kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Строение и функции скелетных мышц".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Строение и функции скелетных мышц

Цель урока: Изучить строение скелетных мышц

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Строение и функции скелетных мышц".»

8 класс

Тема урока: Функции и особенности строения скелетных мышц

Цель урока: Изучить строение скелетных мышц

Задачи:

Обучающие: раскрыть особенности о микро- и макроскопическом строении мышц; способ прикрепления мышц к скелету; выявить основные функции мышц, познакомить с классификацией мышц, выяснить значение физических упражнений.

Развивающие: развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал; расширить образовательное пространство.

Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни.

Тип урока: комбинированный (получение новых знаний, с опорой на знания предыдущих уроков)

Методы и приемы, способствующие достижению планируемых результатов: словесные (беседа), наглядные (таблицы, презентация), практические (выполнение практических заданий на основе текста и презентаций, работа с карточками), поисковые, проблемные.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Ход урока

І. Организационный

Приветствие класса, мотивация учащихся на работу.


II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

- Скажите пожалуйста, что мы изучаем на уроках биологии в этом году?

Ответ: Организм человека.


На доске появляется карточка: ОРГАНИЗМ


- Что такое организм?

Ответ: Это единая система органов, взаимодействующих между собой.


- Какой орган самый важный в организме человека?

Ответ: Его нет, в организме важны все органы.


- Из чего же состоит организм?

Ответ: Из клеток.


- Что такое клетка?

Клетка – элементарная единица всего живого, поэтому ей присущи свойства живых организмов: обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, регенерация и другие свойства.


- Что значит «Деятельность организма»?

- Деятельность организма - это

Ответ: сумма жизнедеятельности отдельных клеток.


IIІ. Определение темы урока

- Сейчас мы увидим небольшой фрагмент из м/ф, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

- Демонстрируется фрагмент м/ф «Поликлиника кота Леопольда» (содержание фрагмента: Леопольд посещает рентген-кабинет вместе с мышами, которые заявляют, что они – мыши-цы).


- Что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Ответ: Мышцы.


IV. Проверка домашнего задания

- А в м/ф перед нами действительно были мышцы?

Ответ: Нет, это был скелет.


- А что такое скелет?

Ответ: Скелет — это часть организма.


- Из каких частей состоит скелет?

Ответ: Скелет = череп + скелет туловища + скелет верхних конечностей + скелет нижних конечностей.


- Какие Функции выполняет скелет?

Ответ: - Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов — мозга, легких, сердца, кишечника и т.д..


- Проверим изученный материал

Биологический диктант код (на экране)

а) Грудная клетка

б) Позвоночник

в) Скелет верхних конечностей

г) Мозговой отдел черепа

д) Пояс верхних конечностей

е) Скелет нижних конечностей

ж) Лицевой отдел черепа

з) Пояс нижних конечностей


1. Отдел является стержнем, опорой для всего скелета

2. Отдел скелета, в который входят скуловые и новые кости

3. Отдел скелета, выполняющий защитные функции по отношению к головному

мозгу

4. Отдел скелета, в который входят лучевые и плечевые кости

5. Отдел скелета, в который входят кости таза

6. Отдел является опорой для скелета верхних конечностей

7. Отдел скелета, в который входят бедренные кости

8. Отдел скелета, в который входят рёбра и грудина


Ответы: 1 – б; 2 - ж; 3 - г; 4 - в; 5 - з; 6 - д; 7 - е; 8 - а.

Критерии оценивания: 1 - 3 – «2»; 4 – 5 – «3»; 6 – 7 – «4»; 8 – «5»

V. Изучение нового материала

- Сегодня я расскажу вам одну древнюю индийскую сказку о сороконожке.

«Однажды молодая весёлая сороконожка красиво танцевала. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя ловкости её движений. И вдруг она спросила плясунью: «Не объяснишь ли мне, дорогая, как тебе удаётся так замечательно распоряжаться всеми своими ногами? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимется первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается когда поднимается 7? И что в это время делают 9 и 21?» Сороконожка остановилась и задумалась. Ей и в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей и самой стало любопытно: как же поступает она, в самом деле? Какую ножку надо поднять, чтобы продолжить танец? Но этого она не знала. Чем больше она об этом думала, тем больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной на радость старой жабе»


- А как это делаем мы? Давайте попробуем в этом разобраться.


Говоря доступным языком, сокращение мышц происходит под воздействием нервных импульсов, которые активируют нервные клетки спинного мозга – мотонейроны, ответвления которых — аксоны подведены к мышце. Если разобраться подробнее, то внутри мышцы аксон разделяется и образует сеть ответвлений, которые, подобно электрическим контактам, «подсоединены» к мышечной клетке. Посредством таких контактов и осуществляется сокращение мышц.

Получается, что каждый мотонейрон управляет группой мышечных клеток. Такие группы получили название – нейромоторные единицы, благодаря которым человек может задействовать в работе часть мышцы. Поэтому, мы можем сознательно контролировать скорость и силу сокращения мышц.


- Попробуйте сформулировать тему урока и его цель.

Ответ: Строение и функции скелетных мышц

Цель урока: Изучить строение и функции скелетных мышц


- Какую систему человека составляют кости скелета, их соединения и мышцы.

Ответ: Опорно - двигательную систему.


- Какую часть опорно - двигательной системы составляют кости скелета?

Ответ: Пассивную


- Дополните предложение…

Мышцы – это активная часть опорно-двигательной системы.


- Мышц в организме человека насчитывается от 400 до 600 и почти все они парные. Мышцы разнообразны по строению и форме, свойствам и функциям.


- Название «мышца» произошло от лат. слова «мускулюс», что в переводе значит «мышь» связано это с тем, что учёные наблюдая сокращения скелетных мышц заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.


- Так что, в нашем мультфильме, с которого мы начали урок, мышки были почти правы, когда заявили, что они «мыши-цы»!


- Дадим определение мышцам и запишем это в тетради.

Мышцы или мускулы (от лат. musculus — мышка, маленькая мышь) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. (записываем в тетрадь)


- И сегодня на уроке нам предстоит узнать:

- Какие мышцы есть в организме? Как они устроены? Где расположены?

- Кто знает мне поможет, а кто не знает, попробуем разобраться.


- А знаете ли вы, что 30-35% массы тела в среднем - это мускулатуры или мышечная ткань. Что у плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося 17, следовательно, смеяться энергетически выгодней.


- Мышцы выполняют функцию движения. Они осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают мимику и образование звуков. Мышцы вместе со скелетом придают форму телу, удерживают его в равновесии и перемещают в пространстве. Защищают внутренние органы.


- Существует несколько видов мышечной ткани гладкая, поперечно - полосатая, сердечная


- Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?

Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах.


- Работа с учебником с. 109-110.

- О функциях, общей характеристике и строении скелетных мышц прочитаем в учебнике с. 109-110 по абзацу.


- Самостоятельная работа в РТ с. 46, задание 1 п. 22.


- Основные группы мышц с. 110-113, РТ с. 47 задание 3.


- Самостоятельная работа в РТ с. 110-113, РТ с. 47 задание 3.


VI. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Вопросы для повторения и обсуждения.

- Какую роль скелетные мышц выполняют в ра­боте опорно-двигательной системы и всего организма?

- Как устроена скелетная мышца?

- Работа с иллюстрацией: учитель показывает мышцу, учащиеся называют, к какой группе она относится.

Закончи предложение:

  1. Мышцы это... (активная часть опорно-двигательного аппарата)

  2. Мышца состоит из ….( поперечно-полосатых мышечных волокон)

  3. Мышечное волокно состоит из … (миофибрилл)

  4. Мышечные волокна делятся на два типа … (белые и красные мышечные волокна)



Скелетные мышцы выполняют следующие функ­ции: (учащиеся самостоятельно записываю функции)


  1. удерживают положение тела и его частей в пространстве;

  2. обес­печивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);

  3. перемещают части тела друг от­носительно друга;

  4. осуществляют дыхательные и глотательные движе­ния;

  5. участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;

  6. вы­рабатывают тепло;

  7. преобразуют химическую энергию в механическую.


VII. Домашнее задание

Изучить материал учебника п. 22, с. 109-114, подготовить сообщение на тему «Значение тренировки мыщц»

VIIІ. Подведение итогов урока

4.2. Группы мышц, их функции

По расположению на теле человека мышцы можно разделить на три основные группы: мышцы головы, мышцы туловища и мышцы конечностей (демонстрация 4 и 5 слайдов «Основные группы мышц» рисунок + таблица).

Мышцы головы делятся (по функциям) в свою очередь на два типа. Жевательные мышцы приводят в движение нижнюю челюсть (благодаря креплению к черепу и нижней челюсти). Мимические мышцы крепятся к коже лица, формируя мимику человека (борозды и складки). Они расположены вокруг ротового, носовых отверстий, глазниц и наружного слухового прохода (демонстрация 6 слайда «Мышцы головы»).

Мышцы шеи удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи, а также процессов глотания и произнесения звуков.

Мышцы туловища (мышцы грудных стенок, живота и спины). Межрёберные мышцы и диафрагма, изменяют объём грудной клетки, играют важную роль в дыхании. Мышцы живота образуют стенки брюшной полости, в которой находятся многие внутренние органы (защита). Сокращаясь, участвуют в сгибании позвоночника, в дыхательных движениях, влияют на работу внутренних органов. В области спины мышцы расположены в несколько слоёв. Большинство из них участвуют в движении позвоночника назад (разгибании) и в стороны (глубоки мышцы спины). Поверхностные мышцы туловища (трапециевидная и широчайшая мышца спины) участвуют в движении головы, верхних конечностей и грудной клетки.

Мышцы пояса верхних конечностей приводят в движение руку в плечевом суставе. Важнейшая среди них дельтовидная – отвод руки до горизонтального положения при сокращении. Двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе, а трёхглавая – разгибает. Мышцы, сгибающие, разгибающие и поворачивающие бёдра, начинаются на тазовых костях, другим же концом крепятся к бедренной кости. Например, большая ягодичная мышца разгибает бедро в тазобедренном суставе. Портняжная мышца самая длинная (до 50 см) располагается на бедре. Четырёхглавая мышца бедра разгибает голень в коленном суставе и сгибает бедро в тазобедренном суставе (демонстрация 7 слайда «Мышцы туловища и конечностей»).

Рефлексия «Плюс – минус – интересно»

Для письменного выполнения учащимся предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: "Строение и функции скелетных мышц".

Автор: Цыганова Наталья Павловна

Дата: 10.12.2019

Номер свидетельства: 531363

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по теме: "Строение и функции скелетных мышц"."
    ["seo_title"] => string(60) "konspekt_uroka_po_teme_stroenie_i_funktsii_skeletnykh_myshts"
    ["file_id"] => string(6) "531359"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1576002791"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по теме: "Функции и строение скелетных мышц""
    ["seo_title"] => string(60) "konspekt_uroka_po_teme_funktsii_i_stroenie_skeletnykh_myshts"
    ["file_id"] => string(6) "531691"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1576175585"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока по биологии на тему "Вслед за нервным импульсом" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-biologhii-na-tiemu-vslied-za-niervnym-impul-som"
    ["file_id"] => string(6) "106532"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403027312"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства