вам предоставляется конспект урока по биологии в 5 классе по теме "Царство Грибы", соответствует ФГОС,можно испольовать на протяжении нескольких уроков по данной теме.Урок актуален в связи с переходом на ФГОС.
Проведение урока планируется с применением ИКТ,на разных этапах урока используются персональный компьютер,проектор,микроскопы(возможно использование интерактивной доски).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Царство Грибов" »
Тема урока : Царство Грибы
Цели урока: Создание условий для:
- систематизации знаний учащихся о строении и жизнедеятельности грибов;
- формирования представлений у учащихся о грибах, их видах, особенностях строения и способах размножения; - формирования умений работать с рисунками, тренажёрами, микроскопами;
- развития воображения, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- воспитания мотивов, направленных на изучение живой природы и бережного отношения к ней;
Задачи :
1)Показать многообразие грибов в природе,
- особенности их строения и размножения, их значение в природе и жизни человека,
-чем различаются грибы от других царств живой природы;
-научить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
2)воспитывать любовь к окружающему миру, природе;
-умение слушать других, уважение к их мнению;
3)Развивать понятия о многообразии живых организмов;
-через решение проблемных вопросов вовлекать учащихся в самостоятельную работу, умение проводить исследования;
Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.
Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ .
Предметные результаты:
формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
Метапредметные результаты: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать строение разнообразных грибов:
(одноклеточных, плесневых, шляпочных), использовать практические методы познания (наблюдение), развитие навыка исследовательской работы учащихся; вести наблюдение;
способствовать формированию умения ставить проблему, искать пути ее решения, работать с разнообразными источниками информации для решения проблемы.
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой
( текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
Создание условийк саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
- осознание необходимости самосовершенствования;
- способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии;
- корректировка своего поведения на уроке в соответствии с моральной нормой
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС),микроскоп, плесень на хлебе и апельсиновой корке
- Добрый день, ребята.
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Угадаем про какой организм идет речь??
Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть-
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?
Вы угадали- это грибы
Ребята, сегодня мы будем говорить об удивительных организмах:
-Некоторые из них светятся
-некоторые источают запахи
-некоторые увеличиваются в размере на 50 см за 2 часа
Значит какая у нас тема урока? (Грибы)
Записываем тему урока на доске.
Скажите вы знаете, что такое грибы и как они выглядят? Наверняка вы видели грибы хотя бы раз в жизни. Давайте проверим, отберите из предметов, разложенных на столе те, которые вы считаете грибами. Ребята выбирают из муляжей( там в основном шляпочные грибы)Давайте посмотрим строение этих грибов( презентация или заходим в Федеральный центр образовательных ресурсов на сайт
http ://www.fcior.edu.ru)
Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства
Факт 1: Грибы похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные
Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами
Обсудите в парах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли?
Давайте попробуем выполнить тест
Выберите правильное или неправильное суждение
1.Грибы не имеют хлоропластов и других пластид
2.Гифы - это корни
3.Все грибы растут в лесах
4.Грибы имеют грибницу, состоящую из нитей гифов.
5.Все грибы - это многоклеточные организмы
6.Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей- гифов
7 .Грибы-низшие растения
8. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин
9. Грибы - гетеротрофы
10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные
ответы Да-1,4,6,8,9,10
Нет-2,3,5,7
Оказывается, на практике мы знаем о грибах не так уж и много. К грибам относятся не только шляпочные грибы, но и дрожжи которые используются в хлебопечении, плесень из которой выделяют антибиотики и другие.
Лабораторная работа по рассмотрению плесневых грибов(мукора)
Приготовили микроскопы к работе, настроили их, рассмотрели готовые микропрепараты
Вопрос: Чем отличаются плесневые грибы от других грибов???
Делают записи в тетрадь
А есть Дрожжевые грибы. Рассмотрим их строение в учебнике и их применение
А теперь выполняем Тест по теме “Царство Грибы”(впишите правильные высказывания)
1. Грибы – широко распространены в почве... (воде, живых организмах, мертвых останках на стволах деревьев на поверхности металлических,резиновых изделий).
2. У грибов запасным питательным веществом является... (гликоген), а у растений... (крахмал).
4. Вегетативное тело гриба представляет собой сложное переплетение тонких, ветвящихся нитей, которые называются... (гифами), а в сумме эти нити составляют... (мицеллий) гриба, или его грибницу.
6. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что их клетки не содержат... (хлорофилла).
7. Пеницилл используют в медицине для получения... (пенициллина).
8. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из... и... (шляпки и пенька).
9. Грибы размножаются тремя способами... (вегетативным,бесполым, половым).
10. По способу питания грибы можно разделить на две группы... (сапрофиты и паразиты).
11. Для роста грибницы необходимо наличие воздуха... (влага, тепло).
12. Взаимовыгодная связь двух организмов:гриба и дерева называют... (симбиоз).
13. В борьбе с паразитическими грибами используют... (ядохимикаты).
14. Грибы применяют...
Биологические задачи(мозговой штурм)
1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?
2. Во время уборки урожая (хлеба) комбайнеры обнаружили, что некоторые колосья пшеницы похожи на обуглившуюся головешку. Зерновки превратились в черно-фиолетовые “рожки”. Что же произошло? Помогите разобраться в этом явлении.
3. Известно,что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез,рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое“доброжелательное соседство” грибов и деревьев.
4. На Украине в 1996году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог.Почему?