Просмотр содержимого документа
«Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий по биологии»
.
Конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий
Длительность урока: 40 мин
Технологическая карта урока:
Тема урока
«Среды обитания живых организмов».
Тип урока
Урок изучения нового материала (формирование новых знаний).
Вид урока
Урок смешанного типа
Цель урока
Изучить три среды обитания живых организмов (наземно-воздушную, водную, почвенную), называть их, распределять живые организмах по средам обитания.
Здоровье сберегающие образовательные технологии, используемые на уроке
1.Условия кабинета соответствующие нормам САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
2.Оптимальный объём информации.
3. Дозированное распределение заданий по степени сложности.
4. Смена видов деятельности.
5. Проведение динамической паузы и релаксации.
6. Благоприятный эмоционально-психологический климат вовремя урока.
7. Индивидуально-личностный подход к учащимся.
8.Рациональное использование технических средств обучения.
Задачи урока
Ученик научится:
-давать характеристику средам обитания живых организмов;
-определять представителей этих сред обитания.
Ученик получит возможность научиться:
-самостоятельно или в группах заполнять таблицу «Характеристика сред обитания» используя материал учебника.
Метапредметные результаты:
-группировка живых организмов по средам обитания;
-установление причинно-следственных связей;
-развитие поисково-информационных умений.
Личностные результаты:
-формирование устойчивого положительного отношение к каждому живому организму наЗемле;
-самоопределение при выборе домашнего задания;
- формирование положительного отношения к кратковременным физическим упражнениям
Предметные умения
УУД
-давать характеристику средам обитания живых организмов;
-определять представителей этих сред обитания;
-самостоятельно заполнять таблицу «Характеристика сред обитания» используя материал учебника.
1. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную цель учебной деятельности.
2. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
3. Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в группе; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).
Подведение итогов, рефлексия учебной деятельности домашнее задание
Ребята, какова тема нашего урока? Как вы считаете, мы достигли поставленных целей? Что нового вы сегодня узнали?
- Ответьте на вопросы.
Рефлексия.
Задачи этапа:
— организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
— учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
— намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Отвечают на вопросы:
- Что такое среда обитания?
- С какой средой познакомились?
- Назовите особенности наземно–воздушной среды обитания.
Рефлексияпроводится в форме физминутки.
Конспект урока
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Учитель: Добрый день ребята. Я рада снова видеть вас! Хорошего вам настроения и успехов! Прежде чем мы начнем урок, нам необходимо поприветствовать друг друга. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.
Учитель: Перед вами на партах лежит «Рабочий лист» (приложение 1), в ходе урока мы будем его заполнять. В конце урока вы сдадите свои работы, и каждый получит хорошую оценку за работу в «Рабочем листе» и на уроке. Подпишите листы, указав фамилию, имя и класс. Выполняем задания.
Задание №1. Вставить пропущенные буквы в слова: гри…, бе…позвоночные, р…стения, ж…вотные, нас…комые.(слайд №1).Индивидуальная работа.
Задание №3. Найдите лишнее и объясните почему (слайд №2).Фронтальная работа
1 рыбы, звери, черви, птицы
2 щука, сом, дельфин, лещ.
Учитель подводит итог о многообразии мира живых организмов и обращает внимание учащихся на экран (слайд №3). Предлагает подумать, почему эти организмы оказались в одной группе. (Обсуждение, выделение признаков, ответы детей по слайду №3).
АИСТ, окружает воздух?ТИГР, СТРЕКОЗА, ЗМЕЯ
КИТ, окружает вода (живут в воде)?КАРАСЬ, ПИЯВКА, ВОДОРОСЛИ
КРОТ, живут в почве (окружает почва)?КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА ЖУКА, ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ
После работы с экраном учитель прерывает урок на микропаузу при утомлении глаз - Учащиеся поднимают голову вверх, не поворачивая головы, глазами рисуют облако. Затем медленно опускают голову вниз, мысленно провожая на землю падающие из облака капли дождя.
***В течение урока микропауза повторяется несколько раз с целью предупреждения утомления и для активизация внимания учащихся.
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
Учитель: Давайте прочитаем и запишем тему нашего урока в тетради. (слайд №4) Предложите цель нашего урока.
Учащиеся: Сами ставят цель по аналогии с прошлой темой.
-изучить среды обитания и их характеризовать;
-познакомиться со средами обитания и их обитателями;
-формирование представлений о средах обитания и живых организмах населяющих эти среды.
Учитель: Дает задание ученикам прочитать в слух и записать в тетради определение «Среда обитания – всё то, что окружает живой организм и оказывает на него влияние». (слайд №5)
Учитель: Я прилагаю разделиться на 3 группы, ведь столько у нас сред обитания (группы формируются по желанию). (слайд № 6 ) Попробуем охарактеризовать условия, характеризующие каждую из этих сред. Обратитесь, пожалуйста, к материалу учебника и выберите условия, характеризующие вашу среду. (Групповая работа)
Задание 4.Заполнить таблицу «Характеристика сред обитания» (слайд №7)(приложение 1)
Учащиеся: По одному представителю от каждой группы помещают необходимые карточки (приложение 2)(характеристика среды) в таблицу на доске.
Учитель: Мы с вами на уроке биологии говорим о средах обитания, а как вы думаете, в какой среде обитания живет бабочка?
Учащиеся: Бабочка обитает в наземно-воздушной.
Учитель прерывает урок на физкультминутку «БАБОЧКА» - (Флеш моб).
***на развитие речи; снятие признаков утомления, усталости; снятие застойных явлений, вызываемых продолжительным сидением за столом, (отдых утомленным мышцам, органам зрения и слуха); поддержание работоспособности.
Вместе проговариваем (заучиваем) и выполняем упражнения под музыку.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Задание 5.Каждая группа должна разместить на доске живые организмы по средам обитания. На учительском столе лежат карточки с живыми организмами.
(приложение № 3)
ЭТАП 3. Проверка полученных результатов. Коррекция.
Учитель: Предлагает сыграть в игру «Третий лишний». (слайды 8,9) Фронтальная работа
Учащиеся: Смотрят на экран, находят лишнее животное. Под каким номером лишнее животное, столько раз ребята хлопают в ладоши. Объясняют свой выбор.
После проведения работы учитель прерывает урок на динамическую паузу «Да, нет» на координацию движений, на внимание, эмоциональную разгрузку.
Отвечая на вопросы, хлопаем или топаем: "Нет" - хлопают перед собой в ладоши; "Да"- двумя руками хлопают по коленям — правая по левому, левая — поправому.
-Крот обитает в наземно-воздушной среде? (нет)
-В водной среде недостаточно кислорода? (да)
-Осетр обитает в водной среде? (да)
-В почвенной среде достаточно света? (нет)
-Капуста Ламинария растет в наземно-воздушной среде? (нет)
ЭТАП 4. Подведение итогов, рефлексия учебной деятельности, домашнее задание.
Учитель: Ребята, какова тема нашего урока? Как вы считаете, мы достигли поставленной цели? Что нового вы сегодня узнали?
Учащиеся: Отвечают на дополнительные вопросы:
- Что такое среда обитания?
- С какими средами вы познакомились?
- Назовите особенности наземно – воздушной среды обитания.
Учитель: Сегодня на уроке мы хорошо поработали, узнали много нового. Благодарю вас за работу. Давайте друг другу поаплодируем.
Рефлексия проводится в форме физминутки.
Учащиеся: Отвечают на вопросы, выполняя упражнения.(слайд №10)
Как ты оцениваешь сегодняшний урок?
Если урок понравился – изобрази мимикой (улыбнись широко)!
Если урок хороший – изобрази мимикой (улыбнись)!
Если урок не понравился – изобрази мимикой (сделай грустное лицо)!
Какое задание тебе понравилось?
1 задание – возьмитесь за правое ухо.
2 задание – возьмитесь за левое ухо.
3 задание – возьмитесь за нос правой рукой.
4 задание – возьмитесь за нос левой рукой.
5 задание – хлопни в ладоши.
Как ты оцениваешь свою работу на уроке?
«5» - подними правую руку!
«4»- подними левую руку!
Домашнее задание (творческое):
Придумать и нарисовать фантастическое животное, которое может обитать в нескольких средах обитания.
Подумать, как оно приспособилось к условиям обитания?
Придумать три упражнения для этого животного, чтобы оно было здоровым (на следующем уроке показать).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
«РАБОЧИЙ ЛИСТ»
Тема: Среды обитания живых организмов.
Класс_______
Фамилия имя___________________________________________
Выполни задания.
Задание №1 вставить пропущенные буквы в слова:гри…, бе…позвоночные, р…стения, ж…вотные, нас…комые.
Задание №2 распределить живые организмы по царствам