kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Бесполое размножение".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок практикоориентированный,с использованием технологии проблемного обучения,включает элементы исследовательской и проектной работы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Бесполое размножение".»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Красноярская средняя школа №2” Жирновского муниципального района Волгоградской области.













Урок по теме «Бесполое размножение».

7 класс











Учитель биологии :

Карижская Ольга Владимиров









2018г.

Пояснительная работа.

Данный урок в курсе биологии 7 класса находится в разделе “Жизнедеятельность организма”.

Тип урока комбинированный (с применением элементов исследовательской деятельности), имеет четкую структурированность: организационный момент, актуализация знаний, мотивация и постановка цели, изучение нового материала, практическое применение знаний, подведение итогов, домашнее задание, рефлексия. По уровню самостоятельности обучающихся, проявляемой в ходе изучения новой информации и ее способах, урок можно отнести к начальному уровню исследовательских уроков и охарактеризовать как урок “Образец исследования”.

Дидактические цели урока:

- дать представление о размножении как свойстве организмов и его биологическом значении в природе;

- познакомить с особенностями бесполого способа размножения, его формами; - научить приемам вегетативного размножения;

- развивать интерес к практической направленности данной темы.

Педагогическая цель:

- приобретение учащимися исследовательских знаний и умений.

Методическая цель урока:

- показать коллегам методику работы, презентовать личный педагогический опыт.

В ходе урока решаются следующие задачи:

- приобретение общенаучных знаний (работа с текстом, составление схемы-конспекта, оформление мыслей в устной и письменной форме, самоконтроль, взаимопроверка);

- приобретение специальных знаний и умений (усвоение фактического материала, применение знаний на практике);

- приобретение интеллектуальных знаний (анализ, сопоставление, умозаключение, вывод и т.д.) ;

- приобретение исследовательских знаний и умений (целеполагание, работа с источником информации, выделение проблемы, интегрирование информации, формулировка выводов, работа по алгоритму, предложенного учителем).

Планируемые результаты:

-сформированность познавательных интересов и методов по данной теме, конкретизация знаний о способах размножения, знание и понимание значения терминов, овладение практическими навыками вегетативного размножения; - умение планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовать информацию в схемы, освоение способов решения проблем поискового и творческого характера;

- осознание значимости процесса размножения растений в природе и жизни человека.

Образовательные технологии: 1.Технология развивающего обучения (структура урока, использование разнообразных методов и приемов на уроке способствуют формированию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД). 2.Технология проблемного обучения (использование на уроке видеофрагмента с целью подведения обучающихся к теме урока и его содержанию ,последовательно и логично формулируются вопросы учителя, создавая проблемные ситуации и стимулируя деятельность учеников по поиску их решения). 3.Информационно- коммуникационная технология (использование на уроке презентации, фрагмента учебного фильма, видеофрагмента сказки). 4.Технология адаптивного обучения (в ходе урока осуществляется контроль нескольких видов: контроль учителя, самоконтроль, взаимопроверка, контроль с использованием технических средств). 5.Технология коммуникативного обучения (на уроке создана атмосфера взаимопонимания, обучающиеся имеют возможность высказать свое мнение, участвовать в диалоге и полилоге, выслушивают мнение одноклассника, осуществляют взаимопроверку). 6.Здоровьесберегающая технология (соответствие кабинета биологии нормам и требованиям САНПИНа, в ходе урока осуществляется контроль за посадкой детей, позой во время письма , создана атмосфера доброжелательного отношения ,благоприятный эмоциональный настрой, просматривается разнообразие форм работы на уроке и смена деятельности, проводится физминутка, используются мультипликация ,четверостишия и др., предложено по желанию произвести прививку дома с родителями). 7.Технология исследования (урок предполагает работу с источником информации и ее переработку, а так же применение информации в практической деятельности, домашнее задание носит исследовательский характер). 8.Проектная деятельность (участие в реализации социального проекта «Зеленое кольцо школы». Ведущей идеей урока является развитие познавательных и интеллектуальных способностей обучающихся, создание условий для приобретения практических навыков.

Урок: Бесполое размножение.

Цель: 1) Дать представление о размножении как свойстве организмов и его биологическом значении в природе; 2) познакомить с особенностью бесполого способа размножения, его формами; 3) научить приемам вегетативного размножения; 4) развивать интерес к практической направленности данной темы.

Оснащение: текст, ТПО, рабочая тетрадь, оценочный лист, презентация к уроку, комплект учебных таблиц “Вегетативное размножение”, раздаточный материал (таблицы по теме, стаканчики с почвой, пластиковые палочки, пакетики упаковочные, стеблевые черенки растения барвинок, маркер)

Ход урока: 1.Оргмомент. - приветствие - приготовление к уроку

II.Контроль знаний.

- Ребята по какой теме вы работали дома? (“координация и регуляция”) - Благодаря работе каких систем осуществляется контроль и регуляция жизнедеятельности? (нервной, эндокринной). 1)Тестирование. - Предлагаю вам протестировать себя по данной теме. Перед вами одинарный лист. Подпишите его. Задание под буквой “A”, по вариантам. Отметьте правильный ответ…(посадка детей).

*Самопроверка( самооценка (по пятибальной шкале) .

2)Рубрика «Подумайте» . -На дом для обдумывания вам предлагался следующий вопрос: “ Известно, что у млекопитающих нервные импульсы, передающие возбуждения к скелетным мышцам, распространяются до 100 м/с, а приводящие в действие желудочные железы – со скоростью лишь 2-3 м/с. Почему это происходит? Какое это имеет биологическое значение?”

3) Работа с утверждениями. - Предлагаю поработать с утверждениями (задание “Б”), (посадка детей).

* Самопроверка (слайд, самооценка (по пятибальной шкале).

Скажите, пожалуйста, чем различаются регуляция жизнедеятельности животных и растений?

4) Работа с терминами. - И закончим контроль работой с терминами. В задании “В” необходимо дописать определение (написать соответствующее понятие). (посадка детей).

*Взаимопроверка (слайд, подсчет баллов, оценка).

*Критерии оценивания (на доске) 14-11б.-«5», 10-13 б.-«4», 7-9 б. – “3”

III.Цель, мотивация.

- Ребята, с какими свойствами, с какими процессами жизнедеятельности мы познакомились за этот учебный период? (питание и пищеварение, транспорт веществ, дыхание, выделение, движение, …) - Предлагаю посмотреть фрагмент сказки А.С. Пушкина “О царе Салтане” и назвать еще одно очень важное свойство живых организмов … - О каком свойстве живых организмов идет речь в сказке? (о размножении). - На сколько правдиво донесение царю о том, что царица родила ни то мышонка, ни то лягушонка? - Что же такое размножение? (Воспроизведение себе подобных) - Какова размножения? (работа с текстом стр.113, абз. 1), (сохранение вида) - Какие два способа размножения существуют в природе? (стр.113, абз. 1), (половое размножение, бесполое) . - В рабочей тетради запишите тему урока “Бесполое размножение” … - Сформируйте учебные задачи урока (выяснить в чем суть бесполого размножения, как осуществляется, …)

IV. Изучение нового материала.

1.Бесполое размножение. -Ребята, выберите из 2 абзаца информацию, которая характеризует бесполое размножение.(участвует один организм, образуется два или более потомков, потомки идентичны). - Обратите внимание на слайд , где предлагаются дополнительные характеристики. Сформулируйте их (при бесполом размножении не образуются половые клетки, отсутствует процесс оплодотворения) .

- Эта информация (таблица) у вас на столах, вы можете ее вклеить в тетрадь и использовать при подготовке.

2. Формы бесполого размножения. - Сколько и какие формы бесполого размножения существуют, в чем их суть, для каких организмов характерна та или иная форма бесполого размножения? На этот вопрос вы дадите ответ, проработав материал учебника до стр. 116, и попутно составив опорный план-конспект своего ответа, схема конспекта предложена на доске. По ходу работы с текстом обращаем внимание на рисунки и комментарии к ним… (посадка детей). - Давайте проверим что у вас получилось, назовите формы размножения, объясните в чем суть той или иной формы, приведите пример… - Обращаю ваше внимание на слайд для корректировки вашего конспекта. - Кто внимательно работал с текстом и обнаружил новое понятие с его определением? (спора- это…). Запишите в словарь это понятие ….

*физминутка .

Вот пришел я на урок,

Мои мысли скок да скок.

Чем я буду заниматься?

Как я буду развлекаться?

Буду с другом я общаться,

Умных мыслей набираться!

3.Вегетативное размножение.

- Ребята, уточните, для каких организмов характерно вегетативное размножение? (черви, водоросли, высшие растения). - Тело плоских, кольчатых червей, нитчатых водорослей распадаются на части, фрагменты, из которых появляются новые организмы. Это явление принято называть фрагментацией. - Чтобы иметь представление о вегетативном размножении, нужно вспомнить о вегетативных органах цветкового растения. Что же является вегетативными органами? показать (корень, стебель, лист, почка) . - То есть те органы или их видоизменения (клубень, луковица, корневища, усики), которые не участвуют в половом размножении как цветок, плод, семя. * Работа с комплектом таблиц “Вегетативное размножение растений”… - У вас на столе табличка с информацией (дома вклеить в тетрадь). - Ребята, откройте стр.116-117, определите, какой рисунок соответствует следующему четверостишию: Ветер ветку наклонил И про ветку позабыл, И И на ветке от тоски Появились корешки. (размножение плодово-ягодных культур) . - Но в данном случае мы видим искусственное размножение отводками. И хочется отметить, что только в XVIII веке на явление вегетативного размножения было обращено внимание французского ботаника Туэна Андре и Западно-Сибирского генерала -губернатора А.О. Дюгамеля.

а) Размножение фиалки узумбарской листовым черенком –фрагмент учебного фильма “Размножение растения его частями”. - Предлагаю вам для просмотра фрагмент учебного фильма… - О каком растении идет речь, каким образом его можно размножить? (фиалка, листовой черенок)

- Откройте ваши ТПО на стр.64. Вам предлагается провести подобную работу, с той лишь разницей, что первоначально лист ставится в воду до появления придаточных корней. Кроме того, по ходу работы вам предлагается заполнить “дневник”. Это ваше домашнее задание. Я вам заготовила материал, по окончанию урока вы можете взять черенки. Надеюсь, что в сентябре в нашем кабинете появятся новые сорта фиалок.

б) Лабораторная работа. - А сейчас я предлагаю произвести укоренение стеблевого черенка барвинка малого это вечно зеленое многолетние травянистое растение. Является декоративным, используется в фармакологии. Почему именно это растение? Потому что оно идеально подходит для озеленения школьного цветника и реализации проекта «Зеленое кольцо школы».

Посмотри сюда, дружок

Пред тобою черенок.

Стебель, почка и листок,

Так и просится … (в горшок)

- У вас заготовлены стаканчики с увлажненной почвой, палочки для работы и стеблевые черенки. Вам предстоит укоренить их и создать микроклимат, используя пакетик… (помощь учителя при необходимости). Возможно ,нужно убрать несколько листочков...Можно произвести маркировку своего стаканчика. После урока стаканчики поставить на окно.

в) Прививка. - Плодовые культуры размножаются прививкой (стр.117). При этом используется стеблевые черенки или глазки. Растение , на которое делается прививка называют подвой, а растение которое прививают – привой. Использование глазков, то есть почек для прививки носит название “окулировка”, от лат. “окос” – глаз. - В социальных сетях размещено много роликов от садоводов, которые успешно размножают плодовые деревья. По желанию вы можете провести эту работу с родителями, используя различный материал (эта работа будет оценена).

V .Обобщение, закрепление материала.

1.ТПО – стр. 61 №113.

2. Вопросы: 1) стр. 118 вопрос 114;

2) В чем плюс и в чем минус бесполого размножения? (“+” быстро по времени, много потомков, сохранение признаков, быстрое освоение новых мест обитания ; * ландыш майский как пример

“-” признаки одного родителя экологическая неустойчивость).

3) Что общего во всех формах бесполого размножения? (один родитель, потомки идентичны, отсутствие гамет, оплодотворения).



VI .Домашнее задание. параграф 15, вопрос 9 – письменно; ТПО стр.64



VII .Рефлексия.

- Ребята, я считаю, что этот урок практико -ориентированный, т. е. носит практический характер. Закончите предложение своим аргументом …






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Бесполое размножение".

Автор: Карижская Ольга Владимировна

Дата: 07.11.2018

Номер свидетельства: 484085

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока на тему "Половое размножение. Развитие половых клеток" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-na-tiemu-polovoie-razmnozhieniie-razvitiie-polovykh-klietok"
    ["file_id"] => string(6) "185828"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426244438"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по биологии " В мире прекрасного и вечного " презентация "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-mirie-priekrasnogho-i-viechnogho-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "129262"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415650389"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока на тему "Вегетативное размножение""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_na_tiemu_vieghietativnoie_razmnozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "383113"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485241580"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока  биологии тема: "Общая характеристика грибов" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-tiema-obshchaia-kharaktieristika-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "206208"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430131714"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по биологии в 9 классе на тему: "Индивидуальное развитие организмов" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-9-klassie-na-tiemu-individual-noie-razvitiie-orghanizmov"
    ["file_id"] => string(6) "144194"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418665165"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства