kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Многообразие насекомых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Многообразие насекомых" составлен на основе технологии деятельностного метода "Школа 2000." технологический уровень Л.Г. Петерсон.

Содержание урока: многообразие и значение насекомых. Выделение основных признаков отрядов класса Насекомые по составленному плану. Объяснение значения насекомых.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Многообразие насекомых"»

Урок биологии в 10зII классе по теме "Многообразие насекомых".


Федорова Юлия Алексеевна,

учитель биологии

ГОБОУ «АШИ № 4»

города Великий Новгород


Цели:

Обучающийся умеет:

- выделять основные признаки отрядов класса Насекомые, используя текст;

- оценивать свой результат, сравнивая с образцом.

Содержание: Многообразие и значение насекомых. Выделение основных признаков отрядов класса Насекомые по составленному плану. Объяснение значения насекомых.

Технология: Технология деятельностного метода «Школа 2000…» (технологический уровень) Л. Г. Петерсон

Демонстрационный материал:


Д I. План описания класса Насекомые.

План описания класса Насекомые:

1. Представители.

2. Особенности внешнего строения:

-отделы тела

-конечности

-крылья

-ротовой аппарат

3. Тип превращения.

4. Особенности внутреннего строения.

Д II. Понятие « отряд », отряды насекомых.

Отря́д, в биологии — таксономическая категория (ранг) в систематике животных. В отряды (иногда сначала в подотряд) объединяют родственные семейства. Напр., семейства божьи коровки, мягкотелки, жужелицы и др. образуют отряд жесткокрылых (жуков). Близкие отряды составляют класс, иногда сначала надотряд.

Самым простым в систематике насекомых является определение отрядов. В качестве основных особенностей используются признаки: наличие и строение крыльев, тип ротового аппарата, тип развития, особенности внешнего строения.

Отряды насекомых:

- Жесткокрылые (жуки);

- Чешуекрылые (бабочки);


Д III. План описания отрядов насекомых.

План описания отряда класса Насекомые:

1. Представители.

2. Особенности внешнего строения:

- крылья (число и внешний вид).

- ротовой аппарат.

3. Тип превращения.

4. Значение.


Д IV. Коллекции и таблицы представителей класса Насекомые.

Д V. Эталон для самопроверки

Отряд Жесткокрылые.

1. Представители: долгоносики, долготелы, вертячки, усачи, рогачи, бронзовки, листоеды, жуки-светляки и другие.

2.Особенности внешнего строения:

- крылья (число и внешний вид): у большинства жуков имеется две пары крыльев. Передние превращены в толстые надкрылья. Задние крылья широкие и перепончатые.

- ротовой аппарат: ротовые органы грызущие, иногда недоразвиты.

3. Тип превращения: развитие с полным превращением.

4. Значение: многие виды серьезно вредят на посевах сельскохозяйственных культур. Жуки-кожееды повреждают продукты питания, а также мех и кожу. Многие дровосеки, златки и короеды являются стволовыми вредителями. Представители двух семейств ведут эктопаразитический образ жизни. Хищные виды жуков участвуют в регуляции численности растительноядных насекомых. Жуки-мертвоеды выполняют санитарные функции. Некоторые виды жуков используются для биологической борьбы с вредителями.

Д VI. Эталон для самопроверки

Отряд Чешуекрылые

1. Представители: моли, мешочницы, орнитоптеры, морфиды, бражники, стеклянницы, павлиноглазки, волнянки и другие.

2.Особенности внешнего строения:

- крылья (число и внешний вид): у большинства видов развиты две пары крыльев; крылья покрыты чешуйками, содержащими разнообразные пигменты.

- ротовой аппарат: ротовые органы, как правило, сосущие, при этом нижние челюсти преобразованы в длинный сосательный хоботок; ротовые органы гусениц (личинок) грызущие.

3. Тип превращения: развитие с полным превращением.

4. Значение: большинство бабочек является опылителями цветковых растений. Некоторые являются вредителями сельского и лесного хозяйства. Тутовый шелкопряд одомашнен человеком.


Д VII. Домашнее задание:

Домашнее задание:

Параграф 47. С. 178-183. Вопросы с. 183.

Сообщение «Образ жизни общественных насекомых»


Д VIII. Правило работы в группе.

Правило работы в группе.

1. Один говорит, другие слушают.

2. Свое несогласие высказывай вежливо.

3. Если не понял, переспроси.

4. Не согласен - предлагай!


Раздаточный материал

Р 1.Текст. Отряд Жесткокрылые

ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ (250 000 видов) (жуки), наиболее многочисленный отряд насекомых, включающий более 180 семейств, всего около 250 тыс. видов. Разделяется на два подотряда — хищных и разноядных. Встречаются повсеместно, от полярных областей до тропиков. Размеры варьируют от 0,25 мм, как у грибного мелкотела из семейства перистокрылок, до 18 см, как у самца жука-геркулеса из семейства пластинчатоусых. Голова круглая, у долгоносиков и некоторых долготелов вытянута в головотрубку. Иногда на голове развиваются разнообразные выросты. Как правило, имеется пара фасеточных глаз. У вертячек каждый из них разделен поперечной перетяжкой на две части. Иногда глаза рудиментарны или отсутствуют. Усики обычно состоят из 11 члеников. Их размеры и форма очень разнообразны. У усачей они в несколько раз превышают длину тела. Ротовые органы грызущие, иногда недоразвиты. У самцов большинства рогачей мандибулы (жвалы) очень крупные и используются как оружие в турнирных боях за самку.

У подавляющего большинства жуков имеется две пары крыльев. Передние превращены в толстые надкрылья. Чаще всего они закрывают все брюшко, реже — только его часть. Задние крылья широкие и перепончатые. В покое они укладываются под надкрыльями. У всех жуков надкрылья при взлете поднимаются вверх и только у бронзовок задние крылья выпускаются через особые выемки по бокам надкрылий. Иногда задние крылья укорочены или отсутствуют. Ноги, как правило, ходильные. У жуков, ведущих роющих образ жизни, передние ноги копательные. У большинства водных жуков задние ноги плавательные. У некоторых листоедов задние ноги прыгательные. Лапки, состоящие из 3-5 члеников, заканчиваются парными коготками. Сегментация брюшка изменчива. Количество стернитов колеблется от 5 до 8, а тергитов — от 7 до 8. Самцы жуков-светляков имеют на конце брюшка органы свечения.

Развитие с полным превращением. Яйца откладывают на листья или в разнообразный субстрат. Самки нередко проявляют заботу о потомстве — охраняют кладку, запасают корм для личинок. Морфология личинок очень разнообразна. У большинства жуков они очень подвижные, с удлиненным телом и ходильными ногами. У некоторых видов личинки малоподвижные, С-образные, с небольшими конечностями, иногда червеобразные. У всех личинок хорошо развита голова, а ротовые органы, как правило, грызущие. Брюшко 10-члениковое. У водных личинок на брюшке расположены трахейные жабры. Личинки питаются разнообразными беспозвоночными животными, органическими остатками, зелеными частями растений, древесиной, пометом и трупами животных; как исключение — эктопаразиты млекопитающих. Количество личиночных стадий у различных видов колеблется от 2 до 7. Куколка свободная. У большинства видов в течение года развивается одно поколение. В северных областях развитие личинок может растягиваться до 2-3 лет. Длительное развитие характерно для стволовых вредителей, жизненный цикл которых длится от 3 до 5 лет.

Многие виды жуков серьезно вредят на посевах сельскохозяйственных культур. Колорадский жук повреждает растения семейства пасленовых, прежде всего картофель. Культурным крестоцветным вредят земляные блошки, корнеплодам и злакам — личинки жуков-щелкунов, или проволочники. Некоторые долгоносики повреждают почки плодовых деревьев. Семенами бобовых питаются личинки зерновок. Жуки-кожееды повреждают продукты питания, а также мех и кожу. Многие дровосеки, златки и короеды являются стволовыми вредителями. Они наносят ощутимый вред лесам и искусственным посадкам древесных пород. Личинки западного майского хруща повреждают корни молодых побегов сосны, уничтожая молодые посадки в лесопитомниках. Представители двух семейств ведут эктопаразитический образ жизни. На выхухоли паразитирует жук-выхухолевик из одноименного семейства, а на бобрах — единственный вид семейства бобровых блох — бобровая блоха.

Хищные виды жуков участвуют в регуляции численности растительноядных насекомых. Жуки-мертвоеды, потребляя трупы животных, выполняют санитарные функции. Некоторые виды жуков используются для биологической борьбы с вредителями. Так, божьих коровок разводят для борьбы с тлей, червецами и щитовками.




Р II. Текст. Отряд Чешуекрылые.

БАБОЧКИ (140 000 видов) (чешуекрылые) , один из наиболее крупных отрядов насекомых. Разделяется на более чем 100 семейств. Распространены всесветно, за исключением областей, занятых ледниками. Самыми мелкими бабочками являются разнообразные моли и мешочницы (размах крыльев 1-2 см), самая крупная — южно-американская совка агриппа, с размахом крыльев в 30 см. Усики разнообразной формы — у дневных бабочек, как правило, булавовидные, у ночных — перистые, пильчатые, гребенчатые или веретеновидные. Фасеточные глаза крупные.

У подавляющего большинства видов развиты две пары крыльев. В полете оба крыла работают совместно за счет сцепления переднего крыла с задним. У самок некоторых пядениц, волнянок и мешочниц крылья укорочены или отсутствуют. Крылья покрыты чешуйками, содержащими разнообразные пигменты. Они образуют на крыльях бабочек яркий и сложный рисунок. Одними из наиболее красивых бабочек мира считаются орнитоптеры, живущие в Новой Гвинее и на Зондских островах. Иногда на крыльях располагаются тонкие, пигментированные только снизу чешуйки. Они называются оптическими, так как в данном случае окраска возникает за счет интерференции света. Оптическая окраска характерна для большинства видов южно-американского семейства морфид.

Ротовые органы, как правило, сосущие, при этом нижние челюсти преобразованы в длинный сосательный хоботок. Только у зубатых молей сохраняется грызущие ротовые органы с хорошо развитыми верхними и нижними челюстями. Некоторые взрослые павлиноглазки, коконопряды и волнянки не питаются из-за редукции ротовых органов. Брюшко девятичлениковое. Из-за питания жидкой пищей у большинства бабочек отсутствует жевательный желудок.

Бабочки раздельнополы, часто с четким половым диморфизмом. Он выражается в различных размерах и окраске самцов и самок. Развитие с полным превращением. Личинки — гусеницы с тремя парами грудных ног и, обычно, с пятью парами ложных ножек на третьем-седьмом сегментах брюшка. Ротовые органы гусениц грызущие. Большинство из них питается зелеными частями растений или древесиной. Гусеницы меховой моли повреждают мех и шерсть, гусеницы вощинной огневки — пчелиные соты.

Большинство бабочек является опылителями цветковых растений. Серьезными вредителями сельского и лесного хозяйства являются непарный и сибирский шелкопряды и шелкопряд-монашенка. Тутовый шелкопряд полностью одомашнен человеком и в диком состоянии не встречается. 104 вида занесено в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП), 53 вида — в Красную книгу России.













Р III. Таблица для самооценки учащихся

Пункты плана

Самооценка

«+» / «-»

1. Представители.


2. Особенности внешнего строения:

- крылья (число и внешний вид)


- ротовой аппарат


3. Тип превращения.


4. Значение.




Оборудование: коллекции и таблицы представителей класса Насекомые, листы A4, учебник «Биология 7 класс» (Пасечник В. В. – М.: Дрофа, 2012.)

ХОД УРОКА


I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Ребята, здравствуйте! Садитесь.

- Давайте решим задачу:

- Приходит лето, и они в великом изобилии заполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни.

-Сегодня мы попытаемся заглянуть в этот таинственный мир, понять его и, может быть, даже полюбить, узнаем об огромном значении этих «крошек» в жизни человека и в живой природе.

– На уроке мы должны познакомиться с классификацией насекомых, изучить основные отряды и черты их строения, образа жизни. Также мы узнаем, какое значение имеют изученные представители беспозвоночных в природе и жизни человека. Хотите их узнать? (Да).

- А как вы узнаете новое на уроке? (Мы сначала повторим то, что понадобится, обобщим, выполним пробное задание, у нас может, не получится, мы остановимся, подумаем и сами опишем отряды насекомых).

- Как вы будете работать? (Самостоятельно).

- Я желаю вам успешного усвоения нового материала!

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке).

- Какой класс типа Членистоногие вы изучали? (Насекомые).

- Выполните задание. Задание: опишите класс Насекомые.

Учащиеся выполняют задание.

- Давайте проверим, все ли у вас получилось?

Учащиеся предъявляют результат выполнения задания.

(Представители: бабочки, пчёлы, шмели, муравьи, стрекозы, тараканы, клопы и другие. Особенности внешнего строения: тело разделено на голову, грудь, брюшко. На груди 3 пары ног и крылья (у большинства). Ротовой аппарат различного типа: грызущий, лижущий, сосущий, колюще-сосущий. Тип превращения: с полным или неполным превращением. Особенности внутреннего строения: органы дыхания – трахеи, кровеносная система – незамкнутая, нервная система – узлового типа, органы выделения – мальпигиевы сосуды).

- Объясните, почему вы считаете, что задание выполнили правильно? (Мы знаем план описания класса Насекомые. Чтобы описать класс насекомых нужно знать представителей, особенности внешнего строения: отделы тела, конечности, крылья (число и внешний вид), ротовой аппарат; тип превращения, особенности внутреннего строения).

На доске появляется план описания класса Насекомые (Д I).

План описания класса Насекомые:

1. Представители.

2. Особенности внешнего строения:

-отделы тела

-конечности

-крылья

-ротовой аппарат

3. Тип превращения.

4. Особенности внутреннего строения.

- Чем отличается развитие насекомых с полным превращением и неполным превращением? (Наличие стадии куколки, у насекомых с полным превращением).

-Приведите примеры насекомых, развитие которых происходит с полным превращением. (Бабочки, пчелы, жуки, муравьи, мухи)

-Приведите примеры насекомых, развитие которых происходит с неполным превращением. (Тараканы, саранча, клопы, стрекозы)

На доске появляется определение « отряд », отряды насекомых. (Д II)

Отря́д, в биологии — таксономическая категория (ранг) в систематике животных. В отряды (иногда сначала в подотряд) объединяют родственные семейства. Напр., семейства божьи коровки, мягкотелки, жужелицы и др. образуют отряд жесткокрылых (жуков). Близкие отряды составляют класс, иногда сначала надотряд.

Самым простым в систематике насекомых является определение отрядов. В качестве основных особенностей используются признаки: особенности внешнего строения: крылья (число и внешний вид), ротовой аппарат, тип превращения, значение.

Отряды насекомых:

- Жесткокрылые (жуки);

- Чешуекрылые (бабочки);





- Какое задание вы должны выполнить? (Задание на пробное действие).

- Составьте план описания отряда класса Насекомые.

Учащиеся выполняют задание.

- А теперь поднимите руку, у кого получилось составить план описания отряда класса Насекомые?

- А теперь поднимите руки, кто не смог выполнить задание?

- Вы уверены, что составили план описания отряда класса Насекомые правильно? Вы можете обосновать ваши результаты?

III. Выявление причины затруднения и постановка цели.

- Обсудите, пожалуйста, в парах, в чем затруднения?

- Что вы не можете сделать и почему? (Мы не можем, обосновать свои ответы, мы не умеем выделять основные признаки отрядов насекомых).

- Вы, молодцы, и постарались выполнить задание, но у вас у всех возникли разные затруднения, но учения без затруднений не бывает.

-Какую цель мы сформулируем сегодня на уроке? (Выделять основные признаки отрядов класса Насекомые).

- Предложите формулировку темы урока. (Многообразие насекомых).

- Запишем тему урока в тетрадь.

- Что нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели? (Составить план описания отряда класса Насекомые).

- Как будем действовать, чтобы составить план описания отряда класса Насекомые? (Работать в группе.)

IV. Проблемное объяснение нового знания.

- Предложите, как вы будете действовать, если у вас есть план описания класса Насекомые I) и текст в учебнике (С. 178-183). (Прочитаем текст, используя план описания класса Насекомые, попробуем описать отряды Насекомых, если что-то не совпадёт по ходу работы, то подумаем, внесём изменения в разрабатываемый план описания отряда класса Насекомые, сделаем вывод).

- Запишем план дальнейшей работы:

1. Используя план описания класса Насекомые и текст в учебнике, сравнить способы описания класса и отряда, сделать вывод.

2. Составить план описания отряда класса Насекомых.

3. Потренироваться применять план описания отрядов Насекомых на различных заданиях.

- Работаете в группе. Результаты оформляете на листах. Давайте вспомним правила работы в группе. (Один говорит, другие слушают, свое несогласие высказывай вежливо, если не понял, переспроси, не согласен - предлагай!)


На доске появляется правило работы в группе VIII).

Правило работы в группе.

1. Один говорит, другие слушают.

2. Свое несогласие высказывай вежливо.

3. Если не понял, переспроси.

4. Не согласен - предлагай!

Результаты работы группы на листе вывешивается на доску.

Один из учащихся проговаривает план описания отряда Насекомых, остальные дополняют, уточняют. Согласованный план записывается на доске.

- Сравните составленный вами план с эталоном.




На доcке открывается план описания отряда класса НасекомыеIII).

План описания отряда класса Насекомые:

1. Представители.

2. Особенности внешнего строения:

- крылья (число и внешний вид).

- ротовой аппарат.

3. Тип превращения.

4. Значение.

- Мы все правильно сделали? (Да).

- Скажите, все ли затруднения вы сняли? (Мы знаем план описания отряда класса Насекомые, можем обосновать свои действия.)

- Что помогло вам достичь цели? (Правила работы в группе).

- Вы составили план описания отряда класса Насекомые.

- Какую задачу мы должны еще выполнить? (Надо потренироваться в применении плана описания отряда класса Насекомые).

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Я предлагаю задание, выполнять которое вы будете в группе, комментируя выполнение задания - пошагово проговаривая план описания отряда класса Насекомые. Полученный результат запишите в тетрадь.

Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе.

Дети перечисляют правила.

На доске появляется правило работы в группе VIII).

- Я предлагаю вам задание: выделите основные признаки отряда Жесткокрылые класса Насекомые, используя предложенный текст. Полученный результат запишите в тетрадь.

Текст I). Отряд Жесткокрылые

ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ (250 000 видов) (жуки), наиболее многочисленный отряд насекомых, включающий более 180 семейств, всего около 250 тыс. видов. Разделяется на два подотряда — хищных и разноядных. Встречаются повсеместно, от полярных областей до тропиков. Размеры варьируют от 0,25 мм, как у грибного мелкотела из семейства перистокрылок, до 18 см, как у самца жука-геркулеса из семейства пластинчатоусых. Голова круглая, у долгоносиков и некоторых долготелов вытянута в головотрубку. Иногда на голове развиваются разнообразные выросты. Как правило, имеется пара фасеточных глаз. У вертячек каждый из них разделен поперечной перетяжкой на две части. Иногда глаза рудиментарны или отсутствуют. Усики обычно состоят из 11 члеников. Их размеры и форма очень разнообразны. У усачей они в несколько раз превышают длину тела. Ротовые органы грызущие, иногда недоразвиты. У самцов большинства рогачей мандибулы (жвалы) очень крупные и используются как оружие в турнирных боях за самку.

У подавляющего большинства жуков имеется две пары крыльев. Передние превращены в толстые надкрылья. Чаще всего они закрывают все брюшко, реже — только его часть. Задние крылья широкие и перепончатые. В покое они укладываются под надкрыльями. У всех жуков надкрылья при взлете поднимаются вверх и только у бронзовок задние крылья выпускаются через особые выемки по бокам надкрылий. Иногда задние крылья укорочены или отсутствуют. Ноги, как правило, ходильные. У жуков, ведущих роющих образ жизни, передние ноги копательные. У большинства водных жуков задние ноги плавательные. У некоторых листоедов задние ноги прыгательные. Лапки, состоящие из 3-5 члеников, заканчиваются парными коготками. Сегментация брюшка изменчива. Количество стернитов колеблется от 5 до 8, а тергитов — от 7 до 8. Самцы жуков-светляков имеют на конце брюшка органы свечения.

Развитие с полным превращением. Яйца откладывают на листья или в разнообразный субстрат. Самки нередко проявляют заботу о потомстве — охраняют кладку, запасают корм для личинок. Морфология личинок очень разнообразна. У большинства жуков они очень подвижные, с удлиненным телом и ходильными ногами. У некоторых видов личинки малоподвижные, С-образные, с небольшими конечностями, иногда червеобразные. У всех личинок хорошо развита голова, а ротовые органы, как правило, грызущие. Брюшко 10-члениковое. У водных личинок на брюшке расположены трахейные жабры. Личинки питаются разнообразными беспозвоночными животными, органическими остатками, зелеными частями растений, древесиной, пометом и трупами животных; как исключение — эктопаразиты млекопитающих. Количество личиночных стадий у различных видов колеблется от 2 до 7. Куколка свободная. У большинства видов в течение года развивается одно поколение. В северных областях развитие личинок может растягиваться до 2-3 лет. Длительное развитие характерно для стволовых вредителей, жизненный цикл которых длится от 3 до 5 лет.

Многие виды жуков серьезно вредят на посевах сельскохозяйственных культур. Колорадский жук повреждает растения семейства пасленовых, прежде всего картофель. Культурным крестоцветным вредят земляные блошки, корнеплодам и злакам — личинки жуков-щелкунов, или проволочники. Некоторые долгоносики повреждают почки плодовых деревьев. Семенами бобовых питаются личинки зерновок. Жуки-кожееды повреждают продукты питания, а также мех и кожу. Многие дровосеки, златки и короеды являются стволовыми вредителями. Они наносят ощутимый вред лесам и искусственным посадкам древесных пород. Личинки западного майского хруща повреждают корни молодых побегов сосны, уничтожая молодые посадки в лесопитомниках. Представители двух семейств ведут эктопаразитический образ жизни. На выхухоли паразитирует жук-выхухолевик из одноименного семейства, а на бобрах — единственный вид семейства бобровых блох — бобровая блоха.

Хищные виды жуков участвуют в регуляции численности растительноядных насекомых. Жуки-мертвоеды, потребляя трупы животных, выполняют санитарные функции. Некоторые виды жуков используются для биологической борьбы с вредителями. Так, божьих коровок разводят для борьбы с тлей, червецами и щитовками.

На работу в группе отводится 5 минуты.

- Проверим, что у вас получилось. Представьте свои результаты, объясните свои ответы.

У доски отвечает один представитель группы. Затем один учащийся фиксирует результат на доске. Результат проверяется по эталону для самопроверки V):

Отряд Жесткокрылые.

1. Представители: долгоносики, долготелы, вертячки, усачи, рогачи, бронзовки, листоеды, жуки-светляки и другие.

2. Особенности внешнего строения:

- крылья (число и внешний вид): у большинства жуков имеется две пары крыльев. Передние превращены в толстые надкрылья. Задние крылья широкие и перепончатые.

- ротовой аппарат: ротовые органы грызущие, иногда недоразвиты.

3. Тип превращения: развитие с полным превращением.

4. Значение: многие виды серьезно вредят на посевах сельскохозяйственных культур. Жуки-кожееды повреждают продукты питания, а также мех и кожу. Многие дровосеки, златки и короеды являются стволовыми вредителями. Представители двух семейств ведут эктопаразитический образ жизни. Хищные виды жуков участвуют в регуляции численности растительноядных насекомых. Жуки-мертвоеды выполняют санитарные функции. Некоторые виды жуков используются для биологической борьбы с вредителями.


- Все ли так выполнили задание? (…)

- Какое качество помогло вам достичь цели, ответить на вопросы? (Активность.)

- Почему? ( Если бы мы не были активными, не участвовали в общей работе группы, мы не смогли бы описать молочнокислую бактерию за пять минут).

Физкультминутка (выполняют упражнения)


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Вы готовы поработать самостоятельно, чтобы проверить и оценить, как вы научились описывать отряды класса Насекомые? (Да).

- Выполните задание: выделите основные признаки отряда Чешуекрылые класса Насекомые, используя предложенный текст. Результат запишите в тетрадь.

Текст (P II). Отряд Чешуекрылые.

БАБОЧКИ (140 000 видов) (чешуекрылые) , один из наиболее крупных отрядов насекомых. Разделяется на более чем 100 семейств. Распространены всесветно, за исключением областей, занятых ледниками. Самыми мелкими бабочками являются разнообразные моли и мешочницы (размах крыльев 1-2 см), самая крупная — южно-американская совка агриппа, с размахом крыльев в 30 см. Усики разнообразной формы — у дневных бабочек, как правило, булавовидные, у ночных — перистые, пильчатые, гребенчатые или веретеновидные. Фасеточные глаза крупные.

У подавляющего большинства видов развиты две пары крыльев. В полете оба крыла работают совместно за счет сцепления переднего крыла с задним. У самок некоторых пядениц, волнянок и мешочниц крылья укорочены или отсутствуют. Крылья покрыты чешуйками, содержащими разнообразные пигменты. Они образуют на крыльях бабочек яркий и сложный рисунок. Одними из наиболее красивых бабочек мира считаются орнитоптеры, живущие в Новой Гвинее и на Зондских островах. Иногда на крыльях располагаются тонкие, пигментированные только снизу чешуйки. Они называются оптическими, так как в данном случае окраска возникает за счет интерференции света. Оптическая окраска характерна для большинства видов южно-американского семейства морфид.

Ротовые органы, как правило, сосущие, при этом нижние челюсти преобразованы в длинный сосательный хоботок. Только у зубатых молей сохраняется грызущие ротовые органы с хорошо развитыми верхними и нижними челюстями. Некоторые взрослые павлиноглазки, коконопряды и волнянки не питаются из-за редукции ротовых органов. Брюшко девятичлениковое. Из-за питания жидкой пищей у большинства бабочек отсутствует жевательный желудок.

Бабочки раздельнополы, часто с четким половым диморфизмом. Он выражается в различных размерах и окраске самцов и самок. Развитие с полным превращением. Личинки — гусеницы с тремя парами грудных ног и, обычно, с пятью парами ложных ножек на третьем-седьмом сегментах брюшка. Ротовые органы гусениц грызущие. Большинство из них питается зелеными частями растений или древесиной. Гусеницы меховой моли повреждают мех и шерсть, гусеницы вощинной огневки — пчелиные соты.

Большинство бабочек является опылителями цветковых растений. Серьезными вредителями сельского и лесного хозяйства являются непарный и сибирский шелкопряды и шелкопряд-монашенка. Тутовый шелкопряд полностью одомашнен человеком и в диком состоянии не встречается. 104 вида занесено в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП), 53 вида — в Красную книгу России.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Результат проверяется по эталону для самопроверки VI).

На доске Д VI:.

Отряд Чешуекрылые

1. Представители: моли, мешочницы, орнитоптеры, морфиды, бражники, стеклянницы, павлиноглазки, волнянки и другие.

2.Особенности внешнего строения:

-крылья (число и внешний вид): у большинства видов развиты две пары крыльев; крылья покрыты чешуйками, содержащими разнообразные пигменты.

-ротовой аппарат: ротовые органы, как правило, сосущие, при этом нижние челюсти преобразованы в длинный сосательный хоботок; ротовые органы гусениц (личинок) грызущие.

3. Тип превращения: развитие с полным превращением.

4. Значение: большинство бабочек является опылителями цветковых растений. Некоторые являются вредителями сельского и лесного хозяйства. Тутовый шелкопряд одомашнен человеком.

- Все ли так выполнили задание? (…)

- Молодцы! Вы хорошо справились с работой!

- У кого были затруднения при выполнении этого задания?

- На каком шаге было затруднение? Что нужно сделать, чтобы правильно выделить основные признаки отрядов Насекомых? (Быть внимательным. Потренироваться еще.)


VII. Включение в систему знаний и повторение.

Форма работы индивидуальная и парами. Творческие задания предлагаются на выбор.

1. Сделайте макет насекомого.

2. Представьте себе, что вы – гусеница, превращающаяся в бабочку-капустницу. Опишите свои ощущения. (Если я буду гусеницей, мне будет приятно есть сочные листья капусты, но будет и страшно: вдруг птица склюёт или, если я окажусь на земле, кто-нибудь наступит на меня. Когда я буду становиться бабочкой, я закутаюсь в красивый кокон, и мне будет тепло. У меня постепенно появятся крылья – я стану очень красивой и смогу летать, вырастет длинный хоботок – я буду есть сладкий нектар: как это здорово!)

3. Опишите пчелу медоносную, используя только прилагательные. (Работящая, перепончатокрылая, жалящая, умная, полезная, медоносная)

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Какая цель урока была? (Выделять основные признаки отрядов класса Насекомые).

- Достигли ли мы цели? (Да).



- Почему вы считаете, что достигли? (Мы составили план описания отряда класса Насекомые, выделили основные признаки отрядов класса Насекомые и последнее задание выполнили правильно).

-Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками (Да).

- Оцените свой результат ответа, сравните с образцом и заполните таблицу, поставив «+» за верные ответы.

Учащимся предлагается заполнить таблицу (P III).

Пункты плана

Самооценка

«+» / «-»

1. Представители.


2. Особенности внешнего строения:

- крылья (число и внешний вид)


- ротовой аппарат


3. Тип превращения.



- За правильные вы ставите «+» в таблице самооценки. Если у вас 5 «+» - оценка 5, 4 «+» - оценка 4, 3 «+» - оценка 3, 2 и менее «+» - оценка 2.

- Запишите домашнее задание VII).

Параграф 47. С. 178-183. Вопросы с. 183.

Сообщение «Образ жизни общественных насекомых»

- Расскажите, а как вы будете выполнять своё домашнее задание?

- Урок окончен, спасибо за работу!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Многообразие насекомых"

Автор: Федорова Юлия Алексеевна

Дата: 21.08.2018

Номер свидетельства: 476155

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока « Многообразие  членистоногих» в виде игры « Путешествие по станциям»."
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-mnoghoobraziie-chlienistonoghikh-v-vidie-ighry-putieshiestviie-po-stantsiiam"
    ["file_id"] => string(6) "327430"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463420822"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока биологии 7 класс Многообразие животного мира "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-biologhii-7-klass-mnoghoobraziie-zhivotnogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "240238"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444979760"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока: Многообразие животных. Осторожность при обращений с животными."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_mnoghoobraziie_zhivotnykh_ostorozhnost_pri_obrashchienii_s_zhivo"
    ["file_id"] => string(6) "374000"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482866644"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "План – конспект урока по окружающему миру. "
    ["seo_title"] => string(48) "plan-konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-1"
    ["file_id"] => string(6) "232151"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442761151"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по теме "Кто такие насекомые?" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kto-takiie-nasiekomyie"
    ["file_id"] => string(6) "110616"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406302172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства