kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Вид. Критерии вида."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект этого урока можно использовать на уроках биологии в 9 и в 11 классах. Мною используются учебники для 9 класса : А.В.Теремов, Р.А.Петросова, А.И.Никишов «Биология 9 класс. Общие закономерности жизни» М.: «Владос»; для 11 класса: А.В.Теремов, Р.А.Петросова «Биология 11 класс . Биологические системы и процессы (профильный уровень)», М.: «Мнемозина». На уроке продолжается формирование таких понятий как вид и критерии вида. Изучив различные определения вида и составив таблицу по критериям вида обучающимся предлагается самостоятельно сделать выводы. В качестве закрепления материала используются тексты, составленные из определителей по растениям и животным, которые помогают обучающимся глубже понять смысл этой темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Вид. Критерии вида." »

Понятие вида, классификация организмов красной нитью проходят через все курсы биологии. На уровне 6 класса мы знакомим детей с классификацией растений, даем определение вида. В начале 7 класса , изучая классификацию животных, мы снова возвращаемся к этому понятию. Далее на уровне 8 класса логично дать систематическое положение человека в живом мире и ненавязчиво вспомнить про растения и животные. Вспоминать лучше почаще, поскольку материал постепенно осознается обучающимися и быстро забывается. На уровне 9 класса и 11 проводится урок по теме «Вид, его критерии и структура». Я считаю, что на уровне 9 класса главный акцент нужно сделать на то, что понимается под определенными критериями вида; на уровне 11 — вариативность определений вида, умение по описанию определить о каких критериях идет речь, познакомиться со структурой вида в природе.


Конспект урока.

Тема: Вид, его критерии и структура.

Цель:продолжать формирование у обучающихся понятия «вид», «критерии вида»; закреплять умения обучающихся работать с текстами, составлять таблицы, анализировать, формулировать выводы.

Задачи: продолжать создавать ситуации, при которых обучающиеся должны самостоятельно делать выводы; составить таблицу по критериям вида с помощью обучающихся, рассмотреть структуру вида, закрепить изученный материал при работе с подготовленными текстами .

Оборудование: учебник А.В. Теремов, Р.А.Петросова «Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс( профильный уровень)» М: Мнемозина, 2010 г; видеофильм, мультимедиафрагменты, различные виды комнатных растений, таблицы по многообразию животных, коллекции.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока.

  1. Организационный момент- 1 мин.

  2. Актуализация знаний по теме «Приспособленность организмов» проводится в виде краткой работы, где указаны конкретные организмы, напротив них нужно написать вид приспособленности - 7 мин.


1 вариант

  1. Оса - ( предостерегающая)

  2. Палочник - (маскировка)

  3. Японский макак - (этологическая приспособленность)

  4. Жираф- (расчленяющая окраска)

  5. Зеленый кузнечик (покровительственная)


2 вариант

  1. Заяц-беляк - (покровительственная)

  2. Черепаха — (средства пассивной защиты)

  3. Глухая крапива - (мимикрия)

  4. Божья коровка — (предостерегающая окраска)

  5. Миграции птиц - (этологическая приспособленность)


  1. Изучение нового материала — 25 мин

Человека в природе окружает большое количество видов животных и растений. Давайте сейчас вспомним, что мы понимаем под словом вид? 3-4 обучающихся отвечают, после этого мы обращаемся к определению вида на стр. 62: « Вид — это совокупность особей, обладающих морфологическим, физиолого-биохимическим, экологическим и генетическим сходством, населяющих в природе определенный ареал, способных скрещиваться друг с другом и давать при этом плодовитое потомство.» Можно выразиться по-другому:

- « вид — совокупность географически и экологически сходных популяций, способных в природных условиях скрещиваться между собой, обладающих общими морфофизиологическими признаками, биологически изолированных от популяций других видов»;

- «вид — это совокупность особей, обитающих в определенном ареале, имеющих общие морфофизиологические признаки, свободно скрещивающихся между собой и представляющих устойчивые генетические системы»;

- «вид — это совокупность особей, обладающих сходными морфологическими и физиологическими признаками. Способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства. Населяющих определенный ареал, имеющих общее происхождение и сходное поведение».

Ключевые слова в определении — группа особей, обладающая сходством; способны скрещиваться друг с другом и давать плодовитое потомство. Если организмы относятся к разным видам, они как правило не скрещиваются ( граница между разными видами). Иногда разные виды очень хорошо можно опознать по внешним признакам (белый и бурый медведь). Бывают случаи, когда самка и самец, относящиеся к одному виду, отличаются по внешним признакам ( половой диморфизм). Для надежности разделения организмов на виды используют совокупность признаков или критериев. Далее в процессе фронтальной беседы с обучающимися заполняется таблица ( материал изучался в 9 классе, поэтому опираемся на знания обучающихся).


Название критерия

Что под этим понимается

Почему нельзя воспользоваться только этим признаком

Морфологический

Похожее внешнее и внутреннее строение

а) виды-двойники похожи внешне, но по другим признакам есть отличия ( 2 вида черных крыс с 38 и42 хромосомами);

б) внутривидовой полиморфизм — у организмов 1 вида может быть несколько отличающихся по внешнему виду форм (сибирские охотники по окраске меха лисиц выделили - сиводушек, огневок, крестовок, черно-бурых, черных).

Географический

Территория (ареал) обитания вида, привязанная к географической местности

а) наличие видов-космополитов, которые широко распространены по земному шару (воробьи, касатка);

б)виды, сопутствующие человеку (домовая муха, серая крыса);

в) у разных видов могут совпадать ареалы (у тигра и его добычи оленя-изюбра);

г) существование видов с разорванными ареалами (лещина обыкновенная)

Экологический

Условия обитания вида в природе (характер питания, для птиц-особенности устройства гнезда, отношение к влажности, температуре, свету — экологическая ниша вида)

а) есть разные виды с похожими экологическими потребностями;

б) 1 вид, обитая на обширной территории, может занимать различные экологические ниши (волки, обитающие в тундре и лесостепной зоне)

Физиологичес-кий

Сходство у особей 1 вида процессов жизнедеятельности (питания, дыхания, выделения, размножения — строение полового аппарата, сроки; способность впадать в спячку)

а) у представителей 1 вида физиологические признаки могут быть слишком изменчивы ( у головастика и взрослой лягушки физиологические процессы различаютс);

б) у разных видов может наблюдаться сходство физиологических процессов

Биохимический

Сходство в строении белков, ферментов, пигментов, химическом составе клеток и тканей, составе ДНК

а) может быть сходство у разных видов (строение гемоглобина у систематически близких видов);

б) может быть различие у организмов 1 вида (у собак конечным продуктом азотистого обмена является аллантоин, который выделяется в мочу. Но у одной из пород (далматской) выводится мочевая кислота как у человека и высших приматов.

Состав ДНК позволил уточнить классификацию микроорганизмов.

Генетический

Набор хромосом: число, парность, форма, размеры, строение, нуклео-тидный состав.

а) наличие мутаций ( у одного вида могут быть диплоидные и полиплоидные формы);

б) наличие межвидовых гибридов (мул);

в) наличие у разных видов одинаковых по строению хромосом ( представители семейства кошачьих)


Вывод: на какой критерий мы опираемся при определении вида? (на совокупность критериев). По структуре виды делятся на монотипические и политипические (с хорошо выраженной структурой). У последних выделяют подвиды, экотипы, популяции.

  1. Определение критериев вида (закрепление материала) -10мин

Предлагаю обучающимся определить о каком критерии говорится в тексте:


Бегемот или гиппопотам.

Размеры очень крупные: у взрослых самцов длина тела до 4,5 м, масса до 3,2 тонн (морфологический). Кожа содержит много желез, выделяющий слизистый секрет, защищающий кожу от высыхания на воздухе. Секрет имеет красноватый цвет, поэтому живые звери розоватого цвета (биохимический). Бегемоты днем спят на мелководье или около воды, ночью пасутся на прибрежных лугах, редко удаляясь от воды (экологический). Половозрелость наступает у самцов в 9 лет, у самок — в 7 лет. Период спаривания бывает дважды в год: в феврале и августе. Беременность длится 240 дней, роды происходят в воде (физиологический).


Белка обыкновенная.

Голова округлая с большими черными глазами, уши длинные, на концах с кисточками, особенно развитыми зимой. Длина тела 20-28 см, длина хвоста 13-19 см. Мех зимой мягкий и пушистый, летом более жесткий, короткий (морфологический). Белка распространена в лесной зоне Евразии от побережья Атлантики до прибрежных островов Западной Пацифики (Сахалин, северная часть Японских островов) — географический. Характерный обитатель хвойных и широколиственных лесов. Предпочитает сомкнутые высокоствольные, зрелые насаждения смешанного состав: елово-кедрово-лиственничные (экологический). В лиственных лесах обычно живет в дуплах, в хвойных строит из веточек шарообразные гнезда - «гайна», выстилая внутреннюю полость мхом, лубом, лишайниками и сухой растительной ветошью (экологический). Размножение начинается в январе-феврале и заканчивается в июле-августе. За это время самка приносит 2 выводка. Беременность длится 35-40 дней, в выводке от 2-3 до 8-11 бельчат (физиологический). Один из основных промысловых видов.


Среднеазиатская кобра.

Кобры — очень опасные животные, обладающие сильно действующим ядом нейротоксического действия. Яд кобр угнетает центральную нервную систему и приводит к параличу дыхательного центра (биохимический). Это крупная змея длиной около 2 м, окрашенная в разнообразные цвета — от светло-оливкового до почти черного (морфологический).В Туркмении кобра чаще всего встречается в холмистых предгорьях и широких каменистых межгорных понижениях покрытых травянистой растительностью (экологический). Зимуют они в глубоких норах песчанок на глубине 1 — 1,2 м, по 1 — 2 экземпляра в одном убежище. Зимовка продолжается 140 — 150 дней (физиологический). Из яда кобры приготовлен препарат «Кобротоксин», применяемый для лечения бронхиальной астмы и некоторых форм рака.


Береза повислая или бородавчатая.

Стройное дерево высотой до 20 м, с ажурной кроной и поникающими тонкими ветвями. Кора снежно-белая, отслаивающаяся тонкими пластинками (морфологический). Цветет в конце апреля — начале мая; семена созревают в конце августа- сентябре (физиологический). Распространена в России в лесной и лесостепной полосе Европейской части и Западной Сибири (географический). Образует обширные чистые леса, заселяя нарушенные местообитания: лесосеки, пожарища, заброшенные пашни, а также растет в смеси с другими породами, особенно часто с сосной и елью. Береза используется в медицине и парфюмерии, в строительстве.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок, домашнее задание (п. 12) — 2 мин


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: "Вид. Критерии вида."

Автор: Рощина Марина Викторовна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137497

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по теме: "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vozviedieniie-v-kvadrat-summy-i-raznosti-dvukh-vyrazhienii"
    ["file_id"] => string(6) "140514"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417963682"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по теме  "Вулканизм", география 5 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vulkanizm-ghieoghrafiia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118353"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413118262"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "конспект урока "Критерии вида" "
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt-uroka-kritierii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "136155"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417044856"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Урок информатики с элементами технологии критического мышления "Виды компьютерной графики" "
    ["seo_title"] => string(102) "urok-informatiki-s-eliemientami-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-vidy-komp-iutiernoi-ghrafiki"
    ["file_id"] => string(6) "166385"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422956536"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "План - конспект урока на тему "Сложные предложения с разными видами связи" "
    ["seo_title"] => string(79) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhnyie-priedlozhieniia-s-raznymi-vidami-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "151954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420791964"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства