Вопрос: Как вы думаете, что нужно человеку , чтобы быть в жизни успешным, уверенным, обеспеченным.
Ответ: профессия, которая приносит удовлетворение и материальное обеспечение.
Статистика показывает, что 75% россиян не удовлетворены своей работой. Одна из причин – неправильный выбор. Чтобы получить профессию, надо учиться. На это уходит время и немалые материальные затраты. Получив профессию, человек начинает работать и вдруг оказывается, что это не “его”, или, как говорят, душа не лежит к работе.
Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку.
Где-то есть спрос на энергичных, подвижных, мобильных сотрудников, а где-то нужны неторопливые, сдержанные, склонные к глубокому анализу люди. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к скорости работы, умению быстро переключаться с одного вида деятельности к другому.
Выбор профессии зависит от многих факторов:
От востребованности профессии на рынке труда,
от твоих интересов,
склонностей и способностей
и, в большей степени, от психических особенностей нервной системы
от темперамента.
И так, сегодня мы будем говорить о темпераменте и его значении в жизни и деятельности человека. Запишите тему нашего урока: (слайд 2)
«Значение темперамента в профессиональном самоопределении».
Мы с вами поговорим о типах темперамента и о том, как учитывать его особенности при выборе своей будущей деятельности. (слайд 3)
Что же такое темперамент? (слайд 4)Давайте дадим определение
ТЕМПЕРАМЕНТ – это тип нервной системы, который складывается из общей активности человека, его двигательных проявлений и эмоциональности. (запись)
Что означает активность человека и его двигательные проявления?
Общаясь в кругу семьи или с друзьями, вы наверное замечали: кто-то общительный и подвижный, кто-то очень подвижный, другой всегда спокоен, а кто-то слишком медлителен. То есть, мы все разные.
Это и есть проявление особенностей темперамента каждого человека.
Свойства темперамента зависят от врожденных качеств нервной системы. Темперамент неизменен, дается человеку с рождения и остается неизменным до конца жизни.
Значение этих слов таково. Гиппократ считал, что в теле человека присутствуют 4 вида жидкостей: кровь, слизь, желтая и черная желчь, и они влияют на психические процессы, которые происходят в организме человека. Названия этих жидкостей и легли в основу определения типов темпераментов. Однако, в чистом виде типы темпераментов встречаются крайне редко. Но один из типов всегда будет преобладающим. Сейчас я предлагаю определить, какой тип темперамента у каждого из нас. Для этого мы выполним небольшой тест. (слайд 6). Вам предлагается по порядку восемь утверждений. Вы обдумываете эти утверждения на степень согласия с ним.
Знак полного согласия – 10 баллов.
Знак полного несогласия – 0 баллов.
Возможны частичные согласия, которые оцениваются любым баллом от 1 до 9.
Сами утверждения писать не нужно.
Тест Русалова
Перед каким либо важным событием я начинаю нервничать.
Я работаю неравномерно, рывками.
Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
Если нужно, я могу спокойно ждать.
Мне нужнысочуствие и поддержка.
С равными я не сдержан, вспыльчив.
Мне не трудно сделать выбор.
Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.
Номер предложения
1
2
3
4
5
6
7
8
Оценочный балл
Генотип
М
Х
Ф
С
М
Х
Ф
С
М=1+5
Х=2+6
С=4+8
Ф=3+7
СФМХ – формула генотипа (пример)
В таблице под номером предложения вы ставите свой оценочный балл.
(Тестирование)
Анализируем результаты.
Находим суммы оценочных баллов по генотипам: М,Х,Ф,С.
М=1+5=?
Х=2+6=?
Ф=3+7=?
С=4+8=?
(ученики вычисляют свои суммы)
Располагаем суммы в порядке убывания и затем заменяем числа соответствующими символами.
Например, у кого- то получилось СФМХ.
Генотип этого человека можно описать так:
Этот человек является сангвиником, но в нем есть и черты флегматика, меланхолика и, в меньшей степени, холерика.
Итак, каждый из вас получил приоритетную формулу своего генотипа.
Выделите ее, мы к ней еще вернемся, а теперь давайте рассмотрим особенности типов темпераментов. ( слайд 7)
ХОЛЕРИК – вспыльчивый, безудержный, подвижный, самоуверенный, суетливый, инициативный, способный отдаваться делу с исключительной страстью, но не уравновешенный, склонный к резким сменам настроения.
САНГВИНИК – уравновешенный, подвижный, увлеченный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.
ФЛЕГМАТИК – невозмутимый, спокойный, расчетливый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним проявлением душевных состояний.
МЕЛАНХОЛИК – нерешительный, легко ранимый, чувствительный, предусмотрительный, запасливый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее (слайд 8)
Нет плохих или хороших темпераментов!
Сильным, добрым и вежливым или трусливым, подлым и грубым человек может быть при любом типе темперамента.
В мире было много гениев, талантливых людей, великих полководцев, знаменитых писателей, художников и музыкантов с разными типами нервной системы. Давайте вспомним некоторых из них.
(слайды 9.10.11.12.)
Х – Пушкин , Менделеев, Петр 1, Ленин.
С – Наполеон, Жуков, Герцен.
Ф – Крылов, Кутузов, Герцен.
М – Лермонтов, Чайковский, Гоголь, Блок.
А теперь, исходя из формулы своего темперамента, попробуйте определить, какие бы профессии вам подошли.
Ответ учащихся
Давайте посмотрим перечень профессий, который подходит к различным типам темперамента.
(слайды 14,15,16,17)
Предлагаю Вам выполнить небольшую практическую работу – установите соответствие типов темперамента к прилагаемым свойствам нервной системы человека.
(слайд 18) проверка
Итак, ребята, наш урок незаметно подошёл к концу.
Что нового для себя вы узнали на этом уроке?
Что называют темпераментом?
Типы темперамента?
Для чего нужно знать свой тип темперамента?
Итак, теперь мы с вами знаем, как важно знать особенности своего темперамента для выбора своей будущей профессии.
(слайд 19)Вашим родителям, вашим близким и мне тоже очень хочется, чтоб каждый из вас нашел свою правильную дорогу в жизни, которая принесет вам благополучие и счастье.
Домашнее задание: выполнить презентацию об одной из рабочих профессий (описание профессии, требования, предъявляемые к человеку, где можно получить профессию). Профессию подобрать с учетом своего темперамента.
И мне хотелось бы закончить урок такими замечательными стихамиВ.Лифшица «Труд»(слайд 21)
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
При выходе из класса, прикрепите пожалуйста смайлики на магнитную доску.
Урок понравился, все было понятно- улыбающийся смайлик
Урок понравился, но не все было понятно-грустный смайлик