Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Функции и строение скелетных мышц"»
8 класс
Тема урока: Функции и особенности строения скелетных мышц
Цель урока: Изучить строение скелетных мышц
Задачи:
Обучающие: раскрыть особенности о микро- и макроскопическом строении мышц; способ прикрепления мышц к скелету; выявить основные функции мышц, познакомить с классификацией мышц, выяснить значение физических упражнений.
Развивающие: развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал; расширить образовательное пространство.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
І. Организационный
Приветствие класса, мотивация учащихся на работу.
II. Актуализация опорных знанийи мотивация учебной деятельности
- Скажите пожалуйста, что мы изучаем на уроках биологии в этом году?
На доске появляется карточка: ОРГАНИЗМ
- Что такое организм?
- Какой орган самый важный в организме человека?
- Из чего же состоит организм?
- Что такое клетка?
Клетка – элементарная единица всего живого, поэтому ей присущи свойства живых организмов: обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, регенерация и другие свойства.
- Что значит «Деятельность организма»?
- Деятельность организма - это
IIІ. Определение темы урока
- Сейчас мы увидим небольшой фрагмент из м/ф, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
- Что же мы будем изучать сегодня на уроке?
IV. Проверка домашнего задания
- А в м/ф перед нами действительно были мышцы?
- А что такое скелет?
- Из каких частей состоит скелет?
- Какие Функции выполняет скелет?
- Проверим изученный материал
V. Изучение нового материала
- Сегодня я расскажу вам одну древнюю индийскую сказку о сороконожке.
«Однажды молодая весёлая сороконожка красиво танцевала. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя ловкости её движений. И вдруг она спросила плясунью: «Не объяснишь ли мне, дорогая, как тебе удаётся так замечательно распоряжаться всеми своими ногами? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимется первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается когда поднимается 7? И что в это время делают 9 и 21?» Сороконожка остановилась и задумалась. Ей и в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей и самой стало любопытно: как же поступает она, в самом деле? Какую ножку надо поднять, чтобы продолжить танец? Но этого она не знала. Чем больше она об этом думала, тем больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной на радость старой жабе»
- А как это делаем мы? Давайте попробуем в этом разобраться.
- Какую систему человека составляют кости скелета, их соединения и мышцы.
- Какую часть опорно - двигательной системы составляют кости скелета?
- Дополните предложение…
Мышцы – это активная часть опорно-двигательной системы.
- Мышц в организме человека насчитывается от 400 до 600 и почти все они парные. Мышцы разнообразны по строению и форме, свойствам и функциям.
- Название «мышца» произошло от лат. слова «мускулюс», что в переводе значит «мышь» связано это с тем, что учёные наблюдая сокращения скелетных мышц заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.
- Так что, в нашем мультфильме, с которого мы начали урок, мышки были почти правы, когда заявили, что они «мыши-цы»!
- Дадим определение мышцам и запишем это в тетради.
Мышцы или мускулы (от лат. musculus — мышка, маленькая мышь) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. (записываем в тетрадь)
- И сегодня на уроке нам предстоит узнать:
- Какие мышцы есть в организме? Как они устроены? Где расположены?
- Кто знает мне поможет, а кто не знает, попробуем разобраться.
- Мышцы выполняют функцию движения. Они осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают мимику и образование звуков. Мышцы вместе со скелетом придают форму телу, удерживают его в равновесии и перемещают в пространстве. Защищают внутренние органы.
- Существует несколько видов мышечной ткани гладкая, поперечно - полосатая, сердечная
- Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?
Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах.
- Работа с учебником с. 109-110.
- О функциях, общей характеристике и строении скелетных мышц прочитаем в учебнике с. 109-110 по абзацу.
- Самостоятельная работа в РТ с. 46, задание 1 п. 22.
- Основные группы мышц с. 110-113, РТ с. 47 задание 3.
- Самостоятельная работа в РТ с. 110-113, РТ с. 47 задание 3.
VI.Обобщение, систематизация и контрользнаний и умений учащихся
• Вопросы для повторения и обсуждения.
- Какую роль скелетные мышц выполняют в работе опорно-двигательной системы и всего организма?
- Как устроена скелетная мышца?
• Закончи предложение:
Мышцы это... (активная часть опорно-двигательного аппарата)
Мышца состоит из ….( поперечно-полосатых мышечных волокон)
Мышечное волокно состоит из … (миофибрилл)
Мышечные волокна делятся на два типа … (белые и красные мышечные волокна)
• Скелетные мышцы выполняют следующие функции: (учащиеся самостоятельно записываю функции)
удерживают положение тела и его частей в пространстве;
обеспечивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);
перемещают части тела друг относительно друга;
осуществляют дыхательные и глотательные движения;
участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;
вырабатывают тепло;
преобразуют химическую энергию в механическую.
VII. Домашнее задание
Изучить материал учебника п. 22, с. 109-114, подготовить сообщение на тему «Значение тренировки мыщц»