Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Строение клубня картофеля"
Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Строение клубня картофеля"
Урок решает задачи: образовательные - закрепление понятий: признаки деления всех цветковых растений на однодольные и двудольные (по строению корня, листа, семени); повторение характерных признаков изученных семейств (лилейные, злаковые, пасленовые); значение в жизни человека характерных представителей семейств (пшеница. лук); формирование представлений о строении клубня картофеля, приемах деления клубня при посадке, правилах ухода за растениями; коррекционные - развитие умений делать словесно-логические обобщения, выделять главное, учить сравнивать, анализировать; воспитательные - получение практических навыков, необходимых для социальной адаптации в общество.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Строение клубня картофеля"»
Тема: «Строение клубня картофеля»
Задачи:
образовательные - закрепление понятий:
признаки деления всех цветковых растений на однодольные и двудольные (по строению корня, листа, семени), повторение характерных признаков изученных семейств (лилейные, злаковые, пасленовые); значение в жизни человека характерных представителей семейств (пшеница, лука); формирование представлений о строении клубня картофеля, приемах деления клубня при посадке, правилах ухода за растениями;
коррекционные - развитие умения делать словесно-логические обобщения, выделять главное, учить сравнивать, анализировать;
воспитательные - получение практических навыков, необходимых для социальной адаптации в общество.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: «Ребята, доброе утро! Желаю вам хорошего настроения, плодотворной работы, приобрести новые знания, умения, навыки, которые пригодятся в жизни. Проводим урок биологии. Изучаем растения. Их великое множество. Они приносят людям огромную пользу. Все растения делятся на классы, семейства».
II. Повторение.
Индивидуальное задание.
Разделить картинки с изображением растений на группы - однодольные, двудольные растения.
Цифровой диктант(учитель читает название растений, учащиеся должны записать цифру растения в соответствующую строку).
Учитель: «Почему люди говорят: «Лук от семи недуг»?
(Сообщение ученика о полезных свойствах лука).
«Так метко оценил народ целебную силу лука и чеснока. От многих болезней, которые в старину называли недуги, лечился простой народ луком и чесноком. Ученые доказали, что лук и чеснок обладают целебными свойствами. Выделяемые луком и чесноком пахучие вещества убивают микробов. Пожуйте в течение трех минут лук или чеснок, и у вас во рту погибнут все микробы. Почувствовав первые признаки простудных заболеваний, ешьте лук и чеснок».
Учитель: «Что делать, если человек не есть лук, чеснок в сыром виде»?
(Порезать лук, чеснок и вдыхать выделяемые ими пахучие вещества, убивающие микробы).
Загадка:
«Сама длинна, худа
Всю ветром шатает
А весь мир питает» (Пшеница).
Учитель: «Ребята! Выращивают ли у нас, в Чебулинском районе пшеницу и как используют люди»?
Сообщение ученика:
«Я живу в селе Усманка. У нас в колхозе пшеницей заняты огромные площади и получают высокие урожаи. В 2003 году колхоз занял 1 место в области по урожайности зерновых. Из пшеничной муки у нас пекут хлеб, булочки и привозят в Чебулинский губернский магазин. Из этого магазина хлеб привозят в школу-интернат».
Физминутка «Что лишнее»?
Учащимся раздаются картинки с изображением растений: картофель, кукуруза, пшеница, овес.
Рассказ ученика у доски (плакат) «Строение растения картофеля», используя подсказку (план описания растения).
Учитель: «Посмотрите на опорную таблицу. Расскажите, об истории распространения картофеля в России».
Опорная таблица «Картофель»
Родина картофеля - Южная Америка. В Россию он завезен Петром I. Он насильно заставлял крестьян высаживать картофель, что вызывало настоящие картофельные бунты. Люди, по незнанию, ели ядовитые плоды-ягоды и травились. Сегодня картофель распространен по всему миру. Картофель называют « вторым хлебом».
Загадка:
«Цветок напрасный
Плод опасный
А поле все засеяно» (Картофель)
III. Новая тема: «Строение клубня картофеля».
Учитель: «Скоро весна, время посадки картофеля. Цель новой темы - изучим строение клубня, узнаем, как подготовить клубни к посадке, получим навыки деления клубней, узнаем правила ухода за растениями».
Лабораторная работа: « Строение клубня».
(Учащимся раздаются клубни картофеля разной формы, цвета, размера).
Учитель ведет беседу с учащимися.
- Внешнее строение клубней.
Рассмотри клубни картофеля. Какова их форма?
Какова окраска клубней картофеля?
Найди место прикрепления клубня к стеблю. Это основание.
Рассмотрите противоположную сторону. Это верхушка.
На клубне есть углубления. Это глазки.
Вглазках можно увидеть крошечные почки.
Сравните верхушку и основание. В какой части больше глазков. Посчитай, сколько глазков в верхушечной части и основании.
- Внутреннее строение клубня:
На разрезанном клубне найдите кожуру и мякоть. Сравните их. Какого они цвета?
Скажите, какую роль играет кожура? В какой части находятся питательные вещества?
Задание: зарисовать клубень; покажите стрелками и
подпишите: верхушка, основание, глазки, кожура.
- Подготовка к посадке:
отбираем здоровые, неповрежденные клубни средних размеров;
30 дней выдерживаем в теплом помещении
(клубни трогаются в рост; посадка, проращенными клубнями, ускоряют всходы растений и получение более раннего урожая);
на свету клубни зеленеют, поэтому меньше болеют, вырастают более здоровые и сильные растения.
Учитель: «Зима в этом году была очень холодная. У многих картофель подмерз. Где взять на посадку картофель»?
( учитель показывает, как правильно разделить клубень; учащиеся, по образцу, самостоятельно делят клубни на половинки, дольки, глазки).
Работа в рабочей тетради: выполнить задание № 118.
(На рисунке 26 определи и подпиши, где картофель посажен правильно, а где - неправильно).
- Правила ухода за растениями (рассказ учителя):
посадка (глубина посадки - 10 см., 70 X 70);
прополка;
окучивание (работа с учебником, стр. 146, найти ответ — значение окучивания).
уборка;
хранение.
IV. Закрепление материала. Выполнение теста: « Пасленовые».
Домашнее задание:
1 группа (сильная) - прочитать текст в учебнике, стр. 126- 128; рассказать об особенностях выращивания; используя схему рассказать о строении клубня картофеля.
2 группа (слабая) - уметь рассказать о строении клубня (с опорой на схему).
VI. Выставление отметок за работу на уроке.
(учитель комментирует работу каждого ученика на уроке и выставляет отметку).