Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии по теме "Водоросли, их многообразие и значение в природе"»
Тема: Водоросли, их многообразие и значение в природе
Цель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорос-лей как представителей низших растений, отличающие их от бактерий, грибов, лишайников и выс-ших растений
Образовательные задачи: выяснить особенности внешнего строения водорослей; показать особен-ности клеточного строения водорослей на примере хламидомонады; раскрыть особенности разм-ножения и развития водорослей; показать значение водорослей в природе и жизни человека; дать представление о систематике водорослей; совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство бережного и ответственного отношения к природе
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование систематизированных знаний о водорослях как о низших растениях, особенностях их строения, разнообразии и значении; развитие представления о классификации живых организмов
Метапредметные: развитие умения выделять существенные признаки изучаемых биологических объектов; развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний
Личностные: формирование представления о многообразии растительного мира, осознание его значимости для человека; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде; осознание необходимости сохранения многообразия растительных организмов.
Оборудование: таблица «Водоросли», кусочки древесной коры с налётом одноклеточных водо-рослей, гербарий водорослей, живые водоросли из аквариума, презентация
Ход урока
1. Организационный момент.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Я думаю, и вы со мной в этом согласитесь, что улыбка, доброта, радость всегда помогают человеку. Так давайте, наш урок начнем с улыбки.
-Ребята, улыбнитесь друг другу.
2. Этап проверки домашнего задания:
1.Что мы с вами изучали на прошлом уроке?
2. Что такое систематика?
3.Проверка творческого задания: В биологической литературе Вам необходимо было найти названия растений, которые были названы в честь каких- либо известных людей. Приведите свои примеры.
4. В какую систематическую группу объединяют несколько сходных по своему строению и проис-
хождению родов?
Индивидуальная работа по вариантам: Из предложенного списка 1 вариант выбирает виды расте-ний и записывает их на листочки, 2 вариант выбирает роды растений и записывает их.
3. Изучение нового материала Учитель: Ребята мы являемся с вами частью огромного мира, где нет ничего лишнего и ненужного. Вместе с нами на планете Земля проживает множество организмов, взаимодействующих друг с другом. Наука систематика помогла нам в распределении живых организмов по группам. Самая большая группа – царство. Давайте вспомним, о каких царствах мы говорили?
Выступление учащегося: Саргассово море — самое необычное в мире — море, лишенное берегов. По сути, Саргассово море — это часть океана, окруженная со всех сторон течениями: теплыми Гольфстримом и Северным Пассатным течением и холодным Канарским течением. Саргассово море названо так из-за скопления саргассов. Саргассы не прикрепляются ко дну, а плавают в толще воды. Название им дал Колумб. Веточки саргассов увешаны небольшими «ягодками», которые напомнили морякам Колумба дикий виноград их родной Португалии, называемый «салгазо». От этого слова и произошло название саргассов, а по ним и самого моря. «Ягодки» саргассов — это не плоды), а наполненные воздухом поплавки, поддерживающие растение в толще воды или у поверхности.
Как вы думаете, что такое Саргассы? Правильно - водоросли.
Сегодня мы начинаем изучение водорослей. Водоросли это большая группа растений, которая включает в себя несколько отделов. Мы познакомимся с представителями зелёных, бурых, красных водорослей. Все вы наверняка видели водоросли. Где?
Выступление учащегося: Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей. Где же ещё обитают водоросли?
Учитель: Водоросли относятся к низшим растениям. А в чем отличие низших растений от выс-ших? Низшие растения не имеют дифференцированных органов. Тело водорослей называется талом (слоевище) (запись словарного слова в тетрадь). В клетках водорослей присутствует хлоро-филл, который находится в хроматофорах (запись словарного слова в тетрадь).
Так как водоросли живут в воде или во влажной среде, то они поглощают различные вещества всей поверхностью тела, соответственно и вся поверхность тела может фотосинтезировать. По способу питания они автотрофы.
Познакомимся со строением одноклеточной водоросли на примере хламидомонады ( работа в парах – задание 2 стр. 5 – рабочая тетрадь, учебник –стр. 109). Работа с таблицей у доски «Водоросли»
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу. Руки согнули, листья встряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки - Плавно. Помашем. Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложим назад.
А как же водоросли размножаются?
Внимательно ознакомьтесь с данным материалом и назовите особенности бесполого и полового размножения хламидомонады (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000360-1000-4ddd-016c-390046bb2fd2/107.swf, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000362-1000-4ddd-4fde-400046bb2fd2/109.swf ) Работа в группе по 4 человека (заполнить таблицу и объяснить классу)
Размножение
↓ ↓
?
При неблагоприятных условиях
……..
Гаметы – это….
Зигота – это ….
?
При благоприятных условиях
………
Зооспоры – это ….
Многообразие водорослей:
Прочитайте текст на стр. 111 и из предложенных гербарных экземпляров, кусочков древесной коры с налётом одноклеточных водорослей, живых водорослей из аквариума, рисунков водорослей 1 группа выбирает представителей отдела Зелёные водоросли, 2 группа выбирает представителей отдела Красные водоросли, 3 группа выбирает представителей отдела Бурые водоросли (группы формирует учитель)
Выступление учащегося: Значение водорослей
4.Закрепление и применение знаний (работа с проблемными заданиями)
1. Воду называют колыбелью жизни. Водоросли же можно назвать одним из первенцев водной стихии: они самые древние представители флоры и фауны. Пожалуйста, смоделируйте ситуацию: что если водоросли исчезнут?
2. Про такую ярко – зеленую воду говорят, что она «цветет». Но никаких цветов мы не видим. И если зачерпнуть ладонью «цветущую» воду, окажется, что она прозрачна. Объясните данное явление.
3. Жители Кавказа часто наблюдали необычные явления: снег на вершине гор окрашивался в красный, зеленый цвета. С какой водорослью связано появление необычной окраски?
4.Именно эта способность, без которого невозможна жизнь на Земле, – и позволила водорослям получить почетное звание «источник жизни» Что это за способность?
5.Позеленевшие тротуары под водосточными трубами, зеленые слизистые налеты на срубах колодцев, порошковатые зеленые налеты при основании деревьев в парках? Что это может быть?