kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий по биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий по биологии 5 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий по биологии»

.


Конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий


Длительность урока: 40 мин


Технологическая карта урока:

Тема урока

«Среды обитания живых организмов».


Тип урока

Урок изучения нового материала (формирование новых знаний).


Вид урока

Урок смешанного типа


Цель урока

Изучить три среды обитания живых организмов (наземно-воздушную, водную, почвенную), называть их, распределять живые организмах по средам обитания.


Здоровье сберегающие образовательные технологии, используемые на уроке

1.Условия кабинета соответствующие нормам САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

2.Оптимальный объём информации.

3. Дозированное распределение заданий по степени сложности.

4. Смена видов деятельности.

5. Проведение динамической паузы и релаксации.

6. Благоприятный эмоционально-психологический климат вовремя урока.

7. Индивидуально-личностный подход к учащимся.

8.Рациональное использование технических средств обучения.


Задачи урока

Ученик научится:

-давать характеристику средам обитания живых организмов;

-определять представителей этих сред обитания.

Ученик получит возможность научиться:

-самостоятельно или в группах заполнять таблицу «Характеристика сред обитания» используя материал учебника.

Метапредметные результаты:


-группировка живых организмов по средам обитания;

-установление причинно-следственных связей; 

-развитие поисково-информационных умений.

Личностные результаты:

-формирование устойчивого положительного отношение к каждому живому организму наЗемле;

-самоопределение при выборе домашнего задания;

- формирование положительного отношения к кратковременным физическим упражнениям

Предметные умения

УУД


-давать характеристику средам обитания живых организмов;

-определять представителей этих сред обитания;

-самостоятельно заполнять таблицу «Характеристика сред обитания» используя материал учебника.



1. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную цель учебной деятельности.

2. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

3. Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в группе; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).



Формы и методы обучения

Ресурсы



индивидуальная, фронтальная, групповая.




1. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация “Среды обитания живых организмов организмов”.

2. Учебник «Биология 5 класс».

3. Раздаточный материал для работы в парах.

4. Рабочий лист.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика


ЭТАП 1

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала



Приветствие учащихся

Учитель: Добрый день ребята. Я рада вас видеть. Давайте поприветствуем, друг друга и начнём занятие.

Задачи этапа:

- создать благоприятный психологический климат для проведения занятия;

— создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

— установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

- организовать обучающихся на начало урока.

Все задания в ходе урока выполняются на рабочем листе. Учащиеся подписывают рабочий лист. (Приложение№1). Выполняют предложенные задания.

Микропауза при утомлении глаз:

-предупреждение утомления;

-активизация внимания обучающихся.



ЭТАП 2

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Учитель: давайте определим цель нашего урока.

Учитель: в рабочие тетради запишем тему урока и определение (среда обитания-это).

Задачи этапа:

- научить определять цель урока;

- определить круг своего незнания;

- научить самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;

- привлечь к участию в диалоге, высказыванию своей точки зрения;

- учить оформлять свои мысли в устную речь;

- объединить обучающихся в команду (группу), способствовать их сотрудничеству, взаимодействию между собой.

Учащиеся: сами определяют цель урока по аналогии с целью прошлой темой. Записывают тему и определение (среда обитания-это) в тетради.

Работа в группах (заполняют таблицу «Характеристика сред обитания»)

Физкультминутка (Флеш моб) «БАБОЧКА»

- на развитие речи;

-снятие признаков утомления, усталости;

- снятие застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, (отдых утомленным мышцам, органам зрения и слуха);

-поддержание работоспособности.


ЭТАП 3

Проверка полученных результатов. Коррекция.



Задание учащимся. Игра «Третий лишний» смотрим на экран, и находим лишнее животное. Ответ объяснить.

Задачи этапа:

- развивать умение участвовать в коллективном обсуждении;

- переключить на новый вид деятельности;

- предположить и обсудить результат.

Игра «Третий лишний» смотрим на экран, и находим лишнее животное. Ответ объяснить.

Тестовая проверочная работа.

Динамические паузы «Да, нет»(координация движений, внимания, психологическая разгрузка)



ЭТАП 4

Подведение итогов, рефлексия учебной деятельности домашнее задание





Ребята, какова тема нашего урока? Как вы считаете, мы достигли поставленных целей? Что нового вы сегодня узнали?

- Ответьте на вопросы.

Рефлексия.

Задачи этапа:

— организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

— учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

— намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Отвечают на вопросы:

- Что такое среда обитания?

- С какой средой познакомились?

- Назовите особенности наземно–воздушной среды обитания.

Рефлексия проводится в форме физминутки.









Конспект урока

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Учитель: Добрый день ребята. Я рада снова видеть вас! Хорошего вам настроения и успехов! Прежде чем мы начнем урок, нам необходимо поприветствовать друг друга. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.

Учитель: Перед вами на партах лежит «Рабочий лист» (приложение 1), в ходе урока мы будем его заполнять. В конце урока вы сдадите свои работы, и каждый получит хорошую оценку за работу в «Рабочем листе» и на уроке. Подпишите листы, указав фамилию, имя и класс. Выполняем задания.

Задание №1. Вставить пропущенные буквы в слова: гри…, бе…позвоночные, р…стения, ж…вотные, нас…комые.(слайд №1).Индивидуальная работа.

Задание №2. Распределить живые организмы по царствам (слайд №1). Индивидуальная работа.

Царства

Животные

Растения

Грибы

Бактерии





1.берёза 2.лиса 3.малина 4.бактерия 5.подберёзовик 6.калуга 7.мухомор.

Задание №3. Найдите лишнее и объясните почему (слайд №2).Фронтальная работа

1 рыбы, звери, черви, птицы

2 щука, сом, дельфин, лещ.

Учитель подводит итог о многообразии мира живых организмов и обращает внимание учащихся на экран (слайд №3). Предлагает подумать, почему эти организмы оказались в одной группе. (Обсуждение, выделение признаков, ответы детей по слайду №3).

АИСТ, окружает воздух?ТИГР, СТРЕКОЗА, ЗМЕЯ

КИТ, окружает вода (живут в воде)?КАРАСЬ, ПИЯВКА, ВОДОРОСЛИ

КРОТ, живут в почве (окружает почва)?КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА ЖУКА, ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ


После работы с экраном учитель прерывает урок на микропаузу  при утомлении глаз - Учащиеся поднимают голову вверх, не поворачивая головы, глазами рисуют облако. Затем медленно опускают голову вниз, мысленно провожая на землю падающие из облака капли дождя.

***В течение урока микропауза повторяется несколько раз с целью предупреждения утомления и для активизация внимания учащихся.


ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Учитель: Давайте прочитаем и запишем тему нашего урока в тетради. (слайд №4) Предложите цель нашего урока.

Учащиеся: Сами ставят цель по аналогии с прошлой темой.

-изучить среды обитания и их характеризовать;

-познакомиться со средами обитания и их обитателями;

-формирование представлений о средах обитания и живых организмах населяющих эти среды.

Учитель: Дает задание ученикам прочитать в слух и записать в тетради определение «Среда обитания – всё то, что окружает живой организм и оказывает на него влияние». (слайд №5)

Учитель: Я прилагаю разделиться на 3 группы, ведь столько у нас сред обитания (группы формируются по желанию). (слайд № 6 ) Попробуем охарактеризовать условия, характеризующие каждую из этих сред. Обратитесь, пожалуйста, к материалу учебника и выберите условия, характеризующие вашу среду. (Групповая работа)

Задание 4.Заполнить таблицу «Характеристика сред обитания» (слайд №7)(приложение 1)

Учащиеся: По одному представителю от каждой группы помещают необходимые карточки (приложение 2)(характеристика среды) в таблицу на доске.

Учитель: Мы с вами на уроке биологии говорим о средах обитания, а как вы думаете, в какой среде обитания живет бабочка?

Учащиеся: Бабочка обитает в наземно-воздушной.


Учитель прерывает урок на физкультминутку «БАБОЧКА» - (Флеш моб).

***на развитие речи; снятие признаков утомления, усталости; снятие застойных явлений, вызываемых продолжительным сидением за столом, (отдых утомленным мышцам, органам зрения и слуха); поддержание работоспособности.


Вместе проговариваем (заучиваем) и выполняем упражнения под музыку.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Задание 5.Каждая группа должна разместить на доске живые организмы по средам обитания. На учительском столе лежат карточки с живыми организмами.

(приложение № 3)


ЭТАП 3. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Учитель: Предлагает сыграть в игру «Третий лишний». (слайды 8,9) Фронтальная работа

Учащиеся: Смотрят на экран, находят лишнее животное. Под каким номером лишнее животное, столько раз ребята хлопают в ладоши. Объясняют свой выбор.

Тестовая проверочная работа. Индивидуальная работа. (приложение 1)


После проведения работы учитель прерывает урок на динамическую паузу «Да, нет» на координацию движений, на внимание, эмоциональную разгрузку.

Отвечая на вопросы, хлопаем или топаем: "Нет" - хлопают перед собой в ладоши; "Да"- двумя руками хлопают по коленям — правая по левому, левая — поправому.

-Крот обитает в наземно-воздушной среде? (нет)

-В водной среде недостаточно кислорода? (да)

-Осетр обитает в водной среде? (да)

-В почвенной среде достаточно света? (нет)

-Капуста Ламинария растет в наземно-воздушной среде? (нет)


ЭТАП 4. Подведение итогов, рефлексия учебной деятельности, домашнее задание.

Учитель: Ребята, какова тема нашего урока? Как вы считаете, мы достигли поставленной цели? Что нового вы сегодня узнали?

Учащиеся: Отвечают на дополнительные вопросы:

- Что такое среда обитания?

- С какими средами вы познакомились?

- Назовите особенности наземно – воздушной среды обитания.

Учитель: Сегодня на уроке мы хорошо поработали, узнали много нового. Благодарю вас за работу. Давайте друг другу поаплодируем.


Рефлексия проводится в форме физминутки.

Учащиеся: Отвечают на вопросы, выполняя упражнения. (слайд №10)

  1. Как ты оцениваешь сегодняшний урок?

Если урок понравился – изобрази мимикой (улыбнись широко)!

Если урок хороший – изобрази мимикой (улыбнись)!

Если урок не понравился – изобрази мимикой (сделай грустное лицо)!


  1. Какое задание тебе понравилось?

1 задание – возьмитесь за правое ухо.

2 задание – возьмитесь за левое ухо.

3 задание – возьмитесь за нос правой рукой.

4 задание – возьмитесь за нос левой рукой.

5 задание – хлопни в ладоши.


  1. Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

«5» - подними правую руку!

«4»- подними левую руку!


Домашнее задание (творческое):

  1. Придумать и нарисовать фантастическое животное, которое может обитать в нескольких средах обитания.

  2. Подумать, как оно приспособилось к условиям обитания?

  3. Придумать три упражнения для этого животного, чтобы оно было здоровым (на следующем уроке показать).
































ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


«РАБОЧИЙ ЛИСТ»

Тема: Среды обитания живых организмов.

Класс_______

Фамилия имя___________________________________________

Выполни задания.

Задание №1 вставить пропущенные буквы в слова:гри…, бе…позвоночные, р…стения, ж…вотные, нас…комые.

Задание №2 распределить живые организмы по царствам

Царства

Животные

Растения

Грибы

Бактерии





1.берёза 2.лиса 3.малина 4.бактерия 5.подберёзовик 6.калуга 7.мухомор

Задание №3 Найдите лишнее и объясните почему (совместная работа)

1 рыбы, звери, черви, птицы

2 щука, сом, дельфин, лещ

Задание № 4Заполнить таблицу

среды

Условия

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

Кислород




Вода




Свет




Температура




Представители





Задание №5 Ответить на вопросы теста

1.В наземно-воздушной среде достаточно:

1)Света и кислорода 3) воды и света

2)Кислорода и воды 4) воды и тепла

2. Обитателем какой среды является человек:

1)Наземно-воздушная 3) почвенная

2)Водная 4) тела других организмов

3. Среда обитания – это:

1)Большие территории со сходными климатическими условиями, почвами, растениями и животными;

2) Природа, в которой обитает живой организм;

3)Материки, которые заселили живые организмы;

4.В водной среде достаточно:

1)Света и кислорода 3) воды и света

2)Кислорода и воды 4) воды и тепла

5. Обитателем какой среды является акула:

1)Наземно-воздушная 3) почвенная

2)Водная 4) тела других организмов

Рефлексия. Ответь на вопросы, выполняя упражнения.

Как ты оцениваешь сегодняшний урок?

Если урок понравился – изобрази мимикой (улыбнись широко)!

Если урок хороший – изобрази мимикой (улыбнись)!

Если урок не понравился – изобрази мимикой (сделай грустное лицо)!

Какое задание тебе понравилось?

1 задание – возьмитесь за правое ухо.

2 задание – возьмитесь за левое ухо.

3 задание – возьмитесь за нос правой рукой.

4 задание – возьмитесь за нос левой рукой.

5 задание – хлопни в ладоши.

Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

«5» - подними правую руку!

«4»- подними левую руку!



Приложение 2

Раздаточный материал

Карточки «Условия среды»

МНОГО КИСОРОДА

ДОСТАТОЧНО

МНОГО ВЛАГИ

ПОСТОЯННАЯ ТЕМПЕРАТУРА

МАЛО СВЕТА


Приложение 3

Раздаточный материал

Карточки «Живые организмы»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий по биологии

Автор: Максименкова Алина Сергеевна

Дата: 20.08.2022

Номер свидетельства: 611925

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "конспект урока "Гигиена  сердечно-сосудистой системы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-gighiiena-sierdiechno-sosudistoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "141764"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418157258"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока биологии "Рефлекторная теория поведения" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-biologhii-riefliektornaia-tieoriia-poviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108671"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403801851"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока "Значение темперамента в профессиональном самоопределении" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-znachieniie-tiempieramienta-v-profiessional-nom-samoopriedielienii"
    ["file_id"] => string(6) "153424"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421003167"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства