kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Компоненты внутренней среды. Кровь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Кровь и компоненты внутренней среды организма

Цель: 1. сформировать знания о внутренней среде организма и крови как компонента внутренней среды;

2. развить знания учащихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства; продолжить формировать мышление учащихся на умении анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать; развитие навыков устной и письменной речи, развитие памяти, развитие логического мышления;

3. воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей; развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: инструктивные карты, таблицы: “Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани”, “Кровь”

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Компоненты внутренней среды. Кровь. »








Конспект урока по биологии
в 8 классе

«Кровь и компоненты внутренней среды организма»









Выполнила: ученица 8 класса

Филиппова Анастасия Алексеевна.







Село Онгудай.



Тема урока: Кровь и компоненты внутренней среды организма

Цель: 1. сформировать знания о внутренней среде организма и крови как компонента внутренней среды;

2. развить знания учащихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства; продолжить формировать мышление учащихся на умении анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать; развитие навыков устной и письменной речи, развитие памяти, развитие логического мышления;

3. воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей; развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: инструктивные карты, таблицы: “Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани”, “Кровь”

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала



«Твой яркий цвет, что капля крови,

Эмблема чести и свободы

Тобой клялись, тебя любили

И храбрый воин, и поэт...».  

Организм человека имеет специальные системы, которые осуществляют непрерывную связь между органами и тканями и обмен организма продуктами жизнедеятельности с окружающей средой. Одной из таких систем, наряду с тканевой жидкостью и лимфой, является кровь.

ВопросРазновидностью, какой ткани является кровь? (соединительной)

Кровь — это разновидность соединительной ткани, состоящей из жидкого межклеточного вещества — плазмы н взвешенных в ней клеток — форменных элементов крови: эритроцитов (красных кровяных клеток), лейкоцитов (белых кровяных клеток) и тромбоцитов (кровяных пластинок).

Вопрос: Назовите основные функции крови? (обучающиеся называют функции, учитель записывает на доске, затем обобщаем и записываем в тетрадь).

Функции крови следующие:

  1. Питание тканей и выделение продуктов метаболизма.

  2. Дыхание тканей и поддержание кислотно-щелочного баланса и водно-минерального баланса.

  3. Транспорт гормонов и других метаболитов.

  4. Защита от чужеродных агентов.

  5. Регуляция температуры тела путем перераспределения тепла в организме.

Клеточные элементы крови находятся в жидкой среде - плазме крови.

Между плазмой и форменными элементами крови существуют определенные объемные соотношения. Установлено, что на долю форменных элементов приходится 40-45%, крови, а на долю плазмы – 55-60%.

Плазма крови – это прозрачная бесцветная жидкость, состоящая из:

  1. 90 % - вода;

  2. 6-8 % - белки;

  3. 2 % - органические небелковые соединения;

  4. 1 % - неорганические соли.

Состав плазмы по содержанию солей близок к морской воде. Важнейшие соли плазмы – хлориды Na, K и Ca. В нормальных условиях общая концентрация солей в плазме и в клетках крови одинакова.

Вопрос: Подумайте, почему человек долго находящийся в море и лишенный пресной воды погибает? (Человек погибает от того, что в его крови увеличивается содержание солей. Вода из клеток и тканей устремляется в кровь, и организм обезвоживается)

Инструктивная карточка № 1. Тканевая жидкость.

(Прочитайте карточку и, используя сведения параграфа, вставьте пропущенные слова и ответьте на вопрос)

Бесцветная прозрачная тканевая жидкость заполняет в организме промежутки между клетками. Она образуется из жидкой части крови – ….., проникающей в межклеточные щели через стенки……., и из продуктов обмена, постоянно поступающих из клеток. Ее объем у взрослого человека составляет приблизительно 20 л.

Каждая клетка организма выполняет определенную работу и поэтому нуждается в постоянном притоке ……. и ………, а также в непрерывном удалении ……… . Кислород и питательные вещества могут проникать сквозь мембрану клетки только тогда, когда они находятся в растворенном состоянии. Каждую клетку омывает жидкость, которая содержит все необходимое для жизнедеятельности. Это –…….. . Из неё клетки получают Oи питательные вещества, а в неё отдают углекислый газ и отработанные продукты обмена.

  1. Кислорода

  2. питательных веществ

  3. продуктов обмена

  4. тканевая жидкость

  5. плазмы

  6. кровеносных сосудов

Вопрос: Какую роль выполняет тканевая жидкость в организме человека?

(Кровеносные капилляры не подходят к каждой клетке, поэтому питательные вещества и кислород из капилляров по законам диффузии вначале поступают в тканевую жидкость, а из нее поглощаются клетками. Следовательно, через тканевую жидкость осуществляется связь между капиллярами и клетками. Оксид углерода, вода и другие продукты обмена, образующиеся в клетках, также за счет разности концентраций выделяются из клеток сначала в тканевую жидкость, а потом поступают в капилляры.)

Текст. Бесцветная прозрачная тканевая жидкость заполняет в организме промежутки между клетками. Она образуется из жидкой части крови – плазмы, проникающей в межклеточные щели через стенки кровеносных сосудов, и из продуктов обмена, постоянно поступающих из клеток. Ее объем у взрослого человека составляет приблизительно 20 л.

Каждая клетка организма выполняет определенную работу и поэтому нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, а также в непрерывном удалении продуктов обмена. Кислород и питательные вещества могут проникать сквозь мембрану клетки только тогда, когда они находятся в растворенном состоянии. Каждую клетку омывает жидкость, которая содержит все необходимое для ее жизнедеятельности. Это – тканевая жидкость. Из неё клетки получают Oи питательные вещества, а в неё отдают углекислый газ и отработанные продукты обмена.


Инструктивная карточка № 2 Лимфа

(Прочитайте карточку и, используя сведения параграфа, вставьте пропущенные слова)

Кислород и питательные вещества поступают в межклеточное вещество из ….., циркулирующей по замкнутой системе кровеносных сосудов. Мельчайшие кровеносные сосуды – ……. пронизывают все ткани организма. Через стенки капилляров в межклеточное вещество постоянно поступают содержащиеся в крови различные химические соединения и…….. и поглощаются продукты обмена, выделяемые клетками.

В межклетниках слепо начинаются лимфатические капилляры, в них поступает тканевая жидкость, которая в лимфатических сосудах становится лимфой. Цвет лимфы желтовато–соломенный. Она на 95% состоит из воды, содержит белки, минеральные соли, жиры, глюкозу, а также …… (разновидность лейкоцитов). Состав лимфы напоминает состав ……., но белков здесь меньше, и в разных участках тела – она имеет свои особенности. Например, в области кишечника в ней много жировых капель, что придает ей беловатый цвет.

  1. Крови

  2. Капилляры

  3. Вода

  4. Лимфоциты

  5. Плазмы

Текст. Кислород и питательные вещества поступают в межклеточное вещество из крови, циркулирующей по замкнутой системе кровеносных сосудов. Мельчайшие кровеносные сосуды – капилляры пронизывают все ткани организма. Через стенки капилляров в межклеточное вещество постоянно поступают содержащиеся в крови различные химические соединения и вода и поглощаются продукты обмена, выделяемые клетками.

В межклетниках слепо начинаются лимфатические капилляры, в них поступает тканевая жидкость, которая в лимфатических сосудах становится лимфой. Цвет лимфы желтовато–соломенный. Она на 95% состоит из воды, содержит белки, минеральные соли, жиры, глюкозу, а также лимфоциты (разновидность лейкоцитов). Состав лимфы напоминает состав плазмы, но белков здесь меньше, и в разных участках тела – она имеет свои особенности. Например, в области кишечника в ней много жировых капель, что придает ей беловатый цвет.



  1. Заключение


Термин внутренняя среда организма предложен французским физиологом К. Бернаром. В это понятие включена совокупность жидкостей — кровь, лимфа, тканевая жидкость, которые омывают клетки, принимая тем самым непосредственное участие в осуществлении обменных реакций организма.

Основой внутренней среды является кровь, между тем роль непосредственной питательной среды выполняет тканевая жидкость.  Определяя состав крови, лимфы, тканевой жидкости, можно судить об обменных процессах, происходящих в отдельных органах, тканях или в организме в целом.

Постоянство внутренней среды организма поддерживается непрерывной работой органов пищеварения, дыхания, выделения. Деятельность этих органов регулируется нервной системой, реагирующей на изменения внешней среды и обеспечивающей выравнивание сдвигов или нарушений в организме.

4. Домашнее задание: параграф № 17, заполнить таблицу

Внутренняя среда организма

Внутренняя среда

Состав

Местонахождение

Источник и место образования

Функции

Кровь









Тканевая жидкость





Лимфа





Полная таблица

Внутренняя среда

Состав

Местонахождение

Источник и место образования

Функции

Кровь

Плазма (50-60% объема крови): вода 90-92%, белки 7%, жиры 0,8%, глюкоза 0,12%, мочевина 0,05%, минеральные соли 0,9%

Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры

За счет поглощения белков, жиров и углеводов, а также минеральных солей пищи и воды

Взаимосвязь всех органов организма в целом с внешней средой; питательная (доставка питательных веществ), выделительная (выведение продуктов диссимиляции, СO2 из организма); защитная (иммунитет, свертывание); регуляторная (гуморальная)

Форменные элементы(40-50% от объема крови): эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Плазма крови

Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы, лимфоидная ткань

Транспортная (дыхательная) – эритроциты транспортируют О2 и частично СО2; защитная – лейкоциты (фагоциты) обезвреживают болезнетворные микроорганизмы; тромбоциты обеспечивают свертывание крови

Тканевая жидкость

Вода, растворенные в ней питательные органические и неорганические вещества, O2, СО2, продукты диссимиляции, выделившиеся из клеток

Промежутки между клетками всех тканей. Объем 20 л (у взрослого человека)

За счет плазмы крови и конечных продуктов диссимиляции

Является промежуточной средой между кровью и клетками организма. Переносит из крови в клетки органов O2, питательные вещества, минеральные соли, гормоны. Возвращает в кровяное русло через лимфу воду, продукты диссимиляции. Переносит в кровяное русло СО2, выделившийся из клеток

Лимфа

Вода, растворенные в органических веществ

Лимфатическая система, состоящая из лимфатических капилляров, заканчивающихся мешочками, и сосудов, сливающихся в два протока, которые впадают в полые вены кровеносной системы в области шеи

За счет тканевой жидкости,
мешочки на концах лимфатических капилляров

Возвращение в кровяное русло тканевой жидкости. Фильтрация и обеззараживания тканевой жидкости, которые осуществляются в лимфатических узлах, где вырабатываются лимфоциты




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Компоненты внутренней среды. Кровь.

Автор: Филиппова Анастасия Алексеевна

Дата: 28.05.2015

Номер свидетельства: 215805

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Кровь, компоненты внутренней среды организма. Состав крови "
    ["seo_title"] => string(60) "krov-komponienty-vnutrienniei-sriedy-orghanizma-sostav-krovi"
    ["file_id"] => string(6) "149920"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420370257"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Конспект урока по биологии в 8 классе на тему:"Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма""
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-8-klassie-na-tiemu-vnutrienniaia-srieda-orghanizma-krov-i-ostal-nyie-komponienty-vnutrienniei-sriedy-orghanizma"
    ["file_id"] => string(6) "248625"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446745368"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма "
    ["seo_title"] => string(60) "krov-i-ostal-nyie-komponienty-vnutrienniei-sriedy-orghanizma"
    ["file_id"] => string(6) "231262"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442428305"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Презентация по биологии на тему "Компоненты внутренней среды организма, Состав крови" ( 8 класс)."
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiiapobiologhiinatiemukomponientyvnutriennieisriedyorghanizmasostavkrovi8klass"
    ["file_id"] => string(6) "265716"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450015400"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Тесты по теме "Внутренняя среда организма" "
    ["seo_title"] => string(48) "tiesty-po-tiemie-vnutrienniaia-srieda-orghanizma"
    ["file_id"] => string(6) "108071"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1403542954"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства