воздуха при нагревании и охлаждении.
Закрепление нового материала:
Какой опыт мы провели?
Что доказывает этот опыт?
Опыты-фокусы: сухим из воды, звучащая монета, стакан ползёт.
Итоги урока
Дополнительные опыты:
«СУХИМ ИЗ ВОДЫ»
Положи на плоскую тарелку монету и налей немного воды. Монета очутится под водой. Теперь предложи товарищу взять монету голой рукой, не замочив пальцев и не выливая воду из тарелки. Едва ли он сообразит, как это сделать. А фокус в том, что воду надо отсосать.
Возьми тонкий стакан, ополосни его кипятком и опрокинь на тарелку рядом с монетой. Теперь смотри, что будет.
Воздух в стакане начнет остывать. А ты, наверное, уже слышал, что холодный воздух занимает меньше места, чем горячий. Мы об этом еще поговорим в свое время подробнее. Так или иначе, стакан, словно медицинская кровососная банка, начнет всасывать воду, и вскоре вся она соберется под ним. Теперь подожди, пока монета высохнет, и бери ее, не боясь замочить пальцы.
СТАКАН ПОЛЗЕТ
Воздух при нагревании расширяется. Ну, а при чем здесь какой-то ползущий стакан? Сейчас увидишь. Возьми кусок плоского стекла длиной около 40 см. Чисто вымой это стекло и под один его край подложи два спичечных коробка. Поставь на стекло стакан вверх дном. Только обязательно тонкий стакан. Толстый, граненый, стакан здесь не годится: он может лопнуть, да и слишком тяжел для нашего опыта. Стакан, конечно, будет стоять на месте: ведь наклон стекла очень мал.
Хорошенько смочи края стакана водой. Нет, и водяная «смазка» не помогает. Стакан все равно стоит на месте. Ничего, сейчас мы заставим лентяя двинуться в путь! А ну-ка, поднеси к нему горящую свечу или лучинку. Ближе, ближе, пусть почувствует жар.
Стакан все еще стоит... Смотри-ка: двинулся! Быстрее, быстрее ползет вниз, словно спасаясь от огня.
Что же здесь произошло? Воздух в стакане нагрелся и немного расширился. Он чуть-чуть приподнял стакан и вышел бы наружу, да мешает вода, которой смочены края. Стакан словно «повис» на водяной прослойке. Трение резко уменьшилось, и он пополз, вернее, поплыл вниз!
«ЗВУЧАЩАЯ МОНЕТА»
Понаблюдаем, как расширяется газ. Для этого нам понадобится двухлитровая бутылка из-под газировки, монета размером с диаметр горлышка и стакан воды. Положите пустую незакрытую бутылку минут на пять в морозильник. Затем выньте бутылку из морозильника и сразу же закройте ее мокрой монетой. Монету перед этим смочите, окунув ее в стакан с водой.
Через несколько секунд монета начнет издавать звуки, напоминающие пощелкивание, подскакивая и ударяясь о горлышко бутылки.
Почему?
Вещества от охлаждения сжимаются. Охлажденный воздух в бутылке сжимается, занимая меньший объем. Благодаря этому в бутылку входит дополнительное количество воздуха. Когда мы вынимаем бутылку из морозилки, воздух нагревается и начинает расширяться.
Расширяющийся воздух отрывает монету от горлышка и приподнимает ее с одной стороны. Когда излишек воздуха вышел наружу, монета падает на прежнее место. Этот процесс продолжается, пока температура внутри бутылки не сравняется с температурой воздуха снаружи.
Внимание!
Монета может перестать звучать, если она сдвинется с места идущим снизу воздухом и не будет полностью накрывать горлышко бутылки. В этом случае передвиньте ее на место.