kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии в рамках областного конкурса "Учитель года 2020". Тема: "Земноводные", 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует ФГОС. тип урока: открытие новых знаний. технология: проблемного обучения. Методы: проблемный, частично-поисковый. формы работы: групповая, фронтальная. Проблемный вопрос: Какие проблемы должны решить земноводные при выходе на сушу?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в рамках областного конкурса "Учитель года 2020". Тема: "Земноводные", 7 класс»

Технологическая карта урока

«Земноводные»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология: проблемного обучения

Методы: проблемный, частично-поисковый, метод проектов, наглядный, словесный.

Формы работы: групповая, фронтальная


Основные понятия: герпетология, батрахология, земноводные или амфибии.


Проблемный вопрос: Какие проблемы должны были решить земноводные при выходе из воды на сушу?

Средства обучения к уроку: мультимедийный проектор, презентация, технологические карты, раздаточный материал.

Цель: раскрытие особенностей внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и в воде; расширение представления о многообразии амфибий, их происхождении.

Задачи:

Образовательная: формировать познавательную самостоятельность обучающихся путем создания проблемой ситуации и оказания необходимой помощи по добыванию знаний в вопросе о размножении и развитии земноводных, их многообразии и роли в природе.

Развивающая: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы, умение высказывать собственное мнение и его обосновывать; вырабатывать навыки самостоятельной работы с источниками информации;

Воспитательная: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитывать коммуникативные качества, умение работать в группах, развивать чувство прекрасного.

Планируемые образовательные результаты:

 предметные – формировать умение объяснять, как строение земноводных связано с их средой обитания;

 формировать умение понимать смысл биологических терминов: герпетология, батрахология, земноводные(амфибии), безногие, хвостатые, головастик, метаморфоз,

метапредметные

Познавательные УУД

1.Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

2.Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

3.Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой( текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

1.Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса занятия), выдвигать версии.

2.Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3.Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4.Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

1.Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.



План урока

1

Орг. момент

30 сек.

2

Мотивация.

2 минуты.

3

Целеполагание и планирование.

3 минуты.

4

Актуализация ключевых знаний.

12 минут

5

Включение новых знаний в систему знаний.


12 минут

6

Рефлексия.(оценка)

5 минут.

7

Домашнее задание.


8

Заключение.


1 минута.









Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

30 секунд

Добрый день!

Позвольте представиться. Меня зовут Евгений Александрович. Я из Сладковского района, это на границе с Казахстаном. Это моя школа. В ней учится 64 ученика. А это мой класс, и они меня ждут. А сегодня у меня есть возможность пообщаться с вами.

Слушают.

Слайд 1

Приложение 1

Мотивация

30 секунд

Выставляю «черный ящик». Перед вами черный ящик, назовем его так. Через 2 минуты нам нужно назвать, что или кто в этом ящике. Начнем?

Слушают.

Ящик в нем лягушка.(муляж)

Целеполагание и планирование

5 минут

Перед вами таблица. С характеристиками водной и наземно-воздушной сред. Проанализируйте и запишите в свою карту вывод. Задание № 1

Анализируют, записывают вывод.

Слайд 2

Приложение 1

Вывод: эти две среды обитания являются противоположными.

Так кто же стал первопроходцами, которым подвластны обе среды обитания?

Кто, выйдя первыми на сушу, остался в воде? Есть у вас предположения?

Наводящий вопрос:

Вспомним какие среды характеризовали? Наземно-воздушная –земля, Водная –вода ЗЕМЛЯ-ВОДА

Записываем нашу тему в карту.

А кто знает как их еще называют?

Дают ответы.








Земноводные.



Записывают тему урока.

Отвечают. АМФИБИИ.

Приложение 1

Слайд 3






ЕСЛИ нет ответа, то наводящий

вопрос.

Слайд 4


Слайд 4 (по щелчку).

Если не называют включить слайд.

Наука, которая изучает земноводных называется БАТРАХОЛОГИЯ. Запишите.

Записывают.

Слайд 5

Вернемся к «черному ящику». Есть предположения?

Высказывают предположения.

Если нет нужного ответа, то подсказка.

Подсказка:

1. это яркий представитель этого класса, широко распространы в нашей местности. Я сельский житель, поэтому встречаюсь с ними достаточно часто.

2. батрахология в переводе с греческого «batrahos» - лягушка.

Итак, кто?

Сегодня лягушка будет представлять земноводных на нашем уроке.

Лягушка.


Актуализация ключевых знаний

15 минут.

Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: Какие проблемы должны были решить земноводные при выходе на сушу, оставаясь при этом в воде?

Слушают.

Слайд 6

Приложение 1

Работать будем в группах. Вам нужно выбрать «голос группы», он будет координировать вашу работу. Перед вами карты урока. Для «голоса группы» карта цветная.

Обращаю внимание на слайд. Каждая группа решает свою проблему. В конце работы каждая группа представить свой вариант решения проблемы. Форму представления выбираете группой. Работать будете по алгоритму. У вас 15 минут. Приступаем.


Выбирают.


Слушают инструкцию.












Работают.

Слайд 7

Приложение 1

Приложение 2(тексты)

Приложение 3(алгоритмы)









Для каждого члена группы приготовлены задания.

Приложение 2

Для «голоса группы» свой алгоритм.

Приложение 3

Координирую действия обучающихся, оказываю помощь.


Включение новых знаний в систему знаний

10 минут


При освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма, характерное для более ранних позвоночных. И если бы животным выдавались патенты, то земноводные получили бы их за такие достижения.

Слово 1 группе.

Выступают. Представляют свой вариант решения проблемы.

Проект можно разместить на доске.

Однако, сумев освоить сушу, земноводные все же не порвали до конца связь с водой. Какие признаки в строении лягушки свидетельствуют об этом?

Выступают. Представляют свой вариант решения проблемы.

Проект можно разместить на доске.

Это поистине удивительные создания. Если вы еще не убедились в этом, то, может быть, следующая информация снимет последние сомнения.

Слово 3 группе.


Выступают. Представляют свой вариант решения проблемы.

Проект можно разместить на доске.

Всем спасибо! Итак, возвращаемся к поставленным сегодня проблемам. Решили мы их?

Кто же стал первопроходцами, которым подвластны обе среды обитания?

Кто, выйдя первыми на сушу, остался в воде?

Какие проблемы должны были решить земноводные при выходе на сушу, оставаясь при этом в воде?


Отвечают.














Слайд 8

Приложение 1

Рефлексия

3 минуты

Наверняка у вас остались вопросы. Да и невозможно вместить в рамки 35 минут все, что хотелось бы узнать.

Обращаю внимание на слайд. Кто желает продолжить предложение.











Слушают.




Продолжают предложения.

1. У меня появился вопрос ………… и я на него попрошу

найти ответ моего(ю) одноклассницу (ка) ……. .

2. Хотел бы еще узнать о ……

……(имя) …….давай приготовим ответ вместе?

3. Я хочу сам(а) найти ответ на вопрос…………………


Слайд 9

Приложение 1

Отлично!

Позвольте мне сегодня нашу работу оценить как продуктивную и интересную. Отметки вы получите на следующем уроке.



Домашнее задание

1 минута

Домашнее задание обязательное под цифрой 5. Кроссворд по желанию . Запишите.

Записывают.

Слайд 9

Приложение 1

Заключение

30 секунд

Я хочу поблагодарить вас за возможность общения с вами, для меня это неоценимый опыт. Спасибо вашим педагогам. На память о нашей встрече для вас закладки в учебник биологии. Слайд 10


Приложение 2

Группа № 1

Текст 1

Органы дыхания.

Земноводные первыми из позвоночных научились дышать с помощью легких и вдохнули полной грудью живительный воздух нашей планеты (правда, в процессе дыхания у амфибий участвует и кожа). Органами дыхания у взрослых земноводных  представляют собой тонкостенные полые мешки, оплетённые густой сетью кровеносных сосудов.


Текст 2

Кровеносная система.

Для более эффективного использования нового органа дыхания земноводные обзавелись вторым кругом кровообращения, а в сердце появилась дополнительная перегородка – оно стало трехкамерным. Четырехкамерное сердце амфибиям и не нужно – ведь кровь, поступающая в сердце из подкожных сосудов, также богата кислородом. Но при этом система кровообращения у лягушек устроена так, что самый важный орган тела – головной мозг – снабжается почти артериальной кровью.


Текст 3

Строение тела. Пищеварение.

Амфибии первыми встали на ноги. До этого на Земле ни у кого из позвоночных просто не было ног. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей.

Земноводные научились поворачивать голову – у них есть шейный отдел позвоночника, правда, состоящий из одного позвонка.

Они первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания у них появились подвижные веки.

Лягушки – первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась слюна. Однако она не содержит пищеварительных ферментов.


Текст 4

Слух.

Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной – барабанной перепонкой – и снабженное специальными косточками для усиления и передачи возникающих колебаний. Научившись прилично слышать, амфибии первыми из наземных позвоночных приобрели голосовой аппарат.






Группа № 2

Текст 1

Кожа.

Кожа земноводных позволяет им дышать в воде, защищаться от микроорганизмов и хищников. ... Как и у других животных, кожа у земноводных является наружным покровом, который предохраняет ткани тела от вредного влияния внешней среды.  Тонкая нежная кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому амфибии живут в сырых местах и часто навещают водоемы. У многих лягушек пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой. Кожа земноводных богата железами, выделяющими слизь, которая предотвращает развитие бактерий, а иногда бывает ядовитой и защищает лягушек от более крупных врагов.



Текст 2

Размножение.

Яичники и семенники земноводных и рыб сходны. Наружное оплодотворение происходит в воде. Половые железы парные.  Икра лягушек и их личинки не могут противостоять высыханию, и размножение большей части амфибий возможно только в воде.

Икринки не защищены скорлупой или кожей, поэтому размножаются земноводные обычно в воде. Из икринок амфибий выходит личинка, которая внешне очень похожа на рыбу



Текст 3

Газообмен.

Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через легкие, и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха. У Земноводных есть внутренние ноздри (хоаны), которые проводят воздух в лёгкие. Горло лягушки несколько раз в секунду оттягивается вниз, благодаря чему в ротовой полости создаётся разреженное пространство. Тогда лягушка совершает глотательное движение, и воздух проникает через ноздри в ротовую полость, а оттуда в лёгкие. У жаб площадь газообмена легких значительно больше, чем у лягушек. 


Текст 4


Большинство земноводных проводит жизнь во влажных местах, чередуя пребывание на суше и в воде, однако есть некоторые чисто водные виды, а также виды, проводящие жизнь исключительно на деревьях. Недостаточная приспособленность земноводных к обитанию в наземной среде обусловливает резкие изменения их образа жизни в связи с сезонными изменениями условий существования.  Общей особенностью размножения почти всех земноводных является их привязанность в этот период к воде, где они откладывают яйца и где происходит развитие личинок. Размножаются земноводные в мелких, хорошо прогреваемых участках водоёмов. 

Группа № 3

Текст 1

Человек постоянно наблюдал за животными. И многое, что взял себе на вооружение и в результате появились приспособления, которые служат человеку, благодаря, в том числе земноводным. Перепонки, это как ласты, которые используют люди чтобы быстрее плавать, значит лягушке они нужны чтобы быстро уплыть от хищника.

Покровительственная окраска земноводных могла послужить появлению камуфляжной одежды.


Текст 2

Человек постоянно наблюдал за животными. И многое, что взял себе на вооружение и в результате появились приспособления, которые

служат человеку, благодаря, в том числе земноводным. Глаза лягушек различают только движущиеся предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть только тогда, когда движутся сами. Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза. Так появился прибор РЕТИНАТРОН. Он применяется при слежении за самолетами и вместе с аэродромными локаторам делают полеты более безопасными. Кроме этого он используется в фотоловушках, благодаря которым мы можем наблюдать как себя ведут животные в природе.


Текст 3

Кожа лягушек и жаб выделяет вещества, содержащие огромное число различных соединений. Некоторые из них уже давно используются людьми. Это яды. В Китае издавна известно о лечебных свойствах жабьего яда. Европейским врачам жабий яд заменял обезболивающее средство. Он сохраняет свои свойства необычайно долго. Японцы готовят из лягушек препараты для лечения опухолей. Они необходимы для защиты от хищников, а также различных микроорганизмов. В дозированном виде яды, как известно, могут быть и целительными. В старинных восточных рецептах упоминаются яды, собираемые с кожи некоторых жаб. Лягушки служат науке. Огромное количество опытов проводилось на лягушках.

Лягушкам установлено много памятников. В Бостоне, Париже, Тооккио, Сорбоне, Казани, Томске, Москве в Домодедово.


Текст 4

Человек постоянно наблюдал за животными. И многое, что взял себе на вооружение и в результате появились приспособления, которые

служат человеку, благодаря, в том числе земноводным. У всех квакш есть фирменные присоски на пальцах — отличительная особенность лягушек-древолазов. Кстати, если вы выгуливаете своих питомцев и берете их в руки, то квакши и хозяйский палец обнимут своими нежными лапками с мягкими присосками — настоящее трогательное объятие. ... Квакши сидят на руках, обхватив палец лапками с присосками, или на плече, с удовольствием могут забраться в волосы и выглядывать с высоты, обозревая окрестность. Благодаря этим свойствам появились приспособления для промышленного альпинизма, специальные присоски, которые позволяют держаться на отвесной стене. А специфические способности кожи саламандры отталкивать воду, помогли человеку придумать водоотталкивающие куртки.

Технологическая карта

(«голос группы»)


Задание № 1

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________

Тема: ________________________________________________________________________

Наука: _____________________________________________________________________


Задание 2

Какие проблемы должны были решить земноводные при выходе из воды на сушу?


1 группа:

Приспособления земноводных, позволяющие им существовать в наземно-воздушной среде.



Алгоритм действий:

1. «Голос группы» координирует действия, контролирует время, решает проблемные вопросы.

2. Обсуждает с членами группы форму представления проекта.

3. Пока члены группы работают с текстом, оформляет проект.

3. Принимает решение как будет проходить защита. (желательно все вместе).


Заметки: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Технологическая карта


Задание № 1

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________

Тема: ________________________________________________________________________

Наука: _____________________________________________________________________


Задание 2

Какие проблемы должны были решить земноводные при выходе из воды на сушу?


1 группа:

Приспособления земноводных, позволяющие им существовать в наземно-воздушной среде.



Алгоритм действий:

1. Обсуждают с членами группы форму представления проекта.

2. Читают текст. Находят ответы и озвучивают их «голосу группы». Если он занят с другими, помечают в заметки.

3. Организуют выступление в течении 1- 2 минут.


Заметки: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Технологическая карта

(«голос группы»)


Задание № 1

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________

Тема: ________________________________________________________________________

Наука: _____________________________________________________________________


Задание 2

Какие проблемы должны были решить земноводные при выходе из воды на сушу?


2 группа:


Признаки, благодаря которым земноводные не потеряли свою связь с водой.

Алгоритм действий:

1. «Голос группы» координирует действия, контролирует время, решает проблемные вопросы.

2. Обсуждает с членами группы форму представления проекта.

3. Пока члены группы работают с текстом, оформляет проект.

3. Принимает решение как будет проходить защита. (желательно все вместе).


Заметки: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Технологическая карта


Задание № 1

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________

Тема: ________________________________________________________________________

Наука: _____________________________________________________________________


Задание 2

Какие проблемы должны были решить земноводные при выходе из воды на сушу?


2 группа:

Признаки, благодаря которым земноводные не потеряли свою связь с водой.



Алгоритм действий:

1. Обсуждают с членами группы форму представления проекта.

2. Читают текст. Находят ответы и озвучивают их «голосу группы». Если он занят с другими, помечают в заметки.

3. Организуют выступление в течении 1- 2 минут.


Заметки: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Технологическая карта

(«голос группы»)


Задание № 1

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________

Тема: ________________________________________________________________________

Наука: _____________________________________________________________________


Задание 2

Какие проблемы должны были решить земноводные при выходе из воды на сушу?


3 группа:

Земноводные на службе человека.

Алгоритм действий:

1. «Голос группы» координирует действия, контролирует время, решает проблемные вопросы.

2. Обсуждает с членами группы форму представления проекта.

3. Пока члены группы работают с текстом, оформляет проект.

3. Принимает решение как будет проходить защита. (желательно все вместе).


Заметки: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Технологическая карта


Задание № 1

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________

Тема: ________________________________________________________________________

Наука: _____________________________________________________________________


Задание 2

Какие проблемы должны были решить земноводные при выходе из воды на сушу?


3 группа:

Земноводные на службе человека.

Алгоритм действий:

1. Обсуждают с членами группы форму представления проекта.

2. Читают текст. Находят ответы и озвучивают их «голосу группы». Если он занят с другими, помечают в заметки.

3. Организуют выступление в течении 1- 2 минут.


Заметки: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гайнбихнер Евгений Александрович

Дата: 22.06.2020

Номер свидетельства: 553869


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства