II. | Актуализа-ция знаний Цель: планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания 5-7 мин.) | На прошлом уроке вы закончили изучать тему «Обмен веществ и энергии». Некоторые из вас буду выполнять индивидуальные задания виде тестирования «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии»; карточки сделаны в отдельном документе, смотреть в папке «24 строение и функции почек» . Другие будут отвечать на мои вопросы на которые мы сейчас ответим. И так, внимание : 1. Биохимические реакции, которые приводят к образованию и обновлению структурных частей клеток и тканей. 2. В результате энергетического обмена с органических молекул добывается… 3. При распаде белков образовывается ядовитое вещество… 4. Основной источник энергии. 5. При их окислении образовывается вода, углекислый газ и большое количество энергии. 6. Для нормального протекания процессов обмена веществ необходима… 7. Рост костей зависит от обмена… 8. Химический элемент, который входит в состав гемоглобина. 9. Излишнее поступление витаминов. 10. В организме человека витамин А синтезируется с природного пигмента… 11. Его нехватка в организме сопровождается развитием тяжёлого заболевания – рахита. 12. При нехватке витаминов нарушается обмен веществ и развивается… 13. Отношение количества употребляемой воды к количеству выделяемой… 14. Необходимый элемент зубной эмали. 15. Необходимый компонент гормонов щитовидной железы. - Молодцы. С этим заданием справились хорошо. | 1. (Пластический обмен. ) 2. (Энергия. ) 3.( Аммиак. ) 4. (Углеводы. ) 5. (Жиры. ) 6. (Вода. ) 7. (Кальция и фосфора. ) 8. (Железо. ) 9. (Гипервитаминоз. ) 10. (Каротина. ) 11. (Витамин D. ) 12. (Авитаминоз, либо гиповитаминоз. ) 13. (Водный баланс. ) 14. (Фтор. ) 15. (Йод. ) |
III. | Изучение нового учебного материала Цель: сформировать знания о строении мочевыделительной системы; раскрыть особенности внешнего строения и локализации почек в организме; | - А сейчас мы приступаем к изучению новой темы «Строение и функции почек». Запишите тему в тетрадях. Учитель: Основной структурной единицей организма является клетка. Для её жизнедеятельности необходимы питательные вещества и кислород, которые в процессе ассимиляции и диссимиляции образуют энергетические вещества: белки, жиры, углеводы, а так же углекислый газ и вредные вещества. Белки, жиры, углеводы используются организмом для его построения. Энергия расходуется на жизнедеятельность организма, углекислый газ выделяется через дыхательную систему, а вредные вещества через органы выделения. Значит, постоянство состава внутренней среды поддерживается путем удаления конечных продуктов обмена и избытка других веществ через легкие, кожу и почки. Накопление во внутренней среде организма таких веществ может привести и его отравлению и гибели. Итак, основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы выделения: почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Составим схему строения мочевыделительной системы. Система органов выделения ( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2b7c6897-a74c-4d02-94be-fbf4bb96692e/%5BBIO8_07-39%5D_%5BIM_04%5D.swf ) Почки Мочеточник Мочевой пузырь Мочеиспускательный канал (Учитель, перечисляя, чертит схему на доске, затем так же показывает, используя, таблицу «парные почки», демонстрирует модели почек.) Почки являются основным органом мочевыделительной системы. У человека их 2, расположены на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. Величина каждой из них с кулак человека. Корковый слой П очки Мозговой слой Почечные пирамиды Нефрон Почечная лоханка (Учитель использует таблицу поперечный срез почки) Почка – система микроскопических почечных канальцев, начинаются в корковом слое почки двухслойной выполняет функцию фильтра. В капсулу входит артерия, имеющая большой диаметр, образуя в ней капиллярный клубочек, а выходит меньшего диаметра. (слайд 8) ( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008a3-1000-4ddd-e811-3100475d60aa/index.htm ) Почка состоит из 1 млн структурно-функциональных единиц нефронов. Нефрон образован капсулой, расположенной в корковом слое. От нее отходит извитой каналец первого порядка, который идет к мозговому слою, делает петлю, петля возвращается в корковое вещество и там образует извитой каналец второго порядка, впадающий в собирательную трубку. Собирательные трубки, сливаясь, открываются в полость лоханки. Канальцы оплетены густой сетью капиллярных сосудов. А теперь зарисуем строение нефрона. (слайд 10) В результате сплошного строения почек, образование мочи идет поэтапно. Выходящая из клубочка артерия значительно тоньше входящей, благодаря чему в клубочке создается большое давление крови, и из клубочка просачивается жидкая часть неочищенной крови, содержащая как полезные, так и вредные вещества. Образовавшаяся жидкость в полости почечной капсулы, содержащая полезные, органические вещества как глюкозу и вредные неорганические вещества: мочевину, мочевую кислоту, калий, натрий – называется первичной мочей. ( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008a4-1000-4ddd-67cb-0600475d60ab/14_005.swf ) Учитель: Запишем определение первичной мочи. Первичная моча – это жидкость, образовавшаяся в полости почечной капсулы, содержащая органические и неорганические вещества. Составим схему «Состав первичной мочи» ( слайд 11) П ервичная моча Органические вещества Вода Неорганические вещества: Мочевина, Мочевая кислота, калий, натрий Вывод: В состав первичной мочи входят как органические, так и не органические вещества. Учитель: Из почечной капсулы первичная моча поступает в почечный каналец. Его тонкие стенки всасывают из первичной мочи воду и некоторые растворенные вещества, такие как: сахар, всасывается мочевина, мочевая кислота. Значит, остаются те вещества, которые не нужны организму – вторичная моча. Запишем определение вторичной мочи. Вторичная моча – это жидкость, образовавшаяся из первичной, и содержащая неорганические вещества. Составим схему «Состав вторичной мочи». (слайд 13) В торичная моча Неорганические вещества: Мочевина, Вода мочевая кислота, калий, натрий. Вывод: В состав вторичной мочи входят только неорганические вещества и вода. Учитель: Ребята обратите внимание на таблицу «Состав первичной и вторичной мочи». Проанализируем эту таблицу.(слайд 12) Учитель: Ребята, перечислите вещества, находящиеся в плазме крови Учитель: Правильно! А какие вещества находятся в первичной моче? Учитель: Верно! За сутки первичной мочи образуется 150 литров. В чем особенности состава вторичной мочи? Учитель: Верно! За сутки вторичной мочи образуется всего 1,5 литра. Из таблицы видно, что содержание I и II мочи различно. Это обуславливается тем, что все питательные вещества всасываются почками, а вредные вещества выносятся из организма, именно вода обеспечивает вынос вредных веществ из организма. Итак, мы выяснили, что состав первичной и вторичной мочи различен, благодаря сложному строению почек. Даже вторичная моча проталкивается небольшими объемами в почечную лоханку, мочеточник, мочевой пузырь. Проталкивание мочи происходит за счет сокращения тонкого слоя гладкой мышечной ткани. В мочевом пузыре происходит дополнительное всасывание воды в кровь. Когда объем пузыря доходит до определенного предела, моча по короткому мочеиспускательному каналу выводится наружу через сфинктер. Сфинктер – это мышца округлой формы, образованная поперечно - полосатой тканью, которая находится под контролем высшего отдела ЦНС – коры больших полушарий головного мозга, поэтому человек способен сознательно задерживать мочеиспускание. Таким образом, мы выяснили, что почки играют очень важную роль в нашем организме. С их помощью происходит процесс выделения из организма ненужных веществ, образующихся при обменных процессах. | -Ученики записывают тему урока. Рисуют схему - «Систему органов выделения». - Рисуют нефрон -Схема «Первичная моча» -Схема «Вторичная моча» -Пишут вывод по всему уроку. Ученик: В плазме крови находятся такие вещества как: мочевина, мочевая кислота, глюкоза, калий, натрий. Ученик:В первичной моче находятся все те же вещества, которые находятся в плазме крови. Ученик: Во вторичной моче находятся мочевина, мочевая кислота, калий, натрий. Органический вещества отсутствуют. |