kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Генетика человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии.

Тема: Генетика человека. Методы изучения наследственности человека.

Цель урока:

- Расширить и углубить знания студентов по теме – особенности изучения генетики человека.

- Сформировать знания об основных методах изучения наследственности человека; научить определять основные типы наследования у человека.

- Показать значимость генетических знаний для современного человека; роль мутагенов и появление мутаций у человека.

Задачи:

Предметные

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Генетика человека" »

Урок по биологии.

Тема: Генетика человека. Методы изучения наследственности человека.

Цель урока:

- Расширить и углубить знания студентов по теме – особенности изучения генетики человека.

- Сформировать знания об основных методах изучения наследственности человека; научить определять основные типы наследования у человека.

- Показать значимость генетических знаний для современного человека; роль мутагенов и появление мутаций у человека.

Задачи:

Предметные

определение методов изучения генетики человека; владение генетическими понятиями; значение причин и мер профилактики появления наследственных нарушений у человека; объяснение механизмов наследственности и изменчивости.

Личностные

соблюдение правил работы в кабинете биологии; готовность и способность к образованию; сотрудничество со сверстниками и преподавателем; бережное, ответственное и компетентное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей; эмпатия (сочувствие).

Метопредметные

Регулятивные

целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка усвоенного и того, что ещё подлежит усвоению.

Познавательные

продолжить формирование умения обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
продолжить формирование умения работать с таблицей.


Коммуникативные

воспитать умение общаться и сотрудничать с одногруппниками и преподавателем; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы студентов: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование, демонстрационный материал: таблицы по общей биологии, презентация «Генетика человека. Методы изучения наследственности человека.

Ход урока.

Мотивационно – ориентировочный компонент

  1. Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент).

Цель этапа: осознанное вхождение студента в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Организация учебного процесса на 1 этапе:

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Формируемые УУД

- Организация студентов, включение в работу.

- Приветствуют преподавателя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.


  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель этапа: мотивация учебной деятельности студентов.

Организация учебного процесса на 2 этапе:

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Формируемые УУД

- Вступительное слово преподавателя.

Генетика человека изучает явления наследственности и изменчивости в популяциях людей, особенности наследования признаков в норме и их изменения под действием условий окружающей среды.

Целью медицинской генетики является разработка методов диагностики, лечение и профилактика наследственной патологии человека.

Слушают, формулируют тему урока, записывают её.

Регулятивные УУД: формулировать тему урока, умение с точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД: формирование интереса.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД: выстраивать последовательность, анализировать.


Операционно – содержательный компонент

  1. Изучение нового материала. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: Сформировать представление о методах изучения наследственности человека, о хромосомных болезнях человека, а также о значении генетики для человека.

Организация учебного процесса на 3 этапе:

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Формируемые УУД

Задачами генетики человека являются:

1.Опреление полной нуклеотидной последовательности ДНК генома человека, локализации генов и создании их банка;

2.Ранняя диагностика наследственной патологии путём совершенствования методов и экспресс-диагностики;

3.Широкое внедрение медико-генетического консультирования;

4.Разработка методов генной терапии наследственных заболеваний на основе генной инженерии;

5.Выявление генетически опасных факторов внешней среды и разработка методов их нейтрализации.



Изучение генетики человека связано с большими трудностями:

1.Сложный кариотип - много хромосом и групп сцепления;

2.Позднее половое созревание и редкая смена поколений;

3.Малое количество потомков;

4.Невозможность создания одинаковых условий жизни.



Несмотря на перечисленные трудности, генетика человека на сегодня лучше, чем генетика многих других организмов

(например, млекопитающих) благодаря потребностям медицины и разнообразным современным методам исследования.

(По ходу урока студентам предлагается заполнить таблицу).

Таблица № 1. Методы изучения наследственности человека.

Название метода.

Сущность и значение метода.

1.Генеалогический.


2.Близнецовый.


3.Биохимический.


4.Цитогенетический.




Методы исследования генетики человека.

Автором многих методов исследования генетики человека является Ф. Гальтон (1822 – 1911).

А. Генеалогический метод.

Самый старый метод генетики человека – генеалогический анализ, или метод анализа родословных. Был введён в 1865г. Ф. Гальтоном.

Анализ родословных используется для выявления доминантных, полудоминантных и рецессивных признаков, картирования хромосом (т.е. для установления принадлежности гена, кодирующего данный признак, к определённой группе сцепления, сцепленности с X- или Y-хромосомами), для изучения мутационного процесса. Этот метод лежит в основе медико-генетического консультирования.

Б. Близнецовый метод.

Этот метод изучения генетики человека также введён в медицинскую практику Ф. Гальтоном в 1876г. Он даёт возможность определить вклад генетических (наследственных) и средовых факторов (климат, питание, обучение, воспитание и др.) в развитии конкретных признаков или заболеваний у человека. Известно, что у человека близнецы бывают двух категорий. В одних случаях оплодотворяется не одна яйцеклетка, а две. При этом рождаются дети одного или разных полов, похожие друг на друга как братья и сёстры, не являющиеся близнецами. Но иногда одна яйцеклетка даёт начало двум (трём, четырём) эмбрионам. Тогда получаются однояйцевые близнецы, которые всегда относятся к одному полу и обнаруживают поразительное сходство друг с другом. Это понятно, так как они обладают одинаковым генотипом, а различия между ними обусловлены исключительно влиянием среды в развитии физических и психических свойств человека.

В. Биохимический метод.

Этот метод стали применять для диагностики генных болезней ещё в начале ХХ в. За последние 30 лет метод используют в поиске новых форм мутантных аллелей. С их помощью описано более 1000 врождённых болезней обмена веществ.

Одним из наиболее распространённых заболеваний углеводного обмена является сахарный диабет. Эта болезнь связана с дефицитом гормона инсулина, что приводит к нарушению процесса образования гликогена и повышению уровню глюкозы в крови.

Фенилкетонурия относится к болезням аминокислотного обмена. Пи этом блокируется превращение незаменимой аминокислоты фенилаланин в тирозин, и фенилаланин превращается в фенилпировиноградную кислоту, которая выводится с мочой. Заболевание приводит к быстрому развитию слабоумия у детей. Ранняя диагностика и диета позволяют приостановить развитие заболевания.

Г. Цитогенетический метод.

Основа метода – микроскопическое изучение хромосом человека. Этот метод широко используется с начала 20-х годов ХХ века для изучения морфологии и подсчёта хромосом человека. Развитие современной цитогенетики человека связано с именами цитологов Д. Тио и А. Левана в 1956г. Они первыми установили, что у человека 46, а не 48 хромосом.

Каждая пара хромосом обозначена порядковым номером от 1 до 23, отдельно выделены половые хромосомы - Х и Y. У женщин две Х - хромосомы, у мужчин- Х и Y- хромосомы.

Использование данного метода позволило выявить группу болезней, связанных с изменением числа хромосом, либо с изменением их структуры. Такие болезни получили название хромосомных, к их числу относятся: нарушения в соматических хромосомах.

«Хромосомные болезни человека». (сообщения студентов).

  1. Синдром Шерешевского-Тернера

(44+Х), проявляющийся у женщин, для которых характерны патологические изменения телосложения (малый рост, короткая шея, со складками, «монголоидный» разрез глаз, таз узкий, нижние конечности), нарушения в развитии половой системы (отсутствие большинства женских вторичных половых признаков), умственная ограниченность. Частота встречаемости этой аномалии 1:4000-5000.

  1. Синдром Клайнфельтера

(44+ХХY), проявляющийся у мужчин

(евнухоидный тип телосложения, узкие плечи, оволосенение, удлинённые руки и ноги).

  1. Синдром Дауна

(одна лишняя хромосома и в диплоидном наборе их 47), типичные признаки: (маленькая голова, узкие глазные щели, плоское лицо и резко выраженная умственная отсталость).

  1. Синдром Патау

в основе синдрома лежит нерасхождение по 13-й паре хромосом. В кариотипе больного наблюдается 47 хромосом с лишней хромосомой - 13.

  1. Синдром «кошачьего крика»

У всех больных обнаруживается укорочение на треть короткого плеча одного из гомологов хромосомы 5.

Основным путём предотвращения наследственных заболеваний является их профилактика. Следует отметить, что курение, употребление алкоголя и наркотиков матерью или отцом будущего ребёнка резко повышает вероятность рождения младенца с тяжёлыми наследственными недугами.


Слушают.













































Обсуждение.





















Заполняют таблицу.



























Слушают, обсуждают, делают выводы.



















































































































































































Выступают с сообщениями, анализируют, делают выводы.
















































Познавательные УУД:

анализировать, выстраивать последовательность, делать выводы, сопоставлять информацию, представленную в разных формах, пользоваться разными видами чтения.

Личностные УУД: самоанализ и самоконтроль результата.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, быть готовым корректировать свою точку зрения, воспитывать ответственность и аккуратность.

Регулятивные УУД: выработка собственного отношения к изученному материалу студентов, коррекция.








  1. Первичное закрепление, обобщение затруднений во внешней речи.

Цель этапа: повторение изученного материала, проговаривание изученного содержания во внешней речи.

Организация учебного процесса на 4 этапе:

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Формируемые УУД

1.Проверка таблицы № 1.

2.В качестве закрепления полученных знаний студентам предлагается тест.

1) Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений?

А) гибридологическим 
Б) цитогенетическим 
В) близнецовым 
Г) биохимическим

2) С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка?

А) генеалогического 
Б) близнецового 
В) цитогенетического 
Г) гибридологического

3) Хромосомные наборы здоровых и больных людей изучают, используя метод

А) генеалогический 
Б) цитогенетический 
В) близнецовый 
Г) гибридологический

4) Хромосомные наборы здоровых и больных людей изучают, используя метод

А) генеалогический 
Б) цитогенетический 
В) близнецовый 
Г) гибридологический

5) Какая изменчивость обусловливает различие фенотипов однояйцевых близнецов

А) генная 
Б) геномная 
В) модификационная 
Г) мутационная

6) Однояйцовые близнецы в отличие от разнояйцовых

А) могут быть разного пола
Б) всегда одного пола
В) имеют одинаковый вес 
Г) имеют одинаковые размеры

7) С помощью генеалогического метода, можно выяснить

А) характер изменения генов 
Б) влияние воспитания на развитие психических особенностей человека
В) закономерности наследования признаков у человека
Г) характер изменения хромосом

8) Метод изучения наследственности человека, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называют

А) генеалогическим
Б) близнецовым
В) гибридологическим
Г) цитогенетическим


Студенты по желанию анализируют таблицу.




Выполняют письменно тест.

Личностные УУД: независимость и критичность мышления;  развитие навыков сотрудничества.

Регулятивные УУД: принимать и осуществлять учебную задачу,

тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих одногруппников.

Познавательные УУД: сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение, выстраивать последовательность.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Рефлексивно – оценочный компонент

  1. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель этапа: оценка собственной деятельности.

Организация учебного процесса на 5 этапе

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Формируемые УУД

Преподаватель выставляет оценки за работу на уроке.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

п. 59 прочитать; ОК; творческое задание: подготовить сообщение по теме.


- Слушают.





- Записывают домашнее задание.

Личностные УУД:  независимость и критичность мышления;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность

Познавательные УУД: анализировать степень усвоения нового материала.

Коммуникативные УУД: выслушивают одногруппников, озвучивают своё мнение.



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Генетика человека"

Автор: Романычева Татьяна Владимировна

Дата: 15.06.2015

Номер свидетельства: 219812

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока биологии на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-gienietika-pola-nasliedovaniie-priznakov-stsiepliennykh-s-polom"
    ["file_id"] => string(6) "135070"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416848878"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока "Наследственные болезни их причины и профилактика" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-nasliedstviennyie-boliezni-ikh-prichiny-i-profilaktika"
    ["file_id"] => string(6) "109745"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404983028"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока по биологии на тему "Нарушение деятельности нервной системы и вредные привычки" (8 класс) "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-po-biologhii-na-tiemu-narushieniie-dieiatiel-nosti-niervnoi-sistiemy-i-vriednyie-privychki-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "218233"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433729168"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "« Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики». "
    ["seo_title"] => string(82) "nauka-ghienietika-iz-istorii-razvitiia-ghienietiki-osnovnyie-poniatiia-ghienietiki"
    ["file_id"] => string(6) "109986"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405345330"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока на тему: "Моногибридное скрещивание. Первый и второй закон Менделя." "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-na-tiemu-monoghibridnoie-skrieshchivaniie-piervyi-i-vtoroi-zakon-miendielia"
    ["file_id"] => string(6) "129098"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415635411"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства