kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Распространение плодов и семян в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  раскрывает проблему обучения детей с нарушением интеллекта,  которые испытывают трудности в овладении биологическими знаниями и умениями,  с трудом используют их в практической деятельности. А ведь  эффективность урока во многом зависит от того, насколько активно участвуют учащиеся в учебном процессе. Знания, полученные в результате активной познавательной деятельности, как правило, оказываются более глубокими, прочными и осознанными.

     Одним из методов повышения активной и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся является использование элементов проблемного обучения.

      В методической разработке представлен конспект урока «Распространение плодов и семян», с использованием проблемной ситуации,  при которой  учащиеся сталкиваются с чем – то новым, неизвестным, требующим отыскания общего способа действий.

      Данная методическая разработка урока будет полезна педагогам, работающим в коррекционных учреждениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Распространение плодов и семян в природе" »

Государственное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области

«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 3 для детей с ограниченными возможностями здоровья»













Конспект урока

Распространение плодов и семян в природе











Подготовила:

Авдеенко Татьяна Юрьевна,

учитель биологии























Аннотация



Методическая разработка раскрывает проблему обучения детей с нарушением интеллекта, которые испытывают трудности в овладении биологическими знаниями и умениями, с трудом используют их в практической деятельности. А ведь эффективность урока во многом зависит от того, насколько активно участвуют учащиеся в учебном процессе. Знания, полученные в результате активной познавательной деятельности, как правило, оказываются более глубокими, прочными и осознанными.

Одним из методов повышения активной и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся является использование элементов проблемного обучения.

В методической разработке представлен конспект урока «Распространение плодов и семян», с использованием проблемной ситуации, при которой учащиеся сталкиваются с чем – то новым, неизвестным, требующим отыскания общего способа действий.

Данная методическая разработка урока будет полезна педагогам, работающим в коррекционных учреждениях.





Содержание


I. Введение 3 - 4

II. Основная часть 4

2.1 Методическое обоснование темы 4 - 5

2.2 Методические рекомендации по проведению урока 5 - 6

2.3 План урока 6 - 7 III. Заключение 8

IV. Список литературы 9





















I. Введение

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения – учреждения, предназначенные для детей, подростков с различными аномалиями психофизического развития. Дети с умственной отсталостью проходят обучение в специальных (коррекционных) школах. Основная масса обучающихся в данных заведениях – дети с нарушением интеллекта, имеющие клинический диагноз «олигофрения». Современная ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является поиск наиболее эффективных условий организации обучения детей с нарушениями развития.

Развитие системы коррекционно – развивающего обучения и воспитания ориентирует педагогов к пересмотру традиционных подходов и освоению новых компенсирующих технологий, современных подходов к реализации базовых знаний в сфере жизнеобеспечения, социализации и коммуникации. В настоящее время актуальным является применение новых образовательных технологий, в частности элементов проблемного обучения, гарантирующего высокое качество образования.

Дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в овладении биологическими знаниями и умениями, с трудом используют их в практической деятельности. Для таких детей характерны неустойчивость мыслительных операций, слабость обобщения, трудности выделения специфических признаков объектов, инертность мышления, непоследовательность суждений. Умственно отсталым учащимся свойственны узость и замедленность процесса восприятия, трудности в установлении пространственных связей (Певзнер М. С., Петрова В. Г., Соловьев И. М., Рубинштейн С. Я., и др.) Естествоведческий материал позволяет педагогу решать ряд важных коррекционных задач: развивать аналитика – синтетическую деятельность, учить находить причинно – следственные зависимости, сравнивать, обобщать, классифицировать. При знакомстве с природными объектами и явлениями проводится работа по развитию и коррекции связной речи, памяти, восприятия и внимания умственно отсталых школьников (Лифанова Т. М., Пороцкая Т. И., Синев В.В., Соломина Е. Н., и др.,)

Эффективность урока во многом зависит от того, насколько активно участвуют учащиеся в учебном процессе. Знания, полученные в результате активной познавательной деятельности, как правило, оказываются более глубокими, прочными и осознанными.

Научными исследованиями доказано, что при постепенной и последовательно осуществляемой активизации учебного процесса у учеников коррекционной школы возникает стремление к самостоятельной поисковой деятельности, которая способствует более успешному усвоению знаний.

Одним из методов повышения активной и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся является использование элементов проблемного обучения. Этот метод является основой развивающего обучения и любой из его технологий. Он заключается в постановке педагогом и решением учащимися проблемного вопроса, проблемной задачи или проблемной ситуации. Педагог в данном случае не информатор знаний, а организатор поискового процесса, активизирующий познавательную деятельность учащихся.

Проблемное обучение, по мнению ряда авторов (Берг А. И., Криницкий Н. А., и др.) позволяет оптимально активизировать познавательную деятельность умственно отсталых учащихся путем создания на уроке проблемных ситуаций, решение которых осуществляется в процессе учебной поисковой и исследовательской деятельности.

По своей структуре проблемное обучение состоит из нескольких компонентов: содержательный (предлагается что – то неизвестное, содержащее противоречия), мотивационный и объективно – личностный. Для возникновения проблемных ситуаций, проблемных вопросов или проблемных задач на уроке педагогу необходимо учитывать ряд условий: владение учащимися определенных ЗУН, владение опытом активной деятельности, наличие благоприятной, комфортной атмосферы. Основная функция проблемного обучения – побудить учащихся к поиску новых знаний, путей решения познавательных и практических задач.

Умственно отсталые дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели.

Цель данной методической разработки – раскрыть опыт использования проблемного метода обучения на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе.


II. Основная часть


3.1 Методическое обоснование темы


Курс биологии, изучаемого в коррекционной школе с IV по IX класс включительно, относится к предмету, на котором учащиеся получают систему знаний об объектах и явлениях живой и неживой природы, сведения о сохранении здоровья человека, приобретают ряд практических умений, необходимых в жизни и быту.

Эта дисциплина способствует нравственному, эстетическому, экологическому, трудовому воспитанию умственно отсталых школьников.

В коррекционной школе элементы проблемного обучения на уроках биологии способствуют формированию познавательного интереса, развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни (умение измерять, анализировать результаты, наблюдения и т. д.), формированию у умственно отсталых учащихся в достаточной мере активной и самостоятельной мыслительной деятельности. От этих качеств во многом зависят динамика личностного развития умственно отсталого ребенка, его адаптивные возможности в процессе социализации.

К элементам проблемного обучения можно отнести проблемные вопросы, проблемное изложение материала (проблематизация), создание проблемных ситуаций на уроках.

Цель проблемных вопросов – побудить учеников к самостоятельному поиску новых знаний, повысить активность восприятия. Ставить проблемные вопросы целесообразнее тогда, когда учитель убедился, что у учеников имеются опорные знания или необходимые жизненные наблюдения.

При использовании в своей педагогической деятельности проблемного изложения материала учитель по возможности не сообщает детям выводы науки, а ведет их по пути открытия, используя тем самым логические приемы, помогающие развивать мыслительную деятельность умственно отсталых учащихся. Во время проблемного изложения материала учитель должен:

четко формулировать проблему;

использовать примеры, аргументирующие выдвинутые положения;

устанавливать причинно – следственные связи;

применять приемы сравнения, сопоставления изучаемых объектов и явлений;

логично излагать изучаемый материал.

Проблемная ситуация (ПС) – это созданные учителем ситуации, при которых учащиеся сталкиваются с чем – то новым, неизвестным, требующим отыскания общего способа действий. Построение ПС на уроке возможно, на любом естественно – научном материале.



3.2 Методические рекомендации по проведению урока


На уроке « Распространение плодов и семян в природе» были использованы проблемные вопросы, которые способствовали тому, чтобы побудить учеников к самостоятельному поиску новых знаний, повысить активность.

При проверке домашнего задания использовалась познавательная задача, которая предусматривала смену анализаторной деятельности (слушай, смотри, говори), учащиеся сначала выслушали вопрос, рассмотрели корнеплоды, картофеля, лука и моркови, а затем дали ответ на поставленный вопрос. Дидактическая игра «Собери в корзину плоды», в ходе которой учащиеся отвечали на загадки, используя биологические термины и понятия, способствовала актуализации речевой и интеллектуальной деятельности.

На этапе подачи нового материала учащиеся перефразировали народную пословицу «Яблоко от яблони недалеко падает» на биологический лад. Получилась пословица «Плод от материнского растения недалеко падает». После этого этапа была использована следующая формулировка проблемного вопроса: «Согласны ли вы с тем, о чем говорится в перефразированной пословице? Почему?» учитель подводит учащихся к теме урока. Т. о была создана учебная проблемная ситуация и поставлена учебная задача. Ставить проблемные вопросы целесообразнее тогда, когда у учеников имеются опорные знания или необходимые жизненные наблюдения.

По ходу изучения нового материала шло осуществление данной задачи, т. е. учащиеся выясняли, какие же приспособления возникли у плодов и семян для распространения их в природе. Для этого использовался частично – поисковый метод обучения, когда для организации самостоятельной деятельности применялся поиск скрытых звеньев. Этому способствовала и работа со сменой слайдов, работа с лупой и крылатками ясеня и гречихи сахалинской. Для компенсации недостатков восприятия, памяти, внимания, мышления использовались коррекционно – развивающие упражнения: «Третий лишний», «Отыщи пару».

К концу изучения нового материала учащимися при помощи учителя была составлена схема, по которой был воспроизведен рассказ по уже изученному материалу.

На различных этапах урока использовались видеофрагменты, где демонстрировались способы распространения плодов и семян в природе.

Для снятия перегрузки, создание условий для оптимальной работы всех анализаторов на уроке были использованы физкультминутки: «Тряпичные и деревянные куклы», «Думающий колпак».


3.3 План урока


Комбинированный урок по теме «Распространение плодов и семян в природе» это урок темы «Органы цветкового растения» (программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы, под ред. В. В. Воронковой)

Методическая цель – раскрыть опыт использования проблемного метода обучения на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Цель урока:

1. познакомить учащихся со способами распространения плодов и семян в природе;

2. развивать смысловую память по средствам группировки понятий;

3. воспитывать самоконтроль по опорным схемам.

Оборудование: коллекция семян, лупы, слайды презентации, видеоматериалы.


Ход урока


I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания по теме: «Сочные и сухие плоды»

Назвать признаки плодов, рассмотрев корнеплоды картофеля, моркови, лука. (слайд № 2,3)

2. Загадки – отгадать загадки, указав при этом название плодов, используя биологические термины. (слайд № 4)

3. «Третий лишний» - Объяснить, что лишнее и почему? (слайд № 5)

4. Дидактическая игра «Собери в корзину плоды» - работа по вариантам, указать название плода, односемянный или многосемянный. (слайд № 6)

5. Итог домашнего задания

III. Физкультминутка «Деревянные и тряпичные куклы» - выполняется сидя за партами, руки опустить вниз.

Напрягите мышцы рук, живота, ног – вы деревянные куклы. Повторить 2-3

Расслабьте мышцы, рук, живота, ног – вы тряпичные куклы раза

IV. Изучение нового материала.

1. Работа с пословицей «Яблоко от яблони недалеко падает» (слайд № 7)

Перефразировать данную пословицу на биологический лад.

Получиться пословица со следующим содержанием «Плод от материнского растения недалеко падает»

2. Формулируется главная проблема урока «Как вы понимаете смысл перефразированной пословицы? Согласны ли вы со вторым утверждением пословицы?»

Учащиеся высказывают свои мнения.

- Чтобы правильно понять смысл пословицы надо выяснить, каким образом распространяются плоды и семена в природе.

Учитель подводит учащихся к теме урока. (слайд № 8)

3. Работа со слайдами презентации – выяснить способы распространения плодов и семян и выделить их свойства. (слайд № 9)

4. Распространение с помощью воды (слайд № 10,11)

5. Распространение ветром (слайд № 12,13,14)

6. Работа с коллекцией семян – рассмотреть под лупой плоды ясеня и гречихи сахалинской.

- Какие приспособления у них сформировались для того, чтобы распространяться с помощью ветра? (крыловидные выросты)

8. Просмотр видеофрагмента о распространение плодов и семян ветром (слайд № 15)

9.Распространение разбрасыванием (слайд № 16)

10. Видеофрагмент о распространение плодов и семян разбрасыванием (слайд № 17)

11. Распространение с помощью человека и животных (слайд № 21,22, 23, 24, 25)

7. Составление опорной схемы (слайд № 27)

Словарные слова: воздушные полости, крыловидные выросты, приспособления к полету, механическая сила, цепкие выросты.

V. Физкультминутка «Думающий колпак»

Мягко разворачивайте уши, трижды пройдя сверху вниз.

VI. Закрепление

1. Составление рассказа о распространение плодов и семян в природе с помощью опорной схемы, составленной в процессе урока и словарных слов

2. Дидактическая игра «Отыщи пару» (слайд № 28)

VII. Итог урока



III. Заключение


Использование элементов проблемного обучения в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью пока еще не получило деятельной методической разработки в специальной литературе. Можно отметить лишь небольшое количество публикаций в журнале «Дефектология» и малотиражных сборниках статей (Т. М. Лифанова, Е. Д. Худенко), которые являются ориентиром, побуждающим педагогов коррекционных школ к поиску разнообразных по содержанию методик, применяемых при использование проблемного обучения на уроках. Эти методики должны способствовать решению различных дидактических задач в обучении данной категории детей.

Педагог, должен учитывать особенности познавательной деятельности умственно отсталых учащихся, а также предусмотреть, на каком этапе урока и при изучении какой темы целесообразней использовать проблемный метода обучения, чтобы он мог дать лучший педагогический эффект.

Используя в своей педагогической деятельности элементы проблемного обучения, хочется отметить, что данный метод способствует поэтапному формированию умственных действий у детей – олигофренов, развитию аналитика – синтетических процессов мышления, способности к обобщению и абстрагированию, позволяя учитывать индивидуальные и типологические особенности познавательной деятельности учащихся. Кроме того, развитие познавательной и учебной деятельности в целом происходит при большей активности и самостоятельности, проявляемой учащимися в учебном процессе.

В настоящее время теряет свою актуальность функция учителя специальной (коррекционной) школы быть только источником и транслятором готовых знаний – на первый план выступает гуманизация образования. Поэтому для осуществления образовательных функций учитель наряду с профессиональными данными должен обладать целым рядом личностных качеств. Главным и постоянным требованием, всегда предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности наличие специальных данных, педагогическая интуиция, стремление к совершенствованию самого себя, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания.




















Список литературы

1. Выготский Л. С, Мышление и речь [текст] / Л. С. Выготский. – М., 1956

2. Давыдов В. В, Проблемы развивающего обучения [текст] / В. В. Давыдов. – М., 1986.

3. Епифанцева Т.Б., Настольная книга педагога – дефектолога [текст] / Т. Б. Епифанцев. – Ростов н/Д 2007.

4. Кабанова – Меллер Е. Н, Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития, учащихся с нарушениями интеллекта [текст] / Е.Н Кабанова – Меллер. – М., 1968.

5. Мирочник М. П, Элементы программированного обучения естествознанию во вспомогательной школе [текст] / М. П. Мирочкин. – М., 1986

6. Никольская И. Л, Учимся рассуждать и доказывать [текст] /И. Л. Никольская.– М.,1989.

7. Райков Б. Е, Общая методика естествознания [текст] / Б. Е. Райков.– М - Л., 1947.

8. Синев В. Н, Коррекционная работа на уроках естествознания во вспомогательной школе [текст] / В. Н. Синев, А. О. Капустин. – Киев, 1977.

9. Трайтак Д. Н, Естествознание: каким ему быть в начальной школе [текст] / Д. Н. Трайтак. – М., Педагогика, 1995. - №2.

10. Худенко, Использование словесных методов на уроках естествознания во вспомогательной школе [текст] / Е. Д. Худенко. – М., Дефектология – 1992, №5. – 85 с.









9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Распространение плодов и семян в природе"

Автор: Авдеенко Татьяна Юрьевнв

Дата: 27.06.2015

Номер свидетельства: 221550

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "план-конспект урока по биологии"
    ["seo_title"] => string(33) "plan-konspiekt-uroka-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "254380"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447757641"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "План-конспект урока "Цветковые растения", 6 класс "
    ["seo_title"] => string(52) "plan-konspiekt-uroka-tsvietkovyie-rastieniia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "185187"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426156670"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "конспект урока по биологии на тему семейство Пасленовые"
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekturokapobiologhiinatiemusiemieistvopaslienovyie"
    ["file_id"] => string(6) "320331"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461063220"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "конспект урока по биологии на тему семейство Пасленовые"
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokapobiologhiinatiemusiemieistvopaslienovyie1"
    ["file_id"] => string(6) "320332"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461063227"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Открытый урок на тему семейство Пасленовые"
    ["seo_title"] => string(42) "otkrytyiuroknatiemusiemieistvopaslienovyie"
    ["file_id"] => string(6) "320337"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461064632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства