kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Строение семян и их функции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: СТРОЕНИЕ СЕМЯН И ИХ ФУНКЦИИ

Цели: изучить особенности строения семян двудольных и однодольных растений; продолжить формировать умение работать с натуральными объектами, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

Актуализация знаний.

Особенности строения семян двудольных растений.

Особенности строения семян однодольных растений.

Выделение двух групп растений на основе признаков строения семян.

5. Закрепление. Обобщение. Итоги урока.
Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, зерновки

пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа, гербарные экземпляры растений фасоли, пшеницы, таблицы «Строение и прорастание семян фасоли», «Строение семян пшеницы», модель зерновки пшеницы.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. - На прошлом уроке мы с вами работали по теме «Цветок и плод». Проверим, насколько вы усвоили эту тему. Ответьте на следующие вопросы:

1. Типичный цветок имеет цветоложе, околоцветник, пестик, тычинки. Чем отличаются от типичного цветка цветки огурца, тыквы, кукурузы?

2. В случае затруднения или неправильных ответов учитель может помочь, используя
для информации справочник: Мир культурных растений. М.: Мысль.
-1994.

- Плоды у покрытосеменных растений так же многообразны, как и цветки. После процессов опыления и оплодотворения такие части цветка, как околоцветник, тычинки и чашечка, быстро увядают, но иногда и они принимают участие в формировании плода, становясь либо сочными, либо деревянистыми. Самые глубокие изменения происходят в завязи пестика. Ее стенки обычно разрастаются за счет усиленного деления клеток и увеличения их размеров. В клетках завязи накапливаются различные ве-щества: белки, крахмал, сахара, масла, витамины. Плод несет семя или семена, которых у некоторых растений может быть до нескольких тысяч. Основные функции плода - формирование, - защита и распространение семян. Семян в плоде может быть не больше, чем семязачатков в завязи. Об особенностях строения, развития, функционирования семян наш сегодняшний урок.

2. - Зрелые семена различаются по форме, величине, окраске, внутреннему строению.

- Самые мелкие семена у паразитирующих растений. А самые крупные семена у сей-

шельской пальмы, они достигают 50 см в диаметре и весят 15-20 кг.

- Основными структурными частями зрелого семени являются: семенная кожура,питательная (запасающая) ткань и зародыш.

- Семенная кожура и зародыш - это обязательные составляющие семян. Эндосперм, или запасающая ткань, присутствует не у всех. В самом зародыше также есть особенности строения, характерные для разных групп растений. Так, если количество семядолей две, то такие растения называются двудольные. Их типичным представителем является фасоль.

- Изобразим схему строения семян двудольных растений на примере семени фасоли

- Совсем по-другому устроены семена лука, риса, пшеницы. Их зародыш имеет только одну семядолю. Такие растения называются однодольные. Семядоли нужны зародышу для накапливания и использования запаса пита- тельных веществ. Число их у фазных растений различно, а у некоторых их функцию - содержание запаса питательных Веществ зародыша – выполняет -эндосперм. В частности, так происходит у злаков. - Зарисуем схему строения зерновки пшеницы.

- Ребята, обратили ли вы внимание на то, что рисунок для однодольных мы подписали
иначе? Зерновка пшеницы является не семенем, а плодом. Но ткани плода в зерновке представлены лишь пленчатым
наружным слоем и очень плотно срослись с семенной кожурой, все остальное от зернов
ки - это семя.

4. - Изучая особенности строения семян, мы упомянули, что растения по признаку числа семядолей в зародыше делятся на двудольные и однодольные. Как правило, число семядолей в зародыше, как признак двудольных или однодольных, упоминается совместно с другими характеристиками. Запишем их.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Варианты ответов:

1. У кукурузы цветки собраны в соцветие 2-х типов: верхушечные соцветия (метелки) -это мужские соцветия, и женские соцветия, которые находятся в пазухах листьев нижней части стебля. У тыквы цветки чаще всего однополые, одиночные, встречаются гермафродитные, Мужские цветки у тыквы расположены на главном стебле, а женские чаще на боковых отплетках 1 -го порядка. Огурец - однодомное растение. В пазухе одного листа, как правило, закладываются цветки только одного пола.

Слушают объяснения учителя. Дополняют. Задают вопросы. Делают записи в тетрадях.

Форма семян:

1. Шаровидная.

2. Дисковидная.

3. Линейная и др.

Размеры: мелкие, изредка до

нескольких сантиметров

Слушают учителя. Па необходимости делают записи.

Поверхность семян:

- гладкая;

- блестящая;

- шероховатая;

- бороздчатая;

- ребристая;

- опушенная волосками и др.

Делают схему в тетрадях

Семя

Семенная Запасающая

кожура ткань

Зародыш

Зародышевый Почечка

Корешок

Зародышевый Семядоли

стебелек

Строение семени фасоли:

1 - корешок; 2 - стебелек; 3 - почечка с листочками; 4-семядали

Слушают учителя. Записывают новые слова в тетрадь или словарик

Рисуют схему строения зерновки пшеницы.

Составляют таблицу

Характерные признаки двудольных и однодольных растений

Признаки

Однодольные

Двудольные

Число семядолей в зародыше

1 семядоля

2 семядоли

Жилкование листьев

Параллельное, дуговое

Сетчатое

Корневая система

Мочковатая

Стержневая

1

2

Вопросы для закрепления:

1. Чем могут отличаться зрелые семена разных растений?

2. У каких растений самые мелкие и самые крупные семена?

3. Что входит в состав семян?

4. Чем семя фасоли отличается от семени пшеницы?

5. Каковы отличия растений однодольных от двудольных?

6. Какие условия нужны для прорастания семян?

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание. Изучить раздел 6 до конца. Закончить оформление лабораторной работы. Выполнить задания рубрики «Какие утверждения верны?».

Творческое задание. Подготовить сообщения об использовании человеком семян различных растений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Строение семян и их функции" »

Урок 20 Тема: СТРОЕНИЕ СЕМЯН И ИХ ФУНКЦИИ

Цели: изучить особенности строения семян двудольных и однодольных растений; продолжить формировать умение работать с натуральными объектами, сравнивать, анализировать, делать вы­воды.

Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Особенности строения семян двудольных растений.

  3. Особенности строения семян однодольных растений.

  4. Выделение двух групп растений на основе признаков строе­ния семян.

5. Закрепление. Обобщение. Итоги урока.
Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, зерновки

пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа, гербарные экземп­ляры растений фасоли, пшеницы, таблицы «Строение и прораста­ние семян фасоли», «Строение семян пшеницы», модель зерновки пшеницы.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. - На прошлом уроке мы с вами работали по теме «Цветок и плод». Проверим, насколько вы усвоили эту тему. Ответьте на следующие вопросы:

1. Типичный цветок имеет цве­толоже, околоцветник, пестик, тычинки. Чем отличаются от типичного цветка цветки огурца, тыквы, кукурузы?

2. В случае затруднения или неправильных ответов учи­тель может помочь, используя
для информации справочник: Мир культурных растений. М.: Мысль. -1994.





- Плоды у покрытосеменных растений так же многообразны, как и цветки. После процессов опыления и оплодотворения такие части цветка, как около­цветник, тычинки и чашечка, быстро увядают, но иногда и они принимают участие в фор­мировании плода, становясь либо сочными, либо деревяни­стыми. Самые глубокие изме­нения происходят в завязи пес­тика. Ее стенки обычно разрастаются за счет усиленного деления клеток и увеличения их размеров. В клетках завязи накапливаются различные ве-щества: белки, крахмал, сахара, масла, витамины. Плод несет семя или семена, которых у некоторых растений может быть до нескольких тысяч. Основные функции плода - формирование, - защита и распространение семян. Семян в плоде может быть не больше, чем семязачатков в завязи. Об особенностях строения, развития, функционирования семян наш сегодняшний урок.

2. - Зрелые семена различаются по форме, величине, окраске, внутреннему строению.

- Самые мелкие семена у паразитирующих растений. А самые крупные семена у сей-

шельской пальмы, они достигают 50 см в диаметре и весят 15-20 кг.

- Основными структурными частями зрелого семени являются: семенная кожура,питательная (запасающая) ткань и зародыш.

- Семенная кожура и зародыш - это обязательные составляю­щие семян. Эндосперм, или запасающая ткань, присутству­ет не у всех. В самом зародыше также есть особенности строе­ния, характерные для разных групп растений. Так, если коли­чество семядолей две, то такие растения называются двудоль­ные. Их типичным представи­телем является фасоль.

- Изобразим схему строения семян двудольных растений на примере семени фасоли.








- Совсем по-другому уст­роены семена лука, риса, пше­ницы. Их зародыш имеет толь­ко одну семядолю. Такие растения называются однодольные. Семядоли нужны зародышу для накапливания и использования запаса пита- тельных веществ. Число их у фазных растений различно, а у некоторых их функцию - содержание запаса питательных Веществ зародыша – выполняет -эндосперм. В частности, так происходит у злаков. - Зарисуем схему строения зерновки пшеницы.

- Ребята, обратили ли вы вни­мание на то, что рисунок для однодольных мы подписали
иначе? Зерновка пшеницы яв­ляется не семенем, а плодом. Но ткани плода в зерновке представлены лишь пленчатым
наружным слоем и очень плот­но срослись с семенной кожу­рой, все остальное от зернов­
ки - это семя.

4. - Изучая особенности строе­ния семян, мы упомянули, что растения по признаку числа семядолей в зародыше делятся на двудольные и однодольные. Как правило, число семядолей в зародыше, как признак дву­дольных или однодольных, упоминается совместно с дру­гими характеристиками. Запи­шем их.


Слушают учителя. Отвечают на вопросы.


Варианты ответов:


1. У кукурузы цветки собраны в соцветие 2-х типов: верху­шечные соцветия (метелки) -это мужские соцветия, и жен­ские соцветия, которые нахо­дятся в пазухах листьев ниж­ней части стебля. У тыквы цветки чаще всего од­нополые, одиночные, встреча­ются гермафродитные, Мужс­кие цветки у тыквы располо­жены на главном стебле, а женские чаще на боковых отплетках 1 -го порядка. Огурец - однодомное расте­ние. В пазухе одного листа, как правило, закладываются цветки только одного пола.

Слушают объяснения учителя. Дополняют. Задают вопросы. Делают записи в тетрадях.




















Форма семян:

1. Шаровидная.

2. Дисковидная.

3. Линейная и др.

Размеры: мелкие, изредка до

нескольких сантиметров.




Слушают учителя. Па необходимости делают записи.

Поверхность семян:

- гладкая;

- блестящая;

- шероховатая;

- бороздчатая;

- ребристая;

- опушенная волосками и др.

Делают схему в тетрадях


Семя



Семенная Запасающая

кожура ткань


Зародыш



Зародышевый Почечка

Корешок

Зародышевый Семядоли

стебелек


Строение семени фасоли:

1 - корешок; 2 - стебелек; 3 - почечка с листочками; 4-семядали

Слушают учителя. Записыва­ют новые слова в тетрадь или словарик

Рисуют схему строения зер­новки пшеницы.


Составляют таблицу




Характерные признаки двудольных и однодольных растений



Признаки

Однодольные

Двудольные

Число семядолей в зародыше

1 семядоля

2 семядоли

Жилкование листьев

Параллельное, дуговое

Сетчатое

Корневая система

Мочковатая

Стержневая



1

2

Вопросы для закрепления:

1. Чем могут отличаться зре­лые семена разных растений?

2. У каких растений самые мел­кие и самые крупные семена?

3. Что входит в состав семян?

4. Чем семя фасоли отличается от семени пшеницы?

5. Каковы отличия растений однодольных от двудольных?

6. Какие условия нужны для прорастания семян?

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание. Изучить раздел 6 до конца. Закончить оформление лабораторной работы. Выполнить задания рубрики «Какие утверждения верны?».

Творческое задание. Подготовить сообщения об ис­пользовании человеком семян различных растений.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Строение семян и их функции"

Автор: Шагдарова Светлана Баировна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 176076

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "План-конспект урока "Цветковые растения", 6 класс "
    ["seo_title"] => string(52) "plan-konspiekt-uroka-tsvietkovyie-rastieniia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "185187"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426156670"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "конспект урока по биологии на тему семейство Пасленовые"
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekturokapobiologhiinatiemusiemieistvopaslienovyie"
    ["file_id"] => string(6) "320331"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461063220"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "конспект урока по биологии на тему семейство Пасленовые"
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokapobiologhiinatiemusiemieistvopaslienovyie1"
    ["file_id"] => string(6) "320332"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461063227"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок биологии 6 класс по теме:Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-biologhii-6-klass-po-tiemie-plody-i-ikh-klassifikatsiia-rasprostranieniie-plodov-i-siemian"
    ["file_id"] => string(6) "205354"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429868036"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Открытый урок на тему семейство Пасленовые"
    ["seo_title"] => string(42) "otkrytyiuroknatiemusiemieistvopaslienovyie"
    ["file_id"] => string(6) "320337"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461064632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства