kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока "Класс Земноводные" по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для 7-го класса по ФГОС при изучении Класса Земноводные ( внешнее строение). Урок с использованием ИКТ ( презентация в теченити всего урока). Урок приобретения новых знаний с проблемным диалогом. Имеется дополнительный материал, с которым работают учащиеся в течении всего урока. В конце урока тестовые задания для закрепления материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Более детально строение земноводных рассмотрим на примереля»

Тело лягушки короткое, состоит из головы, туловища и двух пар конечностей. Большая плоская голова без резких границ переходит в туловище. Хотя у лягушки и нет шеи, она может чуть наклонять голову.

На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками. Лягушка часто мигает, при этом влажная кожа век с помощью слез смачивает поверхность глаз, предохраняя их от высыхания. Эта особенность развилась у лягушки в связи с ее наземным образом жизни.

Впереди глаз на голове заметна пара выпуклых ноздрей. Это не только отверстия органов обоняния. Лягушка дышит атмосферным воздухом, который попадает в ее организм через ноздри. Глаза и ноздри расположены на верхней стороне головы. Когда лягушка прячется в воду, она выставляет их наружу. При этом она может дышать атмосферным воздухом и видеть то, что происходит вне воды. Глаза лягушек различают движущиеся предметы. Неподвижные детали различают тогда, когда начинают двигаться сами. Человек взял себе на заметку эту особенность: он сконструировал аппарат по типу лягушачьего глаза, который применяется при слежении за самолётами.

Позади каждого глаза на голове лягушки заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка.

Кожа голая, богатая многочисленными железами, выделяющими слизь, которая предотвращает развитие бактерий, а иногда бывает ядовитой и защищает амфибий от более крупных врагов, а также уменьшает трение при передвижение в воде, а также участвует в дыхании. Эти особенности строения предохраняют кожу от высыхания.

В Китае издавна известно о лечебных свойствах жабьего яда. Европейским врачам жабий яд заменял обезболивающие средства. Он сохраняет свои свойства необычайно долго. Вода из окружающей среды попадает в организм лягушки через кожу и с пищей. Лягушка никогда не пьет.

Большинство ловит добычу при помощи языка, расположенного во рту задом наперед. Корень языка расположен впереди, а свободная часть обращена в глубь рта. При ловле добычи язык выбрасывается вперед и насекомое, прилипшее к кончику языка, втягивается в рот. В акте глотания у лягушки участвуют глаза, они опускаются вглубь и проталкивают пищу в глотку.



Просмотр содержимого документа
«Технолог. карта НОВАЯ»

Технологическая карта урока

Учителя биологии МКОУ «Воробьевская СОШ»

Дудкиной Ольги Владимировны

Тема: Класс Земноводные или Амфибии

Класс: 7 «А» класс

Цель занятия: Сформировать представления о характерных особенностях строения земноводных,

в связи с приспособленностью к среде обитания.

Тип урока: урок приобретения первичных знаний

Применяемые технологии: технология проблемного обучения с элементами смыслового чтения текста.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, карточки с текстом, живой объект.

Форма работы: групповая и индивидуальная работы.













Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Орг.момент

Приветствие, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

Личностные УУД: внутренний настрой учащихся на учебное занятие.

Регулятивные УУД: реакция на звонок, волевая саморегуляция, развитие способности самоконтроля готовности к уроку.

2.

Мотивация.

Мне хочется начать наш урок с прослушивания звуковой записи.

Включает аудиозапись.

Ребята, чьи голоса мы слышим?


Слушают звуковую запись, представляют этого животного.

Коммуникативные УУД: умение слушать.

Регулятивные УУД: умение определять по звукам животных

3.

Целеполагание

Формулировка темы и цели урока.

Звучат наводящие вопросы:

Определите тему нашего урока.

Какую цель ты ставишь на уроке? А ты… ты…

Какая цель нашего урока?


Формулируют тему и цель урока.

Регулятивные УУД: умение формировать тему и цели урока.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге.

4.

Открытие новых знаний.

Ребята, а какие чувства вызывает у вас лягушки, жабы и другие земноводные? (Записывает на доске)



Формулирует проблемный вопрос: А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу? Куда она спряталась?


Организует диалог. Подводит к выводу о среде обитания земноводных.



Организация работы в парах, используя учебник и дополнительный материал. Выясняет черты приспособленности земноводных к водному и наземному образу жизни.





Формулируют вывод: какие черты приспособленности имеются у земноводных для жизни в двух средах обитания.


2. Рассмотрим внешнее строение лягушки – представителя Земноводных.

Самостоятельная работа с текстом: «Особенности внешнего строения лягушки»



Работает с текстом дальше.

Опрос учащихся по вопросам.


Рассказывают о своих ощущениях по отношению к лягушкам и жабам.






Вступают в диалог с учителем, рассказывают, где встречали лягушек.


Объясняют, почему так назван класс.




Работают в парах, выясняют черты приспособленности и заносят данные в таблицу.

Сверяют свои данные с эталоном, по необходимости корректируют записи.

Делают выводы.



Индивидуально работают с текстом и ищут ответы на поставленные вопросы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения.









Коммуникативные УУД: умение прислушиваться к мнению других. Умение участвовать в учебном диалоге.




Регулятивные УУД: умение анализировать и делать выводы.





Коммуникативные УУД: умения работать в группе, договариваться с одноклассниками.

Регулятивные УУД: умение сверять результат своей деятельности с эталоном, вносить коррективы.











Познавательные УУД: умение выделять из текста необходимую информацию.

Личностные УУД: осознание границ собственных знаний, заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение из текста ответов на поставленные вопросы. Умение анализировать, делать выводы.


5.

Применение новых знаний в практической деятельности.

Работа со слайдами: решение биологических задач (слайды № 8,9,10)

Предлагают свои варианты ответов, поясняя их.

Дополняют друг друга.

Познавательные УУД: умение применять полученные знания в различных ситуациях.

Умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимоконтроль, взаимопроверку и взаимооценку.

6.

Первичное закрепление.

Ребята, мы рассмотрели основные признаки Земноводных.

Давайте проверим, что вы запомнили? На слайде № 11 вы видите тестовое задание, выполните его письменно.

Организация самостоятельной работы на выбор правильных утверждений. Организация взаимопроверки и уточнения правильности первоначальных ответов.

Выполняют самостоятельно тестовое задание. Уточняют правильность ответов. Оценивают товарища.

Делают выводы.

Познавательные УУД: умение применять полученные знания.

Регулятивные УУД: Умение осуществлять взаимоконтроль, взаимопроверку и взаимооценку.

7.

Рефлексия

Наше занятие подходит к завершению.

Предлагает выполнить задание

«Незаконченное предложение»

( слайд № 12)



А что вы можете сказать о своём отношении к лягушкам? (Возвращение к записи на доске)


Закончить наш урок мне хочется таким стихотворением:

Лягушек спросили:

- О чем вы поете? Ведь вы же, простите, сидите в болоте.

Лягушки сказали:

- О том и поем, как чист и прозрачен родной водоем!


Спасибо за урок!

Учащиеся обобщают и делают выводы по уроку.

Проводят рефлексию методом незаконченного предложения.


Устно высказывают своё мнение об уроке.


Сравнивают свои ощущения в начале урока с ощущениями в конце урока.


Слушают стихотворение, делают выводы.

Регулятивные УУД: умение адекватно оценивать свои результаты деятельности и своё поведение.

Умение понимать причины успеха и неудачи.

Оценивают правильность выполненных действий.

Личностные УУД: привитие любви к природе и бережного отношения к живым организмам.

Познавательные УУД: участвуют в обсуждении. Осознанно строят выводы.

Коммуникативные УУД: выражают собственное мнение о работе и полученном результате, приходят к общему мнению в совместной деятельности






Просмотр содержимого документа
«У лягушки хорошо развиты ноги»

Передвижение земноводных.



У лягушки хорошо развиты задние ноги. Опираясь на передние ноги, она сидит, приподняв переднюю часть туловища с головой. Задние ноги при этом согнуты и находятся по бокам туловища. Задние ноги у лягушки значительно длиннее и сильнее передних. Они играют главную роль при ее передвижении как на суше, так и на воде.

На суше лягушка передвигается прыжками. Совершая прыжок, она с силой отталкивается от земли задними ногами. Приземляется лягушка сначала на передние ноги: они предохраняют лягушку от удара.

В воде лягушка передвигается с помощью быстрых толчков задних лап, которые снабжены плавательными перепонками, натянутыми между пальцами. Передние лапки при плавании она просто прижимает к телу. Кожа лягушки гладкая, скользкая от выделяемой слизи. Это также облегчает быстрое передвижение в воде.





Рассмотрите конечности лягушки:

- чем отличаются задние конечности от передних ?

- что у лягушки между пальцами?

- какое значение имеет это приспособление для жизни земноводного?

Просмотр содержимого документа
«Черты водных позвоночных»

Черты водных позвоночных

Черты наземных позвоночных















Вопросы для самостоятельного изучения.

  1. Какие отделы тела?

  2. Что расположено на голове?

  3. Для чего выпуклые глаза и выпуклые ноздри?

  4. Глаза у земноводных особенные. Почему?

  5. Кожа у земноводных…

  6. Зачем нужна слизь на коже земноводных?

  7. Как передвигаются земноводные на суше и в воде?

Просмотр содержимого документа
«самоанализ урока»

Самоанализ урока

Урок проведен в 7 классе по теме: «Класс Земноводные», согласно календарно-тематическому планированию.

Тип урока : урок приобретения первичных знаний.

Цель урока: сформировать представление о характерных особенностях строения земноводных в связи с приспособленностью к среде обитания.

Были поставлены метапредметные УУД :

Познавательные—овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять, отвечать на вопросы.

Коммуникативные – развивать способности слушать собеседника, вести диалог.

Личностные -- осознание границ собственных знаний, заинтересованность обучающихся в приобретении и расширении знаний.

Методы и формы обучения : индивидуальная и групповая работа .

Образовательные ресурсы: презентация.

Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, карточки с текстом, живой объект .

Используемые технологии: ИКТ при объяснении и закреплении нового материала, технология проблемного диалога с элементами смыслового чтения текста.

Организационная структура урока.

Этапы урока соблюдались.

Организационный момент : прошел быстро, психологически и мотивационно были подготовлены обучающиеся к успешной работе на уроке (личностные УУД). Данный этап предполагает осознанное вхождение обучающегося пространство учебной деятельности .

На втором этапе «Мотивация» использовалась прослушивание звуковой записи с голосами земноводных для создания эстетической образовательной среды (коммуникативные УУД).

На этапе «Целеполагания» дети сами пытались определить тему и цели урока с учетом выделенных учителем ориентиров (регулятивные УУД и познавательные УУД).

На этапе «Открытия новых знаний» был поставлен проблемный вопрос ( коммуникативные УУД). Для его решения была организована парная работа с учебником и дополнительным материалом. При совместном выполнении задания происходило взаимообучение. Организованная работа в парах развила навыки сотрудничества и совместного поиска решения поставленных задач (регулятивные УУД и познавательные УУД).

При изучении нового материала обучающиеся индивидуально работали с текстом и искали ответы на поставленные вопросы (познавательные УУД и личностные УУД). Ученики вели самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, самостоятельно приобретали новые знания, делали выводы и строили логически обоснованные рассуждения, излагали свое мнение.

На этапах («Применение новых знаний в практической деятельности» и «Первичном закреплении») обучающимся предлагалось в устной форме решить биологические задачи и в письменной тестовое задание (познавательные УУД и регулятивные УУД), при этом использовались ИКТ что способствовало развитию памяти и закреплению полученных знаний. Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность фрагмента урока.

Изучение материала проходило в последовательности.

Этап Рефлексии—«незаконченное предложение» обучающиеся провели самоанализ своей работы на занятии методом незаконченного предложения.

На данном фрагменте урока цель была достигнута применением различных приемов обучения. На уроке происходило формирование личностных качеств учащихся, развивалось логическое мышление в усвоении материала.

Реализация воспитательного потенциала урока осуществлялась наиболее ярко в ходе диалога с детьми.

Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что мне удалось выдержать определённый стиль общения с учащимися и организовать их активную работу на уроке. По моему мнению урок цели достиг. Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении биологии.

Просмотр содержимого презентации
«Класс Земноводные или Амфибии»

Биология  7 класс

Биология

7 класс

Класс Земноводные или Амфибии

Класс Земноводные или Амфибии

Какие ощущения у вас вызывают земноводные?

Какие ощущения у вас вызывают земноводные?

Заполните таблицу  Черты водных    позвоночных Черты наземных  позвоночных

Заполните таблицу

Черты водных

позвоночных

Черты наземных

позвоночных

  • Веки и слёзные железы
  • Обтекаемая форма тела
  • Кожа голая, выделяет слизь
  • Выпуклые глаза и выпуклые ноздри
  • 5-ти палая конечность
  • Плавательные перепонки
Проверяем таблицу Черты наземных   позвоночных Веки и слёзные Черты водных   позвоночных  железы Обтекаемая форма Выпуклые глаза и выпуклые ноздри  тела 5-ти палая конечность Кожа голая, выделяет  слизь Плавательные  перепонки

Проверяем таблицу

Черты наземных

позвоночных

Веки и слёзные

Черты водных

позвоночных

железы

Обтекаемая форма

Выпуклые глаза и выпуклые ноздри

тела

5-ти палая конечность

Кожа голая, выделяет

слизь

Плавательные

перепонки

Вопросы  для самостоятельного изучения Какие отделы тела у земноводных? Что расположено на голове? Для чего выпуклые глаза и ноздри? Глаза у земноводных особенные . Почему? Кожа земноводных… Зачем нужна слизь на коже? Как передвигаются эти животные  на суше и в воде ?

Вопросы для самостоятельного изучения

  • Какие отделы тела у земноводных?
  • Что расположено на голове?
  • Для чего выпуклые глаза и ноздри?
  • Глаза у земноводных особенные . Почему?
  • Кожа земноводных…
  • Зачем нужна слизь на коже?
  • Как передвигаются эти животные

на суше и в воде ?

Биологическая задача  Немецкая пословица гласит: « Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет » .  Каков биологический смысл загадки ? Голая кожа, имеющая развитую сеть кровеносных сосудов, должна быть постоянно влажной

Биологическая задача

Немецкая пословица гласит: « Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет » .

Каков биологический смысл загадки ?

Голая кожа, имеющая развитую сеть

кровеносных сосудов,

должна быть постоянно влажной

Биологическая задача Насекомые ( комары, москиты и другие) никогда не кусают земноводных, хотя кожа у них голая. Почему ?  Насекомые не кусают земноводных  из-за ядовитого секрета , который  вырабатывают ядовитые железы.

Биологическая задача

Насекомые ( комары, москиты и другие) никогда не кусают земноводных, хотя кожа у них голая. Почему ?

Насекомые не кусают земноводных

из-за ядовитого секрета , который

вырабатывают ядовитые железы.

Биологическая задача  Лягушка, опущенная в кувшин с молоком, предохраняет молоко от скисания.  Как можно объяснить этот факт?  Слизь, которая выделяется  кожными железами лягушки,  содержит бактерицидное вещество ,  оно убивает бактерии .

Биологическая задача

Лягушка, опущенная в кувшин с молоком, предохраняет молоко от скисания.

Как можно объяснить этот факт?

Слизь, которая выделяется кожными железами лягушки, содержит бактерицидное вещество , оно убивает бактерии .

Биологическая задача  Рядом с голодной лягушкой положить живое неподвижное насекомое.  Предположите действия данного  земноводного. Лягушка останется голодной , так как глаза различают только движущиеся предметы.

Биологическая задача

Рядом с голодной лягушкой положить живое неподвижное насекомое.

Предположите действия данного

земноводного.

Лягушка останется голодной , так как глаза различают только движущиеся предметы.

Т е с т Из перечисленных особенностей строения животных выберите те, которые характерны для земноводных . Обитают в воде Обитают и на суше и в воде Обитают только на суше Кожа влажная Кожа сухая, покрыта чешуёй Отделы тела: голова, туловище, 2 пары конечностей Отделы тела: головогрудь и туловище. - + - + - + -

Т е с т

Из перечисленных особенностей строения животных выберите те, которые характерны для земноводных .

  • Обитают в воде
  • Обитают и на суше и в воде
  • Обитают только на суше
  • Кожа влажная
  • Кожа сухая, покрыта чешуёй
  • Отделы тела: голова, туловище, 2 пары конечностей
  • Отделы тела: головогрудь и туловище.

- + - + - + -

На уроке

На уроке

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • я понял, что…
  • я смог…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока "Класс Земноводные" по ФГОС

Автор: Дудкина Ольга Владимировна

Дата: 05.05.2015

Номер свидетельства: 208659

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока окружающего мира,  3 класс "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-3-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "190872"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427222375"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока биологии в рамках областного конкурса "Учитель года 2020". Тема: "Земноводные", 7 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_biologii_v_ramkakh_oblastnogo_konkursa_uchitel_goda_2020_tema_zem"
    ["file_id"] => string(6) "553869"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592858788"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства