Урок исследование " Углеводы" это интегрированный урок, который предназначен для формирования у учащихся целостной картины взаимосвязи биологии и химии. Урок направлен на развитие самостоятельных навыков исследовательской деятельности и творческого мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока исследования по теме "Углеводы".»
Урок исследование "Углеводы" 10 класс
Интегрированный урок по биологии и химии
Цель: Обобщая знания из курса биологии об углеводах, выяснить химический состав и особенности строения углеводов.
Оформление кабинета: Высказывание “Фотосинтез - единственный на нашей планете процесс превращения энергии солнечного света в энергию химических связей органических веществ”.
Оборудование: Карточки с заданиями, набор лабораторного оборудования и химических реактивов, микроскопы, стёкла предметные и покровные.
Урок рассчитан на два часа, класс разделён на шесть групп.
Учитель биологии:
- Ребята, сегодня мы проводим необычный урок, посвященный одним из важнейших органических веществ на Земле, входящих в состав любой живой клетки. Это углеводы! Изучая биологию, мы могли убедиться, что если бы исчезли углеводы, то исчезла бы и жизнь на Земле. Мы знаем, что углеводы образуются в растениях в процессе фотосинтеза. Обратите внимание, на высказывание, записанное на доске. Таким веществом, в котором запасена энергия солнца, являются в первую очередь углеводы. Зелёным листом ежегодно производятся миллиарды тонн углеводов. Это во много раз больше, чем каких-либо других химических соединений на Земле. Мы знаем, что живые организмы могут жить, лишь потребляя в виде пищи ту энергию, которую растения получили от Солнца и заключили в органические соединения.
А теперь каждая группа возьмёт по одной карточке и расскажет с биологической точки зрения об этих углеводах.
1.Д.Н.К. 2. Р.Н.К. 3.Глюкоза и фруктоза. 4.Сахароза и лактоза. 5.Крахмал 6. Гликоген.
План рассказа: Название углевода, к какой группе относится, в каких клетках встречается, какие функции выполняет.
Учитель химии: На доске написаны названия органических веществ:
Выберите из них те, которые относятся к углеводам. Подумайте, почему эти вещества так называются? Чтобы ответить на этот вопрос проделайте лабораторный опыт по сжиганию сахарозы.
Инструктивная карточка: Положите в пробирку немного сахарозы, нагрейте до появления признаков реакции. Что вы наблюдаете? Какие вещества образовались?
Запишите в тетрадь свои наблюдения. Сделайте вывод о составе углеводов.
Вывод: В состав углеводов входят углерод и вода. Записать общую формулу Сn (H2O)m.
Учитель биологии: Ребята, давайте вспомним, в каких продуктах питания больше всего содержится углеводов? (Больше всего углеводов содержится в продуктах растительного происхождения). Какова судьба углеводов в пищеварительной системе человека? Что произойдет с хлебом, если его долго жевать во рту. В пищеварительной системе сложные углеводы под действием ферментов слюны превращаются в глюкозу, поэтому хлеб становится сладким.
Вывод: Значит, крахмал состоит из глюкозы. Чем отличается крахмал от глюкозы?
Учитель химии: Познакомимся с физическими свойствами углеводов на примере глюкозы и крахмала.
Положите в две пробирки равное количество глюкозы и крахмала.
Прилейте воду, взболтайте, наблюдайте за растворимостью в холодной воде.
Подогрейте обе пробирки. Что наблюдаете?
Растворите глюкозу, и крахмал в холодной воде добавьте по капле йодной настойки. Наблюдайте за изменением цвета. Сделайте вывод о качественной реакции на крахмал.
Наблюдения и выводы оформите в виде таблицы.
Условия для сравнения
Глюкоза
Крахмал
1. Цвет веществ.
2. Растворимость в холодной воде.
3. Растворимость в горячей воде.
4. Взаимодействие с йодом.
Учитель биологии: На столах у вас находятся микроскопы, предметные стёкла.
Давайте поместим немного глюкозы и рассмотрим её под микроскопом.
Что мы видим?
Нанесём на срез картофеля каплю йода, срез посинеет. Возьмем со среза немного окрашенной мякоти, рассмотрим её под микроскопом. Зарисуем в тетрадь и сделаем вывод. Вывод: крахмал в виде глобул, а глюкоза в виде кристаллов.
Значит, физические свойства обусловлены особенностью их строения.
Одним из важнейших углеводов является крахмал, который образуется в листьях в процессе фотосинтеза с помощью солнечного света.
Учащиеся заранее готовили опыт по фотосинтезу.
Первый выступающий: Для того, чтобы провести данный опыт мы взяли растение Пеларгонию, поместили её в тёмное место на пять дней, для того, чтобы в листьях не проходил фотосинтез. Затем один из листьев плотно прикрыли с обоих, сторон плотной чёрной бумагой. Перед этим на той бумаге, которая прикрывала сверху лист, вырезали треугольник. После этого выставили растение на яркий солнечный свет на сутки. И сейчас мы вам покажем, как можно получить “ фотографию” без фотопленки.
Второй выступающий демонстрирует следующий опыт:
Возьмём лист, прикрытый бумагой, срежем с растения, уберём бумагу.
Лист опустим в кипящий спирт. Лист обесцветится. Вынем лист из колбы и опустим в стаканчик с раствором йода. То место на листе, которое было прикрыто бумагой останется светлым, а там, где был треугольник появится фиолетовая окраска. Таким образом, мы показали, что крахмал образуется в листьях на свету в процессе фотосинтеза.
Учитель химии: Мы с вами увидели, что крахмал образуется в процессе фотосинтеза. Так же мы выяснили, что под действием ферментов распадается до глюкозы.
Так как глюкоза составная часть крахмала, то рассмотрим её химическое строение.
Лабораторный опыт №3.
“Экспериментальное доказательство принадлежности глюкозы к альдегидоспиртам”.
В пробирку с набольшим количеством раствора глюкозы добавим немного магния. Что наблюдаете?
В пробирку к 3,4 каплям раствора сульфата меди двухвалентного прилейте 2-3 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку прилейте равный объём раствора глюкозы и смесь взболтайте. Как изменилась окраска раствора?
К аммиачному раствору оксида серебра, налитому в чистую пробирку, добавьте в два раза меньше раствора глюкозы. Нагрейте смесь. Объясните наблюдаемое явление.
На основании проведенных опытов, поясните, какие функциональные группы входят в состав глюкозы.
Вывод: глюкоза является альдегидоспиртом.
Учитель биологии: Изучая биологию, мы выяснили, что углеводы - основной источник энергии, а какова потребность организма человека в углеводах? Сколько углеводов нужно потреблять человеку для сохранения здоровья?
Сообщение учащегося: Углеводы для человека являются основным источником энергии. Человек получает углеводы в основном из продуктов растительного происхождения. Ежедневно человеку необходимо до 440 граммов углеводов. Попадая в организм человека, поли- и дисахара, распадаются до глюкозы. Глюкоза всасывается в кровь, её количество в крови должно составлять 4,4 – 5,8 ммоль/л.
Потребность организма в глюкозе зависит от характера и вида деятельности человека.
Излишек глюкозы при ведении малоподвижного образа жизни приводит к ожирению.
Ожирение может привести к заболеванию сахарным диабетом. Декстрины, которые образуются при жарении картофеля, могут вызвать у человека развитие злокачественных опухолей. Для сохранения здоровья необходимо рациональное питание.
Блиц-турнир. В заключение урока команды задают друг другу заранее приготовленные вопросы по углеводам.
1. Процесс расщепления углеводов в клетке при дыхании.
2.Углевод, содержащийся в соке сахарной свеклы.
3.Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.
4.Молочный сахар.
5.Высокомолекулярные углеводы.
6.Промежуточные продукты гидролиза крахмала.
7.Углевод, входящий в состав ДНК.
8.Заменитель сахара для диабетиков.
9.Углевод, который содержат в своём составе грибы.
10.Углевод, входящий в состав РНК.
11.Продукты питания с большим содержанием углеводов.
12.Углевод, образующийся в процессе фотосинтеза.
Подведение итогов урока, анализ работы групп, выставление оценок.
Домашнее задание: Выберите любое, исходя из ваших интересов.
Составьте презентацию «Углеводы – важнейшие органические вещества на Земле».
Подготовьте сообщение «Углеводы – основной источник энергии. Правила рационального питания».