Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Что за чудо эти лишайники" »
Урок – путешествие в страну «Чулишанию» (6 кл.)
Составитель: учитель высшей категории МОУ Селезянской СОШ Емельченкова Л.Г.
Тема: «Что за чудо – эти лишайники»
Задачи урока: 1) познакомить учащихся с особенностями строения
лишайников, приспособленностью к симбиозу, значением
их в природе и жизни человека;
2) развивать понятия о многообразии живых организмов,
уметь работать на компьютере;
3) воспитывать бережное отношение к природе, приводя
примеры видов лишайников растущих в Челябинской
области.
Оборудование: таблица «Лишайники», гербарий и рисунки лишайников,
мультимедиа,микроскоп, лишайник.
ХОД УРОКА.
Оргмомент.
Постановка проблемного вопроса.
В начале урока учитель обращает внимание учащихся на таблицу и просит сказать: «Что за растение изображено на ней ?» Определив название растения, учитель ставит вопрос: «Лишайники растут в лесах Челябинской области? А в нашей местности?» (Р.К.) Услышав утвердительный ответ, учитель называет примеры и говорит, что лишайник не похож на другие растения, сообщает тему урока, учащиеся записывают её в тетрадь.
Изучение нового материала.
Урок проведём в форме путешествия в страну Чулишанию, в помощники возьмём компьютер и микроскоп. Зачем ? Они помогут нам узнать местообитания, строение, размножение и значение лишайников.
Начнём наше путешествие.
Остановка 1-ая. / звучит музыка и на экране с помощью компьютера проецируются места произрастания лишайников./
Учитель во время показа комментирует: Лишайники – особая группа организмов, их начитывается 18000 видов. Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология. Лишайники можно встретить во всех зонах, но лучшее их развитие связано с умеренными и холодными областями, они приспособлены к неблагоприятным условиям. В нашей Челябинской области они растут в тёмнохвойных лесах, где основными породами являются ель и пихта сибирская, там часто сыро и всегда полумрак. Мир болот богат и своеобразен находится в основном на севере. Здесь растут такие лишайники, как кладония вильчатая, лишайник- бородач, ксантория и др.
После рассказа учителя учащиеся делают записи в тетрадях / о количестве видов,
Какая наука изучает лишайники, названия лишайников/.
Остановка 2-ая. Разнообразие лишайников.
Рассказ учителя с демонстрацией на экране и составлением схемы в тетради:
ВИДЫ ЛИШАЙНИКОВ
ЛИСТОВЫЕ НИТЧАТЫЕ КУСТИСТЫЕ НАКИПНЫЕ
Пармелия Бородач Леконора
Кладония Степная
Золотянка
Учитель: лишайники разнообразны по внешнему виду, по окраске, поэтому их делят на листовые, кустовые и накипные. Составьте схему «Виды лишайников».
В Еткульском, Назаровском сосновых борах растут и белые кустистые лишайники. В еловом лесу со старых ветвей спускаются косматые бороды лишайника бородача, а в тундре растёт лишайник ягель. Вы его также знаете как «олений мох». Это основное кормовое растение для оленей в тундре, а значит и основа жизни людей в тундре. Лишайник для человека здесь то же, что и хлеб.
Подведём итог, что вы узнали ?
Где обитают лишайники ?
Какая наука изучает лишайники ?
Какие виды лишайников вы узнали ?
Какие лишайники растут в нашей местности ?
Назовите лишайники, которые вы запомнили ?
Остановка 3-я. Строение лишайников – работа с микроскопом и таблицей.
Чудеса ещё не закончились, сейчас мы увидим растение- загадку
А) сообщение учащегося об открытии лишайника. Во второй половине XIX века в 1867г. Русские учёные А.С. Фаминицын и А.С. Баранецкмй выделили водоросль из гриба, продержав несколько дней лишайников в воде, а учёный Шталь вырастил искусственным путём лишайник из споры гриба и водоросли.
Учёные раскрыли тайну: лишайники не одно растение, а два ! Два разных растения гриб и водоросль соединённых в один организм на всю жизБ) Учащиеся просматривают через микроскоп тонкую пластинку лишайника.
Сравнивают с рисунком, определяют нити гриба и зелёные шарики водоросли.
Делают вывод.
Вывод: тело лишайника состоит из двух
организмов- гриба и водоросли. Такое
сожительство называется симбиоз.
Задание:
зарисуйте тело лишайника – слоевище;
запишите определите симбиоза.
Остановка 4-ая. Размножение лишайников – рассказ учителя с последующей беседой по вопросам:
как называют тело лишайника ?
что получает водоросль от гриба в симбиозе ?
что получает гриб от водоросли с симбиозе ?
как размножаются лишайники ?
Остановка 5-ая. Физкультминутка.
Остановка 6-ая. Значение лишайников. Здесь происходит самостоятельная работа учащихся с учебником по заданию.
Учитель: Чудеса не закончились. Сейчас мы узнаем, какое значение имеют лишайники.
Задание: Прочтите текст. Определите значение лишайников. Сделайте краткую запись в тетради.
участвуют в образовании почв;
используют для получения антибиотиков, лактуса, ароматических веществ;
являются биоиндикаторами степени загрязненности окружающей среды;
входят в цепи питания.
Учитель: Как вы думает, мы правда побывали в «Стране чудес» ? Почему ?
Правильно, тайна растения- загадки разгадана.
IV. Обобщение знаний.
Тест./ знания полученные на уроке проверяются с помощью учебной программы на компьютере, где учащиеся дают ответы и получают соответствующие оценки/