Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Бесполое размножение".»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Красноярская средняя школа №2” Жирновского муниципального района Волгоградской области.
Урок по теме «Бесполое размножение».
7 класс
Учитель биологии :
Карижская Ольга Владимиров
2018г.
Пояснительная работа.
Данный урок в курсе биологии 7 класса находится в разделе “Жизнедеятельность организма”.
Тип урока комбинированный (с применением элементов исследовательской деятельности), имеет четкую структурированность: организационный момент, актуализация знаний, мотивация и постановка цели, изучение нового материала, практическое применение знаний, подведение итогов, домашнее задание, рефлексия. По уровню самостоятельности обучающихся, проявляемой в ходе изучения новой информации и ее способах, урок можно отнести к начальному уровню исследовательских уроков и охарактеризовать как урок “Образец исследования”.
Дидактические цели урока:
- дать представление о размножении как свойстве организмов и его биологическом значении в природе;
- познакомить с особенностями бесполого способа размножения, его формами; - научить приемам вегетативного размножения;
- развивать интерес к практической направленности данной темы.
Педагогическая цель:
- приобретение учащимися исследовательских знаний и умений.
Методическая цель урока:
- показать коллегам методику работы, презентовать личный педагогический опыт.
В ходе урока решаются следующие задачи:
- приобретение общенаучных знаний (работа с текстом, составление схемы-конспекта, оформление мыслей в устной и письменной форме, самоконтроль, взаимопроверка);
- приобретение специальных знаний и умений (усвоение фактического материала, применение знаний на практике);
- приобретение исследовательских знаний и умений (целеполагание, работа с источником информации, выделение проблемы, интегрирование информации, формулировка выводов, работа по алгоритму, предложенного учителем).
Планируемые результаты:
-сформированность познавательных интересов и методов по данной теме, конкретизация знаний о способах размножения, знание и понимание значения терминов, овладение практическими навыками вегетативного размножения;- умение планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовать информацию в схемы, освоение способов решения проблем поискового и творческого характера;
- осознание значимости процесса размножения растений в природе и жизни человека.
Образовательные технологии: 1.Технология развивающего обучения (структура урока, использование разнообразных методов и приемов на уроке способствуют формированию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД). 2.Технология проблемного обучения (использование на уроке видеофрагмента с целью подведения обучающихся к теме урока и его содержанию ,последовательно и логично формулируются вопросы учителя, создавая проблемные ситуации и стимулируя деятельность учеников по поиску их решения). 3.Информационно- коммуникационная технология (использование на уроке презентации, фрагмента учебного фильма, видеофрагмента сказки). 4.Технология адаптивного обучения (в ходе урока осуществляется контроль нескольких видов: контроль учителя, самоконтроль, взаимопроверка, контроль с использованием технических средств). 5.Технология коммуникативного обучения (на уроке создана атмосфера взаимопонимания, обучающиеся имеют возможность высказать свое мнение, участвовать в диалоге и полилоге, выслушивают мнение одноклассника, осуществляют взаимопроверку). 6.Здоровьесберегающая технология (соответствие кабинета биологии нормам и требованиям САНПИНа, в ходе урока осуществляется контроль за посадкой детей, позой во время письма , создана атмосфера доброжелательного отношения ,благоприятный эмоциональный настрой, просматривается разнообразие форм работы на уроке и смена деятельности, проводится физминутка, используются мультипликация ,четверостишия и др., предложено по желанию произвести прививку дома с родителями). 7.Технология исследования (урок предполагает работу с источником информации и ее переработку, а так же применение информации в практической деятельности, домашнее задание носит исследовательский характер). 8.Проектная деятельность (участие в реализации социального проекта «Зеленое кольцо школы». Ведущей идеей урока является развитие познавательных и интеллектуальных способностей обучающихся, создание условий для приобретения практических навыков.
Урок: Бесполое размножение.
Цель: 1) Дать представление о размножении как свойстве организмов и его биологическом значении в природе; 2) познакомить с особенностью бесполого способа размножения, его формами; 3) научить приемам вегетативного размножения; 4) развивать интерес к практической направленности данной темы.
Оснащение: текст, ТПО, рабочая тетрадь, оценочный лист, презентация к уроку, комплект учебных таблиц “Вегетативное размножение”, раздаточный материал (таблицы по теме, стаканчики с почвой, пластиковые палочки, пакетики упаковочные, стеблевые черенки растения барвинок, маркер)
Ход урока: 1.Оргмомент. - приветствие - приготовление к уроку
II.Контроль знаний.
- Ребята по какой теме вы работали дома? (“координация и регуляция”) - Благодаря работе каких систем осуществляется контроль и регуляция жизнедеятельности? (нервной, эндокринной). 1)Тестирование. - Предлагаю вам протестировать себя по данной теме. Перед вами одинарный лист. Подпишите его. Задание под буквой “A”, по вариантам. Отметьте правильный ответ…(посадка детей).
*Самопроверка( самооценка (по пятибальной шкале) .
2)Рубрика «Подумайте» . -На дом для обдумывания вам предлагался следующий вопрос: “ Известно, что у млекопитающих нервные импульсы, передающие возбуждения к скелетным мышцам, распространяются до 100 м/с, а приводящие в действие желудочные железы – со скоростью лишь 2-3 м/с. Почему это происходит? Какое это имеет биологическое значение?”
3) Работа с утверждениями. - Предлагаю поработать с утверждениями (задание “Б”), (посадка детей).
* Самопроверка (слайд, самооценка (по пятибальной шкале).
Скажите, пожалуйста, чем различаются регуляция жизнедеятельности животных и растений?
4) Работа с терминами. - И закончим контроль работой с терминами. В задании “В” необходимо дописать определение (написать соответствующее понятие). (посадка детей).
*Взаимопроверка (слайд, подсчет баллов, оценка).
*Критерии оценивания (на доске) 14-11б.-«5», 10-13 б.-«4», 7-9 б. – “3”
III.Цель, мотивация.
- Ребята, с какими свойствами, с какими процессами жизнедеятельности мы познакомились за этот учебный период? (питание и пищеварение, транспорт веществ, дыхание, выделение, движение, …) - Предлагаю посмотреть фрагмент сказки А.С. Пушкина “О царе Салтане” и назвать еще одно очень важное свойство живых организмов … - О каком свойстве живых организмов идет речь в сказке? (о размножении). - На сколько правдиво донесение царю о том, что царица родила ни то мышонка, ни то лягушонка? - Что же такое размножение? (Воспроизведение себе подобных) - Какова размножения? (работа с текстом стр.113, абз. 1), (сохранение вида) - Какие два способа размножения существуют в природе? (стр.113, абз. 1), (половое размножение, бесполое) . - В рабочей тетради запишите тему урока “Бесполое размножение” … - Сформируйте учебные задачи урока (выяснить в чем суть бесполого размножения, как осуществляется, …)
IV. Изучение нового материала.
1.Бесполое размножение. -Ребята, выберите из 2 абзаца информацию, которая характеризует бесполое размножение.(участвует один организм, образуется два или более потомков, потомки идентичны). - Обратите внимание на слайд , где предлагаются дополнительные характеристики. Сформулируйте их (при бесполом размножении не образуются половые клетки, отсутствует процесс оплодотворения) .
- Эта информация (таблица) у вас на столах, вы можете ее вклеить в тетрадь и использовать при подготовке.
2. Формы бесполого размножения. - Сколько и какие формы бесполого размножения существуют, в чем их суть, для каких организмов характерна та или иная форма бесполого размножения? На этот вопрос вы дадите ответ, проработав материал учебника до стр. 116, и попутно составив опорный план-конспект своего ответа, схема конспекта предложена на доске. По ходу работы с текстом обращаем внимание на рисунки и комментарии к ним… (посадка детей).- Давайте проверим что у вас получилось, назовите формы размножения, объясните в чем суть той или иной формы, приведите пример… - Обращаюваше внимание на слайд для корректировки вашего конспекта.- Кто внимательно работал с текстом и обнаружил новое понятие с его определением? (спора- это…). Запишите в словарь это понятие ….
*физминутка .
Вот пришел я на урок,
Мои мысли скок да скок.
Чем я буду заниматься?
Как я буду развлекаться?
Буду с другом я общаться,
Умных мыслей набираться!
3.Вегетативное размножение.
- Ребята, уточните, для каких организмов характерно вегетативное размножение? (черви, водоросли, высшие растения). - Тело плоских, кольчатых червей, нитчатых водорослей распадаются на части, фрагменты, из которых появляются новые организмы. Это явление принято называть фрагментацией. - Чтобы иметь представление о вегетативном размножении, нужно вспомнить о вегетативных органах цветкового растения. Что же является вегетативными органами? показать (корень, стебель, лист, почка) . - То есть те органы или их видоизменения (клубень, луковица, корневища, усики), которые не участвуют в половом размножении как цветок, плод, семя. * Работа с комплектом таблиц “Вегетативное размножение растений”… - У вас на столе табличка с информацией (дома вклеить в тетрадь).- Ребята, откройте стр.116-117, определите, какой рисунок соответствует следующему четверостишию: Ветер ветку наклонил И про ветку позабыл, И И на ветке от тоски Появились корешки. (размножение плодово-ягодных культур) . - Но в данном случае мы видим искусственное размножение отводками. И хочется отметить, что только в XVIII веке на явление вегетативного размножения было обращено внимание французского ботаника Туэна Андре и Западно-Сибирского генерала -губернатора А.О. Дюгамеля.
а) Размножение фиалкиузумбарской листовым черенком –фрагмент учебного фильма “Размножение растения его частями”. - Предлагаю вам для просмотра фрагмент учебного фильма… - О каком растении идет речь, каким образом его можно размножить? (фиалка, листовой черенок)
- Откройте ваши ТПО на стр.64. Вам предлагается провести подобную работу, с той лишь разницей, что первоначально лист ставится в воду до появления придаточных корней. Кроме того, по ходу работы вам предлагается заполнить “дневник”. Это ваше домашнее задание. Я вам заготовила материал, по окончанию урока вы можете взять черенки. Надеюсь, что в сентябре в нашем кабинете появятся новые сорта фиалок.
б) Лабораторная работа. - А сейчас я предлагаю произвести укоренение стеблевого черенка барвинка малого это вечно зеленое многолетние травянистое растение. Является декоративным, используется в фармакологии. Почему именно это растение? Потому что оно идеально подходит для озеленения школьного цветника и реализации проекта «Зеленое кольцо школы».
Посмотри сюда, дружок
Пред тобою черенок.
Стебель, почка и листок,
Так и просится … (в горшок)
- У вас заготовлены стаканчики с увлажненной почвой, палочки для работы и стеблевые черенки. Вам предстоит укоренить их и создать микроклимат, используя пакетик… (помощь учителя при необходимости). Возможно ,нужно убрать несколько листочков...Можно произвести маркировку своего стаканчика. После урока стаканчики поставить на окно.
в) Прививка. - Плодовые культуры размножаются прививкой (стр.117). При этом используется стеблевые черенки или глазки. Растение , на которое делается прививка называют подвой, а растение которое прививают – привой. Использование глазков, то есть почек для прививки носит название “окулировка”, от лат. “окос” – глаз. - В социальных сетях размещено много роликов от садоводов, которые успешно размножают плодовые деревья. По желанию вы можете провести эту работу с родителями, используя различный материал (эта работа будет оценена).
V .Обобщение, закрепление материала.
1.ТПО – стр. 61 №113.
2. Вопросы: 1) стр. 118 вопрос 114;
2) В чем плюс и в чем минус бесполого размножения? (“+” быстро по времени, много потомков, сохранение признаков, быстрое освоение новых мест обитания ; * ландыш майский как пример
“-” признаки одного родителя экологическая неустойчивость).
3) Что общего во всех формах бесполого размножения? (один родитель, потомки идентичны, отсутствие гамет, оплодотворения).
VI .Домашнее задание.параграф 15, вопрос 9 – письменно; ТПО стр.64
VII .Рефлексия.
- Ребята, я считаю, что этот урок практико -ориентированный, т. е. носит практический характер. Закончите предложение своим аргументом …