Конспект урока по теме "Бактерии. Общая характеристика бактерий."
Конспект урока по теме "Бактерии. Общая характеристика бактерий."
Урок разработан с требованиями ФГОС ООО для обучающихся 6 класса общеобразовательной школы.
Цель урока: Создание условий для развития мыслительной деятельности обучающихся и самостоятельности познания окружающего мира.
Задачи: .1. Изучить особенности бактерий: строение, формы, процессы жизнедеятельности и значение в природе и жизни человека. 2. Продолжить формирование умения переводить один вид информации в другой. 3. Способствовать развитию устной монологической и диалогической речи. 4. Совершенствовать умение работать в группе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Основные источники информации: Авторский цифровой образовательный ресурс (презентация к уроку), сайты Интернета drofa.ru, school-collection.edu.ru, Научно-Образовательный портал "Вся Биология", Энциклопедия Кругосвет, Медицинская энциклопедия, методическая литература.
Прогнозируемый результат: В результате построения урока с элементами исследования и творчества обучающиеся научатся:
Выделять существенные признаки бактерий, отражать в виде рисунков и моделей органоиды и формы бактериальной клетки, выявлять приспособления к обитанию в окружающей среде.
Работать с различными источниками информации, грамотно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, применять полученные знания на практике.
Брать на себя ответственность, публично выступать, создавать творческий продукт, конструктивно общаться, проявлять толерантность.
Список использованной литературы:
Программа И.Н. Пономаревой для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5 – 11 классы. М. Дрофа, 2010 г.
Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы /Под. Ред. Проф. И.Н.Пономаревой, - М.: Вентана-Графф, 2012.
Тихонова Е.Т. , Романова Н.И. Биология 6класс. – М.: Русское слово, 2010.
Исаева Т.А., Романова Н. И. Биология 6 класс. – М.: Русское слово, 2010.
Ход урока
Название этапа урока, цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Приветствует гостей и обучающихся, организует эвристическую беседу, создает условия для определения темы урока и эффективного целеполагания.
- Добрый день! Я очень рада видеть всех вас на своем уроке!
Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Актуализация знаний.
- Дорогие ребята, сегодня на уроке я хотела бы вас угостить фруктами. Угощайтесь, пожалуйста!
(На столах загнившие яблоки).
- Почему не кушаете?
- Предположите, почему образовалась гниль?
- Чтобы точнее ответить на мой вопрос, я вам предлагаю посмотреть видеоролик.
Демонстрирует видеоролик «Работы А. Левенгука».
Слайд №1
- Назовите тему урока.
Слайд № 2.
Слушают учителя, вступают с ним в диалог.
Выдвигают гипотезу.
Смотрят видеоролик, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают распространения бактерий во всех средах жизни, их маленькие размеры, роль бактерий.
Самостоятельно формулируют тему урока.
Личностные: воздействие на эмоциональную сферу обучающихся.
Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
Целеполагание и планирование.
-В конце урока мы с вами сможем ответить на вопрос:
«Как можно дольше уберечь яблоки от гнили»? Слайд №3.
- Но чтобы ответить на этот вопрос, нам надо знать о бактериях? Что знать? Сформулируйте на урок учебные задачи.
Организует обсуждение плана урока, предлагает некоторые пункты плана, корректирует их последовательность.
Строение бактерии.
Формы бактерий.
Особенности размножения бактерий.
Приспособления бактерий к неблагоприятным условиям.
Слайд № 4.
Формулируют задачи урока.
Планируют свою деятельность на уроке.
Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование учебных задач.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
«Открытие нового знания». Исследование.
Создает условия для развития универсальных учебных действий. Дает инструкцию по выполнению задания.
Используя информационный текст (Приложение 2), презентацию в ноутбуке, микроскопы, выполните задания.
Работают в группах, согласно инструкции. Приложение 1.
1 группа
Пользуясь описанием строения бактерий, предложите модель в виде аппликации строения клетки бактерии. Подпишите органоиды клетки.
Объясните функции основных органоидов бактериальной клетки: ядерного вещества, клеточной стенки, цитоплазмы, жгутика, рибосом.
2 группа
Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках.
Сделайте скульптуры бактерий из пластилина и подпишите биологические названия форм бактерий.
3 группа
Изобразите в виде рисунка-схемы процессы размножения бактерий.
Объясните явление: Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?
4 группа
Сформулируйте и запишите определение «Спора – это…». Назовите, какие условия для большинства бактерий являются неблагоприятными?
В чем отличие споры бактерии от споры растения?
Познавательные: способность и умения учащихся производить простые логические действия (наблюдение, анализ, обобщение, формулирование выводов), поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Преобразование объекта из формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование моделис целью выявления общих признаков, определяющих данную предметную область
Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Личностные: совершенствование имеющихся знаний, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.
Заслушивает выступление групп с результатами работы, корректирует ответы. Создает условия ситуации успеха.
Структурирует материал в виде схемы (кластера) на доске.
БАКТЕРИИ
НЕТ ЯДРА
Модель клетки
(1 группа)
Формы бактерий
(2 группа)
Схема «Размножение
бактерий»
(3 группа)
Спора – это…
(4 группа)
Приводит примеры о роли спор в жизни бактерий.
Представляют продукт работы в группе, используя презентацию.
Слайд № 6 - 13.
Наблюдают, анализируют выступления одноклассников и учителя, дополняют ответы, высказывают свое мнение, делают выводы, конструируют схему.
Делают выводы.
Познавательные: умение сконструировать учебный материал, выделять в нем главное. Понимание информации, представленной в схеме.
Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Регулятивные: удержание цели деятельности до получения ее результата.
Применение нового знания.
- В каких жизненных ситуациях знания, полученные на уроке, вам могут пригодиться?
- Что ответим на вопрос «Как сохранить яблоко свежим?» Слайд №14.
Учитель обобщает ответы детей.
- Необходимо благоприятные условия для бактерий превратить в неблагоприятные.
Определяют возможности применения полученных знаний в жизни.
Отвечают на основной вопрос урока «Как сохранить яблоко свежим?».
Исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.
Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.
Познавательные: структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Рефлексия и подведение итогов урока.
Организует процесс рефлексии.
Закончите фразу:
«Я благодарю бактерии…»
«Я выражаю недовольство бактериям…» Слайд № 15.
Проводит саморефлексию.
Я считаю, что мы сегодня поработали очень хорошо и плодотворно! Работали с информацией, анализировали, сравнивали и делали выводы.
Угощает гостей и обучающихся яблоками.
Строят устное высказывание об итогах работы на уроке.
Ругулятивные: осуществление итогового контроля деятельности.
Личностные: смыслообразование. Оценивание собственной учебной деятельности.
Дает индивидуальные карточки с дифференцированным домашним заданием. Приложение 3.
Приведите примеры других форм бактериальных клеток и сконструируйте их модели из любого материала.
Предложите области применения бактерий в жизни человека.
Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос «Как используют бактерии дикие мусорные куры?»
Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.
Обучающиеся получают и знакомятся с домашним заданием.
Приложение 1. Инструкция к групповой работе.
Используя информационный текст, презентацию в ноутбуке, микроскопы, выполните следующие задания:
1 группа
Пользуясь описанием строения бактерий, предложите модель в виде аппликации строения клетки бактерии. Подпишите органоиды клетки.
Объясните функции основных органоидов бактериальной клетки: ядерного вещества, клеточной стенки, цитоплазмы, жгутика, рибосом.
2 группа
Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках.
Сделайте скульптуры бактерий из пластилина и подпишите биологические названия форм бактерий.
3 группа
Изобразите в виде рисунка-схемы процессы размножения бактерий.
Объясните явление: Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?
4 группа
Сформулируйте и запишите определение «Спора – это…». Назовите, какие условия для большинства бактерий являются неблагоприятными?
В чем отличие споры бактерии от споры растения?
Приложение 2. Информационный текст по теме «Бактерии».
Бактерии – относительно просто устроенные микроскопические организмы. Бактерии были одними из первых живых организмов на Земле. Они появились более 3 млрд. лет назад. Поскольку понятие вида к бактериям применимо с трудом, сколько их видов существует, точно неизвестно. Условно указывают около 10000 видов.
Они одноклеточные. Ядра, отделенного от цитоплазмы оболочкой, у бактерий нет. Такие организмы называются прокариотами. Весь наследственный материал у них распределён в цитоплазме. Клетки бактерий имеют намного меньшие размеры, чем клетки растений или животных. В среднем это 0,5–5 мкм. Кишечная палочка, например, имеет длину клетки от 1 до 6 мкм. Самые крупные из бактерий достигают размера в 750 мкм, т. е. 0,75 мм. Самые мелкие из них имеют размеры от 0,1 до 0,25 мкм. По теоретическим подсчётам, клетка меньших размеров не может быть жизнеспособной, поскольку в ней не могут поместиться все необходимые молекулы.
Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в XVII веке Антони ван Левенгук. В середине XIX в. Луи Пастер открыл болезнетворные свойства бактерий, а также связал их со многими хозяйственно важными процессами (например, порчей продуктов питания). Медицинская микробиология получила развитие в трудах Роберта Коха. Он сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни. В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза. Изучением бактерий занимается наука бактериология.
Строение бактерий.
Бактериальные клетки окружены плотной оболочкой, благодаря которой сохраняют постоянную форму. По составу и строению клеточные оболочки бактерий существенно отличаются от таковых растений и животных.
Снаружи оболочка может быть покрыта ещё и слизистой капсулой. Оформленного ядра у бактерий нет, а наследственный материал распределен в цитоплазме.
Классификация бактерий.
Клетки бактерий имеют чрезвычайно малые размеры. Поэтому изучение их строения началось только с изобретением электронного микроскопа. Традиционно существует разделение бактерий по форме клетки. По своей форме бактерии делятся на несколько групп:
кокки (имеют округлую форму);
бациллы (имеют палочковидную форму);
спириллы (имеют форму спирали);
вибрионы (имеют форму запятой).
Различают шарообразные - кокки (например, стрептококки, стафилококки), палочковидные - бациллы (например, кишечная палочка), изогнутые в виде запятой - вибрионы (например, холерный вибрион), спиралевидные - спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и пленок.
Некоторые бактерии имеют жгутики – до 1000. Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются при помощи жгутиков или скольжением. Многие водные бактерии могут погружаться или всплывать, изменяя свою плотность за счет выделения пузырьков газа.
Бактерии активно передвигаются в направлении, определяемом теми или иными раздражителями. Это явление получило название таксиса. Большинство бактерий бесцветно. Некоторые окрашены в пурпурный или зеленый цвет.
Размножение бактерий.
Размножаются бактерии делением одной клетки на две. При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий может происходить через каждые 20–30 мин. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно было бы заполнить все моря и океаны.
Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро поедаются другими организмами. Половое размножение у бактерий отсутствует. Для обеспечения необходимой изменчивости у них существуют другие механизмы. Так, некоторые бактерии могут обмениваться наследственным материалом между собой и с другими организмами.
Образование спор.
В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цитоплазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки, округляется и образует внутри неё на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях.
Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не погибают даже в кипящей воде. По некоторым данным, споры сохраняются в почвах и горных породах в жизнеспособном состоянии миллионы лет. Споры легко разносятся ветром, водой и т.д. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится активной бактерией.
Как вырастить бактерии дома.
Вымойте клубень картофеля, не очищая его от кожуры, нарежьте ломтиками. Натрите ломтики мелом и поместите в чашку Петри. Чашку поставьте в тёплое место с температурой 25–30 °С. Через 2–3 суток на поверхности ломтиков образуется плотная морщинистая пленка. Маленький кусочек пленки разотрите в капле воды и рассмотрите под микроскопом бактерии картофельной палочки. Они подвижны, обладают жгутиками и могут образовывать споры.
Для получения культуры сенной палочки положите в колбу с водой немного сена, горлышко колбы закройте ватой и кипятите содержимое в течение 15 мин, чтобы уничтожить другие бактерии, которые могут оказаться в колбе. Сенная палочка при кипячении не погибает.
Полученный настой сена отфильтруйте и на несколько дней поставьте в помещение с температурой 20–25 °С. Сенная палочка будет размножаться, и вскоре поверхность настоя покроется пленкой из бактерий.
Стеклянной палочкой перенесите частичку пленки на предметное стекло, накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом. Добавьте под покровное стекло каплю метиленовой синьки. На голубом фоне бактерии видны гораздо лучше. Некоторые из них подвижны, а у неподвижных внутри видны блестящие овальные образования. Это споры.
Приложение 3. Домашнее задание.
Приведите примеры других форм бактериальных клеток
и сконструируйте их модели из любого материала.
Приведите примеры других форм бактериальных клеток
и сконструируйте их модели из любого материала.
Предложите области применения бактерий в жизни человека.
Предложите области применения бактерий в жизни человека.
Используя дополнительные источники литературы,
ответьте на вопрос «Как используют бактерии дикие
мусорные куры?»
Используя дополнительные источники литературы,
ответьте на вопрос «Как используют бактерии дикие
мусорные куры?»
Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий?
Изобразите эти условия в виде символов,
подобных символам на ярлыках одежды.
Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий?