kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока исследования по теме "Углеводы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок исследование " Углеводы" это интегрированный урок, который  предназначен для формирования у учащихся целостной картины взаимосвязи биологии и химии. Урок направлен на развитие самостоятельных навыков исследовательской деятельности и творческого мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока исследования по теме "Углеводы".»

Урок исследование "Углеводы" 10 класс

Интегрированный урок по биологии и химии


Цель: Обобщая знания из курса биологии об углеводах, выяснить химический состав и особенности строения углеводов.

Оформление кабинета:  Высказывание “Фотосинтез - единственный на нашей планете процесс превращения энергии солнечного света в энергию химических связей органических веществ”.

Оборудование: Карточки с заданиями, набор лабораторного оборудования и химических реактивов, микроскопы, стёкла предметные и покровные.

Урок рассчитан на два часа, класс разделён на шесть групп.

Учитель биологии:

- Ребята, сегодня мы проводим необычный урок, посвященный одним из важнейших органических веществ на Земле, входящих в состав любой живой клетки. Это углеводы! Изучая биологию, мы могли убедиться, что если бы исчезли углеводы, то исчезла бы и жизнь на Земле. Мы знаем, что углеводы образуются в растениях в процессе фотосинтеза. Обратите внимание, на высказывание, записанное на доске. Таким веществом, в котором запасена энергия солнца, являются в первую очередь углеводы. Зелёным листом ежегодно производятся миллиарды тонн углеводов. Это во много раз больше, чем каких-либо других химических соединений на Земле. Мы знаем, что живые организмы могут жить, лишь потребляя в виде пищи ту энергию, которую растения получили от Солнца и заключили в органические соединения.

А теперь каждая группа возьмёт по одной карточке и расскажет с биологической точки зрения об этих углеводах.

1.Д.Н.К. 2. Р.Н.К. 3.Глюкоза и фруктоза. 4.Сахароза и лактоза. 5.Крахмал 6. Гликоген.

План рассказа: Название углевода, к какой группе относится, в каких клетках встречается, какие функции выполняет.

Учитель химии: На доске написаны названия органических веществ:

Глюкоза, этанол, уксусная кислота, фруктоза, метан, сахароза, этилен, крахмал, глицерин, клетчатка.

Выберите из них те, которые относятся к углеводам. Подумайте, почему эти вещества так называются? Чтобы ответить на этот вопрос проделайте лабораторный опыт по сжиганию сахарозы.

Лабораторный опыт №1.

Оборудование: Пробирки, сахароза, спиртовки, держатели.

Инструктивная карточка: Положите в пробирку немного сахарозы, нагрейте до появления признаков реакции. Что вы наблюдаете? Какие вещества образовались?

Запишите в тетрадь свои наблюдения. Сделайте вывод о составе углеводов.

Вывод: В состав углеводов входят углерод и вода. Записать общую формулу Сn (H2O)m.

Учитель биологии: Ребята, давайте вспомним, в каких продуктах питания больше всего содержится углеводов? (Больше всего углеводов содержится в продуктах растительного происхождения). Какова судьба углеводов в пищеварительной системе человека? Что произойдет с хлебом, если его долго жевать во рту. В пищеварительной системе сложные углеводы под действием ферментов слюны превращаются в глюкозу, поэтому хлеб становится сладким.

Вывод: Значит, крахмал состоит из глюкозы. Чем отличается крахмал от глюкозы?

Учитель химии: Познакомимся с физическими свойствами углеводов на примере глюкозы и крахмала.

Лабораторный опыт №2.

Физические свойства углеводов”.

Оборудование: Пробирки, стаканы с водой, спиртовка, держатели, раствор йода, крахмал, глюкоза.

Инструктивная карточка:

    1. Сравните цвет глюкозы и крахмала.

    2. Положите в две пробирки равное количество глюкозы и крахмала.

    3. Прилейте воду, взболтайте, наблюдайте за растворимостью в холодной воде.

    4. Подогрейте обе пробирки. Что наблюдаете?

    5. Растворите глюкозу, и крахмал в холодной воде добавьте по капле йодной настойки. Наблюдайте за изменением цвета. Сделайте вывод о качественной реакции на крахмал.

Наблюдения и выводы оформите в виде таблицы.

Условия для сравнения

Глюкоза

Крахмал

1. Цвет веществ.

 

 

2. Растворимость в холодной воде.

 

 

3. Растворимость в горячей воде.

 

 

4. Взаимодействие с йодом.

 

 

Учитель биологии: На столах у вас находятся микроскопы, предметные стёкла.

Давайте поместим немного глюкозы и рассмотрим её под микроскопом.

Что мы видим?

Нанесём на срез картофеля каплю йода, срез посинеет. Возьмем со среза немного окрашенной мякоти, рассмотрим её под микроскопом. Зарисуем в тетрадь и сделаем вывод. Вывод: крахмал в виде глобул, а глюкоза в виде кристаллов.

Значит, физические свойства обусловлены особенностью их строения.

Одним из важнейших углеводов является крахмал, который образуется в листьях в процессе фотосинтеза с помощью солнечного света.

Учащиеся заранее готовили опыт по фотосинтезу.

Первый выступающий: Для того, чтобы провести данный опыт мы взяли растение Пеларгонию, поместили её в тёмное место на пять дней, для того, чтобы в листьях не проходил фотосинтез. Затем один из листьев плотно прикрыли с обоих, сторон плотной чёрной бумагой. Перед этим на той бумаге, которая прикрывала сверху лист, вырезали треугольник. После этого выставили растение на яркий солнечный свет на сутки. И сейчас мы вам покажем, как можно получить “ фотографию” без фотопленки.

Второй выступающий демонстрирует следующий опыт:

Возьмём лист, прикрытый бумагой, срежем с растения, уберём бумагу.

Лист опустим в кипящий спирт. Лист обесцветится. Вынем лист из колбы и опустим в стаканчик с раствором йода. То место на листе, которое было прикрыто бумагой останется светлым, а там, где был треугольник появится фиолетовая окраска. Таким образом, мы показали, что крахмал образуется в листьях на свету в процессе фотосинтеза.

Учитель химии: Мы с вами увидели, что крахмал образуется в процессе фотосинтеза. Так же мы выяснили, что под действием ферментов распадается до глюкозы.

Так как глюкоза составная часть крахмала, то рассмотрим её химическое строение.

Лабораторный опыт №3.

Экспериментальное доказательство принадлежности глюкозы к альдегидоспиртам”.

Оборудование: Пробирки, раствор глюкозы, Мg, CuSO4, NaOH, Ag2O, спиртовка, пробиркодержатель.

Инструктивная карточка:

    1. В пробирку с набольшим количеством раствора глюкозы добавим немного магния. Что наблюдаете?

    2. В пробирку к 3,4 каплям раствора сульфата меди двухвалентного прилейте 2-3 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку прилейте равный объём раствора глюкозы и смесь взболтайте. Как изменилась окраска раствора?

    3. К аммиачному раствору оксида серебра, налитому в чистую пробирку, добавьте в два раза меньше раствора глюкозы. Нагрейте смесь. Объясните наблюдаемое явление.

    4. На основании проведенных опытов, поясните, какие функциональные группы входят в состав глюкозы.

Вывод: глюкоза является альдегидоспиртом.

Учитель биологии: Изучая биологию, мы выяснили, что углеводы - основной источник энергии, а какова потребность организма человека в углеводах? Сколько углеводов нужно потреблять человеку для сохранения здоровья?

Сообщение учащегося: Углеводы для человека являются основным источником энергии. Человек получает углеводы в основном из продуктов растительного происхождения. Ежедневно человеку необходимо до 440 граммов углеводов. Попадая в организм человека, поли- и дисахара, распадаются до глюкозы. Глюкоза всасывается в кровь, её количество в крови должно составлять 4,4 – 5,8 ммоль/л.

Потребность организма в глюкозе зависит от характера и вида деятельности человека.

Излишек глюкозы при ведении малоподвижного образа жизни приводит к ожирению.

Ожирение может привести к заболеванию сахарным диабетом. Декстрины, которые образуются при жарении картофеля, могут вызвать у человека развитие злокачественных опухолей. Для сохранения здоровья необходимо рациональное питание.

Блиц-турнир. В заключение урока команды задают друг другу заранее приготовленные вопросы по углеводам.

1. Процесс расщепления углеводов в клетке при дыхании.

2.Углевод, содержащийся в соке сахарной свеклы.

3.Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.

4.Молочный сахар.

5.Высокомолекулярные углеводы.

6.Промежуточные продукты гидролиза крахмала.

7.Углевод, входящий в состав ДНК.

8.Заменитель сахара для диабетиков.

9.Углевод, который содержат в своём составе грибы.

10.Углевод, входящий в состав РНК.

11.Продукты питания с большим содержанием углеводов.

12.Углевод, образующийся в процессе фотосинтеза.

Подведение итогов урока, анализ работы групп, выставление оценок.



Домашнее задание: Выберите любое, исходя из ваших интересов.

  1. Составьте презентацию «Углеводы – важнейшие органические вещества на Земле».

  2. Подготовьте сообщение «Углеводы – основной источник энергии. Правила рационального питания».












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока исследования по теме "Углеводы".

Автор: Васильева Генриэта Евгеньевна

Дата: 18.06.2019

Номер свидетельства: 515076

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему "Химический состав растений""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokanatiemukhimichieskiisostavrastienii"
    ["file_id"] => string(6) "277531"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452929557"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему Химический состав клетки "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "240974"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445163961"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему:"Гигиена питания.Питание и здоровье" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-gighiiena-pitaniia-pitaniie-i-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "124333"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414685519"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины") "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-biologhii-sliedstviie-viedut-znatoki-biologhii-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "186612"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426392304"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Методическая разработка "Химия вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(47) "mietodichieskaia_razrabotka_khimiia_vokrugh_nas"
    ["file_id"] => string(6) "408739"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1492000191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства