Конспект урока "Многообразие насекомых" составлен на основе технологии деятельностного метода "Школа 2000." технологический уровень Л.Г. Петерсон.
Содержание урока: многообразие и значение насекомых. Выделение основных признаков отрядов класса Насекомые по составленному плану. Объяснение значения насекомых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Многообразие насекомых"»
Урок биологии в 10зII классе по теме "Многообразие насекомых".
Федорова Юлия Алексеевна,
учитель биологии
ГОБОУ «АШИ № 4»
города Великий Новгород
Цели:
Обучающийся умеет:
- выделять основные признаки отрядов класса Насекомые, используя текст;
- оценивать свой результат, сравнивая с образцом.
Содержание: Многообразие и значение насекомых. Выделение основных признаков отрядов класса Насекомые по составленному плану. Объяснение значения насекомых.
Технология: Технология деятельностного метода «Школа 2000…» (технологический уровень) Л. Г. Петерсон
Демонстрационный материал:
Д I. План описания класса Насекомые.
План описания класса Насекомые:
1. Представители.
2. Особенности внешнего строения:
-отделы тела
-конечности
-крылья
-ротовой аппарат
3. Тип превращения.
4. Особенности внутреннего строения.
Д II. Понятие « отряд », отряды насекомых.
Отря́д, в биологии — таксономическая категория (ранг) в систематике животных. В отряды (иногда сначала в подотряд) объединяют родственные семейства. Напр., семейства божьи коровки, мягкотелки, жужелицы и др. образуют отряд жесткокрылых (жуков). Близкие отряды составляют класс, иногда сначала надотряд.
Самым простым в систематике насекомых является определение отрядов. В качестве основных особенностей используются признаки: наличие и строение крыльев, тип ротового аппарата, тип развития, особенности внешнего строения.
Отряды насекомых:
- Жесткокрылые (жуки);
- Чешуекрылые (бабочки);
Д III. План описания отрядов насекомых.
План описания отряда класса Насекомые:
1. Представители.
2. Особенности внешнего строения:
- крылья (число и внешний вид).
- ротовой аппарат.
3. Тип превращения.
4. Значение.
Д IV. Коллекции и таблицы представителей класса Насекомые.
Д V. Эталон для самопроверки
Отряд Жесткокрылые.
1. Представители: долгоносики, долготелы, вертячки, усачи, рогачи, бронзовки, листоеды, жуки-светляки и другие.
2.Особенности внешнего строения:
- крылья (число и внешний вид): у большинства жуков имеется две пары крыльев. Передние превращены в толстые надкрылья. Задние крылья широкие и перепончатые.
- ротовой аппарат: ротовые органы грызущие, иногда недоразвиты.
3. Тип превращения: развитие с полным превращением.
4. Значение: многие виды серьезно вредят на посевах сельскохозяйственных культур. Жуки-кожееды повреждают продукты питания, а также мех и кожу. Многие дровосеки, златки и короеды являются стволовыми вредителями. Представители двух семейств ведут эктопаразитический образ жизни. Хищные виды жуков участвуют в регуляции численности растительноядных насекомых. Жуки-мертвоеды выполняют санитарные функции. Некоторые виды жуков используются для биологической борьбы с вредителями.
Д VI. Эталон для самопроверки
Отряд Чешуекрылые
1. Представители: моли, мешочницы, орнитоптеры, морфиды, бражники, стеклянницы, павлиноглазки, волнянки и другие.
2.Особенности внешнего строения:
- крылья (число и внешний вид): у большинства видов развиты две пары крыльев; крылья покрыты чешуйками, содержащими разнообразные пигменты.
- ротовой аппарат: ротовые органы, как правило, сосущие, при этом нижние челюсти преобразованы в длинный сосательный хоботок; ротовые органы гусениц (личинок) грызущие.
3. Тип превращения: развитие с полным превращением.
4. Значение: большинство бабочек является опылителями цветковых растений. Некоторые являются вредителями сельского и лесного хозяйства. Тутовый шелкопряд одомашнен человеком.
Д VII. Домашнее задание:
Домашнее задание:
Параграф 47. С. 178-183. Вопросы с. 183.
Сообщение «Образ жизни общественных насекомых»
Д VIII. Правило работы в группе.
Правило работы в группе.
1. Один говорит, другие слушают.
2. Свое несогласие высказывай вежливо.
3. Если не понял, переспроси.
4. Не согласен - предлагай!
Раздаточный материал
Р 1.Текст. Отряд Жесткокрылые
ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ (250 000 видов) (жуки), наиболее многочисленный отряд насекомых, включающий более 180 семейств, всего около 250 тыс. видов. Разделяется на два подотряда — хищных и разноядных. Встречаются повсеместно, от полярных областей до тропиков. Размеры варьируют от 0,25 мм, как у грибного мелкотела из семейства перистокрылок, до 18 см, как у самца жука-геркулеса из семейства пластинчатоусых. Голова круглая, у долгоносиков и некоторых долготелов вытянута в головотрубку. Иногда на голове развиваются разнообразные выросты. Как правило, имеется пара фасеточных глаз. У вертячек каждый из них разделен поперечной перетяжкой на две части. Иногда глаза рудиментарны или отсутствуют. Усики обычно состоят из 11 члеников. Их размеры и форма очень разнообразны. У усачей они в несколько раз превышают длину тела. Ротовые органы грызущие, иногда недоразвиты. У самцов большинства рогачей мандибулы (жвалы) очень крупные и используются как оружие в турнирных боях за самку.
У подавляющего большинства жуков имеется две пары крыльев. Передние превращены в толстые надкрылья. Чаще всего они закрывают все брюшко, реже — только его часть. Задние крылья широкие и перепончатые. В покое они укладываются под надкрыльями. У всех жуков надкрылья при взлете поднимаются вверх и только у бронзовок задние крылья выпускаются через особые выемки по бокам надкрылий. Иногда задние крылья укорочены или отсутствуют. Ноги, как правило, ходильные. У жуков, ведущих роющих образ жизни, передние ноги копательные. У большинства водных жуков задние ноги плавательные. У некоторых листоедов задние ноги прыгательные. Лапки, состоящие из 3-5 члеников, заканчиваются парными коготками. Сегментация брюшка изменчива. Количество стернитов колеблется от 5 до 8, а тергитов — от 7 до 8. Самцы жуков-светляков имеют на конце брюшка органы свечения.
Развитие с полным превращением. Яйца откладывают на листья или в разнообразный субстрат. Самки нередко проявляют заботу о потомстве — охраняют кладку, запасают корм для личинок. Морфология личинок очень разнообразна. У большинства жуков они очень подвижные, с удлиненным телом и ходильными ногами. У некоторых видов личинки малоподвижные, С-образные, с небольшими конечностями, иногда червеобразные. У всех личинок хорошо развита голова, а ротовые органы, как правило, грызущие. Брюшко 10-члениковое. У водных личинок на брюшке расположены трахейные жабры. Личинки питаются разнообразными беспозвоночными животными, органическими остатками, зелеными частями растений, древесиной, пометом и трупами животных; как исключение — эктопаразиты млекопитающих. Количество личиночных стадий у различных видов колеблется от 2 до 7. Куколка свободная. У большинства видов в течение года развивается одно поколение. В северных областях развитие личинок может растягиваться до 2-3 лет. Длительное развитие характерно для стволовых вредителей, жизненный цикл которых длится от 3 до 5 лет.
Многие виды жуков серьезно вредят на посевах сельскохозяйственных культур. Колорадский жук повреждает растения семейства пасленовых, прежде всего картофель. Культурным крестоцветным вредят земляные блошки, корнеплодам и злакам — личинки жуков-щелкунов, или проволочники. Некоторые долгоносики повреждают почки плодовых деревьев. Семенами бобовых питаются личинки зерновок. Жуки-кожееды повреждают продукты питания, а также мех и кожу. Многие дровосеки, златки и короеды являются стволовыми вредителями. Они наносят ощутимый вред лесам и искусственным посадкам древесных пород. Личинки западного майского хруща повреждают корни молодых побегов сосны, уничтожая молодые посадки в лесопитомниках. Представители двух семейств ведут эктопаразитический образ жизни. На выхухоли паразитирует жук-выхухолевик из одноименного семейства, а на бобрах — единственный вид семейства бобровых блох — бобровая блоха.
Хищные виды жуков участвуют в регуляции численности растительноядных насекомых. Жуки-мертвоеды, потребляя трупы животных, выполняют санитарные функции. Некоторые виды жуков используются для биологической борьбы с вредителями. Так, божьих коровок разводят для борьбы с тлей, червецами и щитовками.
Р II. Текст. Отряд Чешуекрылые.
БАБОЧКИ (140 000 видов) (чешуекрылые) , один из наиболее крупных отрядов насекомых. Разделяется на более чем 100 семейств. Распространены всесветно, за исключением областей, занятых ледниками. Самыми мелкими бабочками являются разнообразные моли и мешочницы (размах крыльев 1-2 см), самая крупная — южно-американская совка агриппа, с размахом крыльев в 30 см. Усики разнообразной формы — у дневных бабочек, как правило, булавовидные, у ночных — перистые, пильчатые, гребенчатые или веретеновидные. Фасеточные глаза крупные.
У подавляющего большинства видов развиты две пары крыльев. В полете оба крыла работают совместно за счет сцепления переднего крыла с задним. У самок некоторых пядениц, волнянок и мешочниц крылья укорочены или отсутствуют. Крылья покрыты чешуйками, содержащими разнообразные пигменты. Они образуют на крыльях бабочек яркий и сложный рисунок. Одними из наиболее красивых бабочек мира считаются орнитоптеры, живущие в Новой Гвинее и на Зондских островах. Иногда на крыльях располагаются тонкие, пигментированные только снизу чешуйки. Они называются оптическими, так как в данном случае окраска возникает за счет интерференции света. Оптическая окраска характерна для большинства видов южно-американского семейства морфид.
Ротовые органы, как правило, сосущие, при этом нижние челюсти преобразованы в длинный сосательный хоботок. Только у зубатых молей сохраняется грызущие ротовые органы с хорошо развитыми верхними и нижними челюстями. Некоторые взрослые павлиноглазки, коконопряды и волнянки не питаются из-за редукции ротовых органов. Брюшко девятичлениковое. Из-за питания жидкой пищей у большинства бабочек отсутствует жевательный желудок.
Бабочки раздельнополы, часто с четким половым диморфизмом. Он выражается в различных размерах и окраске самцов и самок. Развитие с полным превращением. Личинки — гусеницы с тремя парами грудных ног и, обычно, с пятью парами ложных ножек на третьем-седьмом сегментах брюшка. Ротовые органы гусениц грызущие. Большинство из них питается зелеными частями растений или древесиной. Гусеницы меховой моли повреждают мех и шерсть, гусеницы вощинной огневки — пчелиные соты.
Большинство бабочек является опылителями цветковых растений. Серьезными вредителями сельского и лесного хозяйства являются непарный и сибирский шелкопряды и шелкопряд-монашенка. Тутовый шелкопряд полностью одомашнен человеком и в диком состоянии не встречается. 104 вида занесено в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП), 53 вида — в Красную книгу России.
Р III. Таблица для самооценки учащихся
Пункты плана
Самооценка
«+» / «-»
1. Представители.
2. Особенности внешнего строения:
- крылья (число и внешний вид)
- ротовой аппарат
3. Тип превращения.
4. Значение.
Оборудование: коллекции и таблицы представителей класса Насекомые, листы A4, учебник «Биология 7 класс» (Пасечник В. В. – М.: Дрофа, 2012.)
ХОД УРОКА
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Ребята, здравствуйте! Садитесь.
- Давайте решим задачу:
- Приходит лето, и они в великом изобилии заполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни.
-Сегодня мы попытаемся заглянуть в этот таинственный мир, понять его и, может быть, даже полюбить, узнаем об огромном значении этих «крошек» в жизни человека и в живой природе.
– На уроке мы должны познакомиться с классификацией насекомых, изучить основные отряды и черты их строения, образа жизни. Также мы узнаем, какое значение имеют изученные представители беспозвоночных в природе и жизни человека. Хотите их узнать? (Да).
- А как вы узнаете новое на уроке? (Мы сначала повторим то, что понадобится, обобщим, выполним пробное задание, у нас может, не получится, мы остановимся, подумаем и сами опишем отряды насекомых).
- Как вы будете работать? (Самостоятельно).
- Я желаю вам успешного усвоения нового материала!
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке).
- Какой класс типа Членистоногие вы изучали? (Насекомые).
- Выполните задание. Задание: опишите класс Насекомые.
Учащиеся выполняют задание.
- Давайте проверим, все ли у вас получилось?
Учащиеся предъявляют результат выполнения задания.
(Представители: бабочки, пчёлы, шмели, муравьи, стрекозы, тараканы, клопы и другие. Особенности внешнего строения: тело разделено на голову, грудь, брюшко. На груди 3 пары ног и крылья (у большинства). Ротовой аппарат различного типа: грызущий, лижущий, сосущий, колюще-сосущий. Тип превращения: с полным или неполным превращением. Особенности внутреннего строения: органы дыхания – трахеи, кровеносная система – незамкнутая, нервная система – узлового типа, органы выделения – мальпигиевы сосуды).
- Объясните, почему вы считаете, что задание выполнили правильно? (Мы знаем план описания класса Насекомые. Чтобы описать класс насекомых нужно знать представителей, особенности внешнего строения: отделы тела, конечности, крылья (число и внешний вид), ротовой аппарат; тип превращения, особенности внутреннего строения).
На доске появляется план описания класса Насекомые (Д I).
План описания класса Насекомые:
1. Представители.
2. Особенности внешнего строения:
-отделы тела
-конечности
-крылья
-ротовой аппарат
3. Тип превращения.
4. Особенности внутреннего строения.
- Чем отличается развитие насекомых с полным превращением и неполным превращением? (Наличие стадии куколки, у насекомых с полным превращением).
-Приведите примеры насекомых, развитие которых происходит с полным превращением. (Бабочки, пчелы, жуки, муравьи, мухи)
-Приведите примеры насекомых, развитие которых происходит с неполным превращением. (Тараканы, саранча, клопы, стрекозы)
На доске появляется определение « отряд », отряды насекомых. (Д II)
Отря́д, в биологии — таксономическая категория (ранг) в систематике животных. В отряды (иногда сначала в подотряд) объединяют родственные семейства. Напр., семейства божьи коровки, мягкотелки, жужелицы и др. образуют отряд жесткокрылых (жуков). Близкие отряды составляют класс, иногда сначала надотряд.
Самым простым в систематике насекомых является определение отрядов. В качестве основных особенностей используются признаки: особенности внешнего строения: крылья (число и внешний вид), ротовой аппарат, тип превращения, значение.
Отряды насекомых:
- Жесткокрылые (жуки);
- Чешуекрылые (бабочки);
- Какое заданиевы должны выполнить? (Задание на пробное действие).
- Составьте план описания отряда класса Насекомые.
Учащиеся выполняют задание.
- А теперь поднимите руку, у кого получилось составить план описания отряда класса Насекомые?
- А теперь поднимите руки, кто не смог выполнить задание?
- Вы уверены, что составили план описания отряда класса Насекомые правильно? Вы можете обосновать ваши результаты?
III. Выявление причины затруднения и постановка цели.
- Обсудите, пожалуйста, в парах, в чем затруднения?
- Что вы не можете сделать и почему? (Мы не можем, обосновать свои ответы, мы не умеем выделять основные признаки отрядов насекомых).
- Вы, молодцы, и постарались выполнить задание, но у вас у всех возникли разные затруднения, но учения без затруднений не бывает.
-Какую цель мы сформулируем сегодня на уроке? (Выделять основные признаки отрядов класса Насекомые).
- Предложите формулировку темы урока. (Многообразие насекомых).
- Запишем тему урока в тетрадь.
- Что нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели? (Составить план описания отряда класса Насекомые).
- Как будем действовать, чтобы составить план описания отряда класса Насекомые? (Работать в группе.)
IV. Проблемное объяснение нового знания.
- Предложите, как вы будете действовать, если у вас есть план описания класса Насекомые (Д I) и текст в учебнике (С. 178-183). (Прочитаем текст, используя план описания класса Насекомые, попробуем описать отряды Насекомых, если что-то не совпадёт по ходу работы, то подумаем, внесём изменения в разрабатываемый план описания отряда класса Насекомые, сделаем вывод).
- Запишем план дальнейшей работы:
1. Используя план описания класса Насекомые и текст в учебнике, сравнить способы описания класса и отряда, сделать вывод.
2. Составить план описания отряда класса Насекомых.
3. Потренироваться применять план описания отрядов Насекомых на различных заданиях.
- Работаете в группе. Результаты оформляете на листах. Давайте вспомним правила работы в группе. (Один говорит, другие слушают, свое несогласие высказывай вежливо, если не понял, переспроси, не согласен - предлагай!)
На доске появляется правило работы в группе (Д VIII).
Правило работы в группе.
1. Один говорит, другие слушают.
2. Свое несогласие высказывай вежливо.
3. Если не понял, переспроси.
4. Не согласен - предлагай!
Результаты работы группы на листе вывешивается на доску.
Один из учащихся проговаривает план описания отряда Насекомых, остальные дополняют, уточняют. Согласованный план записывается на доске.
- Сравните составленный вами план с эталоном.
На доcке открывается план описания отряда класса Насекомые (Д III).
План описания отряда класса Насекомые:
1. Представители.
2. Особенности внешнего строения:
- крылья (число и внешний вид).
- ротовой аппарат.
3. Тип превращения.
4. Значение.
- Мы все правильно сделали? (Да).
- Скажите, все ли затруднения вы сняли? (Мы знаем план описания отряда класса Насекомые, можем обосновать свои действия.)
- Что помогло вам достичь цели? (Правила работы в группе).
- Вы составили план описания отряда класса Насекомые.
- Какую задачу мы должны еще выполнить? (Надо потренироваться в применении плана описания отряда класса Насекомые).
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Я предлагаю задание, выполнять которое вы будете в группе, комментируя выполнение задания - пошагово проговаривая план описания отряда класса Насекомые. Полученный результат запишите в тетрадь.
Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе.
Дети перечисляют правила.
На доске появляется правило работы в группе (Д VIII).
- Я предлагаю вам задание: выделите основные признаки отряда Жесткокрылые класса Насекомые, используя предложенный текст. Полученный результат запишите в тетрадь.
Текст (Р I). Отряд Жесткокрылые
ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ (250 000 видов) (жуки), наиболее многочисленный отряд насекомых, включающий более 180 семейств, всего около 250 тыс. видов. Разделяется на два подотряда — хищных и разноядных. Встречаются повсеместно, от полярных областей до тропиков. Размеры варьируют от 0,25 мм, как у грибного мелкотела из семейства перистокрылок, до 18 см, как у самца жука-геркулеса из семейства пластинчатоусых. Голова круглая, у долгоносиков и некоторых долготелов вытянута в головотрубку. Иногда на голове развиваются разнообразные выросты. Как правило, имеется пара фасеточных глаз. У вертячек каждый из них разделен поперечной перетяжкой на две части. Иногда глаза рудиментарны или отсутствуют. Усики обычно состоят из 11 члеников. Их размеры и форма очень разнообразны. У усачей они в несколько раз превышают длину тела. Ротовые органы грызущие, иногда недоразвиты. У самцов большинства рогачей мандибулы (жвалы) очень крупные и используются как оружие в турнирных боях за самку.
У подавляющего большинства жуков имеется две пары крыльев. Передние превращены в толстые надкрылья. Чаще всего они закрывают все брюшко, реже — только его часть. Задние крылья широкие и перепончатые. В покое они укладываются под надкрыльями. У всех жуков надкрылья при взлете поднимаются вверх и только у бронзовок задние крылья выпускаются через особые выемки по бокам надкрылий. Иногда задние крылья укорочены или отсутствуют. Ноги, как правило, ходильные. У жуков, ведущих роющих образ жизни, передние ноги копательные. У большинства водных жуков задние ноги плавательные. У некоторых листоедов задние ноги прыгательные. Лапки, состоящие из 3-5 члеников, заканчиваются парными коготками. Сегментация брюшка изменчива. Количество стернитов колеблется от 5 до 8, а тергитов — от 7 до 8. Самцы жуков-светляков имеют на конце брюшка органы свечения.
Развитие с полным превращением. Яйца откладывают на листья или в разнообразный субстрат. Самки нередко проявляют заботу о потомстве — охраняют кладку, запасают корм для личинок. Морфология личинок очень разнообразна. У большинства жуков они очень подвижные, с удлиненным телом и ходильными ногами. У некоторых видов личинки малоподвижные, С-образные, с небольшими конечностями, иногда червеобразные. У всех личинок хорошо развита голова, а ротовые органы, как правило, грызущие. Брюшко 10-члениковое. У водных личинок на брюшке расположены трахейные жабры. Личинки питаются разнообразными беспозвоночными животными, органическими остатками, зелеными частями растений, древесиной, пометом и трупами животных; как исключение — эктопаразиты млекопитающих. Количество личиночных стадий у различных видов колеблется от 2 до 7. Куколка свободная. У большинства видов в течение года развивается одно поколение. В северных областях развитие личинок может растягиваться до 2-3 лет. Длительное развитие характерно для стволовых вредителей, жизненный цикл которых длится от 3 до 5 лет.
Многие виды жуков серьезно вредят на посевах сельскохозяйственных культур. Колорадский жук повреждает растения семейства пасленовых, прежде всего картофель. Культурным крестоцветным вредят земляные блошки, корнеплодам и злакам — личинки жуков-щелкунов, или проволочники. Некоторые долгоносики повреждают почки плодовых деревьев. Семенами бобовых питаются личинки зерновок. Жуки-кожееды повреждают продукты питания, а также мех и кожу. Многие дровосеки, златки и короеды являются стволовыми вредителями. Они наносят ощутимый вред лесам и искусственным посадкам древесных пород. Личинки западного майского хруща повреждают корни молодых побегов сосны, уничтожая молодые посадки в лесопитомниках. Представители двух семейств ведут эктопаразитический образ жизни. На выхухоли паразитирует жук-выхухолевик из одноименного семейства, а на бобрах — единственный вид семейства бобровых блох — бобровая блоха.
Хищные виды жуков участвуют в регуляции численности растительноядных насекомых. Жуки-мертвоеды, потребляя трупы животных, выполняют санитарные функции. Некоторые виды жуков используются для биологической борьбы с вредителями. Так, божьих коровок разводят для борьбы с тлей, червецами и щитовками.
На работу в группе отводится 5 минуты.
- Проверим, что у вас получилось. Представьте свои результаты, объясните свои ответы.
У доски отвечает один представитель группы. Затем один учащийся фиксирует результат на доске. Результат проверяется по эталону для самопроверки (Д V):
Отряд Жесткокрылые.
1. Представители: долгоносики, долготелы, вертячки, усачи, рогачи, бронзовки, листоеды, жуки-светляки и другие.
2. Особенности внешнего строения:
- крылья (число и внешний вид): у большинства жуков имеется две пары крыльев. Передние превращены в толстые надкрылья. Задние крылья широкие и перепончатые.
- ротовой аппарат: ротовые органы грызущие, иногда недоразвиты.
3. Тип превращения: развитие с полным превращением.
4. Значение: многие виды серьезно вредят на посевах сельскохозяйственных культур. Жуки-кожееды повреждают продукты питания, а также мех и кожу. Многие дровосеки, златки и короеды являются стволовыми вредителями. Представители двух семейств ведут эктопаразитический образ жизни. Хищные виды жуков участвуют в регуляции численности растительноядных насекомых. Жуки-мертвоеды выполняют санитарные функции. Некоторые виды жуков используются для биологической борьбы с вредителями.
- Все ли так выполнили задание? (…)
- Какое качество помогло вам достичь цели, ответить на вопросы? (Активность.)
- Почему? ( Если бы мы не были активными, не участвовали в общей работе группы, мы не смогли бы описать молочнокислую бактерию за пять минут).
Физкультминутка (выполняют упражнения)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Вы готовы поработать самостоятельно, чтобы проверить и оценить, как вы научились описывать отряды класса Насекомые? (Да).
- Выполните задание: выделите основные признаки отряда Чешуекрылые класса Насекомые, используя предложенный текст. Результат запишите в тетрадь.
Текст (PII). Отряд Чешуекрылые.
БАБОЧКИ (140 000 видов) (чешуекрылые) , один из наиболее крупных отрядов насекомых. Разделяется на более чем 100 семейств. Распространены всесветно, за исключением областей, занятых ледниками. Самыми мелкими бабочками являются разнообразные моли и мешочницы (размах крыльев 1-2 см), самая крупная — южно-американская совка агриппа, с размахом крыльев в 30 см. Усики разнообразной формы — у дневных бабочек, как правило, булавовидные, у ночных — перистые, пильчатые, гребенчатые или веретеновидные. Фасеточные глаза крупные.
У подавляющего большинства видов развиты две пары крыльев. В полете оба крыла работают совместно за счет сцепления переднего крыла с задним. У самок некоторых пядениц, волнянок и мешочниц крылья укорочены или отсутствуют. Крылья покрыты чешуйками, содержащими разнообразные пигменты. Они образуют на крыльях бабочек яркий и сложный рисунок. Одними из наиболее красивых бабочек мира считаются орнитоптеры, живущие в Новой Гвинее и на Зондских островах. Иногда на крыльях располагаются тонкие, пигментированные только снизу чешуйки. Они называются оптическими, так как в данном случае окраска возникает за счет интерференции света. Оптическая окраска характерна для большинства видов южно-американского семейства морфид.
Ротовые органы, как правило, сосущие, при этом нижние челюсти преобразованы в длинный сосательный хоботок. Только у зубатых молей сохраняется грызущие ротовые органы с хорошо развитыми верхними и нижними челюстями. Некоторые взрослые павлиноглазки, коконопряды и волнянки не питаются из-за редукции ротовых органов. Брюшко девятичлениковое. Из-за питания жидкой пищей у большинства бабочек отсутствует жевательный желудок.
Бабочки раздельнополы, часто с четким половым диморфизмом. Он выражается в различных размерах и окраске самцов и самок. Развитие с полным превращением. Личинки — гусеницы с тремя парами грудных ног и, обычно, с пятью парами ложных ножек на третьем-седьмом сегментах брюшка. Ротовые органы гусениц грызущие. Большинство из них питается зелеными частями растений или древесиной. Гусеницы меховой моли повреждают мех и шерсть, гусеницы вощинной огневки — пчелиные соты.
Большинство бабочек является опылителями цветковых растений. Серьезными вредителями сельского и лесного хозяйства являются непарный и сибирский шелкопряды и шелкопряд-монашенка. Тутовый шелкопряд полностью одомашнен человеком и в диком состоянии не встречается. 104 вида занесено в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП), 53 вида — в Красную книгу России.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Результат проверяется по эталону для самопроверки (Д VI).
На доске Д VI:.
Отряд Чешуекрылые
1. Представители: моли, мешочницы, орнитоптеры, морфиды, бражники, стеклянницы, павлиноглазки, волнянки и другие.
2.Особенности внешнего строения:
-крылья (число и внешний вид): у большинства видов развиты две пары крыльев; крылья покрыты чешуйками, содержащими разнообразные пигменты.
-ротовой аппарат: ротовые органы, как правило, сосущие, при этом нижние челюсти преобразованы в длинный сосательный хоботок; ротовые органы гусениц (личинок) грызущие.
3. Тип превращения: развитие с полным превращением.
4. Значение: большинство бабочек является опылителями цветковых растений. Некоторые являются вредителями сельского и лесного хозяйства. Тутовый шелкопряд одомашнен человеком.
- Все ли так выполнили задание? (…)
- Молодцы! Вы хорошо справились с работой!
- У кого были затруднения при выполнении этого задания?
- На каком шаге было затруднение? Что нужно сделать, чтобы правильно выделить основные признаки отрядов Насекомых? (Быть внимательным. Потренироваться еще.)
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Форма работы индивидуальная и парами. Творческие задания предлагаются на выбор.
1. Сделайте макет насекомого.
2. Представьте себе, что вы – гусеница, превращающаяся в бабочку-капустницу. Опишите свои ощущения. (Если я буду гусеницей, мне будет приятно есть сочные листья капусты, но будет и страшно: вдруг птица склюёт или, если я окажусь на земле, кто-нибудь наступит на меня. Когда я буду становиться бабочкой, я закутаюсь в красивый кокон, и мне будет тепло. У меня постепенно появятся крылья – я стану очень красивой и смогу летать, вырастет длинный хоботок – я буду есть сладкий нектар: как это здорово!)
3. Опишите пчелу медоносную, используя только прилагательные. (Работящая, перепончатокрылая, жалящая, умная, полезная, медоносная)
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
- Какая цель урока была? (Выделять основные признаки отрядов класса Насекомые).
- Достигли ли мы цели? (Да).
- Почему вы считаете, что достигли? (Мы составили план описания отряда класса Насекомые, выделили основные признаки отрядов класса Насекомые и последнее задание выполнили правильно).
-Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками (Да).
- Оцените свой результат ответа, сравните с образцом и заполните таблицу, поставив «+» за верные ответы.
Учащимся предлагается заполнить таблицу (PIII).
Пункты плана
Самооценка
«+» / «-»
1. Представители.
2. Особенности внешнего строения:
- крылья (число и внешний вид)
- ротовой аппарат
3. Тип превращения.
- За правильные вы ставите «+» в таблице самооценки. Если у вас 5 «+» - оценка 5, 4 «+» - оценка 4, 3 «+» - оценка 3, 2 и менее «+» - оценка 2.
- Запишите домашнее задание (Д VII).
Параграф 47. С. 178-183. Вопросы с. 183.
Сообщение «Образ жизни общественных насекомых»
- Расскажите, а как вы будете выполнять своё домашнее задание?