kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии по теме "Водоросли, их многообразие и значение в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся со строением водорослей, особенностях их развития. С помощью гербария, интернет ресурсов изучают многообразие водорослей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии по теме "Водоросли, их многообразие и значение в природе"»

Тема: Водоросли, их многообразие и значение в природе

Цель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорос-лей как представителей низших растений, отличающие их от бактерий, грибов, лишайников и выс-ших растений

Образовательные задачи: выяснить особенности внешнего строения водорослей; показать особен-ности клеточного строения водорослей на примере хламидомонады; раскрыть особенности разм-ножения и развития водорослей; показать значение водорослей в природе и жизни человека; дать представление о систематике водорослей; совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием.

Развивающие задачи: развивать общие и специфические универсальные учебные умения (организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные)

Воспитательные задачи: воспитывать чувство бережного и ответственного отношения к природе

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование систематизированных знаний о водорослях как о низших растениях, особенностях их строения, разнообразии и значении; развитие представления о классификации живых организмов

Метапредметные: развитие умения выделять существенные признаки изучаемых биологических объектов; развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний

Личностные: формирование представления о многообразии растительного мира, осознание его значимости для человека; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде; осознание необходимости сохранения многообразия растительных организмов.

Оборудование: таблица «Водоросли», кусочки древесной коры с налётом одноклеточных водо-рослей, гербарий водорослей, живые водоросли из аквариума, презентация

Ход урока

1. Организационный момент.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.


- Я думаю, и вы со мной в этом согласитесь, что улыбка, доброта, радость всегда помогают человеку. Так давайте, наш урок начнем с улыбки.

-Ребята, улыбнитесь друг другу.


2. Этап проверки домашнего задания:

1.Что мы с вами изучали на прошлом уроке?

2. Что такое систематика?

3.Проверка творческого задания: В биологической литературе Вам необходимо было найти названия растений, которые были названы в честь каких- либо известных людей. Приведите свои примеры.

4. В какую систематическую группу объединяют несколько сходных по своему строению и проис-

хождению родов?

Индивидуальная работа по вариантам: Из предложенного списка 1 вариант выбирает виды расте-ний и записывает их на листочки, 2 вариант выбирает роды растений и записывает их.

Черёмуха, колокольчик, калина красная, ель, ромашка лекарственная, акация белая, табак душис-тый, капуста, берёза, василёк синий, подсолнечник, черемша, лук репчатый, мята перечная (Взаимопроверка- ответы в презентации).

3. Изучение нового материала
Учитель: Ребята мы являемся с вами частью огромного мира, где нет ничего лишнего и ненужного. Вместе с нами на планете Земля проживает множество организмов, взаимодействующих друг с другом. Наука систематика помогла нам в распределении живых организмов по группам. Самая большая группа – царство. Давайте вспомним, о каких царствах мы говорили?

Выступление учащегося: Саргассово море — самое необычное в мире — море, лишенное берегов. По сути, Саргассово море — это часть океана, окруженная со всех сторон течениями: теплыми Гольфстримом и Северным Пассатным течением и холодным Канарским течением. Саргассово море названо так из-за скопления  саргассов. Саргассы не прикрепляются ко дну, а плавают в толще воды. Название им дал Колумб. Веточки саргассов увешаны небольшими «ягодками», которые напомнили морякам Колумба дикий виноград их родной Португалии, называемый «салгазо». От этого слова и произошло название саргассов, а по ним и самого моря. «Ягодки» саргассов — это не плоды), а наполненные воздухом поплавки, поддерживающие растение в толще воды или у поверхности.

 Как вы думаете, что такое Саргассы? Правильно - водоросли.

Сегодня мы начинаем изучение водорослей. Водоросли это большая группа растений, которая включает в себя несколько отделов. Мы познакомимся с представителями зелёных, бурых, красных водорослей. Все вы наверняка видели водоросли. Где?

Выступление учащегося: Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей. Где же ещё обитают водоросли?

Учитель: Водоросли относятся к низшим растениям. А в чем отличие низших растений от выс-ших? Низшие  растения не имеют дифференцированных органов. Тело водорослей называется талом (слоевище) (запись словарного слова в тетрадь). В клетках водорослей присутствует хлоро-филл, который находится в хроматофорах (запись словарного слова в тетрадь).

Так как водоросли живут в воде или во влажной среде, то они поглощают различные вещества всей поверхностью тела, соответственно и вся поверхность тела может фотосинтезировать. По способу питания они автотрофы.

Познакомимся со строением одноклеточной водоросли на примере хламидомонады ( работа в парах – задание 2 стр. 5 – рабочая тетрадь, учебник –стр. 109). Работа с таблицей у доски «Водоросли»

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, листья встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки -
Плавно. Помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложим назад.

А как же водоросли размножаются?

 Внимательно ознакомьтесь с данным материалом и назовите особенности бесполого и полового размножения хламидомонады (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000360-1000-4ddd-016c-390046bb2fd2/107.swf, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000362-1000-4ddd-4fde-400046bb2fd2/109.swf ) Работа в группе по 4 человека (заполнить таблицу и объяснить классу)



Размножение

↓ ↓

?



При неблагоприятных условиях

……..

Гаметы – это….

Зигота – это ….

?



При благоприятных условиях

………

Зооспоры – это ….


Многообразие водорослей:

Прочитайте текст на стр. 111 и из предложенных гербарных экземпляров, кусочков древесной коры с налётом одноклеточных водорослей, живых водорослей из аквариума, рисунков водорослей 1 группа выбирает представителей отдела Зелёные водоросли, 2 группа выбирает представителей отдела Красные водоросли, 3 группа выбирает представителей отдела Бурые водоросли (группы формирует учитель)

Выступление учащегося: Значение водорослей

4.Закрепление и применение знаний (работа с проблемными заданиями)

1. Воду называют колыбелью жизни. Водоросли же можно  назвать одним  из первенцев водной стихии: они самые древние представители флоры и фауны. Пожалуйста, смоделируйте ситуацию: что если водоросли исчезнут?

2. Про такую ярко – зеленую воду говорят, что она «цветет». Но никаких цветов мы не видим. И если зачерпнуть ладонью «цветущую» воду, окажется, что она прозрачна. Объясните данное явление.

3. Жители Кавказа часто наблюдали необычные явления: снег на вершине гор окрашивался в красный, зеленый цвета. С какой водорослью связано появление необычной окраски?

4.Именно эта способность, без которого невозможна жизнь на Земле, – и позволила водорослям получить почетное звание «источник жизни» Что это за способность?

5.Позеленевшие тротуары под водосточными трубами, зеленые слизистые налеты на срубах колодцев, порошковатые зеленые налеты при основании деревьев в парках? Что это может быть?

6. Зад.4 стр.6 – рабочая тетрадь (индивидуально, взаимопроверка)

5. Домашнее задание: п. 21, задание 5 стр.6- рабочая тетрадь, вылепить из цветного пластилина объёмную модель водоросли или из теста.

6. Подведение итогов, выставление отметок за работу на уроке

7. Рефлексия: учащиеся класса отвечают на вопросы

Я знал.

Я узнал

Я хочу знать

Мне было понятно

Мне было непонятно






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока биологии по теме "Водоросли, их многообразие и значение в природе"

Автор: Прибылова Наталья Валентиновна

Дата: 03.11.2017

Номер свидетельства: 436449

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока биологии"Многообразие водорослей" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-biologhii-mnoghoobraziie-vodorosliei-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "128230"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415458550"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока биологии "Лишайники", составленный по принципу системно-деятельностного подхода. "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-biologhii-lishainiki-sostavliennyi-po-printsipu-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "200575"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428857547"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства